Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ТЕМА 3. БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание и основные черты бюджета как экономической категории

Бюджетное устройство и бюджетная система

Принципы построения бюджетной системы.

Содержание и основные черты бюджета как экономической категории

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная ее подсистема (бюджетная система). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено много­гранностью бюджета как явления.

В приложении к публичным финансам под бюджетом (от англ. budget— сум­ка, кошелек) традиционно понимается централизованный денежный фонд, фор­мируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответст­вующих органов власти (государственной, местной). Эта трактовка в наибольшей степени раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, его роль в общественном производстве. Бюджет в этом смысле — основа функ­ционирования государства в целом, его национально-государственных и админи­стративно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов госу­дарственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосре­доточивать их на решении важнейших задач экономического и социального ха­рактера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финан­совой политики.



Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджет любого государства включает одни и те же категории: налоги, займы, расходы и т.д., содержание которых не меняется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой. Данное обстоятельство позволяет определить бюджет как экономическую категорию.

Бюджет порожден самим фактором существования государства, современное государство не может существовать без бюджета. Имен­но в бюджете консолидируются все основные социально-экономичес­кие противоречия, накопившиеся в каждом обществе. Для их успешно­го разрешения необходимо иметь определенную совокупность знаний о самом понятии «бюджет», принципах построения бюджетной систе­мы государства, системе межбюджетных отношений, структуре дохо­дов и расходов бюджетов разных уровней, методике их формирования и организации исполнения, приоритетных направлениях бюджетной реформы.

В ряде исследований под термином «бюджет» понимается совокупность до­ходов и расходов, приведенная в определенную систему и приуроченная к оп­ределенному периоду времени. Так, известный финансист дореволюционной России Л. В. Ходский писал: «Под государственным бюджетом ... разумеют бюджетную роспись, т. е. роспись (со всеми приложениями) государственных расходов и предполагаемых для покрытия их доходов на определенный период времени, составленную (как проект) финансовым управлением, рассмотренную в законодательном учреждении и скрепленную (утвержденную) представителем верховной власти». Этот подход характеризует бюд­жет как финансовый план страны, который формируется и исполняется в уста­новленном порядке, представляет собой юридически оформленный документ (имеет силу закона), где в количественном выражении отражается процесс по­лучения и распределения государством денежных ресурсов. Составление и кон­троль за исполнением бюджета находятся в исключительной компетенции госу­дарственных органов власти.

Анализ показывает, что термином «бюджет» в экономической лите­ратуре одновременно обозначаются различные по своей природе объек­ты: «форма образования и расходования денежных средств для обеспе­чения функций органов власти»; «основной централизованный фонд денежных средств»; «основной финансовый план государства»; «со­вокупность... денежных отношений... как основной финансовый план... как важнейший финансовый регулятор...». При этом нередко не со­блюдается правило формальной логики: каждому определяемому объекту (отношению, предмету, документу) — свое собственное, толь­ко ему присущее определение и соответственно термин.

В «Толковом словаре современных бюджетных терми­нов» приведены два определения — бюджета и государственного бюдже­та. Бюджет — «общее название термина, обозначающего расчетную и ограничительную смету доходов и расходов, и их роспись за определен­ный период времени, утверждаемую соответствующим решением и под­лежащую исполнению индивидуальным или коллективным субъек­том». Как видим, акцент делается на бюджет как документ соответству­ющего содержания. Бюджет государственный — «система определенных денежно-распределительных отношений, регламентируемых государ­ственными органами власти, по поводу перераспределения части нацио­нального богатства для образования и расходования основного центра­лизованного фонда денежных средств государства».

Определяющая роль бюджета в социально-экономическом разви­тии страны предполагает необходимость строго аргументированной характеристики сущности бюджета. Очень четко дискуссионность выявления сущности бюджета объяснена Т.А. Поздняковой: «Слож­ность выяснения сущности бюджета прежде всего связана с тем, что данный термин используется для обозначения различных по своей природе явлений. Одно из них выражает совокупность особой сфе­ры финансовых отношений, обусловленной существованием основ­ного централизованного денежного фонда страны. Другое же связа­но с формой практического использования бюджетных отношений, с законодательным оформлением соответствующего финансового до­кумента, а потому относится к надстроечным отношениям».

Если следовать правилу, сформулированному выше, то бюджетом не следует называть документ, так как для последнего уже с давних пор использовались термины «роспись государственных доходов и расхо­дов», «государственная роспись», «смета доходов и расходов государст­ва», «баланс доходов и расходов». Правильнее было бы назвать этот документ бюджетным планом, в котором бюджет как система денежных отношений выражен количественно. Следовательно, составляется, рас­сматривается, утверждается и исполняется именно бюджетный план — важнейший финансовый документ страны. В процессе исполнения бюджетного плана образуется и используется бюджетный фонд — ос­новной государственный централизованный денежный фонд. Соблю­дение единого методологического подхода к терминологии можно про­иллюстрировать следующей схемой, где трем понятиям соответствуют три термина:

Предложенная трактовка основных терминологических понятий «бюджет», «бюджетный план» и «бюджетный фонд» достаточно ясна и понятна. Она логически вытекает из тех по­нятий, которые студенты уже усвоили при изучении общего теорети­ческого курса «Финансы». Тем не менее до настоящего времени в тео­рии финансов нет общепринятого мнения по этим вопросам. Многие положения теории финансов считаются общеизвестными лишь в ака­демических и университетских кругах, но не всегда воспринимаются практикой, хотя последняя и является «критерием истины». Это отно­сится и к законодательной деятельности в области бюджета, налогов, регулирования финансовых отношений. Терминологической путани­цей, к сожалению, грешат многие законодательные акты в области фи­нансов, но поскольку они уже приобрели силу закона, в последующих главах авторы вынуждены принять используемую в законах термино­логию.

Во всех государствах в результате деятель­ности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере матери­ального производства национальный доход проходит последова­тельно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании нацио­нального дохода играет бюджет. В процессе перераспределения на­ционального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

С сущностных позиций как экономическая категория, бюджет рассматрива­ется как система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением но поводу перераспределения НД в процессе образования и использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наибо­лее важных на данном этапе развития потребностей общества. Такой подход находит развитие в трактовках более прикладного характера.

Говоря о бюджете государства следует учитывать, что на практике в РФ существует отдельно ФБ. Бюджеты субъектов РФ, муниципальные бюджеты. Однако как экономическая категория они могут быть в единое целое и условно названы государственным бюджетом. Такое объединение возможно поскольку указанные бюджеты выполняют одинаковые функции. Их сущность и роль тождественны.

Учитывая выше сказанное можно дать следующее определение. Так, в бюджетном кодексе РФ (ст. 6) с позиции хозяйственной практики бюджет трактуется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного само­управления. В этом случае бюджет интерпретируется со стороны источников его формирования и тех конкретных форм, в которых осуществляется движе­ние (расходование) бюджетных средств, а также со стороны отношений, состав­ляющих суть этих процессов.

Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой систе­ме страны. Он выражает часть распределительных отношений меж­ду государством, с одной стороны, предприятиями и населением — с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период.

Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страны и его пере­распределением. Основными финансовыми методами перерас­пределения национального дохода являются:

1) образование и использование денежных накоплений (при­быть, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюджетные фонды);

2) организация налогов;

3) финансирование отраслей народного хозяйства;

4) формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.

Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помо­щью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы ддя содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономиче­ских задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как эконо­мическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредст­венно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инстру­мента проведения экономической и социальной политики.

Сущность любой экономической категории, в том числе и бюдже­та, проявляется в ее функциях. Под функциями финансов, отмечал Э. А. Вознесенский, следует понимать форму проявления общественно­го назначения.  Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие задачи:

1) перераспределение национального дохода;

2) государственное регулирование и стимулирование экономики;

3) финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;

4) контроль за образованием и использованием централизован­ных фондов денежных средств.

1.    Распределительная функция бюджета проявляется через фор­мирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и правления. В развитых странах через бюджеты разных уровней пе­рераспределяется от 30 до 50% национального дохода. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, эко­номические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и астных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии: 1) образование доходов бюджета; 2) использование бюджет­ных средств (расходы бюджета).

2.    В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.

Доходы бюджета — это экономические отношения между госу­дарством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и граж­данами — с другой. Одновременно с этим доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государ­ственной власти и местного самоуправления.

В процессе образования доходов бюджета происходит импера­тивное изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государ­ства с предприятиями и населением.

Бюджет активно участвует в распределении прибыли предпри­ятий и хозяйственных организаций. Существует известная зависи мость между формами и величиной изъятия в бюджет части прибы­ли предприятий и заинтересованностью последних в результатах работы. От того, насколько совершенны формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.

Расходы бюджета — это экономические отношения, возникаю­щие между государством, с одной стороны, организациями, учрежде­ниями и гражданами — с другой, в ходе использования централизо­ванных фондов денежных средств.

Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов го­сударство получает возможность обеспечивать денежными средст­вами общегосударственные потребности — ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство ква­лифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспе­чение обороноспособности страны.

3. Посредством бюджета национальный доход перераспределя­ется по территории, а также из производственной в непроизводст­венную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, об­разования, культуры, управления, обороны.

Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспре­деляются финансовые ресурсы между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития.

Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую оче­редь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, т.е. по­средством бюджета производится межтерриториальное и межотрасле­вое перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдают­ся интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.

Через государственный бюджет проходит финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые в свою очередь являются основой для развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем са­мым обеспечивает развитие производительных сил страны.

Все это позволяет координировать экономическую жизнь госу­дарства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы в народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усили­вает экономический потенциал государства.

Большую роль в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование. При помощи бюджет­ного регулирования осуществляется в широком масштабе меж­территориальное распределение средств, наделение необходимы­ми источниками доходов региональных и местных бюджетов, кото­рые являются финансовой базой территориальных органов власти, и тем самым укрепляется их связь со всей экономикой страны.

Велика роль бюджета в непроизводственной сфере, где он явля­ется главным источником финансирования. Именно через государ­ственный бюджет реализуется финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны.

4. Контрольная функция бюджета действует одновременно с распо­рядительной и предполагает возможность и обязанность государствен­ного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Первую функцию выполняют бюджетные доходы, включающие на­логи, займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег. При этом бюджетный фонд фор­мируется за счет доходов хозяйствующих субъектов (участников про­цесса общественного производства — физических и юридических лиц), полученных в результате первичного распределения чистого нацио­нального продукта: заработной платы рабочих и служащих, доходов лиц, работающих по найму, предпринимательской прибыли (про­мышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей), рен­ты, процентов.

Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от кон­кретных экономических условий (экономической конъюнктуры) каждой страны. Изменение структуры бюджетных доходов отража­ет изменения, связанные с динамикой экономических процессов. Так, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних свидетельствует о спаде производства, изменении соотношения между потреблением и накоплением в обще­стве. Очевидная особенность структуры доходов федерального бюд­жета — определяющий удельный вес налоговых доходов — около 80%. Основные налоги: налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и иные таможенные сборы и налоги, акцизы, налог на прибыль.

Вторая функция бюджета принадлежит конкретным целевым бюд­жетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйству­ющий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расхо­ды охватывают все отрасли и сферы хозяйства. Потребность в соблю­дении макроэкономических пропорций в народном хозяйстве предпо­лагает регулирование объемов бюджетного финансирования его от­дельных отраслей, социальной сферы, экономических регионов (административно-территориальных образований), различных форм собственности, отдельных хозяйствующих субъектов. Структура бюд­жетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем струк­тура бюджетных доходов.

Контрольная функция бюджета предполагает создание усло­вий для проведения контроля. Контрольная функция, подчеркивал Э.А. Вознесенский2, обусловливает возможность эффективного воз­действия государства на все экономические процессы. При этом кон­троль и контрольная функция - не идентичные (хотя и взаимосвязан­ные) понятия: первое выражает одну из важных сторон деятельнос­ти финансовых органов, второе представляет собой присущее финансам свойство, создающее объективную основу для существую­щего контроля.

Аспект Содержание аспекта
Бюджет как финансовая база государства Обеспечивает финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. выполнение государством возложенных на него функций
Бюджет как финансовый план Обеспечивает основные плановые показатели финансовой политики государства
С помощью бюджета государство регулирует экономические и социальные процессы Налоги, бюджетные расходы и другие финансовые инструменты позволяют регулировать накопление капитала, экспорт и импорт капитала, стимулировать НТП, выравнивание уровня развития

 




Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7