Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Организация бюджетных расходов




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В Бюджетном кодексе РФ (ст. 6 БК РФ) под расходами бюдже­та понимаются выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования де­фицита бюджета.

Расходы бюджета осуществляются с помощью бюджетного финан­сирования и кредитования.

Бюджетное финансирование: принципы, способы и реформы Основ­ной системой предоставления денежных средств предприятиям, ор­ганизациям и учреждениям на проведение мероприятий, преду­смотренных бюджетом, является бюджетное финансирование, осно­ванное на определенных принципах, характеризующееся специфи­ческими формами и методами предоставления средств.

Принципы бюджетного финансирования играют важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования. К ним относятся:

(1) получение максимального эффекта при минимуме затрат, бюджетные средства должны предоставляться лишь при ус­ловии обеспечения наибольшей результативности от их ис­пользования. Этот эффект может выражаться, с одной сто роны, в решении различных задач социально-экономичес­кого развития страны, а с другой — в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;



(2) целевой характер использования бюджетных ассигнований. Бюджетополучателям средства из бюджета перечисляются только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого прин­ципа препятствует неэффективному использованию бюд­жетных ассигнований;

(3) предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом исполь­зования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;

(4) безвозвратность бюджетного финансирования. Предоставле­ние средств без условия их обязательного возврата в бюджет;

(5) бесплатность бюджетного финансирования: выделение бюд­жетных средств без уплаты государству каких-либо доходов в виде процента или других видов оплаты ассигнований.

В практике бюджетных ассигнований используются два способа бюджетного финансирования:

(1) финансирование по системе «нетто-бюджет» — выделяется на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом;

(2) финансирование по системе «брутто-бюджет» — применя­ется для предприятий и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные средства предоставляются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных учреждений.

Указанные способы предоставления денежных средств осуществляются при помощи следующих форм бюджетного финансирования:

(1) ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

(2) средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых фи­зическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;

(3) трансфертов населению;

(4) ассигнований на реализацию органами местного самоуправ­ления обязательных выплат населению, установленных дей­ствующими законами и правовыми актами;

(5) ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

(6) ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами госу­дарственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов; субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

(7) межбюджетных трансфертов;

(8) инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

(10) средств на обслуживание долговых обязательств, в том чис­ле государственных или муниципальных гарантий. Важным элементом бюджетного финансирования являются ме­тоды предоставления средств из бюджета. С их помощью финансо­вые органы обеспечивают денежными средствами предусмотренные бюджетом мероприятия, осуществляют перераспределение средств в целях достижения других результатов их использования, регулируют складывающиеся пропорции в использовании финансовых ресурсов.

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обу­словленными разграничением полномочий федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и местного самоуправления, исполнение которых должно происходить за счет средств соответст­вующих бюджетов (ст.65).

Расходные обязательства — это обусловленные норма­тивным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Существуют также понятия, как денежные обязательства, публичные обязательства, публичные нормативные обя­зательства. (с.23)

Бюджетные обязательства – расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Бюджетные обязательства осуществляются посредством бюд­жетных ассигнований - предельных объемов денежных средств конкретного целевого назначения, предусмотренных в бюджетах на соответствующих год. К бюджетным ассигнованиям относятся расходы на:

• оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

• социальное обеспечение населения;

• предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

• выдачу субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), ин­дивидуальным предпринимателям, физическим лицам — про­изводителям товаров, работ, услуг;

предоставление межбюджетных трансфертов;

• предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечисле­ний субъектам международного права;

• обслуживание государственного (муниципального) долга;

• исполнение судебных актов по искам.

К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муни­ципальных) услуг относятся расходы на:

• выполнение функций бюджетных учреждений;

• выдачу субсидий автономным учреждениям;

• предоставление субсидий некоммерческим организациям, но являющимся бюджетными и автономными учреждениями;

• закупку товаров, работ и услуг для государственных (муници­пальных) нужд, в том числе в целях:

• оказания государственных (муниципальных) услуг физиче­ским и юридическим лицам;

• осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности;

• разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и спе­циальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборон­ного заказа;

• закупки товаров в государственный материальный резерв.

В основе бюджетных обязательств лежит государственное (муници­пальное) задание, которое должно содержать:

• выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам;

• определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;

• показатели, характеризующие качество и объем (состав) оказываемых государственных (муниципальных) услуг;

• порядок оказания государственных (муниципальных) услуг;

• предельные цены (тарифы) на оплату государственных (му­ниципальных) услуг в случаях, при оказании услуг на платной основе, либо порядок их установления;

• порядок контроля за исполнением задания, в том числе усло­вия и порядок его досрочного прекращения;

• требования к отчетности об исполнении задания.

В расходной части бюджетов предусматриваются резервные фонды органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ и мест­ного самоуправления. Средства резервных фондов используются т непредвиденные расходы, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

В 2008—2010 гг. из федерального бюджета финансируются сле­дующие мероприятия:

1) общегосударственные вопросы — общегосударственное управление; федеральная судебная система; международная дея­тельность; обслуживание и погашение государственного долга РФ; фундаментальные исследования;

2) национальная оборона;

3) национальная безопасность и правоохранительная деятель­ность;

4) национальная экономика — общеэкономические вопросы; топливо и энергетика; сельское хозяйство и рыболовство; транс­порт;

5) жилищно-коммунальное хозяйство;

6) охрана окружающей среды;

7) образование;

8) культура, кинематография и средства массовой информации;

9) здравоохранение и спорт;

10)социальная политика;

11)межбюджетные трансферты.

Аналогичные мероприятия финансируются совместно федераль­ным и региональными бюджетами. Распределение совместных расхо­дов Российской Федерации и субъектов РФ определяется Правитель­ством РФ.

Расходы федерального бюджета на 2008—2010 гг. в целом на­правлены на реализацию стратегических целей и приоритетов соци­ально-экономического развития России, определенных Посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ и Бюджетным посла­нием Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике РФ в 2008—2010 гг. Согласно им бюджетная стратегия на среднесрочную перспективу должна быть ориентирована на сле­дующее:

• содействие социальному и экономическому развитию РФ;

• обеспечение долгосрочной сбалансированности федерального бюджета;

• обеспечение устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен.

Утверждение трехлетнего бюджета создаст дополнительные фак­торы устойчивости экономики.

Структура расходов федерального бюджета на 2008—2010 гг. сформирована исходя из необходимости финансового обеспечения принятых решений по реализации крупных программ и проектов, имеющих общенациональное значение. При исполнении федераль­ного бюджета ассигнования, предусмотренные на финансирование указанных объектов, передаются региональным и местным бюдже­там в порядке межбюджетного регулирования.

При реализации федеральных целевых программ допускается финансирование из федерального бюджета закупок товаров для уч­реждений, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований.

Расходы федерального бюджета на 2008—2010 гг. сформирова­ны исходя из необходимости финансового обеспечения реализа­ции крупных программ и проектов, имеющих общенациональное значение.

К основным приоритетам бюджетной политики на 2008—2010 гг. относятся:

• повышение заработной платы в бюджетной сфере, увеличение денежного довольствия военнослужащих и повышение уровня пенсионного обеспечения;

• продолжение реализации приоритетных национальных проек­тов и демографической программы;

• развитие научно-технического потенциала, прежде всего в сфере нанотехнологий;

• значительное увеличение объемов финансирования националь­ной экономики и существенный рост расходов на создание и функционирование институтов развития.

В 2008 г. расходы федерального бюджета запланированы в сумме 6570,3 млрд. руб., что на 20,3%, больше 2007 г., или на Уровне 18,8% ВВП. В 2009 г. объем расходов установлен в сумме 7451,2 млрд руб., или 18,8% к ВВП, и в 2010 г. — 8089,9 млрд руб., или 18,0% к ВВП.

Характерной особенностью расходов федерального бюджета на 2008 г. и на период до 2010 г. является утверждение объема бюджет­ных ассигнований на исполнение публичных нормативных обяза­тельств. На 2008 г. эти ассигнования прогнозируются в сумме 1135,4 млрд руб., на 2009 и 2010 г. - 1347,9 млрд руб. и 1537,2 млрд руб. соответственно.

Более половины всех расходов раздела будет осуществляться в рамках федеральных целевых программ.

В трехлетнем бюджетном периоде планируется переход на совре­менные принципы осуществления государственных капитальных вложений и новые процедуры закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, что будет способствовать усилению ответственности органов исполнительной власти и бюд­жетных учреждений за результативность бюджетных расходов и по­вышение качества государственных и муниципальных услуг и в ко­нечном итоге должно обеспечить повышение эффективности и про­зрачности расходования бюджетных средств.

Свыше трети средств федерального бюджета направляется на межбюджетные трансферты, что ставит подавляющее большинство субъектов страны в зависимое положение от центра.

На протяжении последних лет прослеживается относительная стабильность тенденции темпов роста средств, направляемых на финансирование сугубо государственных функций (управление, международная деятельность, судебная власть), и снижения темпов расходов на производственный сектор государственной экономики (промышленность, сельское хозяйство). При этом резко выделяется повышение расходов на финансовую помощь бюджетам других уровней и снижение затрат средств на обслуживание госдолга, на­циональной обороны.

Вместе с тем следует отметить, что в федеральном бюджете на 2008—2010 г. не получил воплощение переход на метод «от управ­ления бюджетными средствами к управлению результатами», ос­новой которого является Концепция реформирования бюджетного процесса, принятая в 2004 г. Формирование проекта осуществлено в условиях отсутствия методик бюджетирования, ориентированно­го на результат, что не позволяет произвести точную оценку обос­нованности объемов ассигнований по отдельным направлениям использования бюджетных средств. Кроме этого, отсутствуют кри­терии оценки эффективности использования бюджетных средств. Особенностью структуры расходов федерального бюджета на 2008—2010 гг. является использование новой классификации, что не позволяет провести сопоставление объемов расходов по целевым статьям и видам расходов, а также затрудняет анализ измене­ния финансирования по отдельным направлениям.

Общефедеральная бюджетная ситуация года оказывает непо­средственное влияние на состояние бюджетов субъектов РФ.

Из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются общегосударственные расходы, в том числе:

• содержание органов власти субъектов РФ;

• обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

• выборы и референдумы субъектов РФ;

• реализация региональных целевых программ;

• международные и внешнеэкономические связи субъектов РФ;

• содержание и развитие региональных организаций;

• деятельность средств массовой информации субъектов РФ;

• помощь местным бюджетам;

• обеспечение отдельных государственных полномочий, переда­ваемых на муниципальный уровень, а также компенсация расходов, возникших в результате решений органов государ­ственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению расходов или уменьшению доходов местных бюджетов;

• другие расходы.

Основное место в расходах консолидированного бюджета субъ­ектов в 2006 г. занимали (в %): образование — 22,1, национальная экономика — 16,5, жилищно-коммунальное хозяйство — 15,8, здра­воохранение и физическая культура — 16,4, социальная политика — 11,7 и общегосударственные вопросы — 7,7.

Приблизительно аналогичную структуру расходов имеют регио­нальные бюджеты. Их главные отличительные особенности — фи­нансовая помощь бюджетам других уровней, составляющая свыше четверти расходов и целевые бюджетные фонды.

Специфика местных бюджетов заключается в высокой доле рас­ходов на образование и незначительной доле финансовой помощи первичным бюджетам.

Из местных бюджетов финансируются:

• органы местного самоуправления;

• формирование и управление муниципальной собственностью;

• местные организации социальной сферы;

• муниципальные органы охраны общественного порядка;

• муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство;

• муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

• благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

организация утилизации и переработки бытовых отходов (заисключением радиоактивных);

• муниципальные места захоронения;

• организация транспортного обслуживания населения и учреждений местного самоуправления;

• противопожарная безопасность;

• охрана окружающей природной среды;

• реализация целевых программ местного самоуправления;

• обслуживание и погашение муниципального долга;

• целевое дотирование населения;

• муниципальные архивы;

• муниципальные выборы и местные референдумы;

• прочие расходы.

 




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (114)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.025 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7