Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика сфер и звеньев финансовой системы РФ



2019-12-29 374 Обсуждений (0)
Характеристика сфер и звеньев финансовой системы РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




Финансовая система по формам формирования финансовых ресурсов, методах их использования, способах управления и контроля, как было сказано выше, подразделяется на две сферы. В России это централизованные (публичные) финансы и децентрализованные финансы.

Финансовая система РФ претерпела кардинальные изменения с распадом Советского Союза. До 1991 г. она включала: Финансы материального производства, финансы непроизводственной сферы и общегосударственные финансы (государственный бюджет СССР, имущественное, личное и иностранное страхование, государственный кредит).

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов, форм формирования финансовых ресурсов, методов их использования, способов управления и контроля финансовую систему принято подразделять на 2 сферы.  В России функционируют две сферы финансовой сис­темы: централизованные финансы (государственные или публичные финансы) и децентрализованные финансы (финансы организаций и финансы домохозяйств).

Состав финансовой системы РФ представлен на рисунке 1.

Финансовая система как форма организации денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно:

а) у хозяйствующих субъектов - финансы предприятий,

б) у населения - финансы домашних хозяйств

в) у государства и органов местного самоуправления - государственные и муниципальные финансы.

В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов); каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.

Существующие различия как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных подсистем финансовых отношений:

1) финансы организаций (хозяйствующих субъектов);

2) публичные финансы (государственные и муниципальные);

3) финансы домохозяйств.

Эти подсистемы в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов.

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, по­скольку именно в этой сфере формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджет­ные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем на­правляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих органи­заций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

Децентрализованные финансы объединяют финансы коммерческих и некомерческих предприятий (организаций), финансы домашнего хозяйства.

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финан­сам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, произво­дятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

От состояния финансов коммерческих организаций зависит общее финансовое положение Российской Федерации и, следова­тельно, выполнение всех намеченных экономических и социальных программ.

 

 

 

 


В условиях рыночной экономики финансовые отношения пред­приятий, организаций могут эффективно функционировать на ос­нове ряда принципов — самостоятельности в принятии хозяйст­венных решений, самофинансирования предпринимательской дея­тельности и др. Выполнение этих принципов обусловливает ста­бильность всей финансовой системы.

Главным источником производственного и социального разви­тия трудовых коллективов становится прибыль.

Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации. продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют про­изводственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы фи­нансового рынка — кредиты банков, эмиссию, облигации, депозит­ные сертификаты и прочие его инструменты.

Финансовые ресурсы коммерческих предприятий через бюджет­ную систему обеспечивают средствами непроизводственную сферу.

Некоммерческие организации (благотворительные и религиоз­ные, различные добровольные союзы, фонды и др.), создаваемые для достижения определенных конкретных целей, не ставят задачу получения прибыли. Их финансовые средства формируются за счет добровольных взносов и пожертвований, поступлений от учредите­лей, бюджетных средств и др. Поэтому финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владением» имуществом и т. п.

Особое место в системе децентрализованных финансов принад­лежит финансам домашнего хозяйства, которые имеют исключи­тельно важное значение в создании ВВП и НД и регулировании платежеспособного спроса страны. Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в форми­ровании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.

Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов обще­ства, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятий.

В свою очередь государственный бюджет СССР объединял союзный бюджет, государственные бюджеты союзных республик и государственный бюджет социального страхования. В союзном бюджете в 1970-1990 гг. концентрировались 52-50% общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходились 48-50%, из которых 35% находились в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% - в местных бюджетах.

Централизованные финансы – важная часть финансовой системы. Они находятся в собственности государства и в соответствии с Бюджетным кодексом, функционирующим с 1 января 2000 г., объединяются бюджетную систему (федеральный, региональные, местные бюджеты) и внебюджетные специальные фонды.

Действующая бюджетная система РФ, как любого федеративного государства, - трехуровневая. В ее состав по Конституции РФ входят бюджеты: федеральный, субъектов РФ (республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), местные (по Бюджетному Кодексу РФ – муниципальных районов и свод бюджетов городских и сельских поселений). Бюджеты являются финансовой основой управления государственных органов власти и органов местного самоуправления.

Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий.

В составе бюджетов могут создаваться целевые бюджетные фонды за счет целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений.

Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет - статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.

За счет финансовых ресурсов бюджетной системы обеспечивается структурная перестройка экономики, развитие науки и техники, повышение эффективности производства, военная реформа и реформа жилищно-коммунального хозяйства. В целом это должно способствовать стабильному росту жизненного уровня населения страны.

Бюджетной системе принадлежит решающая роль в межотраслевом и межтерриториальном перераспределении средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов.

Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ образуют консолидированный бюджет РФ, а бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований на его территории формируют консолидированный бюджет субъектов РФ.

Федеральному бюджету РФ принадлежит ведущая роль, он обеспечивает финансовыми ресурсами решение общенациональных задач. На его долю приходится 62% всех доходов консолидированного бюджета РФ (2004 г.).

В качестве самостоятельного звена в системе Централизованных финансов выделяются специальные внебюджетные фонды. Они начали функционировать с 1 января 1992 г. В начале 90-х годов насчитывалось свыше двух десятков внебюджетных фондов, которые подразделялись на экономические (дорожные, НИОКР и др.) и социальные. Начиная с 1999 г. они были консолидированы с федеральным бюджетом (а региональные внебюджетные фонды консолидированы с региональными бюджетами), и в настоящее время на центральном уровне сохранилось лишь три социальных внебюджетных фонда.

Эти фонды имеют строго целевое назначение: они предназначены для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей социальной инфраструктуры.

Среди внебюджетных социальных фондов важнейший — Пенсионный фонд. Он формируется за счет единого социального налога, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, полученных от собственных инвестиций. Средства фонда используются на выплату пенсий по воз­расту, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также пособий на детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. К внебюджетным социальным фондам относятся Фонд социального страхования, предназначенный главным образом для выплаты различных пособий, и Федеральный фонд обязательного медицинско­го страхования, призванные обеспечить охрану здоровья населения.

Федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных социальных фондов разрабатываются и утверждаются как федеральные законы.

Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты региональных внебюджетных фондов также утверждаются представительными органами субъектов Федерации, а местные бюджеты - местными органами самоуправления.

Децентрализованные финансысоставляют основу финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Они объединяют финансы коммерческих и некоммерческих предприятий (организаций) финансы домашнего хозяйства.

Решающую роль среди децентрализованных финансов играют финансы коммерческих предприятий, организаций, участвующие в создании всех денежных фондов страны. От их состояния зависит общее финансовое положение Российской Федерации и, следовательно, выполнение всех намеченных экономических и социальных программ.

В условиях рыночной экономики, финансовые отношения предприятий, организаций могут эффективно функционировать на основе ряда принципов (самостоятельности в принятии хозяйственных решений, самофинансируемой предпринимательской деятельности и др.). Выполнение этих принципов обуславливают стабильность всей финансовой системы. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.

Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка - кредиты банков, эмиссию, облигации, депозитные сертификаты и прочие его инструменты.

Финансовые ресурсы коммерческих предприятий через бюджетную систему обеспечивают средствами непроизводственную сферу.

Некоммерческие организации (благотворительные и религиозные, различные добровольные союзы, фонды и др.), создаваемые для достижения определенных конкретных целей, не ставят задачу получение прибыли. Их финансовые средства формируются за счет добровольных взносов и пожертвований, поступлений от учредителей, бюджетных средств и др.

Особое место в системе децентрализованных финансово принадлежит финансам домашнего хозяйства, которые имеют исключительно важное назначение в создании ВВП и НД и регулировании платежеспособного спроса страны.

Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятий.

Финансовая система, ее финансовые ресурсы находят свое отражение в доходной части сводного финансового баланса. Однако этот баланс охватывает не все финансовые ресурсы страны. Полностью включены лишь централизованные фонды - бюджеты и внебюджетные фонды. Финансовые ресурсы децентрализованных фондов представлены лишь прибылью и амортизационными отчислениями. Заемные средства, привлеченные инвестиции, поступления страховых возмещений, средства от штрафных санкций, денежные доходы и сбережения (финансовые ресурсы) домохозяйств не входят в сводный финансовый баланс.

По ориентировочным данным сводного финансового баланса, в настоящее время на долю централизованных финансовых ресурсов приходится около 60%, а на долю децентрализованных финансовых ресурсов — около 40%. Однако, если учесть доходы домохозяйств и более точные суммы финансовых средств предприятий, положение должно измениться в пользу децентрализованной сферы.

Финансовая система развитых зарубежных стран в основном ограничивается бюджетной системой с внебюджетными специальными фондами. В унитарных государствах (Великобритании, Франции, Японии) она включает государственный и местные бюджеты, а также внебюджетные специальные фонды, а в федеративных государствах (США, Германии, Швейцарии) помимо этих звеньев функционируют бюджеты субъектов федерации.

Все бюджеты изолированы друг от друга, нижестоящие бюджеты не включаются своими доходами и расходами в вышестоящие. Так, в США местные бюджеты относительно самостоятельны по отношению к бюджетам штатов, а последние — по отношению к федеральному бюджету. Ведущую роль играет федеральный бюджет, утверждаемый как закон, формируемый главным образом за счет налоговых поступлений и используемый на общенациональные цели. Местные бюджеты, связанные с федеральным бюджетом и бюджетом штатов через систему субсидирования, обеспечивают финансами главным образом социально-экономические цели.

Среди внебюджетных фондов решающее значение имеет Фонд национального страхования, предназначенный для оказания социальной поддержки населению. В большинстве стран они автономны.

 

 



2019-12-29 374 Обсуждений (0)
Характеристика сфер и звеньев финансовой системы РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика сфер и звеньев финансовой системы РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (374)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)