Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные методические подходы к разработке региональных и муниципальных программ создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов.



2019-12-29 192 Обсуждений (0)
Основные методические подходы к разработке региональных и муниципальных программ создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. 0.00 из 5.00 0 оценок




Министерство сельского хозяйства

Российской федерации

У Т В Е Р Ж Д А Ю Министр сельского хозяйства Российской Федерации ____________А.В.Гордеев    «28» апреля 2006 г.

Методика

 создания региональных и муниципальных программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов

 

 

Москва — 2006 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.................................................................................................................................................................................... 3

1. Основные методические подходы к разработке региональных и муниципальных программ создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов.    3

2. Предварительный (пилотный) этап........................................................................................................ 3

3. Подготовка региональных и муниципальных программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов....................................................... 3

3.1.  Структура региональных и муниципальных программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов...................................................................................................................................... 3

3.2.  Паспорт региональной (муниципальной) программы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов...................................................................................................................................... 3

3.3.  Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа................................... 3

3.3.1.   Состояние, тенденции и проблемы развития производства, переработки, сбыта, снабжения и обслуживания малых форм хозяйствования на селе.................................................................................................. 3

3.3.2.   Оценка предложения услуг малым формам хозяйствования................................................................ 3

3.3.3.   Оценка конкурентного предложения услуг со стороны некооперативного сектора..................... 3

3.3.4.   Анализ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов в регионе (муниципальном образовании).......................................................................................................................................................................... 3

3.3.5.   Оценка спроса на услуги сельскохозяйственных потребительских кооперативов........................ 3

3.3.6.   Возможные варианты решения проблемы.................................................................................................. 3

3.3.7.   Риски реализации программы......................................................................................................................... 3

3.4.  Основные цели, задачи и этапы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов        3

3.5.  Основные программные мероприятия........................................................................................................... 3

3.5.1.   Совершенствование правового обеспечения деятельности малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов......................................................................................... 3

3.5.2.   Развитие системы финансово-кредитной поддержки малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов..................................................................................................................................... 3

3.5.3.   Улучшение информационно-консультационного обслуживания и научного обеспечения............. 3

3.5.4.   Укрепление и развитие системы подготовки кадров для малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов......................................................................................... 3

3.5.5.   Создание системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов................................... 3

3.5.6.   Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов........... 3

3.5.7.   Мониторинг хода выполнения и достигнутых результатов выполнения программы................... 3

3.6.  Обоснование ресурсного обеспечения программы................................................................................ 3

3.7.  Механизм реализации программы................................................................................................................. 3

3.7.1.   Участники программы...................................................................................................................................... 3

3.7.2.   Механизм управления программой................................................................................................................ 3

3.7.3.   Механизм взаимодействия государственных заказчиков....................................................................... 3

3.8.  Оценка социально-экономической и экологической эффективности программы................ 3

3.8.1.   Описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы...................................................................................................................................................... 3

3.8.2.   Оценка вклада программы в экономическое развитие малых форм хозяйствования.................... 3

3.9.  График реализации программных мероприятий....................................................................................... 3

 

 

Введение

За годы рыночных преобразований крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства населения, индивидуальные предприниматели, малые сельскохозяйственные организации (далее - «малые формы хозяйствования»), их союзы и ассоциации, кооперативы стали неотъемлемой частью сельской экономики и народного хозяйства в целом. Завершение этапа становления деятельности малых форм хозяйствования требует решения новых задач его развития, определения стратегии, соответствующей новым потребностям экономического развития страны.

Ряд проблем малых форм хозяйствования по организации производства и переработки сельскохозяйственной продукции могут быть успешно решены путем развития их кооперации и интеграции.

В настоящее время можно выделить следующие факторы, сдерживающие развитие кооперации и интеграции сельских товаропроизводителей по производству и реализации продукции, материально-техническому снабжению и оказанию услуг:

- несовершенство уже установленных правовых, организационно-экономических и социальных механизмов кооперирования и интегрирования сельскохозяйственных товаропроизводителей в области производства и реализации продукции, материально-технического снабжения и сбыта продукции, оказания транспортных услуг и услуг по проведению полевых и уборочных работ;

- низкий уровень доходов малых форм хозяйствования, не позволяющий им обеспечить необходимый стартовый капитал для создания и деятельности кооперативов;

- недоступность банковских кредитов, слабое развитие интегрированных систем оказания финансовых услуг малым формам хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

- отсутствие квалифицированных кадров и механизма их поиска, подготовки и закрепления;

- низкий уровень информированности сельских тружеников о преимуществах кооперации;

- низкий уровень правовой культуры на селе, практическое отсутствие информированности населения о законодательных условиях деятельности;

- высокий уровень недоверия населения к любым создаваемым структурам, вследствие чего наблюдается инертность, нерешительность, нежелание вкладывать средства в какие бы то ни было проекты.

В силу указанных выше и других факторов назрела необходимость разработки целевых программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, осуществление которых способствовало бы облегчению доступа малых форм хозяйствования к рынкам сбыта готовой продукции, снабжению материально-техническими ресурсами, услугам по выполнению полевых и транспортных работ, капиталу, информации и т.д.

В настоящее время практически нет опыта разработки региональных и муниципальных программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Анализ разработки других региональных и муниципальных программ показывает, что отсутствие методических рекомендаций по их разработке приводит к тому, что степень проработки одних и тех же вопросов, глубина исследования проблем, формирование целей и задач, результативных показателей одной и тоже проблемы значительно различаются по регионам (муниципальным образованьям). Это создает трудности для оценки степени их выполнения и достижения запланированных показателей. Для устранения указанных выше причин, а также обеспечения единого подхода регионов (муниципальных образований) к разработке целевых программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов возникает необходимость подготовки методических рекомендаций по их разработке. 

       Настоящие методические рекомендации разработаны по заказу Министерства сельского хозяйства РФ в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Методические рекомендации подготовлены с учетом «Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», определенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. №594 с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 12.01.1996 г. №11, от 25.12.2004 г №842.

При разработке настоящих рекомендаций учтены приоритетные направления государственной политики, определенные в Послании Президента Российской Федерации Федеративному Собранию Российской Федерации, Бюджетном послании Президента Российской Федерации, долгосрочной стратегии и среднесрочной программе социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации, основные положения Концепции развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов и т.д.

Разработчиком программы является коллектив ГНУ Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова Россельхозакадемии, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), кафедра «Агроэкономики» экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, представители ряда сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

       Рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления, осуществляющих заказ на разработку региональных и муниципальных целевых программ, управление ими, контроль за ходом их реализации, оценку достижения целей их реализации и т.д., руководителей и исполнителей организаций, выполняющих заказ на разработку программ, исполнителей программ и других заинтересованных лиц.

       Методика разработки программ включает в себя требования, предъявляемые к структуре программы, содержание и методику написания каждого раздела программы, расчета различных показателей, определяющих основные ее параметры, систему управления ходом ее реализации, мониторинга выполнения программных мероприятий и другие материалы. В приложении приводится подробный перечень показателей, которые могут быть использованы при разработке программ. Если у разработчиков возникнут проблемы с получением полного перечня информационных материалов, отраженных в приложении, то они могут воспользоваться сбором только части показателей.

       При недостатке ресурсов для оценки проблем, решаемых программно-целевым методом в объеме, показанном в данной методике, разработчикам программ рекомендуется использовать имеющиеся статистические данные и экспертные оценки руководителей и специалистов разных уровней управления АПК, общественных (АККОР и др.) и других организаций.

 

Основные методические подходы к разработке региональных и муниципальных программ создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

 

Под программой понимается намеченный к планомерному осуществлению, объединенный единой целью и приуроченный к определенным срокам комплекс взаимосвязанных задач и адресных мероприятий социального, экономического, научно-технического, производственного, организационного характера с указанием используемых ресурсов и источников их получения, участников и исполнителей, достигаемых результатов, системы управления и контроля. Целевые программы должны обладать специфичностью, достижимостью, измеряемостью и привязаны к временному графику.

Специфичность программы заключается в том, что она должна соответствовать компетенции заказчика программы, т.е. вопросы, решаемые программой, входят в перечень проблем, за решение которых несет ответственность заказчик, не дублировать в значительной степени другие программы или мероприятия, как на федеральном, так и на региональном уровнях, включая проекты, осуществляемые в частном или некоммерческом секторах экономики.

Достижимость программы заключается в том, что цели должны быть потенциально достижимы.

Измеряемость программы означает, что поставленные в программе цели не только могут быть потенциально достижимы, но их можно измерить и существует возможность проверки достижения цели.

Привязка к временному графику означает, что должны быть установлены сроки достижения цели и этапы реализации программы с определением соответствующих целей.

Целевые программы разрабатываются для решения отдельных комплексных проблем, имеющих для региона (муниципального образования) важное значение. Такие программы бывают краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными.

При разработке программы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов рекомендуется учитывать следующие базовые положения:

- малые формы хозяйствования являются полноправным и неотъемлемым элементом современного АПК и сельской экономики и их развитие служит одной из основ формирования «среднего» класса – гаранта политической стабильности государства и социально ориентированной рыночной экономики;

- потенциал малых форм хозяйствования может быть реализован в полной мере при условии постоянного совершенствования форм и методов их интегрирования и кооперирования, государственной поддержки, тесного взаимодействия с другими организациями АПК и других секторов экономики, привлечения к осуществлению программы органов управления разного уровня, фондов, кооперативов, центров занятости населения, организаций, предпринимателей и всего сельского сообщества, средств массовой информации;

- при разработке способов и механизмов решения существующих проблем программа развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов должна опираться на достижения, полученные в ходе реализации предыдущих программ, и учитывать существующие федеральные и региональные программы поддержки малых форм хозяйствования, развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, сельских территорий и других программ, но не дублировать их;

- наибольший эффект достигается при концентрации ресурсов на ограниченной территории, т.е. создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов на тех территориях, где осуществлялись и осуществляются другие целевые программы, обеспечивающие оптимальные условия для деятельности малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

- существует дефицит квалифицированных кадров и в регионах и муниципальных образованьях для работы в сельскохозяйственных потребительских кооперативах;

-   средства федерального, регионального и муниципального бюджетов лимитированы;

-    ресурсы малых форм хозяйствования ограничены и не могут обеспечить стартовые условия для создания потребительских кооперативов;

- сельскохозяйственные потребительские кооперативы должны находиться в пределах разумной досягаемости для членов кооператива;

- создаваемые сельскохозяйственные потребительские кооперативы некоторых направлений, например, по переработке продукции, ремонту техники, могут обслуживать несколько муниципальных образований.

- эффективно действующие системы рыночной инфраструктуры поддержки и обслуживания малых форм хозяйствования должны быть сохранены и объемы оказания ими услуг малым формам хозяйствования, по возможности, расширены;

- ресурсы крупных сельскохозяйственных организаций и предпринимателей должны быть привлечены в сферу обслуживания малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Работу по созданию программы, учитывая отсутствие опыта разработки региональных и муниципальных программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, опыта создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов различного назначения, рекомендуется разбить на два этапа:

I этап – предварительный (пилотный), на котором органы управления АПК в регионах инициируют создание «пилотных» сельскохозяйственных потребительских кооперативов, проводят организационную работу по распространению на них мер поддержки, содержащихся в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК», вносят поправки в действующие программы развития АПК по стимулированию деятельности кооперативов;

II этап – подготовка региональных (муниципальных) программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

 



2019-12-29 192 Обсуждений (0)
Основные методические подходы к разработке региональных и муниципальных программ создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные методические подходы к разработке региональных и муниципальных программ создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)