Основные методические подходы к разработке региональных и муниципальных программ создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Министерство сельского хозяйства Российской федерации
Методика создания региональных и муниципальных программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов
Москва — 2006 г.
СОДЕРЖАНИЕ Введение.................................................................................................................................................................................... 3 1. Основные методические подходы к разработке региональных и муниципальных программ создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. 3 2. Предварительный (пилотный) этап........................................................................................................ 3 3. Подготовка региональных и муниципальных программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов....................................................... 3 3.1. Структура региональных и муниципальных программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов...................................................................................................................................... 3 3.2. Паспорт региональной (муниципальной) программы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов...................................................................................................................................... 3 3.3. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа................................... 3 3.3.1. Состояние, тенденции и проблемы развития производства, переработки, сбыта, снабжения и обслуживания малых форм хозяйствования на селе.................................................................................................. 3 3.3.2. Оценка предложения услуг малым формам хозяйствования................................................................ 3 3.3.3. Оценка конкурентного предложения услуг со стороны некооперативного сектора..................... 3 3.3.4. Анализ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов в регионе (муниципальном образовании).......................................................................................................................................................................... 3 3.3.5. Оценка спроса на услуги сельскохозяйственных потребительских кооперативов........................ 3 3.3.6. Возможные варианты решения проблемы.................................................................................................. 3 3.3.7. Риски реализации программы......................................................................................................................... 3 3.4. Основные цели, задачи и этапы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов 3 3.5. Основные программные мероприятия........................................................................................................... 3 3.5.1. Совершенствование правового обеспечения деятельности малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов......................................................................................... 3 3.5.2. Развитие системы финансово-кредитной поддержки малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов..................................................................................................................................... 3 3.5.3. Улучшение информационно-консультационного обслуживания и научного обеспечения............. 3 3.5.4. Укрепление и развитие системы подготовки кадров для малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов......................................................................................... 3 3.5.5. Создание системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов................................... 3 3.5.6. Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов........... 3 3.5.7. Мониторинг хода выполнения и достигнутых результатов выполнения программы................... 3 3.6. Обоснование ресурсного обеспечения программы................................................................................ 3 3.7. Механизм реализации программы................................................................................................................. 3 3.7.1. Участники программы...................................................................................................................................... 3 3.7.2. Механизм управления программой................................................................................................................ 3 3.7.3. Механизм взаимодействия государственных заказчиков....................................................................... 3 3.8. Оценка социально-экономической и экологической эффективности программы................ 3 3.8.1. Описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы...................................................................................................................................................... 3 3.8.2. Оценка вклада программы в экономическое развитие малых форм хозяйствования.................... 3 3.9. График реализации программных мероприятий....................................................................................... 3
Введение За годы рыночных преобразований крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства населения, индивидуальные предприниматели, малые сельскохозяйственные организации (далее - «малые формы хозяйствования»), их союзы и ассоциации, кооперативы стали неотъемлемой частью сельской экономики и народного хозяйства в целом. Завершение этапа становления деятельности малых форм хозяйствования требует решения новых задач его развития, определения стратегии, соответствующей новым потребностям экономического развития страны. Ряд проблем малых форм хозяйствования по организации производства и переработки сельскохозяйственной продукции могут быть успешно решены путем развития их кооперации и интеграции. В настоящее время можно выделить следующие факторы, сдерживающие развитие кооперации и интеграции сельских товаропроизводителей по производству и реализации продукции, материально-техническому снабжению и оказанию услуг: - несовершенство уже установленных правовых, организационно-экономических и социальных механизмов кооперирования и интегрирования сельскохозяйственных товаропроизводителей в области производства и реализации продукции, материально-технического снабжения и сбыта продукции, оказания транспортных услуг и услуг по проведению полевых и уборочных работ; - низкий уровень доходов малых форм хозяйствования, не позволяющий им обеспечить необходимый стартовый капитал для создания и деятельности кооперативов; - недоступность банковских кредитов, слабое развитие интегрированных систем оказания финансовых услуг малым формам хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов; - отсутствие квалифицированных кадров и механизма их поиска, подготовки и закрепления; - низкий уровень информированности сельских тружеников о преимуществах кооперации; - низкий уровень правовой культуры на селе, практическое отсутствие информированности населения о законодательных условиях деятельности; - высокий уровень недоверия населения к любым создаваемым структурам, вследствие чего наблюдается инертность, нерешительность, нежелание вкладывать средства в какие бы то ни было проекты. В силу указанных выше и других факторов назрела необходимость разработки целевых программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, осуществление которых способствовало бы облегчению доступа малых форм хозяйствования к рынкам сбыта готовой продукции, снабжению материально-техническими ресурсами, услугам по выполнению полевых и транспортных работ, капиталу, информации и т.д. В настоящее время практически нет опыта разработки региональных и муниципальных программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Анализ разработки других региональных и муниципальных программ показывает, что отсутствие методических рекомендаций по их разработке приводит к тому, что степень проработки одних и тех же вопросов, глубина исследования проблем, формирование целей и задач, результативных показателей одной и тоже проблемы значительно различаются по регионам (муниципальным образованьям). Это создает трудности для оценки степени их выполнения и достижения запланированных показателей. Для устранения указанных выше причин, а также обеспечения единого подхода регионов (муниципальных образований) к разработке целевых программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов возникает необходимость подготовки методических рекомендаций по их разработке. Настоящие методические рекомендации разработаны по заказу Министерства сельского хозяйства РФ в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Методические рекомендации подготовлены с учетом «Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», определенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. №594 с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 12.01.1996 г. №11, от 25.12.2004 г №842. При разработке настоящих рекомендаций учтены приоритетные направления государственной политики, определенные в Послании Президента Российской Федерации Федеративному Собранию Российской Федерации, Бюджетном послании Президента Российской Федерации, долгосрочной стратегии и среднесрочной программе социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации, основные положения Концепции развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов и т.д. Разработчиком программы является коллектив ГНУ Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова Россельхозакадемии, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), кафедра «Агроэкономики» экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, представители ряда сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления, осуществляющих заказ на разработку региональных и муниципальных целевых программ, управление ими, контроль за ходом их реализации, оценку достижения целей их реализации и т.д., руководителей и исполнителей организаций, выполняющих заказ на разработку программ, исполнителей программ и других заинтересованных лиц. Методика разработки программ включает в себя требования, предъявляемые к структуре программы, содержание и методику написания каждого раздела программы, расчета различных показателей, определяющих основные ее параметры, систему управления ходом ее реализации, мониторинга выполнения программных мероприятий и другие материалы. В приложении приводится подробный перечень показателей, которые могут быть использованы при разработке программ. Если у разработчиков возникнут проблемы с получением полного перечня информационных материалов, отраженных в приложении, то они могут воспользоваться сбором только части показателей. При недостатке ресурсов для оценки проблем, решаемых программно-целевым методом в объеме, показанном в данной методике, разработчикам программ рекомендуется использовать имеющиеся статистические данные и экспертные оценки руководителей и специалистов разных уровней управления АПК, общественных (АККОР и др.) и других организаций.
Основные методические подходы к разработке региональных и муниципальных программ создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Под программой понимается намеченный к планомерному осуществлению, объединенный единой целью и приуроченный к определенным срокам комплекс взаимосвязанных задач и адресных мероприятий социального, экономического, научно-технического, производственного, организационного характера с указанием используемых ресурсов и источников их получения, участников и исполнителей, достигаемых результатов, системы управления и контроля. Целевые программы должны обладать специфичностью, достижимостью, измеряемостью и привязаны к временному графику. Специфичность программы заключается в том, что она должна соответствовать компетенции заказчика программы, т.е. вопросы, решаемые программой, входят в перечень проблем, за решение которых несет ответственность заказчик, не дублировать в значительной степени другие программы или мероприятия, как на федеральном, так и на региональном уровнях, включая проекты, осуществляемые в частном или некоммерческом секторах экономики. Достижимость программы заключается в том, что цели должны быть потенциально достижимы. Измеряемость программы означает, что поставленные в программе цели не только могут быть потенциально достижимы, но их можно измерить и существует возможность проверки достижения цели. Привязка к временному графику означает, что должны быть установлены сроки достижения цели и этапы реализации программы с определением соответствующих целей. Целевые программы разрабатываются для решения отдельных комплексных проблем, имеющих для региона (муниципального образования) важное значение. Такие программы бывают краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. При разработке программы развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов рекомендуется учитывать следующие базовые положения: - малые формы хозяйствования являются полноправным и неотъемлемым элементом современного АПК и сельской экономики и их развитие служит одной из основ формирования «среднего» класса – гаранта политической стабильности государства и социально ориентированной рыночной экономики; - потенциал малых форм хозяйствования может быть реализован в полной мере при условии постоянного совершенствования форм и методов их интегрирования и кооперирования, государственной поддержки, тесного взаимодействия с другими организациями АПК и других секторов экономики, привлечения к осуществлению программы органов управления разного уровня, фондов, кооперативов, центров занятости населения, организаций, предпринимателей и всего сельского сообщества, средств массовой информации; - при разработке способов и механизмов решения существующих проблем программа развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов должна опираться на достижения, полученные в ходе реализации предыдущих программ, и учитывать существующие федеральные и региональные программы поддержки малых форм хозяйствования, развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, сельских территорий и других программ, но не дублировать их; - наибольший эффект достигается при концентрации ресурсов на ограниченной территории, т.е. создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов на тех территориях, где осуществлялись и осуществляются другие целевые программы, обеспечивающие оптимальные условия для деятельности малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов; - существует дефицит квалифицированных кадров и в регионах и муниципальных образованьях для работы в сельскохозяйственных потребительских кооперативах; - средства федерального, регионального и муниципального бюджетов лимитированы; - ресурсы малых форм хозяйствования ограничены и не могут обеспечить стартовые условия для создания потребительских кооперативов; - сельскохозяйственные потребительские кооперативы должны находиться в пределах разумной досягаемости для членов кооператива; - создаваемые сельскохозяйственные потребительские кооперативы некоторых направлений, например, по переработке продукции, ремонту техники, могут обслуживать несколько муниципальных образований. - эффективно действующие системы рыночной инфраструктуры поддержки и обслуживания малых форм хозяйствования должны быть сохранены и объемы оказания ими услуг малым формам хозяйствования, по возможности, расширены; - ресурсы крупных сельскохозяйственных организаций и предпринимателей должны быть привлечены в сферу обслуживания малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Работу по созданию программы, учитывая отсутствие опыта разработки региональных и муниципальных программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, опыта создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов различного назначения, рекомендуется разбить на два этапа: I этап – предварительный (пилотный), на котором органы управления АПК в регионах инициируют создание «пилотных» сельскохозяйственных потребительских кооперативов, проводят организационную работу по распространению на них мер поддержки, содержащихся в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК», вносят поправки в действующие программы развития АПК по стимулированию деятельности кооперативов; II этап – подготовка региональных (муниципальных) программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |