Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В рамках ОКЭС должна активно обсуждаться и тема экологии – мораторий на вылов осетровых, а также меморандумы и проекты технологического сотрудничества.



2019-12-29 228 Обсуждений (0)
В рамках ОКЭС должна активно обсуждаться и тема экологии – мораторий на вылов осетровых, а также меморандумы и проекты технологического сотрудничества. 0.00 из 5.00 0 оценок




Особого внимания заслуживает рассмотрение политических аспектов создания и деятельности ОКЭС. По мнению ряда представителей постсоветских западно-ориентированных элит каспийских стран, ОКЭС ставит государства-участники в ситуацию выбора: «быть заодно с Россией» или остаться «в стороне». Вместе с тем, такие взгляды далеки от реальности. ОКЭС должна позиционироваться как «не жесткая» организация, в отличие от ЕврАзЭС или ОДКБ. Поэтому обсуждаемый как серьезный геополитический выбор является скорее ложным посылом, а риска оказаться «под влиянием России» просто не существует.

К тому же, эту дилемму естественным образом нейтрализует возможное участие в организации Ирана. Трудно будет сказать, что Иран вступает в ОКЭС для того, чтобы «быть заодно с Россией». Это также является одной из причин необходимости вовлечения Иран в данную организацию. Хотя, видимо, именно этот факт может стать наибольшим раздражителем для США.

Впрочем, США в период президентства Обамы видимо не станут сильно препятствовать созданию этой организации. Поэтому сейчас конъюнктура для создания ОКЭС в целом благоприятна. В тоже время возвращение республиканцев (а оно весьма вероятно, учитывая масштабное падение рейтингов Обамы в последнее время) возможно создаст определенное поле напряжение в столицах ОКЭС, мешающее развитию продуктивного сотрудничества. Поэтому, время упускать крайне рискованно.

В целом, у ОКЭС просматривается два основных формата для существования. Первый – на основе постсоветской тройки Россия-Казахстан-Азербайджан. Такой вариант позволит сэкономить время на долгих и сложных согласованиях с обычно несговорчивыми Тегераном и Ашхабадом. Это сделает процесс создания более быстрым и менее проблемным в переговорном плане. Не даст повода американцам к проявлению ревности в отношении иранского вопроса. В то же время, исключение Ирана из переговорного процесса в целом осложняет отношения внутри «каспийской пятёрки», потенциально стимулирует напряжение в регионе, а также делает будущую организацию (а вместе с тем и регион) более подверженной внешнему влиянию. 

Второй вариант – вовлечение в состав организации сразу всей «каспийской пятёрки». Такой вариант стратегически лучше. Необходимо понимать, что включение в ОКЭС Ирана фактически открывает постсоветским государствам Каспия выход в регион Персидского залива, как через развитие общих экономических программ, так и через фактор фактического повышения уровня региональной стабильности.

В то же время, такой вариант гораздо сложнее в реализации и способен спровоцировать вопросы на Западе. Однако представляется, что политика практически всех прикаспийских государств в значительной степени носит в настоящее время вторичный характер по отношению к тем глобальным трендам, которые задаёт Запад. Проще говоря, Москва, Астана, Баку и Ашхабад ставят себя в добровольную зависимость от мнения США и других западных держав, по поводу того, какой должна быть ситуация в том, или ином регионе мира (включая Каспий). Причём данная зависимость во многом носит нерациональный характер, так как она не обоснована реальными рычагами влияния Запада на страны региона, а также не приносит практически никаких ощутимых дивидендов. Что касается западных компаний, разрабатывающих нефть и газ, то они пришли бы в регион в любом случае. Показательным в этом контексте является пример Китая, где идеологические и геополитические разногласия отнюдь не мешают западным компаниям активно работать в этой стране. Таким образом, подобная политика является, по сути, или следствием субъективного выбора правящих классов, или не вполне адекватной оценкой ситуации и перспектив её развития. Проще говоря, та степень зависимости от мнения Запада, в которую сегодня поставлена внешняя политика постсоветских государств, во многом является надуманной и излишней. От этой ситуации в долгосрочной перспективе в любом случае необходимо уходить.

 

Задачи участников ОКЭС

Цель ОКЭС – более тесное экономическое сотрудничество стран-участниц, свободное передвижение товаров, капиталов, граждан, социально-экономическая модернизация и экономическая интеграция каспийских государств.

Опасность фрагментации и растягивания организации к источникам глобальных геополитических сил должна быть снята, в первую очередь, связкой Россия-Казахстан. Москва и Астана сочетают возможность вести дискуссии и влиять на своих западных партнеров, при этом частично перенимая опыт модернизации и социального устройства западного мира. В то же время эти два лидера способны взаимодействовать «на равных» с Китаем, получая выгоды от его экономического роста и, если в этом будет необходимость, ограничивая продвижение Пекина в регион.

Страны ОКЭС сближает и то, что они заинтересованы в обеспечении своих интересов во внешних проектах развития глобального рынка энергоносителей. Именно ОКЭС могла бы дать шанс уйти от того, чтобы постоянно становится жертвой политики в стиле «разделяй и властвуй», которую достаточно эффективно применяют в регионе различные внешние силы. К примеру, крайне полезной могла бы оказаться выработка общей стратегии развития (модернизации) региона, с целью превращения его в межрегиональный центр инновационного роста для «каспийской пятёрки». Численность населения государств, входящих в ОКЭС, составляет порядка 230 млн. человек. Регион сказочно богат ресурсами, имеет мощную производственную базу, квалифицированную рабочую силу.

Пока всё здесь вращается вокруг добычи и транспортировки нефти и газа. Даже транзитный потенциал развивается очень медленно. Но, оставаясь исключительно сырьевым, не вкладывая деньги в развитие инноваций и инфраструктуры, регион в исторической перспективе обречён на застой. А Каспийское море станет гнилым, закрытым водоёмом, переполненным отходами былого производства.       

В связи с этим, деятельность ОКЭС целесообразно концентрировать на социально-экономическом аспекте интеграции, не акцентируя внимание на вопросах политики и обороны. По крайней мере, на первом этапе. Такой подход обоснован тем, что в списке участников половина государств имеют взаимные пограничные претензии (Иран-Азербайджан, Иран-Туркмения, Туркмения-Азербайджан).

Увязанные экономические интересы, каспийская идентичность (отсутствие конфронтационной идеологии, толерантная психология населения, близкий социально-экономический и хозяйственный уклад) должны оказать положительное объединяющее воздействие на отношения этих государств. Другой особенностью ОКЭС в сравнении с другими региональными и субрегиональными группировками станет ставка на три «опоры» каспийской политики: торговое, гуманитарное и транспортное сотрудничество. Это требует закрепления в Уставе и документах организации.

Для повышения роли ОКЭС, превращения ее в полноформатную международную региональную организацию при сохранении каспийской идентичности необходимо:

- ориентировать мероприятия различного формата, проводимые в рамках ОКЭС на создание условий для конкретных деловых начинаний, на выдвижение предложений и проектов, связанных с реальным сектором экономики каспийского пространства, стимулирующих внутренние реформы и интеграцию экономик;

- эффективно содействовать скоординированному развитию транспортной инфраструктуры в регионе, развитию МТК «Север-ЮГ», состыковке трансевропейских и азиатских транспортных магистралей, формированию Каспийского транспортного кольца;

- предпринимать усилия по подготовке скоординированного развития скоростных автомагистралей вокруг Каспийского моря;

- содействовать развитию пассажирского и паромного сообщения между портами каспийского бассейна, а также развитию внутренних водных путей, связывающих Каспий с мировым океаном;

- использовать сотрудничество в рамках ОКЭС для ускорения процесса синхронизации энергосистем стран региона, последовательно продвигать предложения по усилению взаимодействия энергосетей с перспективой создания регионального электроэнергетического рынка;

- содействовать развитию атомной энергетики, а также развивать усилия по внедрению в экономику региона систем возобновляемых источников энергии (солнечные- и ветроэлектростанции);

- содействовать развитию в регионе взаимной торговли и инвестиционного сотрудничества с использованием положительно зарекомендовавших себя механизмов партнерства государства и частного сектора;

- поддерживать сотрудничество в сфере телекоммуникаций и развитие производств современных средств связи на платформе региональных производителей (ГЛОНАСС, а также компьютеры и мобильные системы связи производства стран «пятерки»);

- способствовать научно-техническому обмену в регионе. Разрабатывать проекты и создавать условия для возникновения в регионе современных инновационных производственных комплексов;

- содействовать развитию региональных связей в области туризма;

- укреплять сотрудничество со всеми международными организациями, занимающимися вопросами защиты и восстановления биоресурсов Каспийского моря. Предотвращать и уменьшать загрязнения впадающих в него рек;

- поддерживать комплексные исследования последствий изменения климата на Каспии, динамики сейсмической активности, а также изменений береговой линии моря.



2019-12-29 228 Обсуждений (0)
В рамках ОКЭС должна активно обсуждаться и тема экологии – мораторий на вылов осетровых, а также меморандумы и проекты технологического сотрудничества. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В рамках ОКЭС должна активно обсуждаться и тема экологии – мораторий на вылов осетровых, а также меморандумы и проекты технологического сотрудничества.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)