Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИСТИННОСТЬ И РАЦИОНАЛЬНОСТЬ



2019-12-29 197 Обсуждений (0)
ИСТИННОСТЬ И РАЦИОНАЛЬНОСТЬ 0.00 из 5.00 0 оценок




Истинность описаний и рациональность предписаний. Что является конечной целью познания – описания или предписания? Любое ли правильное знание истинно? Описывающее знание истинно или ложно. Предписывающее знание рационально или нерационально

Важно различать истину и истинность. Истина – это описание, соответствующее своему предмету. Истинность – это соответствие описания своему предмету. Истинность - это отношение подобия, сходства, одинаковости.

Относительная истина – это неполное и не во всем верное знание о предмете. Картина мира, которую создает ученый, всегда не закончена.

Абсолютная истина – это абсолютно полное и абсолютно верное знание о предмете. Это сверхцель любого познания, к которой знание асимптотически приближается.

Конкретность истины. Мир состоит из смешанных предметов. В одних условиях они обнаруживают одни свои свойства, в других – прямо противоположные. Строго говоря, никакой предмет мы не вправе назвать золотым. В одних обстоятельствах смешанный предмет ведет себя как золото, в других – срабатывает примесями. Следовательно, только в границах, в которых он обнаруживает свои свойства золота, мы вправе считать истинным утверждение «Это золото». Следовательно, назвать эмпирическое знание истинным можно лишь указав условия, в которых его предмет обнаруживает именно то свойство, которое оно описывает.

Другой аспект проблемы. Любое реально существующее знание неполно и представляет собой смесь истины и заблуждения. Но есть интервал, в котором оно обнаруживает только истинность, и интервал, в котором выступает лишь его ошибочность. Лишь зафиксировав этот интервал, можно называть знание истинным или ложным.

Объективность истины. Ошибочных высказываний о предмете возможно сколько угодно. Истинное высказывание – только одно. Чтобы понять, что это так, нужно различить предмет и объект познания. Содержание предмета познания не зависит от воли субъекта. Следовательно, и истинное описание этого предмета, поскольку оно соответствует предмету, не зависит от нее. Я могу изменить мое истинное знание любым образом. Но как только я сделаю это, оно перестанет соответствовать предмету и, следовательно, быть истинным. Пока оно остается истинным, его содержание зависит от предмета, а не от моего желания. Даже когда большинство советских людей считало Сталина гением всех времен и народов, он оставался государственным преступником.

Истинность и достоверность. Истинным знание делает его соответствие предмету, достоверным – его соответствие критериям истины.   

Критерии истины.

Внутренняя непротиворечивость.

Ясность и отчетливость

Очевидность.

Изящество, красота.

       Экономность. 

То, что окупается.

Критерий практики.      

Правда и ложь. Говорить правду – значит говорить то, во что веришь. Можно ли, говоря правду, на самом деле говорить ложь?

Рациональность предписания – тоже соответствие знания действительности, но другого рода.Истинность – бинарное отношение, Рациональность – тернарное, трехместное. Рациональным предписание делает соответствие не только действительности, но и потребностям людей.

Предписание содержит правило, по которому осуществляются практические действия. Оно рационально, если соответствует 1) желаниям человека; 2) законам действительности и 3) уровню познания и практики. Именно в этом смысле, например, действия профессионального шофера соответствуют дорожной обстановке.

                                   МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ

Обобщение – переход от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. Если это более общее понятие уже известно (переход от современного понятия «свет» к понятию «электромагнитное излучение»), обобщение называют формальным, если оно открывается впервые (открытие Максвеллом электромагнитной природы света) – содержательным. Формальное обобщение – это поэтапное отбрасывание из содержания понятия информации о все более общих признаках, что ведет к уменьшению его содержания и росту его объема: человек – примат – млекопитающее – животное – предмет – объект.

Содержательное обобщение и индукция. Содержательное обобщение – вид открытия. Первая задача открытия – обнаружить новый признак, скажем, электромагнитный характер видимого света. Вторая - определить, какой части предметов фиксированного класса он присущ. Эта вторая задача решается полной, неполной или научной индукцией. Следовательно, в любое открытие индукция входит как составная часть. Если выясняется, что признак (например, электромагнитная природа) присущ не только всем предметам фиксированного класса (например, видимому свету), но не только им, открытие этого признака называют обобщением.

Пример. Есть класс излучений: радиоволны, инфракрасное излучение, видимый свет, ультрафиолетовое излучение, рентгеновское излучение, гамма-излучение, альфа- и бета-излучение. На одном примерен - видимого света открыт новый признак: электромагнитный характер. Задача индукции – ответить на вопрос, какой части класса излучений он присущ? Ответ: всем, за исключением альфа и бета излучения. Альфа-излучение – поток атомов гелия (два протона и два нейтрона), бета-излучение – поток электронов и протонов. В науке обобщение ценится очень высоко, поскольку позволяет применить его результаты на практике к большему количеству объектов, чем раньше.

Ограничение - процедура, обратная обобщению - переход от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом, например, от понятия «электромагнитное излучение» к понятию «свет». Применение информации обо всем классе к одному из его подклассов. Знание, что свет – это электромагнитное излучение, позволяет более профессионально оперировать с ним.

Абстрагирование. Исключение из сферы внимания части уже известного содержания предмета. Чтобы абстрагироваться от чего-то это что-то нужно знать. Иначе не от чего будет абстрагироваться. Отсюда следует, что абстрагирование не дает нового знания.

Формальное обобщение предполагает, что все признаки исследуемого объекта, например, Наполеона нам известны и упорядочены в проядке возрастания степени их общности: Наполеон – император – француз – человек - млекопитающее – предмет – объект. Формальное обобщение достигается абстрагированием от все более общих признаков данного предмета. Но абстрагирование и обобщение – не синонимы: переход от понятия «разумное бесперое двуногое» к понятию «бесперое двуногое» является абстрагированием, но не обобщдением.

Различают абстрагирование от объекта и абстрагирование объекта: абстрагирование от размеров тела (материальная точка) и абстрагирование именно размеров тела.

Сравнение. «Все познается сравнением». Познавательный акт, в результате которого констатируются отношения между явлениями, в простейшем случае – отношения сходства и несходства, в более сложных - отношения зависимости. Отсюда следует, что все определенности бытия – это отношения. Если этот вывод принять, то поговорка «Все познается сравнением» верна. Если считать, что не все свойства можно истолковать как отношения, то ее нужно сузить: сравнением познаются не все определенности бытия, а только отношения.

Идеация и идеализация

Чистые и смешанные объекты. Все реальные объекты представляют собой смесь исследуемого и постороннего содержания, Объекты, содержащие исследуемое содержание в чистом виде, называют чистыми. Чистые объекты существуют лишь в воображении. В реальном пространстве-времени их нет. Нет, например, предмета, который состоял бы только из атомов меди. Объекты, которые наряду с исследуемым включают и постороннее содержание, называют смешанными. «Смешанный объект» и «чистый объект» – фундаментальные философские категории. Об этом свидетельствует уже тот факт, что для обозначения процедуры преобразования смешанного объекта в чистый существует чуть ли не полдюжины терминов: «идеация», «идеализация», «абсолютизация», «выделение предмета в чистом виде», «предельный переход». Наша задача - рассмотреть сходство, различие и взаимосвязь смешанных и чистых объектов, и на этой основе понять смысл двух процедур – идеации и идеализации.

Их значение для науки заключается в том, что именно с введенной Галилеем идеализации, которую поэтому называют галилеевской идеализацией, ведет свою родословную наука в современном смысле слова.

Смешанный объект можно представить как единство контрадикторных противоположностей, А и не-А. Смоделируем все логически возможные соотношения А и не-А на отрезке числовой оси от минус до плюс единицы:

- 1_________0________+ 1

                                                                                                                                                                               

Плюс единице поставим в соответствие предмет, состоящий из А в чистом виде (например, предмет, состоящий только из атомов меди), минус единице – предмет, содержащий в чистом виде не-А (не содержащий ни одного атома меди), а бесконечному множеству точек между -1 и +1 – предметы, воплощающие все возможные комбинации А и не-А.

При чисто умозрительном подходе представляется очевидным, что только чистую медь, соответствующую +1, мы вправе называть медью и только вещество, не содержащее ни одного атома меди и соответствующее -1, - немедью. Только эти объекты, соответствующие двум крайним точкам на нашей числовой модели, могут быть предметом теории. А все бесконечное множество объектов, соответствующих бесконечному множеству точек между - 1 и + 1, является предметом лишь смешанного, эмпирического, нетеоретического знания. В класс предметов чистой науки этот смешанный объект можно включить лишь после того, как одна из двух контрадикторных противоположностей, А, будет выделена в чистом виде. В истории познания два решения этой задачи использовались идеация и идеализация. Эти процедуры часто отождествляют, но они не только различны, но и, в известном смысле, противоположны.

1. Идеация. Надежда получить нужную противоположность в чистом виде сопровождала человечество на всем протяжении его истории. Уже первобытные люди мечтали найти абсолютно съедобные растения, абсолютно надежных союзников, идеальных, имеющих готовые ответы на все вопросы вождей, и т.д. Об этом же мечтали и ученые: Аристотеля, Галилея и Ньютона интересовало движение, полностью лишенное трения, химиков-теоретиков – абсолютно чистое вещество, физиков-теоретиков - абсолютно черное тело, поглощающее все падающее на него электромагнитное излучение, создателей компьютеров – абсолютно чистый полупроводник и т.д.

Но реально создать объекты, содержание которых исчерпывалось бы лишь одной из двух контрадикторных противоположностей, не удавалось. И люди нашли выход: создали их в воображении. Такая процедура называется идеацией и отличается от идеализации – истолкования реального, «этого»,  объекта как чистого. Когда девушка создает образ идеального юноши, она осуществляет акт идеации, когда она видит воплощение этого образа в конкретном человеке, она осуществляет акт идеализации. Процедура идеации использовалась уже в религиозных мифах: ад, рай, Бог Сатана и т.д. – это классические примеры идеации. Наиболее широкого применения идеация получила в науке.

Но поскольку у первых ученых не было возможности осуществить ее на основе исследования реальных вещей, ее выдумывали: когда Аристотеля спрашивали, что произойдет с движущимся телом, если исчезнет трение, он говорил: оно мгновенно приобретет бесконечно большую скорость. Переход от идеации ex verbum к идеации ex res произошел в 17 веке. Эту гносеологическую революцию совершил Галилей. Именно поэтому современную науку называют галилеевской.

Галилей обсуждал тот же вопрос, что и Аристотель: что произойдет с движущимся телом, если устранить трение, т.е. если реально выделить пространственное перемещение в чистом виде? Но, в отличие от Аристотеля, он искал ответ не в словах, а в эксперименте: выстилая пергаментом желоба, по которым катал шары, он реально уменьшал трение. При этом он, конечно, не надеялся устранить его полностью. Ему важно было выявить тенденцию, которая, как оказалось, состояла в том, что по мере уменьшения трения тело двигалось все дальше и все равномернее. Затем Галилей поставил тот же вопрос, что и Аристотель: что произойдет, если трение исчезнет? Ответ оказался качественно отличным от аристотелевского: тело будет двигаться равномерно и прямолинейно. Именно этот продукт идеации ex res и описывает механика Ньютона.

2. Идеализация. У каждого смешанного объекта существует интервал, в границах которого он, взаимодействуя с другим объектом, ведет себя как одна как чистый. Например, сплав, состоящий из золота лишь на 37,5 %, - как, идеальное, абсолютное золото. Трактовка реального, «этого», смешанного объекта как чистого называется его идеализацией, а интервал, в котором она правомерна, - интервалом идеализации (абсолютизации, выделения предмета в чистом виде). Продукт идеации находится на платоновском небе, продукт идеализации можно держать в руках. Оставаясь строго в границах интервала идеализации, мы получаем возможность не только применять чистую теорию в практических действиях со смешанным объектом, но и разрабатывать ее на основе экспериментов со смешанным, но идеализированным объектом. В последнем случае смешанный объект рассматривается как экземплификация чистого объекта.

3. Практическая идеализация. Как мы видели, идеация ex res начинается с практического устранения контрадикторной противоположности из исследуемого объекта и заканчивается окончательным устранением ее в воображении. Но одновременно с этим воображаемым выделением нужной противоположности в чистом виде продолжалась и практическая деятельность по ее реальному выделению: выплавлялись все более чистые металлы, из которых получали все более чистые сплавы (бронзу, латунь, сталь и т.д.), появлялись овощи и фрукты, содержащие все больше полезных компонентов и все меньше примесей т.д. В реальном выделении нужных противоположностей в чистом виде сегодня достигнуты фантастические результаты: выращиваются кристаллы, которые современными средствами невозможно отличить от математически правильных, гироскопы на магнитной подвеске вращаются в космосе годами и т.д. Но окончательно эта сверхцель практической деятельности человечества недостижима в принципе. Например, пространственное перемещение, полностью лишенное трения, исключается законом возрастания энтропии. Чистые объекты, содержание которых исчерпывается одной из контрадикторных противоположностей, навсегда останутся чистыми теоретическими сущностями, а реальные объекты - единством противоположностей. Предмет теоретического знания никогда не сольется с предметом эмпирического. Для применения теории на практике всегда придется использовать идеализацию.

Аналогия

От греч. Analogia – соразмерность, пропорция. Термин употребляется в двух смыслах: для обозначения отношения между объектами и для обозначения особой познавательной процедуры.

1. Аналогия – это отношение сходства между разнородными объектами: человек и дробь. Сходство между элементами одного класса по классообразующему признаку аналогией не является. Близким к аналогии является понятие подобия.

 2. Аналогия – это вывод на основе сходства разнородных объектов, перенос знания, полученного при изучении одного объекта, на другой, инородный объект. Пример – выводы о волновой природе звука и света.

При использовании аналогии различают признаки сходства и переносимый признак:

а имеет признаки А.В.С.

в имеет признаки А.В.С.Д.

а, вероятно, имеет признак Д.

 Все научные открытия получены через аналогию.

Аналогия – не демонстративный, а вероятностный вывод, она не дает достоверного знания. Две области применения аналогии: при исследовании наблюдаемых объектов, и в эксперименте, где в качестве основы для аналогии используется естественный или искусственно созданный объект и проводятся практические действия с ним. Понятие аналогии является ключевым для теории моделирования.

                                                      МОДЕЛИРОВАНИЕ

При выводе по аналогии исследованный объект, знание о котором переносят на исследуемый объект, находят в природе. При моделировании – создают специально. Такой объект называют моделью.

Моделирование – средство получения информации о предмете, на основе оперирования с его моделью - предметом, специально созданным и подобным исследуемому, но более удобным для изучения. Модель – конструкция, изоморфная или гомоморфная моделируемой системе.  

Виды моделирования: предметное, математическое, знаковое. Предметное моделирование иногда - просто уменьшение размеров – самолеты, электростанции. Иногда – замена материального носителя – электрический ток вместо потоков воды. Между моделью и оригиналом может быть отдаленное сходство: пространственные модели могут моделировать и непространственные отношения – диаграммы роста доходов.

Математическое моделирование основано на тождестве математической формы разных законов природы. Это исследование физического процесса путем опытного изучения какого-либо явления другой физической природы, но описываемого теми же математическими соотношениями, что и моделируемый процесс – механические и электрические колебания.

Три вида моделей: изоморфные, гомоморфные и созданные по методу черного ящика.

Изоморфизм. Греч. изос – одинаковый, морфе – форма. Одно-однозначное соответствие между элементами двух систем, отношениями между ними и преобразованиями внутри них. Здесь каждому элементу оригинала ставится в одно-однозначное соответствие единственный элемент модели, а каждому отношению между элементами оригинала – единственное отношение модели. Изоморфные модели часто невозможны и еще чаще нерациональны.

Гомоморфизм: гр. омос – равный. Гомоморфная модель – это система, частично воспроизводящая моделируемую систему (оригинал). Одно-многозначное соответствие. Пример - географическая карта. Перенос знаний в одну сторону.

                 

 ФОРМАЛИЗАЦИЯ

      Преобразование содержательного знания в формализованную теорию (ФТ). Открывает возможность получить выводы из посылок, не обращаясь к их конкретному содержанию. Аксиомы и теоремы ФТ должны рассматриваться как цепочки бессодержательных символов, из которых по фиксированным правилам получают новые цепочки символов.



2019-12-29 197 Обсуждений (0)
ИСТИННОСТЬ И РАЦИОНАЛЬНОСТЬ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИСТИННОСТЬ И РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)