Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Текст в экспозиции школьного музея



2019-12-29 261 Обсуждений (0)
Текст в экспозиции школьного музея 0.00 из 5.00 0 оценок




Необходимой частью подготовки экспозиций и выставок школьных музеев является подбор и составление текстов. Существенные черты музейного предмета могут остаться незамеченными, непонятыми рядовым посетителем. Сколько бы посетитель ни рассматривал выставленный предмет, он не может обнаружить так называемую скрытую информацию, которая лежит за пределами зрительного восприятия и извлекается лишь в результате всестороннего изучения предмета. С этой целью в экспозицию включаются письменные тексты разного характера и назначения, а иногда и комментарии, записанные на магнитофонную пленку. Правильное использование текстов обогащает содержание экспозиций и повышает ее воздействие.

Тексты в экспозиции представляют собой целостную и систематически организованную совокупность заголовков к разделам и темам, аннотаций, этикеток, указателей. Не будучи экспонатами, они являются вспомогательным элементом экспозиции, выступают в служебной функции и занимают подчиненное положение по отношению к музейному предмету. Однако роль их при этом остается чрезвычайно существенной.

Роль текста в экспозиции и требования к его составлению

Необходимость включения текста в экспозицию обусловлена тем, что музейный предмет обладает двумя уровнями коммуникативности. Первый уровень характеризует информацию, которая выражается через внешние признаки предмета (цвет, объем, фактура, утилитарное назначение) и обычно не требует специального комментария. Второй соотносится с признаками, которые скрыты для непосредственного восприятия (это среда бытования предмета, его связь с историческими фактами, с общественными событиями) и могут быть раскрыты только с помощью комментария.

В процессе восприятия экспозиции на посетителя воздействует как визуальная информация (предметная основа экспозиции), так и вербальная (система текстов). Их взаимодействие позволяет полностью раскрыть значение музейного предмета, прочесть "музейное сообщение".

Система текстов создается в ходе проектирования экспозиции с учетом того, что они должны быть ясными, однозначными и доступными для всех. Ведь это особая форма общения музея с посетителем, а поэтому текст должен заключать в себе всю необходимую информацию, быть понятным, а иногда и эмоционально воздействующим. Безупречность научного содержания должна сочетаться в нем с точностью и предельной краткостью формулировок. В то же время при составлении текстового комментария к экспозиции необходимо учитывать многоплановость музейной экспозиции. Поэтому комментарий может содержать сведения, которые необходимы для всех, равно как и те, которые заинтересуют лишь часть посетителей.

И все же, как подчеркивают специалисты, одним из важнейших требований, определяющих подход к тексту, является лаконизм. Это соответствует современному экспозиционному стилю, который отмечен строгим отбором экспонатов, выделением наиболее значимых фрагментов экспозиции, а также редких, уникальных музейных предметов.

Говоря о требовании лаконизма музейного текста, следует подчеркнуть, что процесс чтения в музее особенно труден. Это объясняется значительным напряжением, связанным с рассмотрением экспонатов. Посетитель с трудом воспринимает ту текстовую информацию, которую легко усвоил бы при чтении печатного материала (т.е. будучи не посетителем музея, а читателем). Поэтому перегрузка экспозиции текстовым материалом только снижает ее познавательное значение. Исследования показали: чем больше текстов, тем меньше прочитывают посетители.

Внимание к тексту зависит от интереса посетителя к экспозиционному материалу. Знакомство с экспозицией строится, как правило, по принципу "от предмета к тексту", который должен активизировать возникший интерес, дать определенное направление пониманию увиденного, настроить на детальное рассмотрение. Однако часто посетитель встречает в экспозиции комментарий, который никак не раскрывает своеобразия экспозиционного материала и поэтому не способствует его восприятию. Приведем примеры:

Письмо старшего сержанта И.В. Сергеева родителям.

Таково содержание этикетки. Однако письмо написано Сергеевым за несколько часов до гибели, и эту важную информацию необходимо было отразить в тексте.

Другой пример. В экспозиции школьного музея представлены книги В.М. Шукшина и к ним дается лаконичная этикетка:

Книги В.М. Шукшина.

Уместно, однако, было бы дополнить эту этикетку сведениями о том, что книги были переданы женой Василия Макаровича Л. Федосеевой-Шукшиной при посещении школьного музея.

 

Составляя комментарий, экспозиционеры, к сожалению, часто ориентируются на экскурсанта, которому текстовой комментарий по существу не нужен, игнорируя тех, кто смотрит музей самостоятельно. Авторы экспозиции не выделяют в текстовом комментарии то, что определяет специфику экспоната, а это приводит к некоей "зашифрованности" экспозиции и значительно усложняет процесс ее восприятия. Одиночный посетитель не может оценить истинное значение экспоната, комплекса, понять содержание экспозиции в целом. Таким образом, лаконизм не является лишь синонимом краткости. Он проявляется в умении коротко сказать о главном, сделать необходимый смысловой акцент.

В то же время часто текст содержит избыточную, недостаточно соотнесенную с экспозиционным материалом информацию. Это приводит к замене показа комментированием: текст утрачивает свою музейную специфику. Подобное явление сопровождается, как правило, длиннотами (вплоть до текстовых повторов), обилием цифрового материала, стилистическим подчинением текста языку газетной полосы.

Лаконизм текста предполагает, что внимание посетителя должно быть направлено на те стороны материала, которые определяют его место в системе экспозиции. Сравним две этикетки к моделям.

 



2019-12-29 261 Обсуждений (0)
Текст в экспозиции школьного музея 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Текст в экспозиции школьного музея

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)