Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Музейный праздник в школе



2019-12-29 310 Обсуждений (0)
Музейный праздник в школе 0.00 из 5.00 0 оценок




Школьные музеи сегодня очень разные – по профилю, тематике, жанру, видам деятельности. Одни музеи сосредотачивают свое внимание на историко-краеведческих исследованиях, другие посвящают экспозиции военной тематике, третьи – истории и развитию народных ремесел и художественных промыслов. На базе школьных музеев функционируют фольклорные коллективы, театры моды, кружки и клубы по интересам. Но на чем бы ни была сосредоточена деятельность актива школьного музея, есть нечто общее, что объединяет ее в процессуальном смысле. За музейными буднями следуют праздники.

Потребность самовыражения в обрядовом праздничном действе, сменяющем трудовые (в нашем случае – учебные) будни известна человечеству с незапамятных времен, сопутствует его истории и известна каждому народу. Игра и праздник - одна из универсалий человеческой культуры, сфера деятельности, обеспечивающая высокую эффективность и гармоническое развитие личности. Игровая праздничная культура – показатель культурного развития и одна из форм связи поколений, она многолика и многозначна. Праздник – это один из способов передачи информации, учебно-тренировочная деятельность, разрядка, отдых, дополнение бытия, общение и свобода, т.е. все то, что так необходимо человеку. В народных праздниках и обрядах всегда была велика роль игры, перевоплощения, знаковости, которой наделялись на этот отрезок времени самые обычные предметы и действия. Их игры выросли музыка, поэзия, танец, театр.

Итак, игровая праздничная традиция – механизм развития культуры, фактор становления личности, элемент творчества. Самостоятельность, выключенность из обыденного мира, «инобытие» игры создают питательную почву для саморазвития. Находящийся внутри процедур игрового приобщения к культурному наследию зритель-участник праздника оказывается включенным в новое коммуникативное пространство культуры.

Музейный праздник – это комплексная форма культурно-образовательной деятельности, основанная на различных приемах активизации аудитории, усиливающих эмоциональное воздействие благодаря театрализации, игре, применению особой атрибутике, ритуалам. Он проводится по предварительно разработанному сценарию при участии актива школьного музея, различных самодеятельных кружков, добровольных помощников. Музейный праздник носит массовый характер, в нем широко используются музейные предметы и коллекции, он может проводиться как внутри школы, так и вне ее стен.

По тематике музейные праздники делятся на фольклорные (обычно приуроченные к календарным датам), литературные, военно-исторические, профессиональные или подводящие итог работы, например, кружка, студии и пр. Школьные музейные праздники по сути своей можно назвать комплексными: в них переплетаются элементы фольклора, истории, литературы, отчета о проделанной работе. Праздник может включать подготовку отчетных выставок, проведение конкурсов и викторин, костюмированные номера и театрализованные представления.

Праздник требует сценария. Слово «сценарий» (от итальянского scinario) – это план драматического произведения, список действующих лиц с указанием время их выхода на сцену, краткое изложение литературного произведения с указанием моментов оформления.

Музейный сценарий – событийная схема, которая определяет, каким образом раскрывается тема (идея) праздника, какие персонажи (люди, мифические и сказочные герои, музейные предметы) должны участвовать в событии, какие социальные роли они играют, когда и какие дополнительные художественные приемы (музыкальная, световая партитура) и объекты используются, какова последовательность действий и каковы причинные связи между ними. В сценарии определяется общая структура праздника: начало-завязка, кульминационные моменты, конец-развязка. Сценарий обобщает событийную схему и служит руководством к действию. Он задает определенное направление, обозначает основных исполнителей и этапы (акты) праздничного действа. Схема, прописанная в сценарии, отнюдь не исключает творческую составляющую, импровизационную суть праздника, цель которого  приобщение всех присутствующих к праздничной культуре.

Каков бы ни был масштаб праздника (общешкольным, классным и пр.), важно, чтобы процесс его подготовки и проведения имел в своей основе определенную последовательность и логику. Определим основные этапы подготовки и проведения праздничного действа.

Подготовительный этап

Подготовка праздника начинается с его рекламы в школьной печати, радио, на пресс-конференциях, где и вербуются участники и помощники, с освещения условий будущих конкурсов и викторин. Рекламную акцию берет на себя актив музея и администрация школы.

Организовать музейный праздник может и небольшая группа людей, но для того, чтобы он удался, следует четко распределить ответственных за определенные участки работы каждого.

Для организации праздника понадобятся:

ü Организатор (менеджер) проекта осуществляет общее руководство проектом, связь с шефами, координирует работу всех основных участников (и дублеров), отвечает за график всех работ и проведение репетиций, за рекламу, создает коллектив добровольных помощников, дежурных по празднику.

ü Сценарист пишет сценарий праздника.

ü Художник отвечает за оформление: визуальный ряд праздничного действа и элементы костюмов главных персонажей, а также афиша, пригласительный билет, эмблема, Свето-звукорежиссер придумывает и обеспечивает музыкальное и световое оформление праздника, отвечает за подготовку «живой» музыки и работу всех технических средств.

ü Представитель прессы освещает все этапы подготовки и проведения праздника в школьной печати, берет интервью у команд, отвечает на праздничных выпуск школьной газеты.

ü Фотограф-кинорепортер фиксирует все этапы подготовки и проведения праздника на фото- или кинопленку, участвует в подготовке праздничного выпуска школьной газеты, фотомонтажа. Обеспечивает возможность работы фотоателье во время самого праздника.

ü Организатор конкурсов и викторин занимается подготовкой вопросов для конкурсов, а также мест их проведения и призов.

Выбор темы и сбор необходимых материалов

Каждый член команды принимает участие в сборе необходимой информации по своему профилю: литературная, историческая (научная) подоснова, фольклорный и песенный материал, стихи, проза, музыкальная и световая партитура праздника, элементы художественного оформления (иллюстративный материал, образцы костюмов).

Очень важно максимально задействовать в празднике музейный материал. «Персонажами» праздника могут быть не только живые герои, но и самые разнообразные предметы, которые в контексте праздника приобретают символическое значение и знаковый характер. В истории культуры сущ5ствуют отработанные материальные механизмы приобщения к культуре путем разрушения стереотипов будничной повседневности. Один из них – «контекст ритуала», который и может быть задействован в праздничном действе: ритуал посвящения в друзья музея, ритуал открытия и закрытия праздника, и пр. Язык вещей в ритуале занимает исключительное место. Обычные музейные предметы или их «заменители», сделанные руками учащихся, могут приобретать значение знака-символа: например, полотенце, платок, самодельная кукла, солдатская пилотка, цветок, зеленая ветка.

На основе всех предложений командой проводится «мозговой штурм» - предлагаются идеи, интересные сюжетные ходы, эпизоды, «приколы», а также эмблема, девиз будущего праздника.

 

Работа над сценарием

На основе отобранных участниками команды материалов и результатов «мозгового штурма» пишется сценарий праздника. В основу сценария может быть положена событийная схема любого литературного мероприятия, собственный оригинальный текст, текст, составленный по принципу «капустника» и пр. Сценарий – это конкретизированный и детализированный ПЛАН действий, включающий название праздника, перечень основных действующих лиц, основных эпизодов праздника. Каждый из эпизодов расписывается по ролям и снабжается основными текстами (включая тексты ведущего и главных героев) с указанием мизансцен, т.е. того, где происходит действие. Одновременно к каждому эпизоду даются уточнения по музыкальному и световому сопровождению, конкретизируется «выход на сцену» музейных предметов.

Хорошо заранее сделать примерный хронометраж праздника, подсчитав, сколько минут занимает тот или иной эпизод и все в действие в целом. Как показывает практика, это время не должно превышать 1,5 часа.

Проведение праздника

Зерно и успех в проведении праздника в его всеобщности. Праздник действительно должен получиться праздником для всех. Это его основной принцип. И для того, чтобы этот принцип заработал, необходимо использование игровых технологий проведения праздника. Важно иметь достаточно места для осуществления различных игровых моментов, для создания символического и реального круга, в котором проходят: ритуалы открытия-закрытия, коллективные игровые действа, конкурсы и викторины. Всеобщностью достигается важная функция музейного праздника – формирование навыков праздничной культуры у всех участников (игра смыслов, контекстов, импровизационность ситуаций, ощущения себя частью общего праздника-веселья). При этом одним из способов втягивания всех в коллективное действо являются различные конкурсы и викторины. Важно предусмотреть проведение «живых» конкурсов, во время которых прямо во время праздника дети занимаются творчеством (конкурсы художников, ремесленников, песцов, рассказчиков, эрудитов, фокусников и пр.)

Завершение праздника

Ничто так не объединяет людей, как общая трапеза после хорошо и весело сделанной работы. Трапеза может быть символичной (чаепитие с баранками), но может принять форму конкурса изделий юных кулинаров. Трапезу проводит ведущий – здесь уместны пословицы и поговорки о еде, гостевании, шутки-прибаутки, застольные песни.

Итоги праздника

 Итоги праздника обязательно получают освещение в школьной газете, фотомонтаже, выставках победителей конкурсов. Чрезвычайно уместна также информация о награждении и поощрении лучших участников проекта со стороны школьной администрации. Такая постреклама организуется с целью формирования традиции проведения праздника, который может стать ежегодным.

Все сопутствующие материалы (фотографии, сам текст сценария, вещественные результаты конкурсов и пр.) поступают в фонды школьного музея и становятся документальными свидетельствами истории школы.×

 

Отдел воспитания, охраны здоровья, психолого-педагогической поддержки и дополнительного образования детей

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 



2019-12-29 310 Обсуждений (0)
Музейный праздник в школе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Музейный праздник в школе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (310)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)