Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экскурсия как вид общения



2019-12-29 344 Обсуждений (0)
Экскурсия как вид общения 0.00 из 5.00 0 оценок




В последние десятилетия, в связи с формированием коммуникативной модели музея, на экскурсию стали смотреть как на специфический вид общения. Впервые взгляд на экскурсию как особый коммуникативный процесс был обозначен еще в 1970-ых гг., но и по сей день тема экскурсия как общение является главной при обсуждении проблем профессионального мастерства. Эта позиция очень важна для школьного музея, одна из задач которого – развитие детей, в том числе их способности общаться с аудиторией, их коммуникабельности, навыков вести диалог, да и вообще свободно и красиво говорить. Ведь, увы, наши дети в большинстве своем не владеют этими столь необходимыми для жизни умениями.

Характеризуя экскурсию как вид общения, подчеркнем два момента. Экскурсия представляет собой тип ролевого общения, т.к. каждый участник диалога действует в пределах регламента: определенный стиль поведения задан и ролью экскурсовода, и ролью экскурсанта. И, как правило, роли эти выполняются, "играются" охотно. Но одновременно с тем, что экскурсия строится по определенному сценарию, она представляет собой тип прямого общения. Экскурсовод общается со своей аудиторией непосредственно и имеет возможность корректировать свои действия, учитывая реакцию аудитории. Это умение - чрезвычайно важный показатель мастерства экскурсовода, в том числе юного.

Обозначенная тема имеет много аспектов. Мы затронем главным образом те, которые связаны с подходом к экскурсии как специфическому виду общения и, исходя из этого, сформулируем критерии оценки мастерства экскурсовода, которые было бы неплохо учитывать тем, кто готовит детей к проведению экскурсии по школьному музею.

Главным критерием, безусловно, является владение темой. Экскурсанты хотят видеть в экскурсоводе-собеседнике компетентную личность, знатока. Любые ошибки и неточности сразу подрывают доверие группы, которое очень трудно бывает восстановить. Поэтому при работе над экскурсией преимущественное внимание важно уделить ее содержанию, включая такие моменты, как полнота раскрытия темы, четкость структуры, логические переходы между отдельными фрагментами экскурсии. Однако в экскурсии, которая, повторяем, представляет собой творческий акт публичного общения, одинаково важно не только что произносит экскурсовод, но и как он преподносит материал. Поэтому его мастерство оценивается не только по чисто содержательным параметрам.

К первостепенным может быть отнесен такой критерий, как адресность экскурсии, или дифференцированный подход к группе. Ведь общение может считаться состоявшимся лишь в том случае, если учитываются особенности и интересы собеседника. Нет ничего более очевидного, чем требование адресности, но, тем не менее, именно оно нарушается чаще всего. Нередко приходится наблюдать, что даже для профессионального экскурсовода первостепенное значение имеют не люди, к которым он обращается, а заранее приготовленный текст, от которого он не в состоянии отступить. Подобная внутренняя установка на проведение экскурсии для "посетителя вообще" порождает монотонную, не к человеку обращенную интонацию. К сожалению, еще в большей степени это относится к юным экскурсоводам, который часто предъявляют аудитории заученный текст, который чрезвычайно трудно воспринять.

Для экскурсии как вида общения очень важно умение экскурсовода осуществлять контакт с группой. Важным моментом с точки зрения установления этого контакта является вступительная беседа, когда происходит знакомство экскурсовода с аудиторией. Опытный экскурсовод никогда не будет игнорировать эту часть экскурсии. Напротив, он постарается максимально использовать отведенные для вступительной беседы 2-3 минуты, чтобы неспешно представиться, изложить свой план экскурсии, продемонстрировать, что готов учитывать пожелания аудитории. Во вступительной беседе важна отнюдь не ее информационная нагрузка. Вступление нужно прежде всего для того, чтобы расположить к себе людей, что существенно для начала всякого общения. Переход не пауза в экскурсионном общении, а его продолжение, но уже более интимное, личностное (ответы на вопросы, беседа с отдельными членами группы). Степень контактности экскурсовода проявится и в заключительной части экскурсии. Чаще всего она заканчивается традиционной фразой: "Есть ли вопросы?", - вслед за которой следуют вопросы и слова благодарности. Между тем, заключение может стать более содержательным элементом экскурсии, если экскурсовод постарается придать ему характер финального аккорда. Заключительная часть - это повод сконцентрировать восприятие на главном в содержании экскурсии, выделить ее доминанту, обобщить увиденное и, наконец, вызвать то эмоциональное состояние, с которым человек покинет музей. Итак, работая со школьником над экскурсией, очень важно выделить эти элементы – вступление и заключение, которые часто опускаются вовсе.

Показателем предрасположенности экскурсовода к общению с группой является его владение вопросно-ответным методом, который позволяет поддерживать эффект диалога на всем протяжении экскурсии. Вопросы, обращенные к группе, могут быть прямыми, т.е. явно подразумевающими ответ участников экскурсии, и косвенными. Первые чаще всего используются в работе с дошкольниками и младшими школьниками, экскурсия для которых представляет собой почти непрерывный диалог. В ней экскурсоводу важно организовать активность детей, в том числе речевую, добиваясь от них умения выслушать вопрос, дать свои варианты ответов, выбрать правильный, задать свой собственный.

С более старшими детьми прямой диалог возможен главным образом тогда, когда экскурсовод формулирует вопрос-задание. (Например, он просит сравнить два экспоната и назвать число сходных признаков). Однако чаще всего вопросы приобретают косвенный характер. Задавая их, экскурсовод не столько ждет ответной словесной реакции, сколько старается поддержать тон доверительной беседы. При этом важно, чтобы юный экскурсовод продемонстрировал готовность признать эрудицию своих собеседников, формулируя вопросы, например, следующим образом: "Вы, конечно, помните..?", "Вы скорее всего знаете..?", "Вы, вероятно, уже догадались...?" и т.д.

Вопросы к аудитории могут выполнять самую различную функцию. Главная цель таких вопросов - заострить проблему, иногда озадачить слушателей и тем самым добиться предельного внимания, соучастия в размышлениях.

Основой общения в музее является экспонат, вокруг которого и строится диалог. Поэтому от экскурсовода требуется умение владеть приемами показа, всячески подчеркивая приоритет предмета. К ним следует отнести выбор точки обзора, способность поставить группу так, чтобы всем все было видно и слышно. Стоит также обратить внимание экскурсовода-учащегося на то, чтобы он не начинал нового фрагмента экскурсии, пока не подошла вся группа.

Внимание аудитории к экспонату будет зависеть, прежде всего, от отношения к нему самого экскурсовода. Чтобы подчеркнуть приоритет зрительных впечатлений, экскурсовод, как правило, должен стоять к экспонату не спиной, а вполоборота, и при первом упоминании посмотреть на него, т.к. это движение непременно повторят экскурсанты.

Для того чтобы сосредоточить внимание группы на определенном объекте, добиться конкретности восприятия, можно употребить такой специфически музейный прием, как создание установки на узнавание. Специфически музейным его можно считать потому, что осмотр музея вообще в значительной мере связан с феноменом узнавания: здесь посетитель может впервые увидеть памятник, знакомый по иллюстрациям, оригинал рукописи произведения, который знал только по печатным изданиям, портрет человека, о котором только читал и пр. Поэтому наибольшее впечатление производит на посетителя музея, как правило, то, что является документальным подтверждением информации, известной из других источников. Поэтому профессиональные экскурсоводы широко используют этот прием, опираясь на знания посетителей, прошлый опыт. Однако узнавание не обязательно должно быть связано с имеющимися знаниями и прошлым опытом. Иногда стоит сначала сообщить определенную информацию, а затем вместе с группой найти ей предметное подтверждение. В этих случаях происходит возобновление и закрепление информации, выступающей в новых связях. Однако наиболее эффективно действует прием создания установки на узнавание тогда, когда экскурсовод исподволь подготавливает аудиторию к встрече с самым ценным в коллекции музея. Он может несколько раз на протяжении экскурсии упоминать об этом экспонате, подчеркивая его уникальность и значимость, чтобы в момент "встречи" группа была максимально открыта для восприятия.

Исходя из признания приоритета в музее предметных впечатлений, формулируется такой критерий оценки деятельности экскурсовода, как соотношение показа и рассказа. Последний имеет подчиненное значение, создавая определенную установку на восприятие, а потому экскурсия ни в коем случае не должна превращаться в лекцию. Это дается с трудом даже очень опытным мастерам: каждый из нас вспомнит случаи, когда он не отрываясь, смотрел "в рот" экскурсовода, превратившись прежде всего в слушателя и не обращая внимания на экспонаты. Для того, чтобы сосредоточить внимание группы на предмете, экскурсоводы используют такое мощное средство воздействие, как перерыв в рассказе, паузу - знак первичности визуальной информации. Она и служат для того, чтобы человек, перестав быть слушателем, мог сосредоточиться на рассматривании. Признавая первичность показа, экскурсовод не станет держать группу около одного экспоната, произнося длинные монологи, а, напротив, создаст ситуацию «завоевания знаний».

Хотя рассказ имеет подчиненное значение, важнейшим критерием оценки мастерства экскурсовода является его речь. Недаром А.З. Крейн, основатель и первый директор Музея А.С. Пушкина в Москве, сам блестящий экскурсовод, в своей книге "Жизнь музея" говорит об экскурсии как "искусстве живого рассказа". Да и посетитель почти никогда не скажет, что экскурсовод хорошо показал музей, а почти всегда - что он интересно рассказывал.

Речь экскурсовода – это, прежде всего, речь собеседника, а не информатора, а потому от нее, помимо грамотности, требуется естественность интонации. Начинающий экскурсовод не должен встать на путь освоения бытующей, к сожалению, искусственной, "экскурсионной" манеры произнесения, внимательно следя также за темпом речи, громкостью голоса. Наконец, очень важна эмоциональная насыщенность речи. Одинаково плохое впечатление производят и быстро утомляют сухая, лишенная личного отношения манера изложения и излишне взволнованная, с заметными "пережимами" и эмоциональными всплесками речь.

Таковы основные критерии оценки труда экскурсовода - собеседника музейной аудитории. Освоение коммуникативных навыков пригодится школьнику отнюдь не только в музее, но и в его дальнейшей жизни и в общении с людьми.



2019-12-29 344 Обсуждений (0)
Экскурсия как вид общения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экскурсия как вид общения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (344)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)