Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Как одна из задач воспитания дошкольников



2019-12-29 230 Обсуждений (0)
Как одна из задач воспитания дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок




Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Для того чтобы они правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ее детьми. В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» в процессе ознакомления детей с природой осуществляется решение образовательных и воспитательных задач, которые неразрывно связаны между собой. А именно:

Ø - в умственном воспитании - образование у ребят знаний о неживой природе, о растениях, животных и простейших, доступных чувственному восприятию детей, связях между ними объектами и явлениями природы;

Ø -  в сенсорном развитии - совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирование элементарных природоведческих понятий (С.А Веретенникова, 1980г.).

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу - задача и долг взрослых: родителей, педагогов, - пишет Л.А Каменева (Методика ознакомления детей с природой в детском саду./ Под ред. П.Г Саморуковой - М: Просвещение, 1991.- С.З). Она так же утверждает, что ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада.

Тенденция к ухудшению экологического состояния нашей планеты и необходимость преодоления экологических проблем породили новое направление в образовании - экологическое.

Последнее десятилетие XX века ознаменовались выраженным интересом к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Вследствие чего новой областью дошкольной педагогики стало экологическое образование дошкольников. Интерес к этому направлению вызвал всплеск экспериментальной работы в детских образовательных учреждениях, где развернута экспериментальная работа, направленная на поиск путей обновления содержания, технологий построения новых моделей экологического образования. В итоге существуют различные программы экологического образования детей дошкольного возраста. Они решают различные цели, красной нитью которых являются формирование экологической культуры детей дошкольного возраста.

Так, например, в программе культурно-экологического развития детей дошкольного возраста В.И Ашиков определяет цель - обеспечить, начиная с дошкольного возраста, целостное и всестороннее развитие творческих способностей ребенка, экологической культуры и нравственности, широкого кругозора на основе комплексного использования разных видов искусств и организации детской деятельности. А одной из задач является «заложение основ культурно- экологического сознания как базиса личностной культуры».

Цель программы по экологическому образованию дошкольников «Наш дом - природа» автора. Н.А Рыжовой состоит в воспитании «с первых лет жизни гуманной, социально- активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ней».Данная программа направлена на формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологической грамотности.

Среди педагогических задач автор программы по основам экологии для дошкольников и младших школьников «Планета - наш дом» выделяет:

- усвоение новой системы экологических знаний;

- формирование у детей начальных основ системных знаний о живой и неживой природе;

- овладение нормами и правилами поведения в окружающей среде;

- формирование не утилитарного, разумного отношения к экосистеме.

Эта программа органически соединяет задачи формирования системы знаний ребенка о природе с новым взглядом на место и роль человека на Земле.

Автор программы «Паутинка» Н.Л Васякина Новикова, цель экологического образования детей дошкольного возраста определяет как «формирование целостной системы знаний и умений, развивающих у ребенка планетарное мышление на основе формирования социально - экологического идеала, представляющего собой образ совершенства экологической среды и социально-экологических отношений, определяющий способ мышления и деятельности людей и представляющий собой единство соответствующих знаний, оценки и предписания. Эта цель решается посредством многих задач, среди которых можно выделить:

o -формирование осознания экологической ценности природы в ее единстве с человеком;

o -формирование знаний о жизненно необходимых проявлениях человека, животных и растений;

o -идентификация себя с представителями живой природы.

Многие дошкольные образовательные учреждения используют данную программу в педагогическом процессе, мы предлагаем рассмотреть более подробно. В программе не дается распределение материала по возрастным группам; что позволяет, по мнению С.Н Николаевой (1999 г.), начать ее реализацию в любой возрастной группе. «Отсутствие жесткой регламентации позволяет воспитателю осуществлять индивидуальный подход к детям: «нагружать» новыми знаниями быстро развивающихся детей и не торопить с обязательным усвоением материала детей, развивающихся в медленном темпе». Реализация программы осуществляется на основе ряда принципов, материал в течение учебного года постепенно усложняется, наращивается объем знаний и впечатлений, интеллектуальных и практических умений. Каждая тема в начале года представлена просто и неоднократно повторяется в течении учебного года на новом материале, в конце года дети уже имеют некоторую систему представлений, на основе которых их можно подвести к первоначальным обобщениям. В данной программе выделены разделы, состоящие из нескольких тем, в каждой из них указаны знания и отношения, которыми дошкольники овладевают в процессе изучения темы.

«Знания - не самоцель, а необходимое условие для выработки отношения к окружающему миру, которое должно носит эмоционально-действенный характер и выражаться в форме познавательного интереса, эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять все живое, бережно относиться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и поэтому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения».

В отличии от программы «Юный эколог» С.Н Николаевой программа Н.А Рыжовой (1996) содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого - географических, национально-культурных. Оно состоит из ряда блоков, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем. В первом блоке дети знакомятся с различными доступными их пониманию, компонентами окружающей среды, а последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом из компонентов. Завершающий блок является обобщающим по отношению к предыдущим. В каждом блоке выделяется обучающий и воспитывающий компонент. Обучающий компонент - первоначальные сведения, воспитывающий - понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное отношение к ней,

Если сравнить эти блоки с выделенными в программе С.Н Николаевой знаниями и отношениями, то можно сказать следующее: «обучающий компонент» и «знания» - выполняют одну и туже функциональную роль, так же как и «воспитывающий компонент» и «отношение». Следовательно, авторы подразумевают следующее развитие экологической культуры дошкольника: передача экологических знаний ребенку - это начальный этап в процедуре выработки осознанно - правильное отношение к природе; истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают

начало экологическому сознанию; в результате использования воспитателем личностно - ориентированных методов работы с детьми осуществляется трансформация знаний в отношения. Присутствие в содержании деятельности элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, вещей, людям и себе. Необходимо помнить, что отношение разных детей неоднородно: в нем может преобладать познавательный, эстетический или гуманистический компонент.

Преобладание познавательного аспекта в отношении - это ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе. Об эстетической направленности отношения можно говорить, если внимание ребенка сосредоточено на внешних (сенсорных) качествах явления, что влечет за собой оценочные суждения. При ярко выраженной гуманистической направленности отношения имеют место сочувствие, обеспокоенность, действенная готовность к оказанию помощи.

Самостоятельная деятельность ребенка осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями и является интерпретацией усвоенной информации. Факт наличия такой деятельности - показатель отношения ребенка к тому содержанию, которое она в себя несет.

Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социоприродных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической культуры, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.

Из этого следует, то, что необходимость преодоления экологических проблем обусловила выделение экологического образования в педагогике, которое необходимо начинать осуществлять с дошкольного детства. В связи, с чем различными авторами были созданы образовательные программы. Формирование экологически грамотного отношения к окружающей среде и на этой основе элементарной экологической культуры является обязательным компонентом каждой программы. Сущность экологической культуры дошкольников составляют знания и отношения. Знания условно можно разделить на 2 группы:

1) о самом мире флоры и фауны, их разнообразные представления;

2) о возможных формах взаимодействия человека и животного.

А отношение дошкольников к природе имеет ряд аспектов:

Ø -познавательный;

Ø -эстетический;

Ø -гуманистический и имеют три уровня:

1) обусловленное созерцательной оценкой природных объектов;

2) вызванное утилитарной оценкой;

3) обусловленное нравственно- эстетической оценкой;

Таким образом, экологическая культура рассматривается как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованиям и развитием самой природы.

Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды деятельности требованиям рационального природоиспользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения.1

 

______________________________________________________________

1 Экологическое образование школьников. - М.: Педагогика. 1983. - С. 8

Содержание экологической культуры дошкольника

Начала экологической культуры - осознанно- правильное отношение рассматриваются как совокупность знаний и отношений, т.е. активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы, понимания специфики живого и т.п. Где знания являются базовым и обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение конечным результатом, его продуктом. Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социоприродных связей человека с окружающей средой, не может быть содержанием экологической культуры, так как оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.

В психолого - педагогических исследованиях теоретиков и практиков дошкольного образования доказана возможность освоения детьми различных по содержанию и характеру экологических знаний и представлений, которые входят в экологическую культуру ребенка дошкольника. Например, экспериментальными работами Плохий З.П. и Хайдуровой И.А. доказано, что при специальной организации наблюдений старшие дошкольники могут прослеживать и понимать цепочки биоценологических связей: связи внутри сообщества лесных растений, связей между обитателями луга. Исследователями Игнаткиной Л.С. и Христовой, Т.В. посвященными ознакомлению дошкольников с ростом и развитием животных и растений, установлено, что у детей могут быть сформированы особого типа (динамические представления, которые отражают процесс морфофункциональных изменений растущих живых существ и взаимосвобитания. Исследования Федотовой A.M. установлено возможность познания старшими дошкольниками многообразия животного мира с экологических позиций, в основе которых лежит конвергентное сходство неродственных объектов, проживающих в одинаковой среде. Исследованием Кондратьевой Н.А. подтверждено: старшие дошкольники способны усвоить систему знаний, центральным звеном которой является понятие «живой организм». Итак, возможности дошкольного периода формирования экологических знаний, составляющих основу экологической культуры велики.

На основе полученных знаний у детей воспитывается желание принимать активное участие в уходе за животными и растениями, что в свою очередь является важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам. Как мы уже говорили, важной подсистемой экологической культуры является отношение к природе. Психологи С. Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Д. Дерябо, В.А. Левин и др. рассматривают категорию отношения в аспекте личности как ее проявления. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, в практических действиях, деятельности. Значимой характеристикой отношения является его осознанность, которая формируется на основе знаний и сопряжена с переживаниями. Психологи отмечают сложный характер связей между знаниями и эмоциями: отношение не может зародиться только на основе знания к нему должны подключиться личностный смысл, понимание, осознание объективности происходящего.

Обстоятельное психологическое исследование В.А. Ясвина установило, что новым типом отношения к природе должно стать субъективно - этическое отношение, которое характеризуется личностной установкой на партнерское взаимодействие с живыми существами.1 Важнейшим компонентом такого отношения является поступок, такой подход представлен в ряде педагогических исследований посвященных непосредственно формированию у дошкольников отношения к природе (В.Г. Фокина, З.П. Плохий, В.Д. Сыч, И.А. Комарова. М.К. Ибрагимова и др.).

Что касается содержания экологических отношений, так здесь выделяют два структурных элемента:

__________________________________________________________________

1 Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. – С. 104-109.

- социально - экономические отношения, которые складываются между людьми в искусственной среде их обитания и косвенно воздействует на естественную среду обитания;

- реально - практические отношения, которые включают в себя:

1)  отношения человека непосредственно к среде обитания;

2) отношение в материально - производственных сферах человеческой жизнедеятельности, связанных с процессом присвоения человеком природных сил, энергии и т.п.;

3) отношение человека к естественным условиям своего существования как общественного существа (В.А. Ситаров, 2000).

Авторы разных работ отмечают, что появляющиеся у детей хорошие отношения к природному окружению это результат специальной организации педагогического процесса на основе различных образовательных программ, где обозначен круг знаний, уровень отношения детей на каждом этапе дошкольного детства (см. приложение 1), так, например, в программе развитие и воспитание детей в детском саду «Детство», следует отметить, что большинство ДОУ в настоящее время работает по этой программе (см. приложение 2). В отличие от данной программы в программе экологического воспитания дошкольников С.Н. Николаевой «Юный эколог» содержится объем знаний и отношений, то есть, то чем должны обладать дети после изучение каждой темы раздела в соответствии с целью программы, которая заключается в следующем «воспитание начал экологической культуры, то есть овладение элементарными экологическими знаниями, начальными представлениями и практическими навыками в области природоиспользования, формирования осознанно правильного отношения к объектам и явлениям природы, начальных представлений об экологии». Но автор не распределяет материал по возрастным группам, так начинать осуществлять ее по предложению автора можно с любого возраста, а изучение тем происходит по принципу от простого к сложному.

Итак, содержанием экологической культуры являются знания природоведческого характера, а формирование положительного отношения у дошкольников к природе это важное направление экологического

образования, оно отражает результат всей эколого-педагогической работы с детьми, является конечным ее продуктом и показателем.

 



2019-12-29 230 Обсуждений (0)
Как одна из задач воспитания дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Как одна из задач воспитания дошкольников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (230)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)