Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задания, направленные на выявление уровня сформированности представлений и понятий о природе.



2019-12-29 347 Обсуждений (0)
Задания, направленные на выявление уровня сформированности представлений и понятий о природе. 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Как ты думаешь, что относится к живой (неживой) природе? Чем отличается живая природа от неживой?

2. Выяснить понимание детьми слова «животное». Каких животных ты знаешь?

A) умение классифицировать животных по группам (насекомые, рыбы, звери; птицы, дикие и домашние; травоядные и хищные и др.). Например, назвать животное (по картинке) и дать пояснение;

Б) умение определить условия жизни животных: где живет, чем питается, как передвигается; умение устанавливать связь между внешним строением,, образом жизни и средой обитания (вода, земля и т.д.), характером движения и органами передвижения, средой обитания (например, где живут рыбы, могут ли они обитать на суше и, что помогает рыбам жить и передвигаться в воде);

В) умение определить изменения образа жизни животного от сезонных явлений природы (как зимуют, чем питаются, как спасаются от врагов).

3. Выяснить понимание детьми слова «растение» (какие растения тебе известны?); знание условий, необходимых для роста и развития растений (что нужно для роста растений?) и сезонной жизни растений.

Умение классифицировать растения по месту их произрастания (что и где растет: на лугу, в поле, лесу и т.д.). (Использование картины с сознательно допущенными ошибками: водные растения в лесу, лесные растения – на лугу и т.п.). Найти ошибку и дать пояснения.

4. Какое время года сейчас? Почему ты так считаешь? (Назвать признаки данного сезона, характерные изменения, происходящие в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей). Назови признаки наступления осени. Какое время года было до нее и какое наступит после? Чем отличается осень от лета и зимы? (Использование иллюстраций разных времен года. Предложить детям назвать картину и дать объяснения, разложить по порядку картины, изображающие различные времена года).

Критерии оценки ответов учащихся. Каждое задание оценивается отдельно (задание № 2 содержит три взаимосвязанных вопроса, за ответ на каждый из них выставляется собственная оценка: задание № 3 состоит из 2-х частей, которые также оцениваются самостоятельно). Таким образом, за выполнение 4-х заданий ребенок получает 7 оценок по четырех балльной шкале.

1 балл (низкий уровень) – нет ответа или затрудняется ответить на вопрос. С помощью наводящих, дополнительных вопросов ребенок перечисляет отдельные признаки предметов или явлений природы.

2 балла (средний уровень) — имеется определенный объем фактических знаний, ребенок умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет ярко выраженные особенности объектов природы, указывает на общую приспособленность живых существ к среде обитания без выделения приспособительных признаков.

3 балла (уровень выше среднего) владение достаточно полными знаниями о предметах и явлениях природы, ребенок выделяет существенные признаки явлений или объектов природы, мотивирует свои суждения, устанавливает связи между предметам и явлениями природы, часто указывает на одну конкретную зависимость приспособленности к среде обитания.

4 балла (высокий уровень) знания носят обобщенный, системный характер, ребенок может сформулировать выводы, устанавливает причины явлений и разнообразные закономерные связи, существующие в природе (иногда цепи зависимости).

После выполнения заданий баллы, полученные ребенком суммируются, а полученный результат позволяет судить об уровне сформированности представлений и понятий о природе, о готовности ребенка к обучению в школе:

От 7 до 12 баллов – низкий уровень;

От 13 до 17 баллов – средний уровень;

От 18 до 23 баллов – выше среднего уровня;

От 24 до 28 баллов – высокий уровень.

 

Диагностика природоведческих знаний детей В.Г.

Фокиной, О.М. Газиной.

Старший дошкольный возраст.

Задание 1.

Цель. Выявить сформированности понятия «живое». Понимание детьми слов «живое» и «неживое» (на основании каких признаков дошкольники судят о «живом», классифицируют объекты на живое и неживые).

Ребенку предлагают отобрать иллюстрации с изображением живой (неживой) природы и рассказать, чем «живое» отличается от «неживого». В случае затруднения задают дополнительные вопросы:

Что относится к живой (неживой) природе? Чем отличается живая природа от неживой?

Что объединяет все живые существа?

Назови знакомые тебе живые существа.

Как ты думаешь, все живое может передвигаться? А деревья, цветы –живые? Передвигаются ли они?

Что нужно всему живому на Земле? Отбери картинки, на которых нарисовано то, что относиться к неживой природе, но не обходимо всем живым существам.

Что произойдет с живым существом, если не будет света (воды, воздуха, земли, др)?

Задание 3

Цель: Выявить понимание детьми слова «растение», знание общих потребностей растений, зависимости их состояния от удовлетворения потребностей в свете, тепле, влаге, почвенном питании; умение классифицировать растения по месту из произрастания.

Из разложенных на столе картинок ребенку предлагают выбрать те, на которых изображены растения. Назвать знакомые растения, указать их части. Дают задание «собрать растение».

Зачем растению нужны стебель, листья, корень, цветки?

Нужно для того, чтобы растение росло?

Как ты узнаешь, что растению не хватает воды (света, тепла)?

Используя картинки, расскажи, как из семени вырастает растение.

Где растут растения?

Какие растения растут в лесу (на лугу, огороде, др.). Назови одним словом растения леса (луга, сада, огорода).

Найди ошибку художника и дай пояснения. (Использование картинок с сознательно допущенными ошибками: водные растения растут в лесу, лесные – на огороде, др.).

Когда листва берез начинает желтеть, а клена и осины – краснеть?

В какой период осени начинается листопад?

    Почему увяли, сбросили листья деревьев и кустарники?

    Почему весной и летом растения растут, цветут, дают плоды и семена?

    Что происходит с ними зимой? Как узнать, что деревья и кустарники живы?

Задание 4.

Цель. Выявить характер объем конкретных и обобщенных знаний, умение дошкольников группировать животных на основе генетического родства, по характеру взаимоотношений с человеком, приспособления к условиям окружающей среды.

Ребенку предлагают назвать известных птиц (рыб, насекомых, др.), определить характерные признаки представителей разных классов (что есть у всех птиц (рыб, насекомых, ли), чего нет у других животных).

При обследовании знаний детей выясняют понимание связи внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания:

Где живут рыбы (птицы, др.)?

Могут ли рыбы жить без воды?

Что помогает рыбам жить и передвигаться в воде?

Как передвигаются другие животные?

Чем питаются животные?

Почему улетели грачи, ласточки, скворцы, но остались зимовать воробьи, синицы?

Почему не видно насекомых?

Почему зимой медведь спит, а заяц и белка нет?

Почему у большинства животных детеныши рождаются весной?

С помощью различных «экологических пирамид» и построения пищевых цепочек выявляют знания дошкольников об отношениях живых организмов.

Нужны ли животным растения? Растения могут обойтись без животных?

Есть ли в природе «ненужные» животные (растения)? Что случится, если исчезнут все насекомые?

Какие враги есть у животных? Как они спасаются от врагов?

Ребенку предлагают, используя картинки модели, рассказать о последовательности развития животного (разложить карточки в той последовательности, в которой происходит рост и развитие птицы, лягушки, насекомого, др.).

Выявляя понимание детьми сущности взаимодействия человека и животных, просят рассказать:

Почему человек забоится о животных? Какие это животные?

Как люди охраняют природу?

В соответствии с критериями оценки ответов определяют уровень знаний дошкольников о природном окружении, сформированности умений устанавливать разнообразные связи, зависимости между объектами и явлениями природы, о взаимодействии человека и природы.

Высокий. Знания носят обобщенный, системный характер (дошкольник не только перечисляет растения и животных, но и дает характеристику существенных признаков, объясняет значение процессов ухода за обитателями, сообразуясь с их потребностями). Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.

Средний. Имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных, делаются попытки обосновать свои действия по уходу за ними, опираясь на знания; системность и обобщенность знаний прослеживается слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя; указывает на общую адаптацию или одну конкретную зависимость приспособленности живых организмов к среде обитания без выделения адаптативных признаков.

Низкий. Ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается: с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умеет выделять существенное в объекте (явлении), не способен к установлению связей и зависимостей.

 

Приложение



2019-12-29 347 Обсуждений (0)
Задания, направленные на выявление уровня сформированности представлений и понятий о природе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задания, направленные на выявление уровня сформированности представлений и понятий о природе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (347)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)