Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развивающая среда и ее роль в формировании



2019-12-29 352 Обсуждений (0)
Развивающая среда и ее роль в формировании 0.00 из 5.00 0 оценок




 экологической культуры дошкольников

Роль среды как фактора формирования развивающейся личности подчеркивалось рядом выдающихся педагогов прошлого. Так, например, А.С Макаренко придавал большое значение введению в интерьер декоративных растений: «Поэтому я даже тогда когда коллектив наш был очень беден, первым долгом всегда строил оранжерею ... Не только в спальнях, столовых, классах, кабинетах стояли цветы, но даже на лестницах ... Это очень важно» (А.С Макаренко Воспитание гражданина. М, 1998. – С. 245-246).

Действительно, ситуация, когда процесс экологического образования происходит в интерьерах, лишенных растительных композиций, аквариумов, птичьих вольеров и т.п. выглядит ненормально. Интерьер, в котором ограничено, включается мир природы, сам по себе оказывает на личность сильное психолого-педагогическое воздействие. Ведь только та педагогическая среда, насыщенная соответствующими стимулами, создает уникальное настроение, благодаря которому каждое слово педагога становится более «весомым», значительным, убедительным.

Известный швейцарский педагог XIX в. Иоанн Генрих Песталоцци подчеркивал значение среды в педагогическом процессе, давал рекомендации по ее организации, которые не потеряли своей актуальности и в наше время: «Установи близко от себя, от твоих органов чувств, все предметы, положительные в твоем восприятии ... Предметы, которые в природе находятся в разнообразном виде и на больших расстояниях, стягивай в более узкий круг, подводя ближе к пяти органам чувств, что облегчает запоминание ... Главное, при этом повышается чувствительность самих органов чувств и путем упражнения помогает получать правильные и прочные представления об окружающих предметах».*

В настоящее время одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном образовательном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. О необходимости ее организации Е.И Тихеева говорила, что « каждый детский сад должен иметь в своем распоряжении садик или хотя бы двор, чтобы можно было организовать совместно с детьми выращивание цветов и овощей».

Создание развивающей среды в ДОУ является важнейшим направлением реформы дошкольного образования в Росси 80е -90е г.г. - это период, когда во многих детских садах России начался процесс обновления предметно - развивающееся среды, согласно разработанными коллективом ученых (С.М Кларина, В.А Петровский, Л.П Стрелкова и др.) принципов личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в ДОУ, а в документе Временные (примерные) требования к среде развития ребенка в ДОУ указаны условия для развития экологической культуры детей.

Дерябо С.Д. (1996) отмечает, что насыщение педагогической среды соответствующими стимулами не сводится к реализации широкого известного в педагогике принципа наглядности, который предписывает демонстрацию объекта в целях формирования более полного и точного понятия о нем». Экологизация педагогической среды подразумевает включение в эту среду природных объектов и их комплексов, обуславливает постоянное воздействие на дошкольников всей совокупности психологических факторов; создает возможности для вступления в контакт с природными объектами и следовательно, возможности получения «ответов» от них ... Таким образом, экологизированная педагогическая среда является условием и средством формирования экологической личности».1

Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения

_________________________________________________________________

1 Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс, 1996. - С. 362 - 363.

ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: он осваивает свойства и признаки объектов природы, овладевает определенными умениями и навыками. Иными словами, «среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности, становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка», - пишет С.А Смирнова (2000). При этом развиваются любознательность, умственные способности, коммуникативные навыки.

Непосредственное общение с природой в условиях экологической развивающей среды дает ребенку более яркие представления, чем книжки, и рассказы взрослых. Хорошо оборудованная среда, где удачно расположены объекты природы не только украсит групповую комнату, доставит удовольствие детям от непосредственного общения с растениями и животными, дает возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за животными и растениями в течении всего года. Здесь дети сосредотачивают свое внимание на небольшом количестве объектов природы, что обеспечивает более глубокое их познание. Дошкольники имеют возможность длительно рассматривать обитателей уголка природы, наблюдать за ними; постепенно формируются прочные осознанные знания о животных, трудовые навыки и умения, развивается наблюдательность. На основе этих знаний и навыков, которые приобретают дети, формируется интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности.

Следовательно, создание развивающей экологической среды в ДОУ имеет большое значение для экологического образования дошкольников, а именно для формирования представлений, знаний и умений, и развития психологических процессов, привычек и поступков, так как создает условия для рационального использования различных методов при организации процесса взаимодействия ребенка с окружающей его природой. Дает возможность получения информации всеми органами чувств, что накладывает положительный отпечаток на сознание ребенка о наблюдаемом.



2019-12-29 352 Обсуждений (0)
Развивающая среда и ее роль в формировании 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развивающая среда и ее роль в формировании

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (352)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)