Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Исследование формирования экологической культуры старших дошкольников в условиях современного ДОУ



2019-12-29 237 Обсуждений (0)
Глава 3. Исследование формирования экологической культуры старших дошкольников в условиях современного ДОУ 0.00 из 5.00 0 оценок




Экспериментальное исследование было организовано с целью подтверждения того, что процесс формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективен при соблюдении ряда условий, а именно:

1) создание развивающей экологической среды;

2) включение ребенка в природоохранную деятельность;

3) взаимодействие с родителями.

Исследование проводилось на базе ДОУ № 10 «Сказка» г. Белово с детьми старшей группы детского сада и длилось с сентября 2005 года по апрель 2006 года.

Исследование включало 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Целью констатирующего этапа стало изучение процесса организации экологического воспитания в ДОУ и определения уровня экологической культуры старших дошкольников. Ставились следующие задачи:

1) проанализировать план работы воспитателей данной группы;

2) изучить организацию развивающей экологической среды;

3) выявить уровень экологической культуры детей изучаемой группы.

Для решения данных задач использовались следующие методы:

§ анализ документации воспитателей;

§ анализ состояния развивающей экологической среды;

§ анкетирование;

§ включенное наблюдение.

Изначально мы провели анкетирование воспитателей ДОУ с целью определить образовательную программу, по которой работает ДОУ и используют ли педагоги в своей практике программы по экологическому образованию дошкольников. А так же определить какие методы они используют в процессе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста, какие элементы развивающей экологической среды знают.

В анкетировании принимали участие все воспитатели ДОУ, а именно 10 человек. Нами использовалась анкета, содержащая открытые вопросы (см. приложение 2), ответы воспитатели писали на бланках (см. приложение 3). Анализ анкет позволил сделать следующие выводы: воспитатели ДОУ № 10 «Сказка» г. Белово работают по программе «Радуга» и дополнительно используют элементы программы Николаевой С.Н. «Юный эколог».При перечислении элементов развивающей экологической среды только один человек из 10 опрошенных смог перечислить достаточное их количество и дать им характеристику. Остальные ограничились выделением двух - трех элементов: уголок природы, цветник, огород. Хотя Рыжова Н.А. (1999) выделяет 19 элементов и указывает их функциональную роль (см. приложение 4). Наиболее эффективными методами экологического образования дошкольников трое из 10 опрошенных воспитателей называют наблюдение и труд; 2 человека - наблюдение, труд, опыты; 4 человека - наблюдение, труд, рассматривание картин, слайдов; и лишь один человек указывает: наблюдение, опыт, труд, словесные методы и моделирование. Следовательно, воспитатели данного ДОУ имеют недостаточно сведений по данным вопросам.

Далее мы изучили и проанализировали план работы воспитателей и пришли к выводу о том, что специальные занятия по формированию экологической культуры не проводятся, они частично включены в раздел «Познавательное развитие», (см. приложение 5). Тематика занятий по указанному разделу на один месяц такова: «Как хлеб на стол пришел?», «Растительный мир», «Знакомство со свойствами дерева», «Правила безопасности». При этом занятия в сентябре не проводятся, на данный месяц запланированы наблюдения: «Лес, точно терем расписной», «Хвалила осень себя», «Как падают листья?», «Первый заморозки». «Полет птиц», «Осенние дожди», «Облака», «Ветер, ветер ...».

В течении дня планируется следующая работа:

1) дидактические игры природоведческого характера;

2) разучивание примет;

3) наблюдение на прогулке;

4) трудовая деятельность.

Количество планируемых дидактических игр 1-2 в день. Разучивание и осмысление примет планируется на первой неделе. Наблюдения на прогулке проводятся только в I смену. Трудовая деятельность в основном включает в себя сбор мусора на участке, либо полив растений и кормление рыб (см. приложение 6). Возможно, это происходит в силу того, что данное ДОУ работает по программе «Радуга». Методы, которые используют воспитатели, осуществляя работы в течение дня - это наблюдение на прогулке, иногда элементарные опыты, преимущественно с объектами неживой природы. Один раз в два месяца планируется работа с географической картой, в ходе чего решаются следующие задачи: знакомство с картой, изучение месторасположения полезных ископаемых, распространение представителей флоры и фауны.

В процессе изучения развивающей экологической среды группы и самого ДОУ мы установили, что из всех предложенных Рыжовой Н.А. элементов развивающей среды имеются: живой уголок в каждой группе, библиотека, огород, цветник (см. приложение 7). На территории ДОУ находится цветник, огород, где дошкольники осуществляют наблюдения, труд.

В старшей группе есть живой уголок, где расположены комнатные растения, календарь погоды. В ходе беседы с воспитателями мы выяснили, что растения отбираются для содержания с учетом принципов подбора растений для данной возрастной группы. На основе этого можно сделать вывод о том, что организация развивающей экологической среды на невысоком уровне.

Далее, чтобы выявить уровень сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста мы провели беседу с детьми, организовали дидактические игры, создавали проблемные ситуации, которые способствовали проявлению знаний и отношения к природе, так как в теоретической части данной работы мы определили, что критериями сформированности экологической культуры являются знания, отношения.

В процессе определения уровня экологической культуры дошкольников мы опирались на следующие показатели уровней.

I. Знания.

Низкий уровень знаний - неустойчивые представления о некоторых особенностях живого - существенных и несущественных. Относят к живому животных по существенным и несущественным признакам. Не относят растения к живому. Относят неживое по сходным с живым признакам.

Средний уровень знаний - знают наиболее существенные признаки живого. По ним относят к живому большинство животных и растений. Называют разные признаки у животных и растений.

Высокий уровень знаний знают большинство существенных признаков живого. Правильно относят животных и растения к живому. Знания о живом носят обобщенный характер: характеризуют всю группу живого в целом.

II. Отношения.

Низкий уровень отношений - слабые эмоциональные проявления или вообще отсутствуют. Интереса нет или он ситуативен. Наблюдает по предложению взрослого. Быстро переходит от одного объекта к другому.

Средний уровень отношения - неустойчивость в проявлении интереса, его избирательность, ситуативность: интересуют лишь знакомые животные. Отношение проявляют эмоционально, стремятся деятельно выразить отношение по предложению взрослого. Удовлетворяет свои потребности в общении с живым деятельности, в получении эмоционального удовольствия.

Высокий уровень отношения - сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями. Интерес к познанию живого. Проявляют сочувствие к попавшим в беду, стремятся самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильно определяют состояние объекта, устанавливают необходимые связи, стремятся удовлетворить потребности живого организма. Проявляют гуманные чувства к живому.

Для выявления уровня знаний мы использовали «Диагностику природоведческих знаний» В.Г. Фокиной О.М. Газиной (см. приложение 8), где в соответствии с критериями оценки ответов определяют уровень знаний дошкольников о природном окружении, сформированности умений устанавливать разнообразные связи, зависимости между объектами и явлениями природы, о взаимодействии человека и природы. В ходе данной работы детям предлагалось ответить на ряд вопросов, составить из набора карточек модель какого-либо явления, выбрать ту или иную карточку в качестве ответа на вопрос.

Результаты оценивались в соответствии со следующими показателями:

1) знание растений и животных экосистемы;

2) способность устанавливать некоторые взаимосвязи в экосистеме;

3) знание образа жизни животных и их приспособленности к окружающей среде;

В ходе наблюдения за поступками и деятельностью детей мы пришли к следующему выводу: дети редко самостоятельно проявляют заботу об обитателях уголка природы, чаще всего это они делают по напоминанию взрослого, что приводит к тому, что в деятельности по уходу за животными и растениями не прослеживается интерес у детей, они выполняют это не осознанно, не проявляя инициативы, что говорит о нетральном отношении к объектам природы, находящимся в непосредственном окружении.

В целом это говорит, что у детей низкий уровень экологической культуры, хотя у большинства из них есть знания, как делать, но нет осознания необходимости данных действий.

Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы: из 18 опрошенных детей только у 4 детей высокий уровень экологической культуры, у 7 детей - низкий уровень, и у 7 детей - средний уровень (см. приложение 9)

Второй, формирующий этап эксперимента предполагал составление перспективного плана эколого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста. Воспитателю мы предложили работать по нашему плану работы по формированию экологической культуры старших дошкольников. Но перед этим мы организовали уголок природы в группе ДОУ. Изначально расширили фонд комнатных растений, внесли в группу «временных» обитателей живой природы и отвели им отдельное место. К данной деятельности привлекли родителей, несмотря на то, что изначально это происходило сложно, но затем почти каждый из них принимал участие. Работа проходила следующим образом. На первой неделе каждого месяца мы предлагали провести беседу, с целью закрепления полученных знаний. Ежедневно мы планировали проведение наблюдений за объектами природы. Проводилось занятие по экологическому образованию 1 раз в неделю. Полученные знания детей закреплялись при проведении элементарных опытов с объектами природы и в дидактических играх. Несколько раз в месяц проводилось моделирование, где дети совместно с взрослыми изготовляли модель природы, передающую особенности, характерные для каждого из сезонов. Данной деятельности содействовали экскурсии в природу, обобщающие знания детей о каждом сезоне беседы. А так как существует 4 сезона, то после изучения данной программы в группе появилось 4 модели природы, по одной на сезон. Так же было проведено 3 экскурсии.

На заключительном, контрольном этапе исследования целью, являлось выявить изменения уровня экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы провели диагностику природоведческих знаний и отношения к природе детей, используя методики, описанные на 1 этапе эксперимента. В ходе беседы детям предлагалось ответить на вопросы, а в ходе игры дошкольники составляли модель какого-либо явления природы из набора карточек, также решали проблемные ситуации.

Обработав, полученные данные мы занесли их в таблицу (см. приложение 10). Таким образом, из 18 опрошенных детей в группе с низким уровнем экологической культуры - 2 человека, в группе со средним уровнем -6 человек, а в группе с высоким уровнем - 10 человек. После проведенного наблюдения за деятельностью детей можно сказать о том, что они принимают активное участие в уходе за обитателями уголка природы в группе и дома. Дошкольники самостоятельно наблюдают за ростом и развитием объектов природы «зеленого» уголка группы, в ходе чего пытаются установить причину того или иного явления.

Сравнительный анализ полученных данных с данными констатирующего эксперимента (см. приложение 11, 12) позволил сделать следующие выводы: 4 человека, у которых был низкий уровень экологической культуры, переместились в группу детей со среднем уровнем, 5 детей из которого переместились в группу с высоким уровнем.

Анализ полученных данных (см. приложение 13) позволил сделать следующие выводы: в целом у детей произошло повышение уровня сформированности экологической культуры на уровень согласно их возрастным и индивидуальным возможностям.

Следовательно, выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Заключение

Экологическая культура личности это итог экологического образования; она включает в себя знание основных законов природы, понимание необходимости считаться с этими законами в своей деятельности, выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающего человека среде, здоровью людей.

Экологическая культура - это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека, начиная с дошкольного детства, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого. Интерес к процессу формирования экологической культуре детей дошкольного возраста привел к большой экспериментальной работе по этому направлению, в ходе создавались образовательные программы по экологическому образованию детей дошкольного возраста, где определено содержание культуры детей на каждом возрастном этапе, а также рекомендуются формы организации, методы и средства необходимые для осуществления данного процесса.

Роль среды, как фактора формирования развивающейся личности, подчеркивалось рядом выдающихся педагогов психологов; она обеспечивает разные виды активности ребенка, становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования ребенка. Непосредственное общение с природой в условиях развивающей среды дает детям более яркие представления, чем книги и рассказы взрослых. Организация развивающей экологической среды в ДОУ создает условия для рационального использования различных методов при организации процесса взаимодействия ребенка с окружающей его природой, а также дает возможность для получения информации об объекте природы всеми органами чувств, что накладывает положительный отпечаток в сознании ребенка о наблюдаемом и изучаемом объекте. Формирование экологической культуры личности и ее проявления всегда связано с деятельностью в процессе наблюдения. Первоосновой возникновения у ребенка осознанно-правильного отношения к природе служит непосредственный контакт с самой природой, пребывание в ней, его визуальное или практическое взаимодействие с живыми существами. Организация развивающей экологической среды в ДОУ обеспечивает включение дошкольников в природоохранную деятельность, что является условием формирования экологической культуры. Формирование отношения к природе, проявление у ребенка эмоционального интереса к ней сопряженное поиском специальных педагогических приемов, вызывающих у него личностные переживания (эмоции). Любая деятельность ребенка, соприкасающаяся с природой, может быть условно названа природоохранной, так как в процессе ее дети узнают новые знания, осваивают различные умения и навыки, осознают значимость того или иного действия, его роль в природе. Взаимодействие ребенка с природой организует и руководит им воспитатель тем самым ряд задач содействующих формированию осознанно - правильно отношения к природе. Воспитатель организует работу с родителям, так как они являются тоже участниками экологического образования детей дошкольного возраста так как отношение взрослого к природе, которое видит ребенок откладывает отпечаток в сознании ребенка, служит для него примером. Работу по просвещению родителей в вопросах экологического образования дошкольников воспитатель осуществляет, используя различные формы.

Таким образом, целесообразное и планомерное взаимодействие педагога - ребенок - родители приводит к решению основной цели образования, то есть формирование у детей экологической культуры.

В третьей главе описано проведённая исследовательская работа, в ходе которой мы изучили влияние экологической среды, привлечение детей к природоохранной деятельности, взаимодействие педагог - ребенок - родители на формирование экологической культуры детей дошкольного возраста. И пришли к выводу о том, что организация экологической развивающей среды ДОУ в соответствии с выдвигаемыми требованиями, является важным условием для формирования экологической культуры детей, так же как и привлечение детей к природоохранной деятельности и взаимодействие с родителями, которые тоже являются важным условием формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

Следовательно, мы практическим путем подтвердили гипотезу, выдвинутую нами вначале работы.

 



2019-12-29 237 Обсуждений (0)
Глава 3. Исследование формирования экологической культуры старших дошкольников в условиях современного ДОУ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Исследование формирования экологической культуры старших дошкольников в условиях современного ДОУ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.024 сек.)