Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Включение дошкольников в природоохранную деятельность как условия формирования экологической культуры



2019-12-29 261 Обсуждений (0)
Включение дошкольников в природоохранную деятельность как условия формирования экологической культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста возможно при условии включения детей в природоохранную деятельность, т.е. виды деятельности предполагающие взаимодействие с природой в любых формах начиная с самого простого ухода за обитателями уголка природы - и заканчивая природоохранными акциями.

Уход за обитателями уголка природы осуществляется в процессе организации трудовой деятельности дошкольников в природе.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитывается бережно- действенное отношение к природе. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь во природе, дети часто знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. А так же на практике усваивают зависимость состояния растения и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к труду; труд становится осмысленным и целенаправленным. В процессе осуществления данной деятельности у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения), о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами, уходя за ним в уголке природы.

Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности, любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы.

В процессе труда формируется практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда и т.д.1

Данный вид деятельности соприкасается с моделирующей деятельностью, в ходе которой дети создают различного вида модели. Например, в процессе ухода за комнатными растениями и наблюдением за ними дети могут создать модель его роста и развития, посредством которой в дальнейшем дошкольники могут воспроизвести некую последовательность в процессе роста растения.

Календарь наблюдений ростом и развитием птенцов или мальков позволяет составить схему развития объекта природы до взрослой особи, что является сложным материалом.

С дошкольниками можно создавать и использовать различные модели. Например, при проведении опытов по выращиванию кристалла соли, или окрашиванию зелёнолистного растения дети составляют модель, а в дальнейшем возможно воспроизведение полученных знаний в процессе этой деятельности по данной модели.

Иными словами, труд в природе, моделирование, проведение опытов можно соединить в одно, а именно вырастить несколько луковиц лука в разных условиях и вести фиксацию наблюдений.

Природоохранные акции - это социально значимые мероприятия, которые проводятся в ДОУ его сотрудниками и детьми, где возможно участие родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, большое воспитательное воздействие на дошкольников, служит хорошей экологической пропагандой среди родителей.

__________________________________________________________________

1 Методика ознакомления детей с природой в детском саду./Под ред. П.Г. Саморуковой. -М.: Просвещение, 1991. - С. 131 -132.

Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяженность во времени, что делает их ценными. Дети старшего дошкольного возраста могут принять участие в таких акциях, которые понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность (С.Н Николаева, 1999).К таким относится «Зеленая елочка - живая иголочка»- акция против бессмысленной массовой вырубки елей перед Новым годом. В ДОУ эта акция включает ряд мероприятий, которые начинаются в начале декабря и длятся  полтора месяца:

ü - цикл наблюдений за елью;

ü - сравнение ели с искусственной елкой;

ü - создание плакатов в защиту живой ели;

ü - традиционный новогодний праздник в ДОУ вокруг искусственной елки;

ü - праздник- досуг вскоре после Нового года вокруг живой елки;

ü - осмотр выброшенных елок, и т.д.

Доступные и понятные для детей акции можно провести к таким значительным международным датам, как Всемирный День воды (22.03.), Всемирный День здоровья (07.04), День Земли (22.04.) и т.д.

Таким образом, любая деятельность дошкольника, соприкасающаяся с природой, может быть условно названа природоохранной, так как в процессе ее дети узнаю новые знания, осваивают различные умения и навыки, осознают значимость того или иного действия, его место и роль в природе. Что в свою очередь является частью экологической культуры, так как происходит становление осознанно - правильного отношения к объектам природы на основе понимания зависимости определенной деятельности человека в природе.

 



2019-12-29 261 Обсуждений (0)
Включение дошкольников в природоохранную деятельность как условия формирования экологической культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Включение дошкольников в природоохранную деятельность как условия формирования экологической культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)