Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 4. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ



2019-12-29 184 Обсуждений (0)
ГЛАВА 4. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Семинарские занятия, или семинары, являются одной из важнейших форм учебно-воспитательной работы высшей школы. На этих занятиях студенты учатся логически мыслить, анализировать явления и обобщать факты. Семинары приучают самостоятельно работать над литературой по специальности, формировать свое отношение к предмету изучения и сознательно отстаивать свое мнение. Это такая форма учебной работы, где знания активно анализируются студентами и превращаются в убеждения. Дидактически обоснованные семинарские занятия учат студентов самостоятельно мыслить, отбирать в своих знаниях все то, что является наиболее убедительным, анализировать сложные научные положения.

Семинарские занятия относятся к практическим занятиям, но представляющим особую форму сочетания теории и практики. Их назначение — углубление проработки теоретического материала предмета путем регулярной и планомерной самостоятельной работы студентов на протяжении всего изучения данного курса. Для этого на семинарских занятиях студенты выступают с устным и письменным изложением учебного материала на определенную, заданную тему. По некоторым предметам выступления студентов иллюстрируются наглядными пособиями, демонстрацией видео- и кинофильмов.

Семинары представляют собой более высокую ступень учебных занятий по сравнению с рассмотренными практическими занятиями. По сути дела это групповая форма самостоятельной работы студентов.

Значительный интерес представляют спецсеминары, которые проводятся по отдельным специальным темам на старших курсах и чаще всего под руководством тех преподавателей, которые ведут * исследования в области этой тематики. Спецсеминары относятся к одному из активных видов учебной работы, научно обосновывающих профессиональную подготовку. По своим задачам семинарские занятия и особенно спецсеминары относятся к таким компонентам учебного процесса высшей школы, где студентам прививают навыки научного мышления, понимание тенденций развития рассматриваемой научной области, их возможностей и противоречий.

Оптимальное проведение семинарских занятий предполагает, что студент выступает на них как активный участник некоторой научной дискуссии, отстаивает свое мнение в споре. Семинарские занятия относятся к тому виду учебной работы, где студенту предъявляются требования осмыслить и понять сущность тех или иных явлений, их значение. Здесь он убеждается в той роли, какую играют в науке методы научного мышления, строгих доказательств, убедительность неопровержимых фактов, логика выводов и рассуждений.

Необходимо, конечно, чтобы такие обсуждения вовлекали всех участников семинаров, а не только студентов-докладчиков, чтобы тематика семинарских занятий глубоко интересовала студентов, а не рассматривалась ими по обязанности. Поэтому существенный интерес представляет тематика, включающая проблемные ситуации, постановку предметных задач и упражнений с цифровыми и статистическими данными.

В соответствии с такими задачами семинарские занятия требуют весьма продуманной организации и тщательной подготовки к их проведению как преподавателей, так и студентов. Рассмотрим кратко, из чего слагается такая подготовка.

1) Определение формы проведения занятия. Наибольшее распространение имеют три формы семинаров: свободная форма в виде беседы или выступлений студентов, без предварительного распределения тематики; реферативная форма, при которой заранее из числа студентов назначаются докладчики и содокладчики, представляющие на обсуждение свои рефераты; смешанная форма, сочетающая обсуждение докладов и свободное выступление как по тематике докладов, так и по вопросам, соприкасающимся с этой тематикой. Важнейшим условием любой из этих форм является наиболее полное усвоение предмета изучения, интерес к тематике и высокая активность студентов.

2) Четкое планирование работы семинара — его тематики, содержания, метода проведения. При планировании необходимо учитывать, что семинары представляют такой вид занятий, где преподавателю необходимо оценить работу каждого студента, его индивидуальное отношение к изучаемому предмету, заинтересовать глубиной проработки материала.

3) Подготовка вопросов. Вопросы должны не столько контролировать знания студентов, сколько активизировать их мысль, давать направление дискуссии. Такие вопросы бывают нескольких видов: основные, направляющие, дополнительные, вспомогательные, уточняющие, наводящие и др.

4) Организация выступлений студентов. От методически правильного решения этой задачи зависит, будет ли семинар творческим, дискуссионным или он приобретет шаблонный характер.

Семинарские занятия относятся к такому виду учебной работы, где может быть создана обстановка для наиболее откровенного разговора по существу предмета изучения, с внесением ясности в самые волнующие проблемы и наиболее острые вопросы. Доклады и выступления на семинаре должны ставить задачей углубление и расширение знаний студентов с непременным учетом специфики их профессиональной подготовки. При подготовке семинара необходимо своевременно сообщить студентам тематику докладов, рефератов, перечень литературы, чтобы заранее направить их на поиски более глубоких путей освещения вопросов. Необходимо также ориентировать студентов на то, чтобы их доклады включали некоторые спорные, дискуссионные положения предмета изучения, имели научно-закономерное обоснование и носили характер доказательности. В содержании докладов, рефератов и выступлений студентов, особенно на спецсеминарах, необходимо сочетание теории и практики данной области знаний, ее отражение в жизни, освещение ее достижений и возникающих новых, еще не решенных проблем.

Оптимальная организация семинарских занятий требует, чтобы все выступления студентов были направленными и целесообразными, а не носили стихийного характера. Это, как и все проведение семинаров, является делом преподавателя. Задача преподавателя состоит не в том, чтобы самому разрешать все вопросы и раскрывать содержание тематики семинаров с предельной ясностью (такой подход часто приводит к пассивности мышления студентов), а в том, чтобы побуждать студентов думать, направлять их по пути приобретения научно обоснованных знаний и убеждений, прививать интерес к глубокому самостоятельному изучению рассматриваемой тематики.

Достаточно хорошо известно, что интерес к предмету изучения значительно повышается, когда семинарские занятия по этому предмету проходят при большой активности студентов, при глубоком обсуждении поставленных ими вопросов. Интерес студентов к семинарским занятиям во многом зависит от умения преподавателя — руководителя семинара оригинально и глубоко ставить вопросы, направлять внимание участников семинара на рассмотрение наиболее существенных теоретических проблем курса.

При подготовке преподавателя к семинарским занятиям рекомендуется: тщательно взвесить содержание очередной темы занятий; подобрать необходимую литературу, наглядные и вспомогательные пособия; разработать план проведения семинара, включающий последовательное изложение в тезисной форме основных положений темы; составить примерные основные, дополнительные и наводящие вопросы для студентов, подготовить иллюстрированные примеры для связи предмета изучения с практикой, с жизнью, распределить студентов по фамилиям с указанием степени их участия в семинаре; особо выделить все то, что обычно вызывает затруднения студентов и создает «острые» положения при обсуждении тех или иных вопросов; распределить все элементы занятия по времени.

Существенное значение имеет вступительное слово преподавателя, его педагогически оправданное влияние на выступления студентов, постановка вопросов, корректирование ответов, ответы на вопросы студентов и подведение итогов семинара.

В функции преподавателей входит также проведение консультаций, на которых указываются пути подготовки к семинару, рекомендуются способы изучения первоисточников, периодической литературы, проведения творческого конспектирования, разработки рефератов и т. д.

Итоги каждого семинара необходимо фиксировать в журнале.

ГЛАВА 5. ТРЕНИНГИ

Тренинг (англ. training от train «обучать, воспитывать») — систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков и поведения участников тренинга. Различают тренинг делового общения, продаж, перцептивный, поведенческий, тренинг чувствительности, ролевой, видеотренинг, психологический тренинг, тренинг личностного роста и др.

Тренинг — форма активного обучения навыкам поведения и развития личности. Тренинг — это занятие группы людей, направленное на решение каждым человеком заявленной проблемы и выработки определенного навыка. От семинара отличается тем, что материал не читается и не диктуется, а практически прорабатывается. Проработка идет либо с каждым участником в отдельности, либо всей группой. Главное отличие от других методов обучения  - это то, что участнику доступен не только опыт ведущего, но и каждого члена группы. Основная цель тренинга в высшей школе - помочь будущему специалисту преодолеть трудности, стереотипы, мешающие ему в процессе обучения, роботы, в повседневной жизни.

В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или профессиональных навыков. Ключевым принципом обеспечивающим эффективное обучения и развитие, является постоянном сочетании в тренинге всех форм деятельности: труд, общение, игра, обучение.

Бизнес-тренинг — один из видов обучения, который имеет целью в первую очередь формирование деловых навыков и умений специалиста - профессионала. Бизнес-тренинг является одной из основных форм обучения на современном рынке бизнес-образования, наряду с курсами, семинарами, мастер-классами и программами МВА.

Ведущий бизнес-тренинга должен обладать собственным практическим опытом по теме курса, а также должен быть умелым преподавателем: уметь заинтересовать, "продать идеи" курса группе, а затем, на основе созданного интереса, выработать у участников соответствующие практические навыки.

Основные принципы построения модели бизнес-тренингов:

•   Краткосрочный проектный жизненный цикл алгоритмов на фоне общего долгосрочного характера теоретических модулей;

•   Инструментальный характер прикладных знаний и навыков (представления о средствах преобразования исходного ресурса в итоговый с определенными характеристиками);

•   Доступный язык изложения, пригодный для дальнейшей трансляции знаний непосредственно в производственных условиях без потери смысла;

•   Непрерывная связь каждого учебного инструментального модуля с конечной целью деятельности предприятия и с измеримым результатом деятельности исполнителя / подразделения.

Тренер должен вовремя менять стили проведения своих тренингов. Если он будет проводить тренинги для студентов имеющих опыт практической деятельности в том же стиле, как и для студентов им не обладающих, то результатом этих тренингов будет взращивание пассивных, неэффективных специалистов. Слушатели будут усваивать материал, но не будут личностно совершенствоваться. Сверхзадача любого тренинга - достижение самостоятельного развития выпускника на его рабочем месте.

Таблица 1



2019-12-29 184 Обсуждений (0)
ГЛАВА 4. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 4. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)