Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 10. КОМПОНЕНТЫ КОНТРОЛЯ



2019-12-29 231 Обсуждений (0)
ГЛАВА 10. КОМПОНЕНТЫ КОНТРОЛЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Существенно важными составляющими системы учебного процесса являются компоненты определения ее состояния, проверки и оценки знаний студентов. Экзамены, зачеты, контрольные работы, рефераты, отчеты, дневники, консультации и коллоквиумы входят в органические связи и отношения со всеми другими компонентами системы учебного процесса, оценивают состояние отдельных компонентов и всей системы.

Компоненты контроля являются основными средствами организации и управления системой обучения. Система учебного процесса требует не только слаженной работы ее составляющих элементов, но и ее оптимального функционирования, подтверждаемого ожидаемой результативностью, что требует наличия в системе различных средств обратной связи (оперативных, промежуточных, итоговых, заключительных).

Компоненты определения состояния системы, проверки и оценки знаний студентов не могут относиться только к регистрирующим факторам, в их функции входит определение рассогласования между планируемым и действительным состоянием обучения. На основе актов контроля и оценки знании каждый преподаватель и соответствующий педагогический коллектив не только знают состояние успеваемости студентов, но и приобретают возможность своевременно реагировать на неуспеваемость студентов, направлять их работу в полном соответствии с заданными требованиями.

Как известно, акт определения состояния знаний является основным для управления учебным процессом. Наличие обратной связи позволяет определять пути и средства интенсификации и рационализации учебного процесса и повышать эффективность занятий.

Система учебного процесса выражается определенными периодическими характеристиками, подтверждающими, какой результат и когда должен быть получен. На основе данных компонентов контроля система своевременно получает эти сведения, что позволяет оценивать надежность подготовки студентов в процессе обучения к будущей деятельности. На основе функционирования и связей этих компонентов со всеми другими компонентами учебного процесса система получает подтверждение того, насколько усвоение знаний носит систематический характер и насколько приобретенные знания получают практическое применение. Как известно, основным показателем качества приобретенных знаний является умение их использовать на практике.

Проверка и оценка знаний является одновременно фактором обучения. В процессе экзаменов и зачетов, консультаций, коллоквиумов, контрольных работ и других видов контроля студенты повторяют пройденный материал, обобщают и переосмысливают его, объединяют отдельные части и темы в целостный предмет познания, устанавливают межпредметные связи и отношения, оценивают роль и значение методов учебной и научной работы.

Все компоненты учебного контроля выполняют также функции развития студентов. Учебный контроль требует от студентов организационной и психологической мобилизации, ответственности, организации умственного труда, обострения внимания, тренировки памяти, воспитания воли, характера, хладнокровия, развития навыков квалифицированного изложения своих знаний, в том числе на языке соответствующей науки.

Обучающие и развивающие функции проверки и оценки знаний, как и все компоненты системы обучения, соответственно нуждаются в педагогическом направлении и последовательном развитии: у студентов должно быть прежде всего выработано отношение к учебному контролю как одной из важнейших обучающих и воспитывающих форм учебного процесса. Поэтому бесспорно, экзамены, зачеты и другие виды контроля в своей учебной основе должны иметь познавательную установку и тесную связь с интересами и мотивами студентов по отношению к качеству их подготовки.

Сам характер проверки и оценки знаний должен сочетать непременную доброжелательность педагога с его требовательностью и строгостью к знаниям студентов.

Определение качества подготовки специалиста является одной из основных задач системы учебного процесса. Причем понятие «качество» включает комплекс признаков, характеризующих главные показатели, а именно: овладение системой знаний и умений их использовать в будущей научной и профессиональной деятельности. Эти признаки и показатели в процессе учебного контроля распределяются по четырем направлениям: познавательному, научно-методическому, психологическому и организационному.

Познавательное направление, характеризующее качество обучения, требует от студентов: знания и понимания сущности предмет изучения; уяснения науки как суммы представлений, понятий, определений; выражения науки как системы оперирования понятиями, определениями, закономерностями; понимания науки как системы знаний о связях, отношениях предметов, явлений, их сущности и закономерностей; представления науки как фактора развития теоретической и практической деятельности человека в определенной области; определения связей предмета изучения с миропониманием, знания и умения пользоваться литературой по предмету изучения, уверенного владения языком науки.

Научно-методическое направление ставит перед студентами требования: транспозиции знаний и навыков, т. е. умения их применят на практике; умения пользоваться алгоритмами, эвристиками, правилами, определениями и формулировками научных положений, строгости, логической связности и научной обоснованности в изложении учебного материала, умения выделять основное и существенное; понимания методов науки и наличия навыка в их использовании в теоретической и практической деятельности, умения использовать средства научного проникновения, измерений, научный аппарат с достаточным автоматизмом их применения; убежденное в своих знаниях, научных взглядах, сочетания общепринятых и типовых ответов и решений с оригинальными, умение отстаивать научные положения; умения составить конспект, план, реферат, описание объектов научно-технического, производственного и общее венного характера.

Психологическое направление требует от студентов в процессе их учебной, научной и практической подготовки формирования определенной школы научного мышления. Сюда, прежде всего, входит умение избрать рациональный путь приобретения знаний и поиск решений поставленных задач; наличие достаточно развитого пространственного и образного представления; умение пользоваться методами организации мышления и мыслительным моделирование, развитое творческое воображение и навыки творческой созидательной деятельности (применительно своей специальности).

Организационное направление включает: знание и понимание путей, форм и средств научной организации труда в экспериментальной, производственной и теоретической сферах; умение оценивать объект своей будущей деятельности как систему, включающую определенную структуру, связи и отношения компонентов, и к функционирование, управление и планирование; оценку научно-технического и экономического состояния соответствующей области производства или другой деятельности и умение прогнозировать их будущее развитие; знакомство с главными идеями и тенденциями развития своей области деятельности; умение отбирать, классифицировать и анализировать поток информации применительно к своей специальности; умение решать научные, производственные и организационные задачи индивидуально и в коллективе; умение организовать свой повседневный труд, общественную деятельность и отдых.

Все перечисленные показатели качества подготовки специалиста формируются на протяжении всего срока обучения в высшей школе. Для проверки их в системе учебного процесса имеются консультации, коллоквиумы, зачеты, экзамены, контрольные работы, рефераты, дневники, конспекты, отчеты, текущая оценка лабораторных и практических научных работ и семинаров, прием и защита курсовых, выпускных квалификационных работ, итоговая государственная аттестация.

Исходя из системного подхода, важно, чтобы все эти отдельные виды и формы определения состояния и контроля учебного процесса правильно выполняли свою роль как важнейшего компонента системы учебного процесса. А это прежде всего значит, что каждый вид контроля имеет свои задачи и свои функции и все они одновременно носят характер независимый и связный, т. е. выполняют свои частные задачи и в то же время входят во взаимосвязи со всеми другими видами и формами контроля и всеми компонентами системы обучения, исходя из решения общих задач обеспечения высокого качества подготовки специалиста. Соответственно необходимо планомерное распределение видов и форм контроля во времени с установлением последовательных этапов управления учебным процессом на их основе.

Исходя из этих задач, виды и формы определения состояния учебного процесса и качества обучения подразделяются на текущие, периодические, итоговые и заключительные. Каждый из этих видов выполняет свои функции в системе учебного процесса. Так, текущие и периодические оценки главным образом имеют назначение корректирования и совершенствования обучения индивидуального и коллективного, особенно на первых курсах. Эти курсы, особенно первый, являются переходными от режима работы средней школы к режиму высшей. Естественно поэтому на первых курсах необходимо определенное педагогическое направление и помощь студентам в адаптации к условиям самостоятельной работы в высшей школе. Студенты должны приобрести уверенные навыки систематической самостоятельной работы; и здесь в качестве одного из важнейших педагогических средств выступает систематический текущий контроль за выполнением ими всех видов учебной работы. Каждый студент должен быть в поле зрения соответствующих преподавателей, и каждому студенту надо помочь там, где он испытывает затруднения, где эта помощь вызывается педагогической необходимостью.

Главным образом надо помочь ему организовать свою работу и научиться самостоятельно, ответственно и систематически заниматься всеми предметами обучения данного курса.

Текущий и периодический контроль есть продолжение систематической обучающей деятельности педагога и педагогического коллектива. В то же время это проверка того, как и насколько студент последовательно вооружается знаниями как данного предмета, так и всех предметов, изучаемых в семестре, как и насколько умело он научился пользоваться этими знаниями.

Соответственно, текущий контроль теснейшим образом связан со всеми видами учебной работы, кроме экзаменов и защиты дипломных проектов и работ. Все это находится в полном соответствии с тривиальным, но и важнейшим правилом обучения: студентам надо готовиться к проверке знаний с первого дня занятий и каждый день, а не в конце семестра или учебного года, и преподавателям проводить учебною занятия так, чтобы студенты с интересом, систематически и ответственно работали в течение всего семестра (учебного года). Текущий и периодический контроль является также показателем обоснованности и равномерности распределения требований преподавателей к студентам. В семестре студент изучает пять-шесть, иногда и больше учебных предметов. Все преподаватели этих предметов предъявляют определенные требования. И часто бывает так, что одни преподаватели предъявляют нормальные требования, а другие настолько завышенные, что студенты вынуждены весь семестр заниматься только одним предметом в ущерб остальным.

Показатели текущей неуспеваемости в этом случае являются сигналом серьезного нарушения учебного процесса. Учебный процесс требует равномерного согласованного распределения предметов изучения, нормального ритма и режима учебной и самостоятельной работы студентов в полном соответствии с их бюджетом времени.

Текущий учебный контроль связан с некоторыми определенными условиями его проведения. Сюда относятся: удобное время его проведения, обеспечение индивидуальности и объективности контроля, проведение его в процессе самих учебных занятий.

Важным условием текущего контроля является последовательное повышение требований к знаниям и систематической самостоятельной работе студентов.

Такие функции и задачи текущего и в значительной мере периодического контроля требуют от преподавателя выработки определенной системы и методики их проведения и особенно оценки знаний, умений, навыков и других показателей.

Исходя из своей роли и своего назначения, текущий и периодический контроль не должен оказывать какого-либо влияния на итоговые и заключительные оценки студентов.

Курсовые, государственные экзамены, защита выпускных квалификационных работ и проектов относятся к итоговым и заключительным видам контроля. Здесь проверяются результаты обучения и подготовки специалистов. Эти формы контроля, так же как текущие и периодические, тоже носят обучающие, воспитывающие и развивающие,  функции.

Не только при подготовке к экзаменам, при разработке дипломных работ, но и в процессе сдачи экзаменов и даже в процессе защиты выпускных квалификационных работ студенты продолжают обучение и свое  развитие, т. е. приобретают знания, умения и навыки, жизненный опыт и другие качества, необходимые им в будущей профессиональной деятельности специалиста высшей квалификации. Однако здесь характер обучения и воспитания более строгий и ответственный, экзамены, защита выпускных квалификационных работ — это новая и более высокая качественная ступень обучения и учебного контроля. Курсовые экзамены характерны определением синтетического состояния знаний и умений студентов. Здесь определяют не отдельные разрозненные знания частей или разделов курса, а целое законченное знание в определенной системе, с пониманием его роли и значения, а также умение широко применять его в научном анализе и практическом приложении.

Итоговая государственная аттестация и защита выпускных квалификационных работ позволяют определить, насколько молодой специалист подготовлен к своей ответственной самостоятельной работе.

В учебном процессе равно необходимы как текущий, периодический контроль, так итоговый и заключительный. Они связаны между собой задачами учебного процесса, но каждый вид этого контроля несет свои функции, решает свои задачи, обеспечивая в своей части оптимальность обучения в целом.

В частности, суммирование показателей текущего и периодического контроля не может заменить экзаменационной проверки как в силу того, что дискретная форма этой проверки не тождественна синтетически связной оценке знаний на экзаменах, так и потому, что психологически при сообщении студентам положительной оценки за усвоение разрозненных частей материала возникает своего рода информационная разгрузка. Иными словами, после получения положительной оценки и при отсутствии установки на будущее студенты исключают их из своей памяти. А экзамен и есть та установка, которая перспективно требует не только сохранения отдельных частей знания предмета, но знания и понимания их в связях и отношениях. Существенно важным, поэтому, является разделение понятий: качество изучения, качество обучения и качество подготовки специалиста.

Текущая периодическая успеваемость есть показатель качества изучения отдельных разделов, тем, предметов и связанных с этим познавательных, методических, психологических и организационных качеств будущего специалиста. Итоговая успеваемость характеризует качество обучения в определенной связи и отношениях знаний, навыков, умений, включая межпредметные связи отношения, соединяя это с состоянием познавательных, методических, психологических и организационных качеств. Заключительная оценка качества подготовки специалиста выражает его научное, профессиональное, психологическое, общественное и организационное соответствие требованиям и задачам, стоящим перед выпускником данной специальности.

Перед компонентами оценки состояния системы учебного процесса и контроля знаний студентов, таким образом, стоит важнейшая задача — определение качества обучения как в процессе, так и по результатам обучения.

Показатели качества, как известно, измеряются в различных единицах (баллах, единицах времени, весомости, стоимости и т. д.). Эти показатели разделяются на единичные (характеризующие одно свойство или признак) и комплексные (объединяющие несколько показателей). Качество обучения, как и само качество знаний, в различных случаях определяются по-разному. Поэтому показатели качества требуют рассмотрения применительно к определенным видам оценки и контроля, режима, условиям и содержанию обучения. Наличие большого числа показателей качества обучения вызывает необходимость их обобщения, усреднения и комбинирования. Определение качества обучения допускает применение строгих и нестрогих показателей, но с необходимым установлением единой системы (для кафедры, факультета) получения, обработки и проведения оценки.

Качественная характеристика студентов, особенно при оценке их текущей успеваемости, требует введения некоторых коэффициентов (психологических, организационных, методических). Результаты целесообразно оценивать по установившейся ранговой системе: отличные знания, хорошие, удовлетворительные, неудовлетворительные и плохие.

Компоненты контроля, кроме защиты дипломов и проверки текущей успеваемости на занятиях, включают консультации и коллоквиумы, экзамены и зачеты.



2019-12-29 231 Обсуждений (0)
ГЛАВА 10. КОМПОНЕНТЫ КОНТРОЛЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 10. КОМПОНЕНТЫ КОНТРОЛЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)