Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие наук, ее соотношение с другими формами рационального познания.



2019-12-29 1304 Обсуждений (0)
Понятие наук, ее соотношение с другими формами рационального познания. 0.00 из 5.00 0 оценок




Наука — это особый вид познавательной деятельности человека, направленный на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, человеке, обществе и самом познании, на основе которых происходит преобразование человеком действительности. Знания создаются и используются в любой сфере человеческой деятельности, но только в сфере науки производство новых знаний выступает не только средством, но и основной целью и основным продуктом труда. При этом, как сами научные знания, так и процесс их получения, обладают рядом специфичных признаков, которые, взятые в совокупности, не характерны для знаний, получаемых в иных сферах деятельности.

 

Под наукой также понимают исторически развивающуюся совокупность систематизированных определённым образом результатов интеллектуальной деятельности и общественный институт, в рамках которого она осуществляется. В институциональном контексте понятие «наука» применяется для указания на отдельные области научных знаний и конституирующие их научные дисциплины. Современная наука представляет собой чрезвычайно разветвлённую совокупность отдельных научных отраслей.

 

Наука как особый вид интеллектуального производства обладает свойственными ему производительными силами, производственными отношениями, регулируемыми соответствующими нормами и стандартами, а также предметом и продуктом труда, и включает в себя множество элементов: собственно производителей научного знания (учёных); исторически определённые формы разделения и кооперации научного труда; понятийный и категориальный аппарат научных дисциплин; процедуры вычленения поля проблем, методов и теорий, которые могут быть определены как научные; методы научного исследования, верификации и систематизации полученных знаний; научные учреждения; техническое обеспечение научного производства; систему научной информации и коммуникаций.

 

Наука является культурно-историческим феноменом. Она возникла в контексте исторического развития культуры и цивилизации, на определённых стадиях этого развития.

Исторически первой переход на научный уровень осуществила математика. По мере её эволюции, числа и геометрические фигуры начинают рассматриваться не как прообраз предметов, которыми оперируют в практике, а как относительно самостоятельные математические объекты, свойства которых подлежат систематическому изучению. С этого момента начинается собственно математическое исследование, в ходе которого из ранее изученных чисел и геометрических фигур строятся новые идеальные объекты. Применяя, например, операцию вычитания к любым парам положительных чисел, можно было получить отрицательные числа (при вычитании из меньшего числа большего). Открыв для себя класс отрицательных чисел, математика делает следующий шаг. Она распространяет на них все те операции, которые были приняты для положительных чисел, и таким путём создаёт новое знание, характеризующее ранее не исследованные структуры действительности. В дальнейшем происходит новое расширение класса чисел: применение операции извлечения корня к отрицательным числам формирует новую абстракцию — «мнимое число». И на этот класс идеальных объектов снова распространяются все те операции, которые применялись к натуральным числам.

Сравнение и преобразование геометрических фигур приводит к выявлению их свойств и отношений, которые превращаются в фундаментальные абстракции геометрии (точка, линия, плоскость, угол и другие). Их связи и свойства выражают постулаты, на основе которых была создана первая математическая теория — Евклидова геометрия. Дальнейшее изучение признаков геометрических объектов путём применения к ним различных операций преобразования приводит к построению различных теоретических систем геометрии (неевклидовы геометрии, проективная геометрия, топология, и так далее). Вслед за математикой, способ теоретического познания, основанный на движении мысли в поле теоретических идеальных объектов, утвердился в естествознании. Здесь он известен как метод выдвижения гипотез с их последующим обоснованием опытом. Опытная проверка осуществляется посредством эксперимента, наблюдения и измерения, целенаправляемыми теоретическими знаниями. Самостоятельное экспериментальное исследование лишь относительно автономно; оно всегда определено постановкой проблем и задач, возникающих как результат теоретического осмысления предшествующих фактов и формирования теоретического видения исследуемой реальности.

Третий этап развития науки в собственном смысле слова составляет формирование технических наук как своеобразного опосредующего слоя знания между естествознанием и общественным производством, а затем становление социальных и гуманитарных наук. В этих областях научного познания также возникает слой особых теоретических идеальных объектов, оперирование которыми позволяет объяснять и прогнозировать феномены изучаемой предметной области.

Каждый из этапов развития науки имел свои социокультурные предпосылки.

 



2019-12-29 1304 Обсуждений (0)
Понятие наук, ее соотношение с другими формами рационального познания. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие наук, ее соотношение с другими формами рационального познания.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1304)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)