Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Юриспруденция Древнего Востока: предметно-методологические особенности, научные работы и выдающиеся ученые.



2019-12-29 1397 Обсуждений (0)
Юриспруденция Древнего Востока: предметно-методологические особенности, научные работы и выдающиеся ученые. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Особенности политико-правовых идеологий Древнего Востока.

В политико-правовых воззрениях Древнего Востока религия являлась мощным цементирующим элементом традиционных правовых систем, поэтому определяющее значение имели религиозно-этические нормы. Обусловленная религиозным (или мифологическим) сознанием установка на «идеального человека» традиционного общества, стала основой правопослушного поведения. В облике человека традиционного общества очевидна определенная целостность, а самой восточной цивилизации присуща внутренняя стабильность, обеспечиваемая средствами права.

Таким образом, говоря об особенностях политико-правовых воззрений древневосточного общества можно сказать, что:

1) политико-правовые воззрения имели религиозно-мифологическую форму, они не представляли самостоятельной формы общественного сознания. Право Древнего Востока представляет в первую очередь интерес как компиляция правовых систем, которые пребывают в прямой взаимосвязи с религиозными верованиями и культурой древнего времени.

2) политико-правовые воззрения носили этический и прикладной характер;

3) Обычное право. Главным авторитетным источником общественного права, для большинства оставались обычаи, которые, являясь продуктом общего творчества, могли не записывались, а храниться в устной традиции. В основе политико-правовых воззрений Древнего Востока лежал традиционализм, который обеспечил стабильность и практическую неизменность политико-правовых учений Востока на протяжении веков..

4) Сословное право. Определяло социальное неравенство, проявляющееся, прежде всего, в бесправном положении рабов. Раб на Востоке выступал только в качестве имущества и в таком качестве рассматривался действующим правом.

5) Патриархальное право. Общие черты были сформированы под значительным влиянием социальной формы в виде большой патриархальной семьи, где главой семейство являлся отец-защитник, а все остальные были в униженном положении.

6) Юридическая ответственность выражала уголовный характер.

7) В основе правовой системы находилась община. В правовых системах, которые образуются в неспешно трансформирующихся обществах, были ярко выражены и нормы раннего строя, предусматривающие коллективную ответственность членов семьи, членов соседской общины за совершенные одним из них проступки, самосуд, кровную месть, талион.

Периодизация истории государства и права Древнего Китая связана с имевшимися существенными изменениями, которые происходили в общественном строе.

Период Шан (Инь)- 18—12 в.в. до нашей эры;

В китайских источниках сообщается, что в Шан-инском государстве имелись "Книги со сводами законов", а также разработанные правила ведения судебных дел. Книги не сохранились, сведения от них отрывочны. Тем не менее, из них прослеживается, что государство жестоко подавляло свободных общинников и рабов. Смертная казнь применялась в целях откровенного устрашения: смерти придавался не только сам виновник, но и три поколения его ближайших родственников. Смертная казнь была, как правило, квалифицированной, сожжение, четвертование, закапывание живьем в землю.

Часто применялись членовредительские наказания в виде вырезания носа, выкалывания глаз, отрубания рук и ног.

Период Чжоу- 12 в. до н.э. - 221 г.;

Право Китая в период Чжоу характеризуется появлением правового регулирования частной собственности на землю, постепенным распространением сделок с землей (купли-продажи, аренды, заклада и т. д.). Вся земля считалась царской, а все подданные - слугами (рабами) царя. В период Чжоу создается первый свод уголовного права, состоящий из трех тысяч статей, написанных в казуистической форме и бывших записью судебных решений. Его издание приписывается легендарной личности — царю Му.

Период усиления царства Цинь- 246 г. до нашей эры- 207 г. до нашей эры;

Период Хань (206—220г. г. до нашей эры).

В период Циньской и Ханьской империй отмечена законодательная активность. В 5—4 вв. до нашей эры возникает своеобразная философско-правовая школа законников (легистов) "фацзя". Сторонников школы отличала слепая вера в силу государственного предписания, которое они стремились распространить на все случаи жизни. Они стояли на позициях неограниченной частной собственности, настаивали на кодификации законов, выступали за сильное централизованное государство. Кодификация права проводилась неоднократно. Наиболее известной являлась кодификация, проведенная выдающимся юристом 5—4 вв. до нашей эры Ли Куем, одним из представителей школы легистов. Он собрал и систематизировал законы всех царств, написал "Книгу законов".

В соответствии со взглядами Лао-цзы (VI—V вв. до н. э.), легендарного основателя даосизма («Дао дэ цзин»), дао представляет собой лежащую в основе всех вещей естественную закономерность, абсолютное мировое начало; постичь дао и следовать ему, в том числе и в социальной жизни, — такова задача «совершенномудрого», к этому должен стремиться и наилучший правитель.

Учение Конфуция (Кун-цзы, 551—479 гг. до н. э.) содержится в «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Это записи высказываний Конфуция по различным вопросам или в разных ситуациях, которые сделаны учениками и последователями великого китайского философа. Конфуций разрабатывает моральный эталон «благородного мужа», находящий применение и в социально-политической жизни, в управлении государством.

Противоположная традиция в древнекитайской политико-правовой мысли представлена легизмом. Один из его основоположников — Шан Ян (Гунсунь Ян, 390—338 гг. до н. э.) в управлении государством предлагает делать ставку не на освященные древностью обычаи, не на моральные качества государя, должностных лиц и подданных, а на создание абсолютно послушного воле государя централизованного аппарата, с помощью которого достигается абсолютное повиновение народа, на жестокие наказания («Книга правителя области Шан»).

 

 

№17. Юриспруденция Древней Греции: предметно-методологические особенности, научные работы и выдающиеся ученые.

Своими историческими корнями европейская юридическая наука во многом обязана трудам античных философов и юристов. Познание окружающего мира у них осуществлялось в рамках единой универсальной науки — философии, которая наряду с логикой, этикой, математикой, физикой, медициной исследовала проблемы государственной и правовой жизни общества в контексте присущего ей мироощущения.

Развитие научного мировоззрения тесно связано, по мнению профессора К. К. Жоля, с конкретно-историческими условиями и не может изучаться изолировано. Жоль пишет: «Если мы хотим понять особенности развития науки, то неизбежно должны принимать во внимание различные проявления духовной жизни человеческого общества и их сложную взаимосвязь. Поэтому отделение научного мировоззрения и науки от религиозной идеологии, философских идей или художественного творчества невозможно, поскольку все эти области тесно сплетены между собой и могут быть разделены только в абстракции».

Вспомним особенности греческой культуры и рассмотрим, в каких условиях складывались научные юридические представления в Древней Греции. Культура Древней Греции — важнейший этап становления юридической науки, связанный с переходом от мифологических представлений к философским, от образно-эмоционального мышления к логико-понятийному анализу и зачаточным формам эмпирико-рационального познания.

Греческая культура и научное мировоззрение складываются на основе важных политических и экономических преобразований общественной жизни. На смену критомикенской царской власти, где воля одного главы государства осуществлялась практически бесконтрольно и не было места инакомыслию и логическим рассуждениям, приходит новое мировосприятие человека, старающегося рационально устроить свою жизнь, для которого городская площадь (греч. agora ) стала не только рынком, но и местом публичных политических дискуссий.

На формирование правовой науки в Древней Греции оказали влияние различные факторы, среди которых Е. Н. Яркова называет специфические природные условия, которые благоприятствовали развитию коммерции и ремесленного производства; наличие демократических начал социальной организации, которые преобразовались в институт полиса и создали условия для творческой свободы и индивидуальной инициативы;

особенности религиозной культуры, основанной на довольно «либералистических» началах в отсутствие строгой догматики; высокохудожественная мифология. Все это послужило основой развития рационализма. Е. Н. Яркова пишет: «Сама жизнь древнегреческого полиса, основывающаяся не на диктате традиции, а на диалоге и воспроизводстве социального консенсуса, способствовала развитию рационалистического мышления. Рационалистическая установка складывается под нажимом утилитарных требований — развитие торговли, мореплавания, ремесленного производства рождало чувство неудовлетворенности мифологическими и магическими способами объяснения мира и методами воздействия на него».

С появлением города-государства (греч. polis ) возникла необходимость в создании писаных законов, постоянных и точных, которые становятся универсальными правилами и применяются ко всем гражданам полиса. Политическая природа полиса отрицает безусловную, абсолютную власть одного человека и предполагает принцип подобия граждан (греч. isonomia), их взаимозаменяемость в осуществлении социально-политических ролей, возможность равного доступа к участию в управленческих делах. А. Н. Головистикова считает, что идея правовой государственности как наиболее справедливого устройства общества впервые сложилась у древних греков в образе полиса, который должен объединять людей, подчиняющихся единому и справедливому закону.

Понятие законности появляется в условиях полиса. Под законностью (греч. dike) греки подразумевали меру справедливости, правильный порядок жизни в обществе, гармоничное сочетание различных социальных элементов в единое целое. Олицетворением законности и выступал полис, представляющий собой согласованное социальное целое; каждый в городе- государстве занимает подобающее ему место в жизни и приобретает ту долю власти, которую он заслуживает. Однако в полисе нет абстрактного равенства всех. Единый писаный закон уравнивал всех граждан полиса иерархически в соответствии с существовавшими различными социальными группами и устанавливал согласие между ними на основе пропорционального представительства на народных собраниях, в судах. Впоследствии такой подход получил название пропорционального равенства.

«Закон — царь», — говорил поэт Пиндар (ок. 518—442 до н.э.). Власть закона (nomos, а) распространялась на решение многих вопросов. Если в прежние времена племенные роды решали спорные вопросы, опираясь на обычаи, религиозные представления, приводя в доказательство эмоциональные аргументы, то с появлением polis , а и nomos, а для решения спорных вопросов предписывалось обращаться за помощью к правосудию.

Судебное изучение предмета спора официальными лицами, представляющими гражданскую общину, основывалось на рациональных, логических доказательствах, способствовало установлению истины. Демокрит (ок. 460—360 до н.з.) считал, что благополучие граждан государства зависит от качества государственного правления, а приличие требует подчинения закону, власти и умственному превосходству.

Продвижению культуры рационализма способствовало образование. Для обеспечения работы органов управления и правосудия в полисе потребовались специалисты, профессионально владеющие искусством политического и судебного красноречия, способные ориентироваться в сложных вопросах политической жизни и судебной практики, обладающие логическим мышлением. На развитие этих способностей и подготовку специалистов были ориентированы греческие школы. Идеалом греческого образования было свободное добровольное занятие наукой. В античной культуре бытовали представления, согласно которым решающую роль в формировании духовной природы человека играют словесность, поэзия, риторика, история и философия. Новые учителя стали называться софистами, т.е. учителями мудрости. Первоначально так именовали поэтов, музыкантов, философов, а позднее — платных учителей, готовящих молодых людей к политической и судебной карьере. Софисты олицетворяли греческое просвещение, но как философское течение не были однородны, различались они и социальным статусом.

Помимо этого, в Древней Греции возникают элементы юридического образования — некоторые сведения о праве включались в систему общего образования, а в школах обучали судебному красноречию.

Таким образом, правовые представления и зачатки юридической науки начали складываться в древнегреческой философии и развивались представителями разных направлений. Среди наиболее ярких представителей, внесших существенный вклад в становление философии права в целом и юридической науки в частности, следует отметить некоторых софистов, например Протагора, положившего начало разделению понятий права природного и установленного людьми, и Сократа, который стоит у истоков традиции рационального понимания права; Платона, создавшего целостную концептуальную систему знаний относительно государства и права и, конечно, Аристотеля, который не только изложил свои идеи в виде трактата, но и подкрепил его богатой эмпирической базой, впервые применив сравнительно-правовой метод исследования.

Рассмотрим последовательно зарождение и развитие основ юридических знаний в трудах вышеперечисленных исследователей.



2019-12-29 1397 Обсуждений (0)
Юриспруденция Древнего Востока: предметно-методологические особенности, научные работы и выдающиеся ученые. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Юриспруденция Древнего Востока: предметно-методологические особенности, научные работы и выдающиеся ученые.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1397)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)