Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Признаки научного знания, критерии научности



2019-12-29 903 Обсуждений (0)
Признаки научного знания, критерии научности 0.00 из 5.00 0 оценок




Критерии научности следующие.

 

1. Объективность, или принцип объективности. Научное знание связано с раскрытием природных объектов, взятых «самими по себе». Природу требуется познать из нее самой, она признается в этом смысле самодостаточной; предметы и их отношения тоже должны быть познаны такими, какие они есть, без всяких посторонних прибавлений, т. е. без привнесения в них чего-либо субъективного или сверхприродного.

2. Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность.

3. Эссенциалистская направленность, т. е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта (отражение повторяющихся, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой цели).

4. Особая организация, особая системность знания.

5. Проверяемость.

 

Среди специфических признаков научного знания обычно указываются следующие:

1. Научные знания — это преимущественно продукт понятийного мышления.

Понятие и производные от него формы мышления — суждения, умозаключения, теории — являются особыми, специфическими, родовыми инструментами освоения мира человеком. Специфика понятийного мышления связана с тем, что оно позволяет человеку проникать в скрытые, внутренние, сущностные свойства предметов и явлений, схватывать общие свойства, объединяющие целые типы, классы предметов, порою внешне резко различающиеся между собой.

Таковы понятия «живого» в биологии, «товара» в экономической теории, «правовой нормы» в юриспруденции.

Эта особенность науки отграничивает ее как от искусства, художественного познания мира, опирающегося прежде всего на образное мышление, с помощью которого осваиваются лишь внешние свойства отдельных предметов и явлений, так и от религии, постигающей мир с помощью внутреннего переживания, откровения, озарения, веры в те или иные недоступные разуму фантастические, божественные существа, чудесные события, различные догмы вроде непорочного зачатия, воскрешения, второго пришествия, потустороннего мира, триединой сущности Бога и т.п.

2. Дело в том, что наука использует понятия более эффективно, чем другие формы познания. Поэтому еще один признак научного знания состоит в том, что оно, в отличие от других форм духовной жизни, представляет собой не просто продукт понятийного мышления, но результат мышления систематизированного, теоретического. Наука есть знание, прошедшее через чистилище логики, проведшее процедуру оздоровления с помощью этой «медицины ума» (лат. medicina mentis).

Теория есть система взглядов по какому-либо вопросу, логическое обобщение фактов развития природы и общества в целом. Высшим выражением теоретических обобщений науки являются глобальные картины мира, выражающие его общую структуру и его свойства.

Таковы геоцентрическая картина мира, созданная Аристотелем, гелиоцентрическая картина мира, завершенная открытиями Исаака Ньютона, а также современная картина мира, в основе которой лежит теория относительности Альберта Эйнштейна.

Глобальные картины мира базируются на частнонаучных картинах, выражающих совокупность научных положений, образующих основания определенной науки: таковы эволюционная теория Чарлза Дарвина, являющаяся одним из главных теоретических обобщений биологической науки, учение Нильса Бора о квантах, составляющее основу современной микрофизики и др.

3. Указанные признаки выражают важнейшие особенности научного знания, но и они все же не исчерпывают всех его существенных характеристик. Так, настоящее учебное пособие соответствует этим требованиям, однако оно не является формой научного знания, по крайней мере в его чистом виде. Хотя данное издание и является продуктом идеальным, содержит в себе понятийные знания систематизированного характера, оно тем не менее не может быть отнесено к жанру собственно научной литературы потому, что излагает только ту информацию, которая уже хорошо известна ученым. Оно лишь систематизирует и популяризирует устоявшееся, традиционное научное знание и потому относится к жанру учебной литературы. Обязательным же признаком научного знания является наличие в его составе новых знаний в виде открытий, изобретений, принципиально новых идей.

 

Именно этим признаком и отличается научная литература в виде статей, монографий, диссертаций от учебной литературы. Если главное достоинство образовательной литературы состоит в полноте отражения ею уже известных достижений науки, в доступности стиля изложения, то достоинство научных работ связано в первую очередь с новизной содержащихся в них идей.

4. Однако хорошо известно, что не все новое является верным, правильным, достоверным. Так, иногда ученые, желая указать на научную несостоятельность того или иного произведения, претендующего на научность, шутливо характеризуют его как такое, в котором «все, что ново, является неверным, а все, что верно, является не новым».

Известно, что в научно-исследовательские институты Российской академии наук систематически поступают сообщения о тех или иных открытиях, изобретениях, событиях: об изобретении вечного двигателя, о контактах с пришельцами из космоса, о создании новых, всеохватывающих философских систем и т.п. Для противостояния этим сомнительным новациям в системе Академии создано специальное подразделение по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований[2].

Отделение истины от лжи — одна из сложнейших проблем науки. Дело в том, что защитниками тех или иных заблуждений порой становятся сами ученые.

5. И наконец, еще одним существенным признаком научного знания является использование для его получения совокупности особых специализированных методов исследования. Главным из них, особенно в естественных науках, признается эксперимент, т.е. целенаправленное наблюдение в искусственно созданных условиях.

Функции науки

 Наука — особый вид познавательной н практической деятельности человека. Научное познание отличается от познания обыденного, мифологического , религиозного тем, что ориентирована на достижение объективной истины, которая должна быть экспериментально и рационально обоснована. Основой научного познания является принцип детерминизма, наука

отвергает возможность сверхъестественных явлений, которые происходят в нарушение законно природы. Каждое «чудесное» явление с научной точки зрения есть действие неизвестной закономерности, которую возможно установить и познать.

Структура научного знания:

Эмпирический уровень: накопление, предварительная классификация и осмысление фактов.

Теоретический уровень: объяснение и окончательная классификация фактов, установление законов.

Научное познание есть единство научной интуиции, опыта (эмпирических методов) и теории (рациональных методов).

Долгое время наука была лишена всякой этической ориентации. События XX века показали, что такая наука может быть не просто опасной, но и губительной для всего человечества. Знaние, дающее невероятную власть над природой и себе подобными не должно находиться в руках маньяка, религиозного фанатика или одержимого политика. Гуманисты полагали, что ученый должен нести моральную ответственность за свои открытия, а политики и военные - ответственность юридическую за их неоправданное применение. Известны случаи, когда ученые, понимая этическую неготовность человечества воспользоваться плодами их открытий во благо, добровольно отказывались обнародовать свои достижения (Парацельс, проникший в тайны психической энергии; Эйнштейн, продвинувшийся разработке единой теории поля и др.).

Наука не есть самое лучшее, надежное познание для человека. Для человека одинаково ценными являются все виды познавательной деятельности: житейское, философское, религиозное познание и т.п.

Функции науки – это внешнее проявлении каких-либо ее существенных свойств.

основные функции науки можно определить как познавательную, мировоззренческую, производственную, социальную и культурную.

Познавательная функция является основополагающей, заданной самой сутью науки, назначение которой заключается в познании природы, человека и общества в целом, а также в рационально-теоретическом постижении мира, объяснении процессов и явлений, открытии закономерностей и законов, осуществлении прогнозирования и т.д. Данная функция сводится к производству новых научных знаний.

Мировоззренческая функция во многом переплетается с познавательной. Они взаимосвязаны, поскольку ее целью является разработка научной картины мира и соответствующего ей мировоззрения. Также эта функция подразумевает исследование рационалистического отношения человека к миру, разработку научного миропонимания, что означает, что ученые (наряду с философами) должны разрабатывать научные мировоззренческие универсалии и соответствующее ценностные ориентации.

Производственная функция, которую также можно назвать технико-технологической функцией, необходима для внедрения инноваций, новых форм организаций процессов, технологий и научных нововведений в производственные отрасли. В связи с этим наука превращается в производительную силу, работающую на благо общества, своего рода «цех», в котором разрабатываются и внедряются новые идеи и их воплощения. В этом плане ученых даже иногда относят к производственным работникам, что как нельзя более полно характеризует производственную функцию науки.

Социальная функция начала выделяться особенно существенно в последнее время. Это связано с достижениями научно-технической революции. В связи с этим наука превращается в социальную силу. Это проявляется в ситуациях, когда данные науки используются в разработках программ социального и экономического развития. Поскольку такие планы и программы имеют комплексный характер, то их разработка предполагает тесное взаимодействие различных отраслей естественных, общественных и технических наук. Культурные функции науки (или образовательные) сводится к тому, что наука является своего рода феноменом культуры, важным фактором развития людей, их образования и воспитания. Достижения науки существенно влияют на учебно-воспитательный процесс, содержание программ образовани, технологии, методы и форму обучения. Эта функция реализуется через систему образования, СМИ, публицистическую и просветительную деятельность ученых.

 

Классификация науки

Попыток классифицировать науки было множество. Аристотель если не первым, то одним из первых, разделил науки на теоретические знания, практические знания и творческие. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК— многоступенчатое, разветвленное деление наук, использующее на разных этапах деления разные основания. Все науки обычно делятся на три группы: естественные науки, социальные и гуманитарные науки, формальные науки.

 

1. Естественные науки, то есть науки о природных явлениях, объектах и процессах (биология, география, астрономия, физика, химия, математика, геология и т.д.). По большей части естественные науки отвечают за накопление опыта и знаний о природе и человеке. Ученых, занимавшихся сбором первичных данных, называли естествоиспытателями

Некоторые естественные науки, как, напр., космология, рассматривают исследуемые ими объекты в развитии и оказываются, т.о., близкими к гуманитарным наукам, а именно к наукам исторического ряда. Др. естественные науки, как, к примеру, география или физическая антропология, формулируют сравнительные оценки и тяготеют к таким социальным наукам, как социология и экономическая наука. Поле естественных наук является, т.о., весьма разнородным. Различия отдельных естественных наук настолько велики, что невозможно выделить какую-то одну из них в качестве парадигмы «естественно-научного познания». Идея неопозитивизма о том, что физика является тем образцом, на который должны ориентироваться все др. науки (исключая формальные), является контрпродуктивной. Физика не способна служить в качестве образца даже для самих естественных наук. Ни космология, ни биология, ни тем более физическая антропология не похожи в своих существенных чертах на физику.

Попытка распространить на эти научные дисциплины методологию физики, взятую в сколь-нибудь полном объеме, не может привести к успеху, тем не менее определенное внутреннее единство естественных наук имеется: они стремятся описывать исследуемые ими фрагменты реальности, а не оценивать их; даваемые данными науками описания обычно формулируются в терминах не абсолютных, а сравнительных понятий (временной ряд «раньше—позже—одновременно», пространственные отношения «ближе—дальше», каузальное отношение, отношение «вероятнее, чем» и т.п.).

 

2. Технические науки – науки, ответственные за развитие техники и технологий, а также за применение на практике знаний, накопленных естественными науками (агрономия, информатика, архитектура, механика, электротехника).

3. Общественные и гуманитарные науки – науки о человеке, обществе (психология, филология, социология, политология, история, культурология, лингвистика, а также обществознание и др.).

Специфика гуманитарной культуры: системообразующие ценности гуманитарного знания определяются и активизируются исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. Проблема истинности решается с учетом знания об объекте и оценки полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом. При этом не исключается возможность толкований, противоречащих реальным свойствам объектов, насыщенность теми или иными идеалами и проектами будущего.

Для этих наук характерно, что они не только описывают, но и оценивают, причем очевидным образом тяготеют не к абсолютным, а к сравнительным оценкам, как и вообще к сравнительным понятиям. К гуманитарным наукам относятся науки исторического ряда, лингвистика (индивидуальная), психология и др. Одни из этих наук тяготеют к чистым описаниям (напр., история), другие — сочетают описание с оценкой, причем предпочитают абсолютные оценки (напр., психология). Гуманитарные науки используют, как правило, не сравнительные, а абсолютные категории (временной ряд «было—есть—будет», пространственные характеристики «здесь—там», понятие предопределенности, или судьбы и т.п.). Область социальных и гуманитарных наук еще более разнородна, чем область естественных наук. Идея отыскать научную дисциплину, которая могла бы служить образцом социогуманитарного познания, нереалистична. История, старающаяся избегать оценок и всегда обсуждающая прошлое только с т.зр. настоящего, не может служить образцом для социологии или экономической науки, включающих явные и неявные сравнительные оценки и использующих временной ряд «раньше—одновременно-позже», не предполагающий «настоящего»; политические науки не способны дать каких-то образцов для психологии или лингвистики и т.д. Поиски парадигмальной социальной или гуманитарной дисциплины еще более утопичны, чем поиски «образцовой» естественной науки.

Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур заключается в следующем: имеют общую культурную основу, являются основополагающими элементами единой системы знаний ;представляют собой высшую форму человеческих знаний; взаимно координируют в историко-культурном процессе; стимулируют появление новых междисциплинарных отраслей знания на стыках естественных и гуманитарных наук.

Человек является основным звеном связи всех наук

Между собственно социальными и гуманитарными науками лежат науки, которые можно назвать нормативными: этика, эстетика, искусствоведение и т.п. Эти науки формируют, подобно социальным наукам, оценки (и их частный случай — нормы), однако даваемые ими оценки являются, как правило, не сравнительными, а абсолютными. В использовании абсолютных оценок нормативные науки напоминают собственно гуманитарные науки, всегда рассуждающие в координатах абсолютных категорий.

К формальным наукам относятся логика и математика. Их подход к исследуемым объектам настолько абстрактен, что получаемые результаты находят приложение при изучении всех областей реальности.

Приведенная К.н. опирается на две оппозиции: «оценка — описание» и «абсолютные понятия — сравнительные понятия». Все науки сначала делятся на естественные науки, тяготеющие к описанию в системе сравнительных категорий, и социальные и гуманитарные науки, тяготеющие к оценке в системе абсолютных категорий; затем последние подразделяются на социальные, нормативные и гуманитарные науки. Такая классификация не является единственно возможной. Существуют многообразные иные основания деления наук.

 

5. НАУЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ НАУКИ

Рациональность- совокупность правил, стандартов, норм, доказательности знания, этапов его объяснения, обоснования и описания. Понятие рациональности применяется также, ко всем видам практической деятельности. Понятие рациональность (стандарт, правило) имеет тенденцию превратить все виды человеческой деятельности (теория, практика) в схему, в которой нет места чувствам, влечениям, желаниям, ценностям и т.д. Рациональность в теоретическо-познавательном плане означает характеристику процесса познания для которого существенно следующее: - это знание должно быть выражено в понятии, логически обосновано, теоретически основано, систематизированно.

Научная рациональность– рациональность в сфере науки – деятельности, направленной на получение нового научного знания, поиска истины. Научная рациональность отличается более точными, строгими способами доказательства. Понятия рациональность и научная рациональность имеют несовпадающие значения. Многие виды знания: обыденное, философское, религиозное, правовое являются рациональными, но не являются научными.Основные свойства: объектная предметность (эмпирическая или теоретическая), однозначность, доказанность, проверяемость, способность к улучшению.

История формирования научного рационализма - сложный нелинейный про­цесс, соединяющий периоды эволюционного накопления но­вых знаний и пе­риоды революционных прорывов к новым познавательным ру­бежам. Можно выделить основные этапы становления научного рационализма. В истории науки, выделяют четыре основных стадии ее исторического развития.

Первая стадия развития науки носит название «доклассическая-натурфилософская» и соответствует понятию «протонаука». Её характерными чертами являются – накопление общих, практических знаний о природе, в области физики, математики, астрономии, химии, биологии на опытной основе. В этот период господствует наблюдение, а не эксперимент, преобладают догадки, а не опытно воспроизводимые выводы. Здесь теоретические положения и выводы базируются не столько на опытных данных, сколько на целостности и непротиворечивости картины мира, отражающей систему мироздания. Этот синтез философских и умозрительных натуралистских идей восполнял неразвитость естествознания в области точных и теоретических знаний о природе. Такой подход получил название натурфилософского.

Вторая стадия. Классическая – аналитическая. Период конца XVI–начала XVII столетия связывают в истории науки с формированием и систематическим развитием экспериментально–теоретических исследований, его часто именуют аналитическим или точным естествознанием. Накопление большого количества сведений о мире мореплавателями, путешественниками, астрономами, химиками и алхимиками к началу XVII столетия породило стремление к более детальному изучению объектов, что привело к дифференциации (разделению, расчленению) существующих наук. К примеру, в физике выделяются механика, оптика, физика сред (газов, жидкостей и т.д.).

Понятие «классическая наука» охватывает период развития науки с XVII в. по 20-е годы XX века, то есть до времени появления квантово-релятивистской неклассической картины мира. Разумеется, наука XIX века довольно сильно отличается от науки XVIII века, которую только и можно считать по-настоящему классической наукой. Тем не менее, поскольку в науке XIX века по-прежнему действуют гносеологические представления науки XVIII в., мы объединяем их в едином понятии – классическая наука. Этот этап характеризуется целым рядом специфических особенностей:

· Стремление к завершенной системе знаний, фиксирующей истину в окончательном виде.

Рассмотрение мира как из века в век неизменного, всегда тождественного самому себе, неразвивающегося целого.

· Сведение самой Жизни и вечно живого на положение ничтожной подробности Космоса, отказ от признания их качественной специфики в мире-механизме, четко функционирующем по законам открытым И.Ньютоном.

· Наука вытесняла религию в качестве интеллектуального авторитета.

Третья стадия – неклассическая в историческом познании мира связана с переходом от аналитической стадии научного познания к синтетической в конце ХΙХ–начале ХХ века.

Необходимо подчеркнуть, что, подобно тому, как аналитическое естествознание включало в себя натурфилософские подходы, хотя и в измененном виде, также и синтетическое научное знание все еще сохраняет в себе основные традиции аналитической стадии, дополняя их новой ориентацией на создание синтетических дисциплин на стыке смежных наук.

Центральной проблемой научного познания становится синтез знания, поиск путей единства наук, проблема соотношения разнообразных методов познания. В естествознании активно идет процесс дифференциации наук, дробление крупных разделов науки на более мелкие (например, выделение в физике таких разделов, как: термодинамика, физика твердого тела, электромагнетизм и т.д.; или образование таких самостоятельных биологических дисциплин, как: цитология, эмбриология, генетика и т.д.).

Четвертая стадия – постнеклассическая, которую условно можно назвать интегральной наукой, начинает заявлять о себе в конце ХХ столетия. В дальнейшем она будет углубляться по мере того, как малый синтез двух трех смежных дисциплин будет дополняться масштабным объединением разных дисциплин и направлений научных исследований. Примерами таких новых интегральных научных направлений являются: кибернетика как наука об управлении в неживых, живых, технических и социальных системах; учение о четырех основных типах фундаментальных взаимодействий в природе; теория «великого объединения» в рамках релятивистской квантовой механики и космологии; общая теория систем и синергетика как теория самоорганизации. Существенную интегрирующую роль выполняют и такие общенаучные методы исследования как математизация научного знания, системный подход и эволюционно-синергетическая парадигма.

Уже сегодня все исследования природы и общества подобны огромной сети, связывающей многочисленные ответвления физических, биологических и социальных наук о едином мире. По мнению исследователей науки, дальнейшая разработка теории эволюции Вселенной позволит объединить на более глубокой основе все науки о неживой, живой и социальной материи. Отметим также, что в настоящее время появились реальные основания для объединения естественных и гуманитарных наук на базе принципов глобального эволюционизма и синергетики, что создает предпосылки для становления будущей науки, объединяющей науки о природе, обществе и человеке в единую науку о человеке.

 



2019-12-29 903 Обсуждений (0)
Признаки научного знания, критерии научности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Признаки научного знания, критерии научности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (903)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)