Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практика антикризисного менеджмента в рамках действия Главы II (Предупреждение банкротства) Закона



2019-12-29 180 Обсуждений (0)
Практика антикризисного менеджмента в рамках действия Главы II (Предупреждение банкротства) Закона 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Глава II Закона применима к ситуации, когда формальные признаки несостоятельности уже есть, но дело о признании должника банкротом арбитражным судом еще не возбуждено и процедура наблюдения не введена.

Согласно закону, признаком несостоятельности является неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в размере не менее 100 тыс. руб., если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.[17]

Согласно ст. 30 Закона, в случае возникновения признаков банкротства, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника сведения о наличии признаков банкротства.

Учредители (участники) должника обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть также приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.

В числе мер по предупреждению банкротства должника Закон предусматривает досудебную санацию, которая состоит в том, что учредители (участники) должника, кредиторы и иные лица (вместе или порознь) предоставляют должнику финансовую помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и, - тем самым, - восстановления платежеспособности должника.[18]

Непосредственными участниками досудебной санации являются должник (руководство должника), собственник должника, некие третьи лица и, возможно, кредиторы, готовые оказать должнику финансовую помощь.

Закон предусматривает возможность предоставления финансовой помощи должнику со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Вместе с тем в Законе ничего не сказано о том, сопровождается ли оказание финансовой помощи реализацией должником каких бы то ни было мер антикризисного характера.

В реальности у органов власти не так много возможностей оказания финансовой помощи неплатежеспособным предприятиям. Вместе с тем, органы власти часто не заинтересованы в возбуждении дела о признании должника банкротом, поскольку такое дело, скорее всего, завершится ликвидацией должника, и вместе с ним пропадут рабочие места и налоговая база. Кроме того, местным органам власти придется взять на себя реализацию многих социальных функций, которые до того осуществлял должник (содержание и ремонт жилья, медицинское обслуживание, отопление и пр.). Стремясь воспрепятствовать такому развитию событий, органы власти, как правило, оказывают давление на кредиторов и арбитражные суды с той целью, чтобы первые не подавали заявлений о признании должника банкротом, а вторые таких заявлений не принимали и дел не возбуждали. При этом не принимается во внимание то обстоятельство, что реальные проблемы кризисных предприятий не решаются и ресурсы неплатежеспособных организаций используются неэффективно.

Поскольку в качестве единственной меры восстановления платежеспособности Закон предусматривает оказание должнику финансовой помощи, достаточной для оплаты накопленной задолженности, можно предположить, что в Главе II Закона речь идет о восстановлении мгновенной платежеспособности.

На основе анализа положений Главы II Закона можно сделать вывод о том, что законодатель исходил из представления о несостоятельности как о некоем случайном событии, не отражающем реальное кризисное состояние должника и никак с кризисом не связанное. Только в этом случае можно предположить, что разовое оказание должнику финансовой помощи может спасти предприятие от кризиса.

Можно сделать вывод, что такое представление неверно, и многочисленные примеры покрытия задолженности российских предприятий третьими лицами (собственником, государством или кредиторами) облегчали состояние предприятия только на короткое время, вслед за которым опять быстро наступала несостоятельность. Таким образом, в рамках Главы II Закона успешный антикризисный менеджмент без конкретизации обязательств должника по осуществлению антикризисной программы реализован быть не может.


ДЛЯ САМООЦЕНКИ ГЛАВЫ 8

 

· ответить на вопросы:

1. Какие главы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ предполагают возможность выведения организации из кризиса?

2. В случае восстановления мгновенной платежеспособности сохранится ли предприятие как действующий бизнес?

3. В чем специфика использования Глава II Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ?

· выполнить задание:

Выберите правильный ответ

1. Непосредственными участниками досудебной санации являются: а) должник;

б) собственник должника;

в) кредиторы;

г) органы местного самоуправления.

2. Закон предусматривает возможность предоставления финансовой помощи должнику со стороны федеральных органов исполнительной власти:

а) да;

б) нет.

 


ТЕМА 9. ПРАКТИКА АНТИКРИЗИСНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА

 

Наблюдение

 

Процедура наблюдения вводится с целью обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.[19]

Максимальный срок наблюдения, установленный Законом, составляет 7 месяцев.[20] За это время должен быть составлен реестр требований кредиторов и проведено первое собрание кредиторов. До открытия первого собрания кредиторов суммарный размер накопленной задолженности должника не установлен, и, удовлетворяя требования отдельных кредиторов и уполномоченного органа, должник восстановить свою платежеспособность не может.

В течение процедуры наблюдения управление должником сохраняется за руководством. Естественно, за собственником сохраняется право смены руководителей должника.

Руководство должника может принять меры по восстановлению длительной платежеспособности путем сокращения расходов, рационализации и реорганизации активов и бизнеса. Однако для продажи и иного отчуждения (например, сдачи в аренду) излишнего имущества руководство должника должно получить письменное одобрение назначенного судом временного управляющего.

Таким образом, непосредственными участниками антикризисного менеджмента в процедуре наблюдения являются руководство должника и временный управляющий.

Руководство реализует антикризисные мероприятия, а временный управляющий контролирует их реализацию.

Для выведения предприятия из кризиса в процедуре наблюдения руководство должника обязано:

· провести экспресс-диагностику состояния предприятия (если она не была проведена ранее);

· выработать и реализовать чрезвычайные меры по стабилизации ситуации;

· накопить денежные средства, достаточные для оплаты просроченной кредиторской задолженности всех кредиторов и задолженности по оплате обязательных платежей;

· провести переговоры с конкурсными кредиторами и уполномоченным органом на предмет заключения мирового соглашения.

Содержание действий руководства должника по выведению предприятия из кризиса в процедуре наблюдения во многом совпадают с тем, что было рассмотрено ранее в разделе «Антикризисный консалтинг».

 Если к началу первого собрания кредиторов должник сможет оплатить все требования, содержащиеся в реестре требований кредиторов, то процедура наблюдения будет завершена и дело о банкротстве закрыто. Однако – это только первый этап, так как будет восстановлена мгновенная платежеспособность.

Для того чтобы вскоре снова не оказаться в процедуре банкротства, должнику требуется восстановить свою длительную платежеспособность, а именно:

1. определить масштабы, характер и причины проблем предприятия (провести тщательную диагностику; кстати, для диагностики достаточно времени и в процедуре наблюдения);

2. разработать антикризисную стратегию;

3. другое.

Косвенными участниками антикризисного менеджмента в процедуре наблюдения являются собственник (собственники) и кредиторы должника. Собственник имеет право утверждать антикризисную программу и контролировать ее реализацию. Кредиторы предъявляют к должнику свои требования и после открытия первого собрания кредиторов соглашаются (или не соглашаются) на мировое соглашение.

Наряду с кредиторами требования по обязательным платежам предъявляет уполномоченный орган (ФНС и ее инспекции), однако возможности заключения мирового соглашения у уполномоченного органа очень ограничены, и ФНС, как правило, требует удовлетворения всех требований по обязательным платежам в срок, не превышающий 2 недели после заключения мирового соглашения.

Как и во всех процедурах банкротства, очень большая роль в наблюдении принадлежит арбитражному суду: именно арбитражный суд утверждает временного управляющего и определяет обоснованность требований конкурсных кредиторов и уполномоченного органа.

Роль местных органов власти в процедуре наблюдения весьма ограничена, если речь не идет о градообразующих организациях. Теоретически местные органы власти в любой момент могут оказать финансовую помощь должнику, однако на практике это происходит очень редко.

 

9.2  Финансовое оздоровление

 

Финансовое оздоровление является процедурой банкротства, в наибольшей степени соответствующей целям и задачам антикризисного менеджмента. Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.[21]

Решение об обращении с ходатайством о введении финансового оздоровления принимает собственник должника. Это ходатайство направляется первому собранию кредиторов или, - в предусмотренных законом случаях, - в арбитражный суд.[22] К решению об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления прилагаются:

1. план финансового оздоровления;

2. график погашения задолженности.[23]

Закон не определяет, кто и как готовит план финансового оздоровления и график погашения задолженности. В конце концов, собственник обращается с ходатайством о введении финансового оздоровления, и именно собственник должен организовать разработку данных документов. Сделать это собственник может разными способами:

· поручить руководству предприятия;

· привлечь антикризисных консультантов;

· снять руководителя, назначить на его место антикризисного менеджера и поручить ему подготовку и реализацию плана финансового оздоровления.

В любом случае прежде, чем обращаться с ходатайством о введении финансового оздоровления, необходимо осуществить все работы, предусмотренные этапами 4-7 антикризисного консалтинга. Презентовать план финансового оздоровления и график погашения задолженности придется несколько раз: (i) временному управляющему; (ii) первому собранию кредиторов; (iii) арбитражному суду. Максимальный срок, на который может быть введено финансового оздоровление – 2 года, что вполне достаточно для выведения из кризиса даже крупного предприятия.

Таким образом, финансовое оздоровление предусматривает разработку и реализацию комплекса антикризисных мер, обеспечивающих восстановление длительной платежеспособности предприятия.

В процедуре финансового оздоровления сохраняются полномочия руководства должника с практически теми же ограничениями на отчуждение активов, что и в наблюдении. То есть продажа, сдача в аренду имущества возможна только с согласия утвержденного судом административного управляющего. Кроме того, административный управляющий выполняет другие важные функции: контролирует реализацию руководством должника плана финансового оздоровления и контролирует выполнения графика погашения задолженности.[24]

Роль собственника в финансовом оздоровлении выше, чем в наблюдении, поскольку собственник может повысить вероятность введения финансового оздоровления, предоставив обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.[25] Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, поручительством. Размер обеспечения должен быть не меньше 1,3 реестровой задолженности. В принципе, обеспечение может быть предоставлено любым третьим лицом, но заинтересованности в восстановлении платежеспособности должника у собственника больше.

В случае предоставления обеспечения финансовое оздоровление может быть введено судом вопреки решению собрания кредиторов.

Именно комплексный характер финансового оздоровления, предусматривающий осуществление настоящего антикризисного менеджмента, обусловливает сравнительно высокую эффективность этой процедуры. Примерно половина всех процедур финансового оздоровления завершается восстановлением платежеспособности должника. Другое дело, что число этих процедур в России чрезвычайно мало: в 2006 г. из примерно 90 тыс. дел банкротстве финансовое оздоровление было введено всего в 21 случаях.[26] Непосредственными участниками антикризисного менеджмента в финансовом оздоровлении являются руководство предприятия и административный управляющий.

Следующие по важности участники – собственник предприятия-должника и кредиторы. Собственник контролирует всю деятельность руководства должника и, - в случае необходимости, - меняет его. Основная функция кредиторов в финансовом оздоровлении (так же, как и во внешнем управлении и конкурсном производстве) – контроль деятельности арбитражного управляющего.

Следует отметить, что до сих пор в России кредиторы контролируют деятельность арбитражных управляющих очень плохо, хотя именно кредиторы в первую очередь должны быть заинтересованы в эффективной реализации процедур банкротства.

Роль органов власти в финансовом оздоровлении может быть очень высока, поскольку органы власти часто бывают очень заинтересованы в спасении отдельных предприятий. Федеральные органы власти должны быть заинтересованы в сохранении стратегических организаций, органы власти субъектов Российской Федерации и местные – в предотвращении банкротства предприятий, жизненно важных в данном субъекте или населенном пункте. Органы власти наряду с собственниками могут предоставлять обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, однако они этого практически не делают.

 


Внешнее управление

Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.[27]

Во внешнем управлении прекращаются полномочия руководителя должника и управление делами должника возлагается на внешнего управляющего. [28] В каком-то смысле внешнее управление напоминает антикризисное управление с привлечением стороннего антикризисного менеджера.

Закон довольно подробно регламентирует меры по восстановлению платежеспособности должника:

· перепрофилирование производства;

· закрытие нерентабельных производств;

· взыскание дебиторской задолженности;

· продажа части имущества должника;

· уступка прав требования должника;

· исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;

· увеличение уставного каптала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

· размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

· продажа предприятия должника;

· замещение активов должника;

· иные меры по восстановлению платежеспособности должника.[29]

Однако внимательное рассмотрение этих мер показывает, что часть из них приводит к расщеплению сущностей предприятия, так как предусматривает восстановление не длительной, но мгновенной платежеспособности должника как юридического лица.

Так, в отношении такой меры, как продажа предприятия должника, в ст. 110 говорится:

1. Для целей настоящего Федерального закона под предприятием должника понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности (далее - предприятие). Объектом продажи могут также служить филиалы и иные структурные подразделения должника - юридического лица.

2. Продажа предприятия может быть включена в план внешнего управления на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих крупных сделок должника. В решении о продаже предприятия должно содержаться указание на минимальную цену продажи предприятия.

3. При продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, а также права на обозначения, индивидуализирующие должника, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие принадлежащие должнику исключительные права, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.

При продаже предприятия, осуществляемой в соответствии с Законом, денежные обязательства и обязательные платежи должника не включаются в состав предприятия, за исключением обязательств должника, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом и могут быть переданы покупателю предприятия в порядке и на условиях, которые установлены Законом.

При продаже предприятия все трудовые договоры, действующие на дату продажи предприятия, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия.

Совершенно очевидно, что после продажи предприятия у должника не останется никакого значимого имущества и продолжить бизнес должник не сможет.

Ровно такой же результат будет достигнут при реализации другой меры внешнего управления – замещении активов должника. Согласно ст. 115:

1. Замещение активов должника проводится путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ. В случае создания одного открытого акционерного общества в его уставный капитал вносится все имущество, в том числе имущественные права, входящие в состав предприятия и предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности.

2. Замещение активов должника путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ может быть включено в план внешнего управления на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих сделок должника.

Возможность замещения активов должника может быть включена в план внешнего управления при условии, что за принятие такого решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника.

3. Планом внешнего управления может быть предусмотрено создание нескольких открытых акционерных обществ с оплатой их уставных капиталов имуществом должника, предназначенным для осуществления отдельных видов деятельности. Состав имущества должника, вносимого в оплату уставных капиталов создаваемых открытых акционерных обществ, определяется планом внешнего управления.

4. При замещении активов должника все трудовые договоры, действующие на дату принятия решения о замещении активов должника, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к вновь создаваемому открытому акционерному обществу (открытым акционерным обществам).

5. Акции созданных на базе имущества должника открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ включаются в состав имущества должника и могут быть проданы на открытых торгах, если иное не установлено настоящей статьей.

Продажа акций созданного на базе имущества должника открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ должна обеспечить накопление денежных средств для погашения требований всех кредиторов.

Из анализа положений ст.ст. 110 и 115 Закона становятся очевидными следующие обстоятельства: единственным непосредственным участником антикризисного менеджмента во внешнем управлении является внешний управляющий. Собственник и кредиторы – косвенные участники антикризисного менеджмента.

За срок, не превышающий одного месяца с даты своего утверждения, внешний управляющий обязан разработать и представить собранию кредиторов план внешнего управления.[30] Если внешним управляющим назначено лицо, до того не выполнявшее функций временного или административного управляющего, то за этот же месяц он должен:

· провести диагностику состояния предприятия;

· разработать антикризисную стратегию;

· разработать план внешнего управления.

Следует отметить, что Закон вводит эту предварительную деятельность внешнего управляющего в довольно узкие рамки:

1. срок – не более одного месяца;

2. длительность внешнего управления к моменту утверждения внешнего управляющего уже определена и она не может превышать 18 месяцев

Основные цели внешнего управления также определены - накопление на счету должника средств, достаточных для удовлетворения требований кредиторов. Органы власти часто играют решающую роль во введении внешнего управления, но не принимают никакого участия в его дальнейшей реализации. Отчасти поэтому, а отчасти из-за совершенно неэффективного контроля деятельности внешнего управляющего со стороны кредиторов и уполномоченного органа эффективность внешнего управления в России крайне низка: из примерно 1000 процедур внешнего управления, реализуемых в стране в течение года, платежеспособность удается восстановить всего у 20 предприятий.

 



2019-12-29 180 Обсуждений (0)
Практика антикризисного менеджмента в рамках действия Главы II (Предупреждение банкротства) Закона 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практика антикризисного менеджмента в рамках действия Главы II (Предупреждение банкротства) Закона

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)