Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ХАРАКТЕР (продолжение)



2019-12-29 287 Обсуждений (0)
ХАРАКТЕР (продолжение) 0.00 из 5.00 0 оценок




4. Типологии характера.

5. Акцентуации характера.

 

Типологии характера

 

Все типологии характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и относительно устойчив в течение жизни.

2. Те сочетания, которые входят в характер человека не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Наиболее известны следующие типологии характеров:

- конституционные теории, связывающие особенности характера с внешним видом человека, его конституцией ( Ч. Ломброзо, Э. Кречмер, В. Шелдон),

- акцентуальные теории, связывающие особенности характера с акцентуацией (К. Леонгард, А.Е. Личко),

- социальная типология, в ее основе лежит отношение человека к жизни, обществу (Э. Фромм).

 

Акцентуации характера

 

Практически все авторы типологий подчеркивали, что характер может быть более и менее выражен. Представьте себе ось, на которой изображена интенсивность проявлений, характеров. Тогда на ней обозначатся следующие три зоны; зона абсолютно «нормальных» характеров, зона выраженных характеров (они получили название акцентуаций) и зона сильных отклонений характеров, или психопатии. Первая и вторая зоны относятся к норме (в широком смысле), третья — к патологии характера. Соответственно, акцентуации характера рассматриваются как крайние варианты нормы. Они, в свою очередь, подразделяются на явные и скрытые акцентуации.

Ось степени выраженности характера: I – «средние» характеры; II – акцентуированные характеры: а – скрытые акцентуации, б – явные акцентуации; III – психопатии; Н – норма, П – патология.

 

Характер можно считать патологическим, т. е. расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени, т. е. мало меняется в течение жизни. Второй признак — тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди чужих, короче говоря, в любых обстоятельствах. Если же человек, предположим, дома один, а «на людях» — другой, то он не психопат.

Наконец, третий и, пожалуй, самый важный признак психопатий — это социальная дезадаптация. Последняя заключается в том, что у человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие вместе.

Акцентуации характера – крайние варианты нормы как результат усиления отдельных его черт. При этом у индивида проявляется повышенная устойчивость к одним стрессогенным факторам и снижение ее к другим.

Акцентуации характера по К. Леонгарду. Известный немецкий психиатр считает, что у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоя­тельствах приводит к однотипным конфликтам и нерв­ным срывам.

Акцентуация характера- преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим. Выра­женность акцентуации может быть различной - от лег­кой заметной лишь ближайшему окружению, до край­них вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни - психопатии.

Акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Но в неблагоприятных условиях - развиться и преобразоваться в «краевые» психопатии. В отличие от психопатий акцентуации характера не вызывают об­щую социальную дезадаптацию личности. Леонгард выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предо­пределяет избирательную устойчивость человека к од­ним жизненным невзгодам при повышенной чувстви­тельности к другим, к однотипным конфликтам.

Приведем краткую характеристику особенностей по­ведения в зависимости от типов акцентуации:

1)  гипертимический(гиперактивный) - чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, очень энерги­чен, самостоятелен, стремится к лидерству, авантю­рам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, трудно переносит вынуж­денное одиночество;

2) дистимичный- постоянно пониженное настрое­ние, грусть, замкнутость, пессимистичность, тяготится шумным обществом. В конфликты вступает редко, ча­ще является в них пассивной стороной;

3) циклоидный - общительность циклически меня­ется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности);

4) эмотивный (эмоциональный) - чрезмерная чув­ствительность, ранимость, глубоко переживает малей­шие неприятности, излишне чувствителен к замечани­ям, неудачам, часто печальное настроение;

5) демонстративный- выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни наряды необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках;

6) возбудимый - повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству или молчаливости, замедленности в беседе Активно и часто конфликтует.

7) застревающий - «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», несго­ворчивость, склонность к затяжным склокам, в кон­фликтах чаще бывают активной стороной;

8) педантичный - выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен за­мучить формальными требованиями, изнуряет до­машних чрезмерной аккуратностью;

9)  тревожный(психастенический) - пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, дол­го переживает неудачу;

10) экзальтированный(лабильный) - очень измен­чивое настроение, эмоции ярко выражены, повышен­ная отвлекаемость на внешние события, словоохотли­вость, влюбчивость;

11) интровертированный(шизоидный, аутистический) - малая общительность, замкнут, погружен в се­бя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная рани­мость. Сдержанно холодно относится к людям, даже к близким;

12) экстравертированный (конформный) - высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.

Акцентуации характера часто встречаются у подро­стков и юношей (50-80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных пси­хологических тестов, например, тест Шмишека.

Акцентуация характера по А.Е. Личко – чрезмерное усиление одних черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.

Классификация А.Е.Личко выглядит следующим образом:

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются по­движностью, общительностью, склонностью к озорству. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми — родителями и педаго­гами — у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бы­вают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, при­хвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражи­тельностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незна­чительные неприятности, на замечания реагируют крайне раз­дражительно. Настроение у них периодически меняется от при­поднятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например кем-то случайно оброненное слово, чей-то не­приветливый взгляд. Все они «способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач». Поведение этих подростком во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, нахо­дясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настрое­ние, способен отвлечь, приободрить и развлечь. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повы­шенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раз­дражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувстви­тельность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слиш­ком азартных, подвижных озорных игр. Они обычно застенчи­вы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстника­ми предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они от­личаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подрост­ков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживают­ся высокие моральные требования к себе и к окружающим лю­дям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усерди­ем. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обо­жают друзей, которые старше их по возрасту.

6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностями к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценке поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, а не на деле. Самоуверен­ность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений — со скоропалительностью действий, предпри­нимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа - замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они не редко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внут­ренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, каки­ми-либо особенными увлечениями. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержанны, не всегда понятны для окру­жающих, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, пишет А.Е. Личко, любят мучить животных, дразнить младших, изде­ваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут се­бя как диктаторы. Их типичные черты — жестокость, власт­ность, себялюбие. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террори­стические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать на­чальству, добиваться определенных преимуществ перед сверст­никами, получить власть, установить свой диктат над окружаю­щими.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцент­ризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У под­ростков данного типа нередко выражена склонность к театраль­ности, позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выно­сят, когда в их присутствии кто-то хвалит их же товарища, ког­да другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес востор­ги и похвалы. Для этих подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимать они часто выступают в группах в роли зачинщиков. Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.

10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют какслабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем

11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторите­там, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кре­до — «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, поки­нуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку, при чем нередко даже не одно.

 



2019-12-29 287 Обсуждений (0)
ХАРАКТЕР (продолжение) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ХАРАКТЕР (продолжение)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (287)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)