Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды памяти. Критерии классификации



2019-12-29 705 Обсуждений (0)
Виды памяти. Критерии классификации 0.00 из 5.00 0 оценок




Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

1) По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную, и словесно-логическую;

2) По характеру целей деятельности – непроизвольная и произвольная.

3) По продолжительности закрепления и сохранения материала – на мгновенную (иконическую), кратковременную, оперативную и долговременную.

Рассмотрим отдельно данные виды памяти.

1. а) Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Существует некоторая изменчивость, но общий характер сохраняется. Наиболее точно воспроизводятся движения в тех условиях, в которых они выполнялись ранее. Двигательная память возникает на первом месяце жизни, в двигательных рефлексах, затем приобретают сознательный характер. К концу первого года уровень развития памяти достигает той степени, которая позволяет начать развитие речи. У детей дошкольного возраста уровень развития двигательной памяти позволяет овладевать письменной речью.

2. Эмоциональная память - память на чувства и переживания. Заключается в способности запоминать и воспроизводить чувства. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигнала который либо побуждает либо воздерживает от действия. Воспроизведенные чувства могут отличаться от первоначальных,что может выражаться в изменении силы чувств и их содержания. Первые проявления эмоций наблюдаются у ребенка к концу первого полугодия жизни и носят условно рефлекторный характер, а в более поздний период становятся сознательными.

 3. Образная память – память на представления, картины природы: запахи, звуки, вкусы и т. д. Она в свою очередь делится на зрительную, слуховую, моторную. Воспроизведение воспринятого ранее нередко расходится с оригиналом. Отклонения от первоначального образа может идти по двум путям:

1) смешение образов – образ теряет специфические черты и на первый план выступают общие.

2) дифференциация образов – характерные черты в воспоминаниях усиливаются. На характер воспроизведения образа влияют:

а) содержание особенностей образа;

б) состояние человека в момент воспроизведения: наилучшее время для воспроизведения образов – дремота;

в) степень задействования речи.

4. Словесно-логическая память - выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Проявляется в двух случаях:

а) Запоминается и воспроизводится только смысл материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;

 б) Запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей.

Эти виды памяти могут друг с другом не совпадать. Развитие в процессе онтогенеза происходит неравномерно – дети легко заучивают наизусть, а взрослые - понимают смысл. Этот вид памяти относится ко второй сигнальной системе, то есть, свойственен только людям. Двигательная, образная и эмоциональная память существуют и у животных. Словесно–логическая память является ведущей по отношению к другим видам. И от её уровня развития зависит развитие других.

2. а) Непроизвольная - запоминание и воспроизведение происходят без участия сознания, отсутствует цель что-либо запомнить.

б) Произвольная - присутствует мнемическая задача, используются специальные приемы запоминания; процесс требует волевого усилия.

3. а) Мгновенная память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полеченной информации. Эта память – непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это – память-образ.

б) Кратковременная память – характеризуется кратковременностью сохранения информации. Не используются специальные мнемические приёмы, но для запоминания прилагаются определенные волевые усилия. Объем кратковременной памяти индивидуален, характеризует природу памяти человека, его способность запоминать информацию без мнемических приемов. Значение кратковременной памяти заключается в том, что благодаря ей перерабатывается значительный объем информации. Сразу отсеивается ненужное и остается потенциально полезное, вследствие чего не происходит перегрузки долговременной памяти. Кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления.

в) Оперативная памятьпамять, рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Оперативная память обслуживает деятельность человека: для того, чтобы подойти к конечному результату деятельности, надо сохранять в памяти ее промежуточные результаты.

г) Долговременнаяэто память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.



2019-12-29 705 Обсуждений (0)
Виды памяти. Критерии классификации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды памяти. Критерии классификации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (705)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)