Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Индивидуальные особенности памяти



2019-12-29 320 Обсуждений (0)
Индивидуальные особенности памяти 0.00 из 5.00 0 оценок




Некоторые из особенностей памяти могут упрочиться и стать свойствами личности (свой­ствами памяти данного человека). Память у людей проявляется по-разному, отличается

Память людей различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания. Эти признаки могут сочетаться у разных людей по-разному. Все это количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные различия. Они проявляются в том, на какой вид представлений по преимуществу опирается человек при запоминании. Одни лучше запоминают то, что могут увидеть, другие то, что могут услышать, третьи то, что может; быть выполнено практически. В соответствии с этим различают зрительный, слуховой и двигательный ти­пы памяти. Человек зрительного типа памяти, запоминая текст книги, предпочитает его видеть; человек слухового типа памяти - предпочитает слышать содержание текста в чтении кого-либо; человек двигательного типа памяти должен обязательно записать или проговорить заучиваемый материал. Чаще всего встречается смешанный тип памяти - слухо-моторный, зрительно-двигательный, зрительно-слуховой. Смешанный тип памяти жизненно ценнее, чем тип односторонней памяти по причине большого разнообразия практической деятельности человека. Кроме того, участие в процессах памяти нескольких анализаторов ведет к большей по­движности в использовании образованных систем нервных связей: человек не вспомнил что-то на слух — вспомнит зри­тельно и т.п. Поэтому полезно, чтобы учащиеся запоминали учебный материал разними способами: путем его прослуши­вания, чтения, рассматривая иллюстрации, делая зарисовки, наблюдая и др.

Тип памяти зависит не только от природных особенностей нервной системы, но и от воспитания. У взрос­лых людей тип памяти упражняется в зависимости от характера их профессионального типа. Если такие особенности памяти, как быстрота запоминания и воспроизведения, прочность со­хранения, точность воспроизведения, объем памяти и готов­ность ее в своем сочетании отчетливо выражены у какого-либо человека, типичны для него, то это тоже характеризует тип его памяти («быстро запоминает, плохо хранит», «медленно запо­минает, быстро теряет» и т.д.).

Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности человека, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. Запоминание также зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Отношение определяет избирательный характер памяти. Эмоционально насыщенное будет лучше запоминаться, чем эмоционально нейтральное.

Существенную роль в памяти помимо эмоционального характера впечатления может играть общее состояние личности в момент получения этого впечатления, а также ее физическое состояние в целом. То, что память теснейшим образом связана с физическим состоянием, доказывают случаи болезненного нарушения памяти. Практически во всех таких случаях (они называются амнезиями и представляют собой кратковременные или длительные потери различных видов памяти) происходят характерные расстройства памяти, которые в своих особенностях отражают расстройства личности больного.

По динамике протекания мнемических процессов амнезии делятся на ретроградную, антероградную и ретрадированную. Ретроградная амнезия представляет собой забывание прошлых событий; ретрадированная амнезия – вид изменения памяти, связанный с сохранением в памяти событий, пережитых во время болезни, и последующим их забыванием. Ещё один вид амнезии – прогрессивная – проявляется в постепенном ухудшении памяти вплоть до ее полной потери. При этом вначале утрачивается то, что неустойчиво в памяти, а затем и более прочные воспоминания.

Воспитанию положительных свойств памяти в значитель­ной степени содействует рационализация умственной и прак­тической работы человека: порядок на рабочем месте, пла­нирование, самоконтроль, использование разумных спосо­бов запоминания, соединение умственной работы с практи­ческой, критическое отношение к своей деятельности, уме­ние отказаться от неэффективных приемов работы и заимст­вовать у других людей приемы эффективнее и т.п. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации. Степень активности указанных механизмов y разных людей различна. Защитой мозга от ненужной информации объясняется, в частности, явление гипнопедии, т.e. обучение во сне. В состоянии сна некоторые механизмы, защищающие мозг от избыточной информации, выключают­ся, поэтому запоминание происходит быстрее.

5. Теории памяти

Рассмотрим несколько основных теорий памяти, разработанных представителями различных наук и отражающих механизмы протекания процессов памяти:

I. Психологические теории памяти.

1) Ассоциативная теория памяти.

2) Гештальттеория.

3) Смысловая теория памяти.

4) Память и деятельность.

II. Физиологические теории памяти.

1) Физиологические механизмы памяти по И.П. Павлову.

2) Физическая теория памяти.

3) Теория нейронной модели.

4) Реверберационная теория памяти

5) Синаптическая теория памяти.

III. Биохимические теории памяти.

IV. Информационно-кибернетическая теория памяти.

I.Психологический уровень изучения механизмов памяти хронологически старше других и представлен в науке наиболее многочисленным рядом различных направлений и теорий. Эти теории можно классифицировать и оценивать в зависимости от того, какую роль в формировании процессов памяти отводили они активности субъекта и как рассматривали природу этой активности. В большинстве психологических теорий памяти и в центре внимания оказывается либо объект («материал») сам по себе, либо субъект («чистая» активность сознания), безотносительно к содержательной стороне взаимодействия субъекта и объекта, т.е. безотносительно к деятельности субъекта. Отсюда неизбежная односторонность рассматриваемых концепций.

1) Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения, до настоящего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в 17 в., активно разрабатывалась в 18 и 19 вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии.

В основе данной теории лежит понятие ассоциации – связи между отдельными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти, например, закон забывания Г. Эббингауза.

Предметы и явления действительности запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом, по выражению Сеченова «группами или рядами». Воспроизведение одних из них влечёт за собой воспроизводство других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения. В психологии эти связи рассматривались как ассоциации. Одни из ассоциаций являются отражением пространственно-временных отношений предметов и явлений (ассоциации по смежности), другие отражают их сходство (ассоциации по сходству), третьи – противоположность (ассоциации по контрасту), четвёртые – причинно-следственные отношения (ассоциации по каузальности).

Отдельные элементы информации согласно ассоциативной теории запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определённых логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими.

Со временем ассоциативная теория столкнулась с рядом трудноразрешимых проблем, основной из которых явилось объяснение избирательности человеческой памяти. Ассоциации образуются на случайной основе, а память из всей поступающей и хранящейся в мозге человека выбирает всегда определенную информацию.

2) В конце 19 века на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальттеория. Для неё исходным понятием и одновременно главным принципом, на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их изначальная, целостная организация – гештальт. Именно законы формирования гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память.

В русле данной теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, его доведение до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти. Главная мысль, проходившая красной нитью через исследования сторонников обсуждаемой концепции памяти, состояла в том, что и при запоминании, и при воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе.

Динамика запоминания и воспроизведения в гештальттеории виделась следующим образом. Некоторое, актуальное в данный момент времени потребностное состояние создаёт у человека определённую установку на запоминание или воспроизведение. Соответствующая установка оживляет в сознании индивида некоторые целостные структуры, на базе которых в свою очередь запоминается или воспроизводится материал. Эта установка контролирует ход запоминания и воспроизведения, определяет отбор нужных сведений.

Найдя психологическое объяснение некоторым фактам избирательности памяти, эта теория, однако, столкнулась с не менее сложной проблемой формирования и развития памяти в фило- и онтогенезе. Дело в том, что и мотивационные состояния, которые детерминируют мнемические процессы у человека, и сами гештальты мыслились как наперёд заданные, неразвивающиеся образования. Вопрос о зависимости развития памяти от практической деятельности человека здесь непосредственно не ставился и не решался.

Основными недостатками данных теорий является то, что в них рассматривалась зависимость процессов памяти главным образом от объекта, а деятельности субъекта отводилась второстепенная роль.

3) В начале XX в. возникает смысловая теория памяти. Представители этой теории утверждали, что работа соответствующих процессов находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры. Наиболее яркими представителями данного направления были А. Бине и К. Бюлер, доказавшие, что на первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Утверждалось, что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое: подлежащий заучиванию или воспроизведению материал в данном случае включается в контекст определенных смысловых связей.

4) В современной науке все большее признание приобретает теория, которая в качестве основного понятия рассматривает деятельность личности как фактор, детерминирующий формирование всех ее психических процессов, в том числе и процессов памяти. Согласно этой концепции, протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта.

Экспериментально установлено и доказано, что наиболее продуктивно связи образуются и актуализируются в том случае, когда соответствующий материал выступает в качестве цели действия. Характеристики этих связей, например их прочность и лабильность, определяются тем, какова степень участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта, какова значимость этих связей для достижения предстоящих целей.

Таким образом, основной тезис этой концепции может быть сформулирован так: образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект.

II. 1) Физиологические теории механизмов памяти тесно связаны с важнейшими положениями учения И. П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. Учение об образовании условных временных связей – это теория механизмов формирования индивидуального опыта субъекта, т.е. собственно теория «запоминания на физиологическом уровне». В самом деле, условный рефлекс как акт образования связи между новым и уже ранее закрепленным содержанием составляет физиологическую основу акта запоминания.

Для понимания причинной обусловленности этого акта важнейшее значение приобретает понятие подкрепления. Подкрепление – это достижение непосредственной цели действия индивида. Подкрепление знаменует собой совпадение вновь образовавшейся связи с достижением цели действия. Все характеристики этой связи, и прежде всего ее прочности, обуславливаются именно характером подкрепления как мерой жизненной целесообразности данного действия.

Таким образом, физиологическое понятие подкрепления, соотнесенное с психологическим понятием цели действия, представляет собой пункт слияния физиологического и психологического плана анализа механизмов процесса запоминания. Это позволяет утверждать, что по своей основной жизненной функции память направлена не в прошлое, а в будущее: запоминание того, что «было», не имело бы смысла, если бы не могло быть использовано для того, что «будет». Закрепление результатов успешных действий есть вероятностное прогнозирование их полезности для достижения предстоящих целей.

2) Согласно физической теории памяти, нервный им­пульс проходя через определенную группу нейронов, вызывает в местах их соприкосновений электрические и механические изменения и оставляет после себя физический след. Эти изменения обеспечивают вторичное прохождение импульса по знакомому пути, и таким образом происходит запоминание.

3) Весьма любопытна теория нейронной модели, которая, по мнению сторонников физической теории памяти, лежит в основе человеческой памяти. Сущность теории состоит в том, что любое событие, воспринятое человеком, отражается, то есть моделируется, в его мозгу в виде определенной структуры. Таким образом, каждому событию, каждому раздражителю соответствует в нервной системе определенный «узор». Для других раздражителей и «узор» другой, иными словами, есть однозначное соответствие между реальными объектами и их отражением в нервной системе или, другими словами, код. Модель, сформировавшаяся в процессе восприятия какого-то предмета, явления, не остается неизменной, застывшей в определенном виде. Нейроны, входящие в эту модель, продолжают функционировать, вступать в новые связи, образуют новые модели. Материальной основой воспроизведения являются движения процессов возбуждения и торможения по определенным нервным клеткам, их последовательный переход с одной модели на другую.

4) Рассматривая механизмы протекания процесса памяти с точки зрения физиологических явлений, особенно тщательно изучался процесс консолидации следов памяти, а также процесс воспроизведения хранящейся информации. Одной из таких теорий является реверберационная теория, которая объясняет память не как статическую запись или продукт изменения в одной или нескольких нервных клетках, а как процесс взаимодействия многих нейронов на основе соответствующих структурных изменений.

5) Также существует синаптическая теория утверждающая, что при прохождении импульса через определенную группу нейронов возникают стойкие изменения синаптической проводимости в пределах определенного нейронного ансамбля.

III. Биохимические теории памяти. Поиску специфических веществ, ответственных за хранение информации – «информационных молекул», посвящено немало исследований. Исходно эти исследования опирались на положения, что все этапы формирования, удержания и воспроизведения энграмм можно представить в виде последовательности биохимических процессов. Интенсивные биохимические исследования привели к явной переоценке клеточно-молекулярного уровня изучения механизмов памяти.

IV. С началом развития кибернетики, появлением вычислительной техники и развитием программирования начались поиски оптимальных путей принятия, переработки и хранения информации машиной. Соответственно приступили к техническому и алгоритмическому моделированию процессов памяти. За несколько последних десятилетий подобных исследований был накоплен богатый материал, который оказался весьма полезным для понимания законов памяти.

Представители этих наук стали проявлять повышенный интерес к собственно психологическим исследованиям памяти, потому что это открывало возможности для совершенствования языков программирования, его технологии и памяти машин. Этот взаимный интерес привел к тому, что в психологии стали разрабатывать новую теорию памяти, которую можно назвать информационно-кибернетической. В настоящее время она делает только первые, но весьма многообещающие шаги на пути к более глубокому пониманию человеческой памяти с использованием достижений кибернетики и информатики.

Изучение механизмов памяти с точки зрения разных ученых приводит нас к позитивному прогнозу о том, что мы стоим на пороге полного управления памятью человека.

ЛЕКЦИЯ 25. МЫШЛЕНИЕ

1. Мышление – высшая форма познавательной деятельности:

1) Мышление и чувственное познание;

2) Мышление и практика;

3) Мышление и речь;

4) Социальная природа мышления;

5) Мышление и личность.

2. Процессы мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция.

3. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

 



2019-12-29 320 Обсуждений (0)
Индивидуальные особенности памяти 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Индивидуальные особенности памяти

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (320)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)