Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Послепроизвольное внимание



2019-12-29 356 Обсуждений (0)
Послепроизвольное внимание 0.00 из 5.00 0 оценок




Это внимание связано с сознательными задачами и целями, т.е. вызывается преднамеренно, поэтому его нельзя отождествлять с непроизвольным вниманием. Оно не сходно и с произвольным вниманием, т.к. здесь уже не требуется волевых усилий. При характеристике этого вида внимания в психологии используют термин «послепроизвольное внимание», введенный Н.Ф.Добрыниным. С этим видом связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность. (И.В.Страхов) Например, школьник берется за выполнение трудной задачи только потому, что ее нужно решить. Задача сначала никак не поддается решению. Школьник постоянно отвлекается. Ему приходится заставлять себя возвращаться к решению задачи. Но вот найден правильный ход решения, задача становится понятной, решение увлекательным, затем задача стала для него интересной. Он перестает отвлекаться, поддержание внимания уже не требует усилий.

В школьной практике необходимо, опираясь на непроизвольное внимание, воспитывать произвольное. Однако следует учитывать, что постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна. Это и определяет особое значение послепроизвольного внимания в процессе обучения.

 

Свойства внимания

 

 Вниманию присущ ряд свойств, среди которых важнейшими являются: устойчивость, переключение, распределение, объем и колебание. В зависимости от того, насколько отчетливо и ярко выражено у человека то или иное свойство, принято говорить об индивидуальных особенностях человека.

Устойчивость внимания – это степень и длительность сосредоточения сознания. Показатель устойчивости – высокая продуктивность деятельности (объем, точность работы) в течении некоторого промежутка времени. Длительность интенсивного сосредоточения зависит от целого ряда условий: от характера и содержания деятельности, которая совершается при наличии того или иного вида внимания, от отношения к объекту внимания, от степени интереса к данному предмету или деятельности. Физиологически устойчивость внимания объясняется, прежде всего, торможением действия побочных раздражителей. Внимание устойчиво до тех пор, пока выполняемая работа активизирует деятельность человека, дает пищу для мышления, фантазии, чувств. Как только данный объект утрачивает значение, внимание отвлекается, переходя на другие объекты. Так с неослабевающим вниманием, прочитав интересный рассказ, человек может вновь и вновь подряд перечитывать его. Но с каждым разом внимание будет становиться все более и более неустойчивым, наконец, сосредоточиться будет просто невозможно. Только поставив перед собой другую задачу (пересказать текст), можно опять сконцентрировать внимание. Устойчивость необходима человеку в любой деятельности: и рабочему у станка, и ученному, и милиционеру.

Переключение – преднамеренный переход от одного объекта внимания к другому, который в данный момент оказывается теснее связанным с потребностями, привычками человека, с требованиями, предъявляемыми ему условиями общественной жизни. При характеристике этого свойства возможно выделение ряда показателей: переходный интервал (время переключения), объем работы в единицу времени, точность работы. Также можно говорить о полном, завершенном переключении, либо о неполном, незавершенном. При неполном переключении человек, приступив к выполнению новой работы, не отключается фактически от предыдущей и выполняет новую работу по правилам старой, что и ведет к ошибкам. Переключение внимания следует отличать отвлечения внимания, где изменение направленности сознания происходит непреднамеренно. Так, возникший в классе шум отвлекает внимание учеников, до того времени серьезно и внимательно работавших. Преднамеренный переход от одной деятельности к другой, например, от подготовки домашнего задания по физике к заданному на дом сочинению по литературе, является переключением внимания.

Распределение внимания – обуславливает успешность одновременного выполнения двух (или более) видов деятельности. Возможность распределения внимания зависит от степени автоматизации привычных действий. Уровень распределения внимания зависит от ряда условий: от характеров совмещаемых видов деятельности, от степени их сложности, от знакомости и привычности их. Если в одно и то же время выполняются две или несколько деятельностей, которые прежде одновременно не выполнялись, распределять внимание весьма трудно. Так, чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределять их.

Объем внимания  - это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей- 5-7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания. Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти.

Колебание внимания – периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности (напряжения) внимания. Колебания внимания проявляются во временном изменении интенсивности ощущений. Так, прислушиваясь к очень слабому, едва слышному звуку, например тиканью часов, мы то замечаем звук, то перестаем замечать, несмотря на внимание к нему. Эти смены протекают скачкообразно в короткие промежутки времени. Были подсчитаны периоды колебаний внимания при предъявлении элементарных раздражителей. По данным русского психолога Н.Н. Ланге, они составляют обычно промежуток от 2-3 секунд до 12 секунд. Наиболее длительные колебания наблюдались при предъявлении звуковых раздражителей, затем при зрительных и наиболее короткие – при осязательных. Колебание внимания связывают с колебанием ряда физиологических функций организма, таких, как артериальное давление, дыхание, с ритмическим характером сенсорной фильтрации, с ритмическим функционированием определенного типа нейронов.  

Поскольку важнейшим признаком внимания является сосредоточенность, многие воздействия отчетливо не воспринимаются. Это служит причиной возникновения рассеянности. Рассеянность бывает двух видов:

1. Рассеянность как неумение сколько-нибудь длительно сосредоточивать внимание, она выражается в постоянном отвлечении, «скольжении» внимания. Подобный вид рассеянности наиболее характерен для детей- дошкольников,но и среди старших школьников можно обнаружить немало таких. Рассеянность учащихся является одной из главных причин того, что плохо усваиваются знания. Причина рассеянности- избыток всевозможных и притом неглубоких интересов. Человек может за все хвататься, всем увлекаться, но не на чем не сосредотачиваться.

2. Рассеянность как односторонняя сосредоточенность, выражающаяся в том, что человек не замечает то, что с его точки зрения представляется незначительным. Иной ученый, всецело поглощенный своими трудами, перестает замечать «мелочи жизни», и поэтому некоторые его поступки окружающими воспринимаются как чудачества. Его рассеянность выступает как оборотная сторона сосредоточенности.

 

Теории внимания

Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С.Выготский в русле своей культурно- исторической концепции развития психики. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка. Л.С.Выготский говорит, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание.

Первый ряд - окружающие предметы, которые своими необычными свойствами приковывают внимание ребенка.

Второй ряд – речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов- указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка.

Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала - в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем и в отношении и самого себя. Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С.Выготскому состоит в следующем:

1. Люди действуют по отношению к ребенку

2. Ребенок сам вступает во взаимодействие с окружающими

3. Ребенок начинает действовать на других, а затем и на себя.

Одну из наиболее известных теорий внимания « моторной теории внимания», предложил Т.Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием усматривал тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительности ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Непроизвольное внимание зависит от аффективных состояний. Состояние внимания сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но и определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. Как чисто физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. Интеллектуальное внимание влечет за собой усиление кровообращения в занятых мышлением органах тела. Состояние сосредоточенности внимания движениями всех частей тела, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне. Двигательный эффект внимания состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание.

Интересную теоретическую концепцию внимания предложил П.Я.Гальперин. Внимание он рассматривал как функцию внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их осуществления. Основные положения этой концепции сводятся к следующему:

1. Внимание является одним из моментов ориентировочно исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.

2. По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Это последняя и представляется вниманием как таковым.

3. В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особого результата.

4. Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

5. Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.

6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.

7. Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание поверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.

8. Все известные акты внимания, выполняющую функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.

Развитие подобного контроля улучшает результативность любой деятельности, помогает преодолеть некоторые дефекты внимания, например рассеянность.



2019-12-29 356 Обсуждений (0)
Послепроизвольное внимание 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Послепроизвольное внимание

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (356)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)