Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЛЕКЦИЯ 26. МЫШЛЕНИЕ (продолжение)



2019-12-29 322 Обсуждений (0)
ЛЕКЦИЯ 26. МЫШЛЕНИЕ (продолжение) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

4. Мышление и решение задач.

5. Виды мышления.

6. Индивидуальные особенности мышления. Качества ума.

Мышление и решение задач

Трактовка мышления как процесса означает, прежде всего, что сама детерминация мыслительной деятельности осуществляется тоже как процесс. Иначе говоря, по ходу решения задачи человек выявляет все новые и новые, до того неизвестные ему условия и требования задачи, которые причинно обусловливают дальнейшее протекание мышления. Следовательно, детерминация мышления не дана изначально как нечто абсолютно готовое и уже законченное, она именно образуется, постепенно формируется и развивается ходе решения задачи, то есть, выступает в виде процесса.

В мыслительной деятельности человека отводится большое место решению задач, но нельзя сказать, что мыслительная деятельность человека сводится только к решению задач. В любом случае, когда перед человеком возникает проблема, это и является источником мыслительной деятельности.

Проблемная ситуация имеет место в том случае, когда надо на основе исходных данных увидеть проблему и найти новые пути, способы ее решения.

Задача – понятие более узкое, она задана в определенных условиях, и надо найти ответ на поставленную цель задачи.

Решение задачи включает в себя ряд этапов:

1. Ориентировочно-исследовательский этап – на этом этапе человек, анализируя исходные данные, сравнивая их с имеющимися знаниями, вычленяя существенные признаки, подходит к обобщениям. В результате такой ориентировочной работы на этом этапе человек выдвигает возможные гипотезы решения поставленной задачи.

2. Исполнительский этап - человек начинает проверять построенную гипотезу, в гипотезе всегда определен возможный вариант решения. Чтобы подтвердить данную гипотезу, человек, опираясь на имеющиеся знания по данной проблеме, начинает проверять построенную гипотезу.

Чтобы осуществить этот этап человек должен иметь знания по той проблеме, на основе которой построена задача (технические, теоретические знания и т.д.).

Ошибки могут быть допущены и на первом и на втором этапе.

3. Сверка – происходит сверка полученных результатов на втором этапе с исходными данными. Если в результате сверки получилось совпадение исходных и полученных данных, то гипотеза построена верно, и задача решена правильно; если совпадения нет, а есть рассогласование между сходными и полученными данными, то задача не решена и процесс начинается с начала.

Здесь надо найти, на каком этапе допущена ошибка. Сам ориентировочный процесс может осуществляться не под тем углом зрения. Иногда на втором этапе может быть допущена техническая ошибка, или использованы не те знания.

Таким образом, решается любая задача – бытовая, учебная, научная. Других этапов решения нет, и ни один не может быть пропущен, но иногда некоторые этапы выполняются свернуто, автоматически, то только тогда, когда знания достаточно глубоки.

Виды мышления

В психологии принята и распространена следующая классификация видов мышления по таким различным основаниям как:

1) генезису развития;

2) характеру решаемых задач;

3) степени развернутости;

4) степени новизны и оригинальности;

5) средствам мышления;

6) функциям мышления и т.д.

1)По генезису развития различают мышление:

а) наглядно-действенное;

б) наглядно-образное;

в) словесно-логическое;

г) абстрактно-логическое.

а) Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

б) Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти.

в) Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

г) Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.

2)По характеру решаемых задач различают мышление:

а) теоретическое;

б) практическое.

а) Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Но оно также бывает двух видов:

- теоретическое понятийное мышление, то есть мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Такое мышление характерно для научных теоретических исследований.

- теоретическое образное мышление – отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения и умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных зада соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.

Оба эти вида мышления в действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны окружающей действительности. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на деле.

б) Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.
Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

3)По степени развернутости различают мышление:

а) дискурсивное;

б) интуитивное.

а) Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

б) Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

4)По степени новизны и оригинальности различают мышление:

а) репродуктивное;

б) продуктивное (творческое).

а) Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. Носит характер воспроизводства, является неоригинальным.

б) Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения. Направлено на преобразование и получение нового, самобытного, оригинального.

5. По средствам мышления различают мышление:

а) вербальное;

б) наглядное.

а) Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.

б) Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений предметов.

Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.

6. По функциям различают мышление:

а) критическое;

б) творческое.

а) Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.

б) Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.



2019-12-29 322 Обсуждений (0)
ЛЕКЦИЯ 26. МЫШЛЕНИЕ (продолжение) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЛЕКЦИЯ 26. МЫШЛЕНИЕ (продолжение)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (322)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)