Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мышление – высшая форма познавательной деятельности



2019-12-29 593 Обсуждений (0)
Мышление – высшая форма познавательной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1). Мышление – это психический познавательный процесс, высшая форма отражения, тесно связанная с чувственным познанием, речью, опосредованно опытом человека и носит социальный характер. Познание внешнего мира осуществляется благодаря различным формам отражения. Познание начинается с ощущения и восприятия, на основе которых у человека в сознании складывается чувственная картина мира, информация о свойствах и качествах предметов, которые доступны чувственному познанию. Вместе с тем, человек имеет более глубокие знания об окружающей действительности, ему известны различные причинно-следственные связи, взаимоотношения, которые непосредственно он отражать не может, но такие знания становятся возможны благодаря мышлению. Связь мышления с чувственным познанием проявляется в двух аспектах:

 а) Благодаря чувственному познанию человек отражает окружающий мир и познает его непосредственно, то есть, то, что доступно органам чувств.  

Благодаря мышлению на основе этих данных человек выходит за пределы чувственного познания и такое отражение в противоположность непосредственному, называется опосредованным.

Таким образом, опосредованное отражение позволяет, опираясь на данные чувственного познания, выходить за его пределы, за пределы непосредственного, устанавливая взаимозависимости и отношения. Опосредованный характер отражения – одна из основных характеристик мышления.

б) Ощущение и восприятие позволяют отражать единичные предметы или их свойства. Благодаря мышлению эти отдельные предметы могут обобщаться. Это обобщение возможно благодаря слову. Количество предметов благодаря этой особенности увеличивается в нашем сознании. Количество предметов больше, чем слов, так как значение слова – отражение обобщенной окружающей действительности. Таким образом, опираясь на чувственные единичные представления, человек может их обобщать благодаря мышлению.

2). Мышление человека вытекает из чувственного познания, но тесно связано с практикой. Точнее в психологии принято говорить не мышление, а мыслительная деятельность. По Леонтьеву внутренняя психическая деятельность возникает из внешней практической деятельности. Связь мышления с практикой многогранна: практическая деятельность является источником, опорой и критерием мыслительной деятельности. Достоверным познание становится тогда, когда оно подтверждено практикой. Если какая-то гипотеза не подтверждается на практике, то она отвергается. Таким образом, мышление как процесс, связано с практической деятельностью, которая по отношению к мыслительной деятельности выступает как ее источник, опора и критерий.

3). Проблема мышления и речи в психологии решается неоднозначно. Одни психологи считают, что речь и мышление - разные процессы, и между собой никак не связанны, другие отождествляют мышление и речь. Л.С. Выготский считал, что мышление и речь - это различные процессы, но они взаимосвязаны. Связь мышления и речи многогранна:

а) Слово является орудием мышления, так как только благодаря слову возможно обобщение отдельных конкретных предметов. Каждое слово имеет определенное значение;

 б) Благодаря слову фиксируются результаты мышления. Каждое последующее поколение, опираясь на открытия предыдущих, создает и открывает новое, становясь более развитым;

в) Благодаря речи происходит фиксирование мысли человека: решая проблему, можно возвратиться к предыдущим этапам благодаря слову;

г) Речь бывает внешней и внутренней. Но для мышления более значима внутренняя речь. Она свернутая, сокращенная. Это сокращение происходит за счет того, что в мыслях больше сказуемых, чем существительных. Это предикативность речи – выпадение подлежащих в речи и оставление сказуемых. Такая речь несет большую смысловую нагрузку.

В отечественной психологии психофизиолог Соколов подтверждал гипотезу о том, что человек мыслит с помощью слова и без слов мышление невозможно. Одна и та же мысль может быть выражена разными словами.

4). Мышление есть и у животных и у человека. Но у человека оно носит социальный характер. Мышление обуславливается общественно-историческими явлениями, и может происходить не только с помощью речи, а также с помощью других общественных знаков. Уровень развития мышления определяется уровнем знаний; социальным условием процесса усвоения знаний является обучение, которое имеет очень большое значение для развития мышления.

5). Мышление не является изолированным процессом, а находится во взаимосвязи с другими психическими сторонами личности. Мышление – самостоятельный процесс, но он связан со всеми другими психическими процессами. Потребности и мотивы личности оказывают большое влияние на мышление. Если есть потребность, то человек мыслит по этому поводу. Мыслит человек о том, что для него значимо, что ему интересно. Мышление связано с волей, так как в решении проблем, нужно преодолевать препятствия. Мышление связано и с эмоциями, оно зависит от них.

Кроме этих характеристик мышления, можно выделить также:

а) Абстрактность – способность отвлекаться от несущественного и выделять существенное;

б) Мышление имеет проблемный характер, то есть когда существует потребность, но нет возможности ее удовлетворить, нужно найти оптимальный способ это сделать;

 в) Преобразование исходных данных и выдвижение различных предположений, гипотез и вариантов.

Процессы мышления

Мышление является предметом исследования не только психологии, но и логики, формальной логики и других наук. Опираясь на деятельностную теорию Леонтьева, рассматривается мыслительная деятельность.

Основной единицей любой деятельности является действие, поэтому и мыслительная деятельность человека проявляется через систему последовательных действий. Но эти действия принято называть операциями, с помощью которых осуществляется весь процесс мыслительной деятельности.

Выделяют следующие виды мыслительных операций:

1. Анализ – он является исходным (конструктивным) процессом. Анализ представляет собой мысленное разделение целого на части или выделение частей из целого. Анализ может быть различных форм:

а) Полное расчленение целого на части;

б) Вычленение единичного из целого.

Анализ всегда должен осуществляться под определенным углом зрения, когда чаще всего задаются конкретным вопросом.

Каждый предмет реальной действительности наделен бесконечным количеством свойств и качеств. Анализ будет точным тогда, когда будут выделять только те свойства и качества, которые необходимы в связи с данным направлением анализа.

В процессе анализа и происходит вычерпывание все большего и большего количества признаков для более полного понимания какого-либо понятия. При анализе очень важно обратить внимание на то, какие признаки выделяются – существенные или не существенные.

Анализ в процессе мыслительной деятельности может быть:

1) Практический – когда ребенок вычленяет какие-либо свойства, непосредственно действую и манипулируя этим предметом;

2) Конкретный – строится на основе конкретных образов, представлений;

3) Умственный – стоится только на основе слова и знаний человека, без опоры на конкретные образы и представления.

Поэтому для диагностики уровня развития анализа надо осуществлять его по следующим признакам:

● общее количество признаков, выделенных в предмете;

● сколько из общего числа признаков существенны, а сколько - несущественны;

● как выделяются признаки: рядоположенно, или последовательно, в логической взаимосвязи.

2. Синтез – процесс, противоположный анализу – соединение отдельных частей и элементов в целое. В результате синтеза у человека складывается новое представление о целом.

В синтезе самое главное – установить взаимосвязь отдельных элементов, чтобы правильно получить целое.

Брушлинский рассматривая проблему мышления, отмечал, что анализ и синтез взаимосвязаны в решении тех или иных задач. Но при этом сначала происходит синтез, а затем анализ, после чего снова повторно осуществляется синтез.

С1 – А – С2 . , где С1- нерасчлененное представление о чем-то, на уровне чувственного восприятия (синтез первичный); А – анализ; С2 – более полное представление, на основе анализа – это мыслительный синтез (вторичный).

Синтез, как и анализ может быть:

1) Практическим;

2) Конкретным;

3) Умственным.

Диагностика проходит по тем же характеристикам, что и анализ, но также важно то, какие признаки выделяются и как связываются (поверхностно или глубоко).

3. Абстракция («отвлечение»). В мышлении абстракция – это вычленение существенного и одновременное отвлечение от несущественного. Чтобы проводить абстракцию, необходимо сначала провести анализ и синтез.

В исследованиях Кабановой-Меллер было выделено 2 вида абстракции:

1) Изолированная – имеет место тогда, когда вычленяется только существенное и не обращается внимание на признаки несущественного.

Причем существенные признаки постоянны, неизменны, а несущественные могут варьировать, изменяться.

Изолированная абстракция не дает глубоких, полных знаний. Нередки случаи, когда человек, изучающий казалось бы знакомый материал, воспринимает его как что-то неизвестное.

2) Расчлененная абстракция – наиболее эффективна при усвоении знаний, она заключается в том, что в этом процессе внимание обращается не только на существенные признаки, но и на несущественные. Чем больше таких признаков выделено, тем лучше, полнее происходит усвоение понятия.

Поэтому, при диагностике этого процесса надо обращать внимание на:

● умение выделять существенное в предмете;

● выделение возможных вариантов несущественных признаков.

4. Сравнение – сопоставление ряда предметов по признакам сходства и различия. Сравнение – процесс очень сложный, часто используется как показатель уровня умственного развития.

На основе сравнения у человека формируется такое качество ума, как остроумие – это способность человека увидеть сходства между почти различными предметами, или различия между сходными.

Сравнение, как мыслительный процесс может быть разных видов:

а) по различию;

б) по сходству;

в) по противопоставлению;

г) генетическое – сравнение в процессе развития. Это процесс сравнения последующего этапа с предыдущим. Этот вид сравнения ввел Ж. Пиаже, в отечественной психологии – Л.С. Выготский.

Диагностируя сравнение, необходимо отметить:

● количество признаков;

● существенные и несущественные признаки;

● с чего начиналось сравнение – со сходства, различий и т. д.

5. Обобщение – это объединение ряда предметов по существенным признакам: можно идти от частному к общему и от общего к частному.

Общие признаки надо отличать от сходных. Обобщение может быть в различных вариантах:

1) Классификация;

2) Дифференциация;

3) Систематизация.

Вывод: других процессов мышления у человека не существует. Все процессы взаимосвязаны, исходным, который определяет все другие процессы, является анализ. Каждый последующий процесс логически вытекает из предыдущего.

Формы мышления

 

Формы мышления – это внешний результат мыслительной деятельности. Мышление, как категория познания исследуется не только в психологии, где она рассматривается, прежде всего, как познавательный процесс, но и логикой, математической логикой, где уделяется внимание формам мышление.

К формам мышления относятся:

1. Понятие – это объединение ряда предметов по существенным признакам, выраженным в словах; то есть, понятие – это результат обобщения, а обобщение – результат анализа, синтеза, абстракции и сравнения.

Понятие – это высшая форма отражения, основная форма мышления. Каждое понятие включает в себя существенные признаки ряда предметов. Оно может быть полным, или неполным в зависимости от того, какие признаки выделяются.

Каждая научная дисциплина представляет собой систему понятий.

Понятия могут быть:

1) общими и единичными;

2) конкретными и абстрактными;

3) эмпирическими и теоретическими.

 Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.
В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе, понятия бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирическое понятия фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

Иногда то или иное понятие формируется у человека в довольно длительное время.

О том, усвоил ли человек то или иное понятие, следует судить по следующим признакам:

1) Умение раскрыть и назвать все признаки, которые входят в понятие. Чем больше признаков, тем лучше усвоение;

2) Умение применять это понятие на практике. Практика является критерием не только на усвоения понятий в обучении, но и в науке: когда делается открытие какого-либо понятия, достоверным оно будет только когда подтверждается на практике.

Пути формирования понятий:

а) от конкретного к общему;

б) от обобщенного к конкретного – типично для научного понятия, для открытия нового.

Любое понятие фиксируется в слове, поэтому можно сказать, что каждое слово – это понятие.

2. Суждение – это связь между отдельными понятиями; она либо утверждает какое-либо суждение, либо его отрицает. Суждение, в зависимости от того, насколько логически верны установленные связи, может быть верным или неверным.

Суждение всегда представляет собой цепочку, когда последующее суждение детерминируется предыдущим.

Если понятие выражено в слове, то суждение – это мысль или фраза.

Суждения образуются двумя основными способами:

1) Непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;

2) Опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений.

В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: «Этот стол коричневый». Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие суждения. Например, «Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов».
Суждения могут быть:

а) истинными;

б) ложными;

в) общими;

г) частными;

д) единичными.

Истинные суждения - это объективно верные суждения. Ложные суждения - это суждения не соответствующие объективной реальности. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса. В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам. В единичных суждениях - только к одному.

3. Умозаключение – это образование нового суждения из ряда предыдущих. Предыдущие суждения, на основе которых строится умозаключение называются посылками.

Умозаключение бывает:

1) Индуктивное – когда умозаключение идет от частного к общему;

2) Дедуктивное – наоборот, когда умозаключение идет от общего к частному.

3) Аналогия - такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.



2019-12-29 593 Обсуждений (0)
Мышление – высшая форма познавательной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мышление – высшая форма познавательной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (593)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)