Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Биологическое и социальное в структуре способностей



2019-12-29 242 Обсуждений (0)
Биологическое и социальное в структуре способностей 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Правильное понимание сущности способностей человека предполагает выяснение вопроса об их отношении к мозгу. Как и все индивидуально–психические особенности личности, способности не приобретаются человеком в готовом виде, как нечто врожденное, а формируется в жизни и деятельности. В результате взаимодействия с действительностью и активной деятельности человеческий мозг начинает отражать окружающий мир, обнаруживая свои индивидуально–психологические качества и особенности (в том числе и способности). Именно в этом смысле следует понимать положение, что способности не являются врожденными.

Однако отрицание врожденности способностей не является абсолютным. Не отрицается врожденность дифференциальных особенностей, заключенных в строении мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения какой–либо деятельности. Эти морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, называются задатками. Задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности, в зависимости от характера деятельности.

К основным составляющим природных различий способностей могут быть отнесены: определенные свойства нервной системы, познавательная активность и саморегуляция, особенности строения анализаторов, Задатки многозначны, они обуславливают: разные пути формирования способностей, влияют на уровень достижения, быстроту развития.

На формирование способностей влияет ряд условий. Это – теоретический и практический опыт, знания; физическая и умственная активность, связанная с выполнением конкретных целей и приобщением к различным видам игры, учения, труда; наблюдательность, хорошая память, яркость воображения. Способности, считал Б.М, Теплов, находятся в постоянном развитии. Способности, которые не развиваются на практике, со временем гаснут. Только постоянно совершенствуясь в музыке, рисовании, техническом творчестве, математике, можно поддерживать и развивать способности в соответствующей деятельности.

Ю.Б. Гнппенрейтер считает, что термины «врожденный», «прирожденный» (т. е. имеющийся к моменту рождения) обычно употребляют в смысле «полученный от природы», «переданный по наследству». Однако с научной точки зрения это нестрого: до рождения индивид проходит длительный путь внутриутробного развития, в течение которого он подвергается «средовым воздействиям». Поэтому термин «наследственный»– более точен для выражения предполагаемого смысла,

Ответы, которые даются на поставленный вопрос (врожденны ли способности или формируются прижизненно), очень противоречивы и часто диаметрально противоположны. На одном полюсе можно найти высказывания типа: «музыкантом (математиком, поэтом) надо родиться», на другом – известный афоризм: «талант – это 1% способностей и 99% пота». В пользу каждой альтернативы приводятся факты, соображения, доводы. Далее предлагается рассмотреть некоторые из них (по Гиппенрейтер Ю.Б.).

1. Обычно считается, что доказательством врожденности (наследственности) способностей служит их раннее появление у ребенка.

2. О врожденности способностей заключают также на основе повторения их у потомков выдающихся людей. Часто в связи с этим приводятся примеры одаренных семей и даже целых династий: Бахов, Дарвинов, Джемсов и др.

Довольно очевидно, что подобные факты не являются строгими, поскольку не позволяют развести действия наследственности и среды: при выраженных способности родителей с большой вероятностью создаются благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у детей.

3. Более строгие факты поставляют исследования с применением близнецового метода (хотя и он имеет свои ограничения).

В ряде исследований сравнивались между собой показатели умственных способностей однояйцевых (монозиготных) близнецов и просто братьев и сестер (так называемых сибсов). Корреляция показателей внутри монозиготных пар оказалась очень высокой: 0,8 – 0,7; тогда как те же сравнения в парах сибсов дали коэффициенты порядка 0,4 – 0,5.

4. Впечатляющие результаты были получены также в экспериментальных исследованиях на животных с применением метода искусственной селекции.

В одном исследовании крысы обучались находить путь в лабиринте. Из всех животных отбирались те, которые справлялись с задачей наиболее успешно, и те, которые, наоборот, были наименее успешными. Внутри каждой группы (успешных, или «умных», и неуспешных, или «глупых») производились скрещивания. В следующем поколении процедура повторялась: снова отбирались «умные» и «глупые» животные, и снова они скрещивались между собой внутри каждой группы. Так повторялось в течение шести поколений. Каждое следующее поколение достигало все больших успехов.

Таким образом, все–таки существуют доказательства в пользу генотипических предпосылок способностей. Но как велика их роль? Насколько успех в развитии способностей зависит от наследственных задатков?

Для обсуждения этого вопроса нужно рассмотреть противоположные факты – те, которые показывают действие внешних условий, а также воспитания и обучения на формирование способностей. Среди них есть также и менее, и более точные.

1. К менее точным, но достаточно впечатляющим, можно отнести результаты деятельности выдающихся педагогов. Известно много случаев, когда в различных областях деятельности (науки, искусства и т. п.) вокруг одного учителя возникала большая группа талантливых учеников, по своей численности и уровню способностей необъяснимая с точки зрения простых законов статистики.

2. Пожалуй, более точные доказательства представляют факты массового развития некоторых специальных способностей в условиях определенных культур.

По Немову Р.С. условиями и предпосылками развития социальных (в отличии от обусловленных биологическими особенностями) способностей являются:

1. Наличие общества, социально–культурной среды, созданной трудом многих поколений.

2. Отсутствие природных задатков к пользованию соответствующими предметами и необходимость обучения этому с детства.

3. Необходимость участия в различных сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности.

4. Наличие специальных средств обучения и воспитания.

Таким образом, различия между людьми в задатках заключаются, прежде всего, в прирожденных особенностях их нервно–мозгового аппарата – в анатомо–физиологических, функциональных его особенностях. Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Задатки многозначны; они могут развиваться в различных направлениях. Задатки – лишь предпосылки развития способностей. Реализуясь в тех или иных достижениях, способности человека не только проявляются, но также формируются и развиваются. Способности человека развиваются и отрабатываются на том, что он делает.

 



2019-12-29 242 Обсуждений (0)
Биологическое и социальное в структуре способностей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Биологическое и социальное в структуре способностей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)