Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 8. Активное обучение: теория, практика применения в учебном процессе



2019-12-29 324 Обсуждений (0)
Глава 8. Активное обучение: теория, практика применения в учебном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как научно-технический прогресс осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека развитию духовного богатства личности. Отсюда вытекает, что подготовка специалиста требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в высшей школе.

Главными характеристиками выпускника вуза являются его мобильность и компетентность. Значит, акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит от того, что усваивается и как усваивается: коллективно или индивидуально, в гуманистических или авторитарных условиях, с опорой на память, восприятие, внимание или на весь личностный потенциал обучаемого, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

Разработка и внедрение активных методов обучения представлены в различных областях научного знания и исследованы многими преподавателями и психологами, однако недостаточно изучено использование активных методов обучения в условиях гуманитарного вуза.

Говоря об активном обучении, прежде всего имеют в виду методы, формы и средства обучения позволяющие активизировать познавательную деятельность студентов: проблемные лекции, семинары – дискуссии, анализ конкретных ситуаций, методы математического, звукового моделирования с помощью ЭВМ, деловые и имитационные игры и т. д.

Высокая степень гибкости и адаптивности методов активного обучения позволяет преподавателю с равной эффективностью применять их не только на занятиях различного вида. Применение методов активного обучения–не самоцель. Наибольший эффект достигается при системном подходе к выбору различных методов обучения в соответствии с теми задачами, которые ставит перед собой преподаватель на каждом занятии. Системность подбора методов обучения базируется на том, что каждый из них, с одной стороны, позволяет решать вполне определенную задачу в учебном процессе, а с другой–дополняет собой другие методы.

При решениипервой группы задач(см. рис. 1.) обучаемые получают возможность убедиться в недостаточности своих знаний, а преподаватель–уточнить программу изучения учебной дисциплины в соответствии с уровнем их подготовки.

Вторая группазадач возникает в ходе обучения. Для выбора наиболее эффективных методов обучения (лекции-беседы, метод применения техники обратной связи, лекции-дискуссии, «мозговая атака» и т. д.) преподавателю должны быть известны:

- учебные и воспитательные цели, поставленные к каждой конкретной теме;

- профессиональный уровень подготовки обучаемых, их способность адекватно воспринимать учебный материал.

 
Третья группазадач–выявить ошибочные представления, неверные истолкования изучаемого материала и этим предотвратить неправильное применение его на практике. Для этого организуются групповые занятия и индивидуальные консультации.

Четвертая группазадач–закрепить полученные знания, совершенствовать навыки и умения их практического применения. Здесь наибольший эффект дают: разбор и обсуждения служебных документов (отчетов, планов, проектов, сценариев и т. д.), анализ конкретных ситуаций, решение практических задач, ролеситуационные и деловые игры.

Пятая группазадач – создать условия для изучения и творческого освоения передового опыта. Преподаватели используют выездные тематические занятия в музеях и театрах города, просмотр и обсуждение видеоматериалов о передовом опыте, тематические дискуссии, выставки.

Шестая группазадач – проверить степень достижения учебных целей в практической деятельности студентов. Эффективным методом для этого является подготовка рефератов, сценариев, курсовых и дипломных работ по заданиям кафедр (задуматься, нацелить – дипломная работа).

Таким образом, правильное планирование проведения занятий с применением различных методов позволяет достичь обучающего эффекта, чего нельзя получить при преимущественном использовании только одного метода обучения. Большая часть методов активного обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе и может применяться для решения различных дидактических задач.

Такие важные задачи, как сообщение учебной информации и формирование навыков в основном реализуются в форме лекционных и практических занятий. Контрольные посещения этих занятий показывают, что преподаватели применяют активные формы обучения. Но есть занятия, где просто пересказываются требования нормативных актов с использованием технических средств обучения, наглядных пособий и где активность студентов невысока. Поэтому остановимся на отдельных методах активного обучения, которые могут быть использованы на лекционных и практических занятиях.



2019-12-29 324 Обсуждений (0)
Глава 8. Активное обучение: теория, практика применения в учебном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 8. Активное обучение: теория, практика применения в учебном процессе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (324)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)