Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы проблемного обучения



2019-12-29 228 Обсуждений (0)
Методы проблемного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




При определении методов проблемного обучения, на наш взгляд, необходимо, прежде всего исходить из целей обучения и закономерностей самостоятельной познавательной деятельности студентов при изучении преподаваемых учебных дисциплин в вузе. К таким методам относятся: проблемное изложение новых знаний, частично-поисковый метод, исследовательский метод. Названные методы взаимосвязаны и представляют возможность организовать обучение посредством постановки и разрешения системы учебных проблем. Это их общая существенная черта. Грани между ними весьма условны. Различаются они лишь степенью участия преподавателя в постановке и решении этих проблем. Подобная классификация и формулировка отнюдь не претендует на законченную универсальную систему методов проблемного обучения в вузе. Очевидно, возможны и другие подходы.

Проблемное изложение новых знаний существенно отличается от объяснительно-иллюстративного изложения. Главной функцией последнего является передача и пассивное восприятие информации. Преподаватель в доступной форме излагает новый материал, объясняет отдельные положения, используя наглядные пособия, технические средства обучения и т. д. Студенты (в идеальном случае) внимательно слушают материал, записывают его и стараются осознать и запомнить.

При проблемном изложении новых знаний преподавателя в большей степени заботит не только то, о чем он будет говорить, но и что при этом будут делать студенты. Преподаватель побуждает к активной мыслительной деятельности. И делает он это не только средствами наглядности, с помощью своей эмоциональности, но, и логикой построения излагаемого материала, продуманной системой учебных проблем.

Исходной в этой системе обычно является основная учебная проблема. После постановки такой проблемы во вступительной части лекции преподаватель предлагает конструктивный план ее разрешения, где перечисляет вопросы лекции. Изложение отдельных вопросов лекции начинается опять-таки с учебной проблемы или проблемы, которая является составной структурной частью, ступенью разрешения основной проблемы. Поставив учебную проблему по отдельному вопросу, преподаватель сообщает фактический материал в условиях создавшейся проблемной ситуации. Но при этом он не сообщает студентам выводы по этой проблеме, которые сделаны наукой, подтверждены практикой. Он рассматривает пути и методы, которыми шла наука к этим выводам, выдвигает гипотезы, показывает внутренние связи и противоречия, существенные признаки и свойства поставленной проблемы и тем самым подводит самих студентов к необходимым выводам и обобщениям. В зависимости от содержания учебного материала, уровня его проблемности, подготовки и опыта преподавателя, фактора времени и так далее выводы по проблеме делают студенты с помощью преподавателя или преподаватель при активном участии студентов.

Возможности проблемного изложения включает каждая изучаемая тема любой учебной дисциплины. По отдельным вопросам можно поставить не одну, а две-три проблемы. Выводы и обобщения по каждому вопросу служат материалом, на основании которого разрешается (преподавателем) основная учебная проблема.

Искусство преподавателя заключается в том, чтобы в процессе проблемного изложения новых знаний постоянно, на разных уровнях познания умело выдвигать учебные проблемы по изучаемой теме. В процессе проблемного изложения могут возникнуть и незапланированные, «стихийные» проблемные ситуации в результате вопросов самих студентов. И в этом случае преподаватель не должен их обходить, а, по возможности, разрешать вместе с обучаемыми.

Таким образом, проблемное изложение новых знаний активизирует познавательную деятельность, способствует формированию творческого подхода к решению учебных проблем, непроизвольному запоминанию нового материала, осознанному поэтапному его усвоению, знакомит с методами научного поиска.

Частично-поисковый метод является одним из главных направлений формирования познавательной самостоятельности.

При проблемном методе изложения новых знаний студенты усваивают примеры поисковой деятельности и знакомятся со способом постановки проблемы и ее разрешением, приобретают некоторые элементарные навыки самостоятельного решения проблем. На основе всего этого обучаемые уже могут выполнять отдельные задания по теме, направленные на самостоятельное овладение учебной дисциплиной.

Добиваясь этого, преподаватель при изложении нового материала дает обучаемым проблемные задания на самостоятельный поиск по отдельным вопросам темы.

Высшей степенью творческой активности и познавательной самостоятельности обучаемых в процессе изучения учебных дисциплин характеризуется исследовательский метод обучения. Получая исследовательскую задачу, студенты оказываются перед необходимостью самостоятельно поставить проблему по данной задаче, анализировать ее, выдвигать гипотезы и разрешить проблему. Иногда при такой работе необходима помощь преподавателя, но она заключается не в подсказке, а в руководстве познавательной деятельностью. Преподаватель может высказать свое отношение к постановке и формулировке проблемы, оказав помощь в составлении плана ее решения, проверить выдвижение и доказательство гипотез и т. д. Результаты этой работы направлены на разрешение основной (тематической) проблемы. Однако отдельные данные и выводы могут быть использованы студентами в их дальнейшей исследовательской работе. В любом случае преподаватель делает заключение по работе каждого, указывает на ошибки, дает советы и т.д.

Особенности исследовательского методаизучения учебных дисциплин в вузепозволяют утверждать, что познавательная деятельность студентов при данном методе приближается к исследовательской деятельности ученого. Обучаемые разрабатывают план и логику исследования, собирают информацию по теме, формулируют проблемы, выдвигают гипотезы, доказывают или опровергают их. Такие работы могут быть оформлены в виде курсовых, научных работ, рефератов и т. д. Исследования, в зависимости от целей и подготовки обучаемых, могут быть разными по сложности и объему. Это могут быть и небольшие исследовательские задания в процессе семинарских занятий и такие задания, на выполнение которых потребуется больше внеучебного времени, чем учебного. Отдельные большие исследовательские задания может выполнять группа студентов.

Значение исследовательского подхода при обучении очевидно. Обучаемые углубляют свои знания путем самостоятельной работы, а это самый верный путь превращения знаний в убеждения.

Этот метод приобщает к творческим поискам, развивает научное мышление, представляя собой путь от чисто познавательной деятельности в процессе обучения к методам научного поиска.

Если в традиционном обучении навыки научного исследования приобретаются, в основном, во внеучебное время, на занятиях в научных кружках, то исследовательский метод проблемного обучения позволяет формировать эти ценные качества будущего специалиста также и в процессе обучения.

Таким образом, каждый из трех методов проблемного обучения преследует определенные цели и выполняет свои специфические функции.

Каково же место методов проблемного обучения в общей системе обучения высшей школы? На этот счет имеются самые различные мнения, в зависимости от понимания сущности проблемного обучения. Мы считаем, что посредством проблемного обучения реализуются такие важнейшие дидактические принципы высшей школы, как: принцип творческого подхода к овладению и применению знаний на практике, принцип сознательности, активности и самостоятельности студентов в учебе; принцип связи обучения с жизнью (единство теории и практики); принцип единства процессов обучения и воспитания и др.

Проблемное обучение применяется соответственно особенностям различных форм учебного процесса.

На лекции наряду с объяснительно-иллюстративным методом возможно успешное использование прежде всего проблемного изложения и частично-поискового метода, поскольку основное время лекции отведено для изложения новых знаний.

Во время самостоятельной работы студенты могут выполнять задачи частично-поискового и исследовательского характера.

Семинарские занятия целесообразно использовать для закрепления знаний и их практического применения посредством решения небольших, но самостоятельных исследовательских и контрольных задач, для частичного поиска и эвристической беседы.

Внедрение проблемного обучения возможно поэтому без особых изменений утвердившихся организационных форм обучения: лекций, семинарских занятий, практических занятий, консультаций, экзаменов, самостоятельной подготовки.

Не умаляя значения элементов проблемного обучения, применяемых опытными преподавателями, мы отмечаем, что наибольшего эффекта в этом обучении можно достичь путем постановки и разрешения системы учебных проблем, отражающих причинно-следственные отношения изучаемых социальных явлений. Проблемное обучение может быть наиболее успешно организовано при следующих основных условиях:

- преподаватель творчески, с учетом современных целей и задач обучения в вузе, подходит к организации познавательной деятельности обучаемых;

- преподаватель овладел методами проблемного обучения и убежден в их эффективности;

- система проблемных заданий строится с учетом интеллектуального развития, знаний, навыков и умений обучаемых;

- заинтересованность, активность поддерживается в течение всего процесса обучения;

- проблемное обучение практикуется во всех видах учебных занятий;

- учебный материал для его проблемного преподавания готовит не один преподаватель-энтузиаст, а в целом вся кафедра, ведущие ученые, методисты и педагоги;

- внедрение проблемного обучения должно быть постепенным и хорошо подготовленным.

Таким образом, проблемное обучение–это метод, позволяющий осуществлять взаимообусловленную деятельность преподавателя и обучающихся, которая направлена на совместное решение проблемно-поисковых задач.



2019-12-29 228 Обсуждений (0)
Методы проблемного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы проблемного обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)