Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция - пресс-конференция



2019-12-29 793 Обсуждений (0)
Лекция - пресс-конференция 0.00 из 5.00 0 оценок




Форма проведения такой лекции напоминает пресс-конференцию, но имеет некоторые отличительные черты.

Преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2 - 3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем преподаватель 3 - 5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов, выявляя знания и интересы студентов.

Случается и так: не все студенты могут задавать вопросы и грамотно их формулировать. Это служит для преподавателя свидетельством уровня знаний студентов, степени их включенности в содержание курса и в совместную работу с преподавателем, заставляет совершенствовать процесс преподавания дисциплины.

Активизация деятельности слушателей на лекции-пресс-конференции достигается за счет адресованного информирования каждого студента лично. В этом отличительная черта этой формы лекции. Необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать активизирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует внимание студента. Вопросы студентов в большинстве случаев носят проблемный характер и являются началом творческих процессов мышления. Личностное, профессиональное и социальное отношение преподавателя к поставленным вопросам и ответам на них, оказывает воспитательное влияние на студентов. Опыт участия в лекции пресс-конференции позволяет студентам отрабатывать умения задавать вопросы и отвечать на них, выходить из трудных коммуникативных ситуаций, формировать навыки доказательства и опровержения.

Лекцию - пресс-конференцию лучше всего проводить в начале изучения темы или раздела, в середине и в конце. В начале изучения темы основная цель лекции – выявление круга интересов, потребностей студентов, степени их подготовленности к работе и отношения к предмету. С помощью лекции-пресс-конференции преподаватель может составить модель аудитории слушателей – ее ожиданий, возможностей. Это особенно важно при первой встрече преподавателя со студентами-первокурсниками, или в начале чтения спецкурса, при введении новых дисциплин и т. п.

Лекция-пресс-конференция в середине темы или курса направлена на:

- привлечение внимания слушателей к главным моментам содержания учебного предмета;

- уточнение представлений преподавателя о степени усвоения материала;

-  систематизацию знаний студентов, коррекцию выбранной системы лекционной и семинарской работы по курсу.

Основная цель лекции-пресс-конференции в конце темы или раздела – подведение итогов лекционной работы, определение уровня развития усвоенного содержания в последующих разделах. Лекцию такого рода можно провести и по окончании всего курса с целью обсуждения перспектив применения теоретических знаний на практике как средства решения задач освоения материала последующих учебных дисциплин, средства определения будущей профессиональной деятельности. На этой лекции в качестве лекторов могут участвовать два-три преподавателя разных предметных областей.

Лекция-беседа

Лекция-беседа, или диалог с аудиторией наиболее распространенная и сравнительно простая форма активного вовлечения студентов в учебный процесс. Она предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество такой лекции состоит в том, что она позволяет привлекать внимание обучаемых к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей аудитории.

Основным методом изложения учебного материала здесь является беседа как наиболее простой способ обучения, в ходе которой преподаватель вовлекает студентов в диалог. Однако могут применяться такие методы, как рассказ, объяснение с показом иллюстраций. При этом важно дозировать учебный материал, чтобы после организовать беседу.

Эффективность этого метода в условиях группового обучения снижается, так как не всегда в беседе принимает участие вся группа студентов. Обычно это связано с недостатком времени, даже если группа малочисленна. Однако групповая беседа позволяет расширить круг мнений сторон, привлечь коллективные знания и опыт.

Участие студентов в лекции-беседе можно обеспечить различными приемами. Например, обращаясь с вопросами к аудитории (озадачивание). В начале лекции и по ходу ее преподаватель задает вопросы (информационного или проблемного характера), предназначенные не для контроля, а для выяснения мнений и уровня осведомленности студентов по рассматриваемой теме, степени их готовности к усвоению последующего материала. Вопросы адресуются всей аудитории, студенты отвечают с мест. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. Преподаватель, замечая, что не все студенты участвуют в беседе, может адресовать свой вопрос тому, кто пассивен или спросить его мнение по обсуждаемой проблеме. Свои дальнейшие рассуждения преподаватель строит с учетом разногласий или единодушия в ответах, при этом имея возможность наиболее доказательно изложить очередной тезис лекционного материала.

Вопросы могут быть как элементарные, способные сосредоточить внимание на отдельных нюансах темы, так и проблемные. Используется своеобразный прием, основанный на принципе проблемного обучения. Студенты, продумывая ответ на заданный вопрос, получают возможность самостоятельно прийти к тем выводам и обобщениям, которые преподаватель должен был сообщить им в качестве новых знаний, либо понять глубину и важность обсуждаемой проблемы, что, в свою очередь, повышает интерес и степень восприятия материала.

При такой форме занятия преподаватель должен заботиться о том, чтобы его вопросы не оставались без ответов, иначе они будут носить только риторический характер, не обеспечивая достаточной активизации мышления обучаемых.

Лекция-дискуссия

Дискуссия – это взаимодействие преподавателя и студентов, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу.

Здесь при изложении лекционного материала преподаватель не только использует ответы студентов на поставленные им вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между блоками изложения

Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов. Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном ее управлении.

Так же можно предложить студентам проанализировать и обсудить конкретные ситуации, материал. По ходу лекции-дискуссии преподаватель приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает студентам коротко обсудить, затем краткий анализ, выводы и лекция продолжается.

Позитивным моментом в дискуссии является то, что студенты согласятся с точкой зрения преподавателя с большой охотой в ходе дискуссии, нежели во время беседы, когда преподаватель лишь указывает на необходимость принять его позицию по обсуждаемому вопросу. Данный метод позволяет педагогу видеть, насколько эффективно студенты используют полученные знания в ходе дискуссии.

Негативным является то обстоятельство, что студенты могут неправильно определять для себя область изучения или не уметь успешно обсуждать возникающие проблемы. Поэтому в целом занятие может оказаться запутанным. Студенты в этом случае могут укрепиться в собственном мнении, а не изменить его.

Выбор вопросов для активизации слушателей и темы для обсуждения составляется самим преподавателем в зависимости от конкретных дидактических задач, которые преподаватель ставит перед собой для данной аудитории. Например, для обмена мнениями по дисциплине «Совершенствование организации управленческого труда» можно рассмотреть такие темы: требования к современному руководителю, методы управленческого воздействия в работе руководителя с подчиненным и т. д.

Освещая раздел о планировании и распределении времени руководителя, можно предложить проанализировать и обсудить конкретный статистический материал (сводные данные хронометражных наблюдений) о затратах его времени по элементам, наметить пути уменьшения производственных затрат. В конце лекции стоит предложить для обсуждения план-график рабочего дня или недели одного из руководителей, труд которого организован наиболее рационально.

Выбор вопросов для «озадачивания», и тем для обсуждения должен осуществляться самим преподавателем в зависимости от квалификации, состава обучаемого контингента и тех конкретных дидактических задач, которые педагог ставит перед собой в данной аудитории.

Приглашение к коллективному исследованию (беглая мозговая атака)

Преподаватель предлагает студентам совместно вывести то или иное правило, комплекс требований или закономерность процесса, явления. При этом он обращается к опыту и знаниям аудитории. Уточняя и дополняя внесенные предложения, он тем самым подводит под коллективный опыт теоретическую базу, систематизирует его и «возвращает» обучаемых уже в виде «совместно выработанного» тезиса. Например, по ходу лекции можно предложить сформулировать свои требования к решениям, принимаемым в направлении организации деятельности.

При чтении лекции в традиционной форме преподаватель перечислил бы эти требования сам. Экономия времени при этом лишь кажущаяся. Ведь задача преподавателя состоит не только в том, чтобы сообщить полезную информацию, но, прежде всего, в том, чтобы убедить студентов в ее необходимости и сделать руководством к действию. Для этого времени жалеть неприходится. А сэкономить его можно на другом. Например, не останавливаться в лекции на деталях, осветить лишь главное и отослать студентов к соответствующей литературе по данному вопросу.



2019-12-29 793 Обсуждений (0)
Лекция - пресс-конференция 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция - пресс-конференция

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (793)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)