Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Качество и конкуренции.



2019-12-29 178 Обсуждений (0)
Качество и конкуренции. 0.00 из 5.00 0 оценок




Московская финансово-юридическая академия

 

 

Подгузов В.А.

УПРАВЛЕНИЕ

КАЧЕСТВОМ

 

 

(Учебно-методическое пособие)

Рецензент: к.э.н., доцент Э.Р.Абдуллин

Подгузов В.А. Управление качеством: Учебно-практическое пособие. - М.:МФЮА, 2001.С.64.

Учебно-практическое пособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент организации» (061100) и предназначено для студентов, осваивающих программу высшего профессионального образования.

 

©Подгузов В. А., 2001

 ©МФЮА, 2001

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................4

Глава I. "Качество" как категория науки...................................................5

1.1. Требования к терминологии..........................................................5

1.2. Качество...........................................................................6

1.3. Качество и конкуренция.............................................................8

1.4. Носители качества в экономике.......................................................10

1.4.1. Экономические отношения..................'.......................................10

1.4.2. Продукция и труд................................................................11

1.4.3. Товар............................................................................11

1.4.4. Рабочая сила.....................................................................12

1.4.5. Прибыль..............*...........................................................12

1.4.6. Ценные бумаги..................................................................12

Вопросы для самоконтроля; проблемные вопросы...........................................13

Глава II. "Управление" как категория науки...............................................14

2.1. Содержание понятия '"управление"....................................................14

2.2. Основные требования к организации управления........................................15

Вопросы для самоконтроля..............................................................16

Проблемные вопросы..................................................................16

Глава III. Управление качеством........................................................16

3.1. Краткий обзор возникновения и развития управления качеством....... ....................16

3.2. Комплексное управление качеством (Integrated Quality Control).............•..............18

3.3. Тотальное управление качеством (Total Quality Management (TQM)........................19

3.4. Управление качеством продукции.............................-.'........................21

3.5. Принцип управления качеством продукции............................................22

3.6. Обеспечение качества. Задание для самостоятельной работы..............................25

- 3.7. Принцип обеспечения качества продукции.....................................'....;...25

3.8. Принципы обеспечения и управления качеством услуг...................................26

3.9. "Модель качества".................................................................27

3.10. Общее руководство качеством................ .....................................28

3.11. Система качества..................................................................28

Вопросы для самоконтроля.............................................................29

Проблемные вопросы..................................................................29

Глава IV. Структура и функции управления качеством.....................................29

4.1. Политика в области качества......................................................... 29

4.2. Планирование качества. . ............................................................30

4.3. Организация работ по качеству.......................................................31

4.4. Обучение и мотивация персонала.....................................................31

4.4.1. Премии по качеству...............................................................32

4.4.2. Обучение персонала вопросам качества работников....................................34

4.5. Контроль качества..................................................................35

4.5.1. Статистические методы контроля качества...........................................36

4.6. Информация о качестве.............................................................38

4.7. Разработка мероприятий......:......................................................39

4.8. Принятие решений руководством предприятия..........................................39

4.9. Реализация мероприятий............................................................40

4.10. Взаимодействие с внешней средой по вопросам качества................................41

Вопросы для самоконтроля..............................................................41

Глава V. Международные стандарты ИСО серии 9000 и система QS-9000

по управлению качеством и обеспечению качества.................................42

5.1. Стандарты ИСО 9000..............................................................42

5.2. Система QS-9000...................................................................44

5.3. Стандарты ИСО 14000..............................................................45

Вопросы для самоконтроля..............................................................45

Проблемные вопросы..................................................................45

Глава VI. Создание систем качества и обеспечение их

эффективного функционирования..............................................45

6.1. Создание систем качества...........................................................45

 

 

3

6.2. Информационное совещание.........................................................45

6.3. Принятие решения о создании системы качества................................. ......46

6.4. Разработка плана-графика создания системы качества....................................46

6.5. Определение состава структурных подразделений системы качества.......................46

6.6. Разработка структурной схемы системы качества.......................................47

6.7. Разработка функций элементов системы качества........................................47

6.8. Определение состава и состояния документации системы качества........................18

6.9. Разработка нормативных документов..................................................48

6.10. Доработка существующих систем -качества............................................48

6.11. Внедрение системы качества........................................................49

6.12. Обеспечение функционирования систем качества.......................................49

6.13. Проверки системы качества........................................................50

6.14. Совершенствование систем качества.................................................51

6.15. Организация работы кружков качества...............................................51

Вопросы для самоконтроля..........................................................5-1

Глава. VII. Правовые вопросы в области качества..........................................

7.1. Сертификация продукции и систем качества..................................

7.2. Масштабы подхода к испытаниям и сертификации......................................53

7.3. Сертификация продукции............................................................54

7.4. Сертификация систем качества.......................................................54

7.5. Правовые вопросы в области качества.................................................56

7.5.1. Защита прав потребителей..........................................................56

7.5.2. Закон РФ "О защите прав потребителей".............................................56

7.5.3. Закон РФ "О стандартизации"...... . ,...............................................56

7.5.4. Закон РФ "О сертификации продукции и услуг'.......................................57

7.5.5. Закон РФ "Об обеспечении единства измерений"......................................57

Вопросы для самоконтроля................................ ...........................57

Методические рекомендации по написанию контрольной работы...................... ......58

Перечень вопросов, выносимых на зачет..................................................58

Список рекомендуемой литературы......................................................59

ВВЕДЕНИЕ

Состояние современной экономической науки характеризуется наличием большого количества национальных школ и авторских направлений, что требует от студента не только упорства в освоении науки, но и творческого подхода к ее выводам. Абсолютизация какой-либо одной современной теоретической или практической школы приведет носителя односторонних знаний к поражению на рынке. В данном пособии отражены темы и понятия, соответствующие требованиям российских образовательных стандартов по специальностям 'Экономика и управление на предприятиях", "Управление качеством", "Менеджмент". Кроме того, рассмотрены вопросы, изучение которых считается необходимым при подготовке менеджеров в вузах Японии и США.

Однако освоение данного пособия можно считать лишь первым прикосновением к проблеме. Параллельно с изучением пособия, выполнением контрольных работ, студент обязан изучить рекомендуемую литературу и проверить полученные знания на практике, без чет ею теоретический багаж очень скоро отстанет от требований жизни. Для студентов Московской финансово-юридической академии в качестве основного рекомендован учебник "Управление качеством" Л.К. Басовского и В.Б. Протасьева{ 1}.

Для начала разговора достаточно, чтобы читатель согласился, что проблема качества в рыночной экономике -одна из наиболее фундаментальных проблем, которой мировая экономическая теория и практика придает возрастающее значение, переводя ее решение из стихийного русла в плоскость УПАРВЛЯЕМОГО ГЛОБАЛЬНОГО процесса.

Для того чтобы успешно решать частные практические задачи в области управления качеством, необходимо усвоить содержание и сущность категорий "качество" "управление" применительно ко веем тем явлениям рыночной экономики и отношениям.

Цель дисциплины - дать будущим специалистам теоретические основы и практические рекомендации по организации управления качеством продукции на предприятиях, чтобы работа по обеспечению качества носила не эпизодический характер, а была организована в постоянно действующую систем) качества, отвечающую рекомендациям международных стандартов ИСО серии 9000

 

4

действующую систему качества, отвечающую рекомендациям международных стандартов ИСО серии 9000.

Задачи дисциплины:

дать знания теоретических основ в области обеспечения качества и управления качеством продукции;.

научигь организовывать работ) по обеспечению качества продукции путем разработки и внедрения систем качества в соответствии с рекомендациями международных стандартов ИСО 9000;

дать практические рекомендации по обеспечению эффективного функционирования и совершенствования систем качества;

ознакомить с современной практикой отношений поставщиков и заказчиков и области качества и основными нормативными документами ПО правовым вопросам в области качества.

Место дисциплины в учебном процессе и требованиями знаниям и умениям специалиста определено тем. что управление качеством продукции является одним из аспектов управления деятельностью предприятия в целом и поэтом) примыкает к изучению менеджмента.

Задачи обеспечения качества решаются на всех этапах производственного процесса, поэтому управление качеством связано с инженерно-технологическими дисциплинами отрасли.

Важной функцией управления качеством продукции является контроль па всех этапах создания продукции и ее эксплуатации. Организация контроля качества требует ознакомления с основами метрологии и стандартизации.

Поскольку одной из функций управления качеством является информация о качестве выпускаемой продукции, а также о достижениях науки, техники, технологии и потребностях рынка, настоящая дисциплина связана с изучением дисциплин "Маркетинг" и "Информатика".

Изучение конкретных методов контроля качества, сбора и обработки информации ПО проблеме надежности включает изучение статистических методов и умение пользоваться вычислительной техникой.

Ответственность производителей за качество и в особенности - за безопасность и экологическую чистоту продукции требует знания действующего законодательства и нормативных документов в области качества.

В результате изучения дисциплины специалист должен знать теоретические основы и современнук практику управления и обеспечения качества продукции на предприятиях, уметь разрабатывать и внедрять системы качества и поддерживать их работоспособность.

 

Глава I.

"Качество" как категория науки.

1.1. Требования к терминологии

Как гласит людская молва, реклама - двигатель торговли, а слово "качество" - одно, из наиболее ходовых рекламных "заклинаний", превращающих потенциальных покупателей в реальных.

Качество, как житейский термин, принят для обозначения степени пригодности продукта к удовлетворению каких-либо личных потребностей. Но каждая научная область, имеющая свою концепцию и методологию, не может выполнять свои функции без собственной терминологии, которую она формирует по мере своего развития.

Из изданий, в которых приведена терминология в области качества, отметим следующие:

•      Международный стандарт ИСО 8402: Управление качеством и обеспечение качества. Словарь.

•      Словарь терминов, используемых в управлении качеством, изданный Европейской
Организацией по качеству на 16 языках.

•      ГОСТ РФ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и
определения.

На практике в настоящее время чаще всего используется международный стандарт ИСО 8402. выпущенный в 1986 году-, после чего он был пересмотрен вместе со стандартом ИСО 9000 и переиздан в 1994 году.

В стандарте ИСО 8402 приведено 67 терминов, разбитых на четыре группы: общие термины; термины, связанные с качеством; термины, относящиеся к системе качества, а также к средствам и методам работ по качеству.

Требования к терминологии:

5

 

во-первых, определение термина должно точно и полно сформулировать понятие, отражаю­щее сущность явления;

во-вторых, определение термина в прикладном значении не должно противоречить фундаментальному;

и, в-третьих, при заимствовании иноязычной терминологии, в нее нужно вносить уточнения, соответствующие российской терминологической культуре

- в "Экономикс" понятие качество обозначено термином полезность (utility)

- в политической экономии это понятие названо потребительной стоимостью, которая также определена как полезность и как форма экономического отношения;

- в энциклопедическом словаре Вебстера качество также определено как полезность: Use (usefulness) - the quality of being suitable for employment.

Однако, способность предмета удовлетворять потребности называется не качеством, а полезностью. В этом понятии выражаются не сами но себе свойства вещей, а отношения людей к этим свойствам. Наглядным примером понятия ^полезность" может быть наше отношение к лекарственным препаратам, каждый из которых, обладая своим собственным качеством, может быть полезен одному и бесполезен или, более того, вреден другому.

Качество

В стандарте ИСО 8402 дано следующее определение качества: "Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности".

В литературе можно встретить и другие определения, например: "Качество - это совокупность свойств и характеристик продукции, уровень или вариант которых формируется поставщиками при ее создании с целью удовлетворения обусловленных или предполагаемых потребностей".

Как видно из определения, данного в ИСО 8402, в первой его половине говорится о сущности качества (совокупности характеристик), а во второй - о способности качества удовлетворять потребности, хотя, как известно, иное качество с таким же "успехом" может и не удовлетворять их. Поэтому способность удовлетворять потребности было бы правильнее относить не к сущности качества, а к тому или иному уровню качества.

Тогда что же такое качество? Объективно существующие свойства продукции или наша оценка этих свойств, наши ощущения и чувства?

Наглядно это показано на рис. 1: Здесь, по логике ИСО 8402, для потребителей А.Б > и Я продукция обладает качеством, т.к. оно их удовлетворяет, а для других потребителей та же продукция вообще как бы не имеет качества, хотя речь, конечно, идет о том, что их не удовлетворяет уровень качества этой продукции.

 

 

С философской точки зрения слово "КАЧЕСТВО" обозначает свойство окружающих нас явлений ОТЛИЧАТЬСЯ друг от друга, быть ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЯМИ.

 

6

 

Категория "качество" обозначает конкретную ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ, присущую любому явлению. Даже Гегель, любивший" помучить читателя сложностью своих формулировок, говоря о качестве в книге "Наука логики", пишет, что "определенность как изолированная сача по себе, как сущая определенность, есть качество - нечто совершенно простое, непосредственное". Фундаментальное определение качества, данное еще Гегелем и его Энциклопедии философских наук, гласит: "Качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность."; "Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть и, теряя снос качество, оно перестает быть тем. что оно есть...*'.

Следовательно, с методологической точки зрения, качество - это, прежде всего, не о три нагельное или положительное, не хорошее или плохое, -не относительное, а абсолютное, т.е. конкретное свойство чего-либо. Только выявив конкретность какого-либо явления мы можем затем сравнить его с другой конкретностью и только так установить сходство или различие их качеств, прогресс или регресс качества.

Философская категория "качество"', которая вплоть до XIX века относилась к числу преимущественно теоретических, ныне превратилась в одну из ключевых, охватывающих буквально все стороны современного бизнеса.

Качество как категория экономической науки принята для обозначения свойств, прежде всего, предметов потребления и средств производства, экономических отношений, технологии и организационных форм независимо от того, оказываю! они благотворное или разрушительное воздействие на потребителя или окружающую среду. Лекарство или наркотик, строительная техника или атомная бомба ДЛЯ современной экономической науки не имеет принципиального значения, лишь бы заявленные свойства продукта соответствовали покупательной способности и потребностям рынка.

Важнейшим качеетвообразуюшим фактором является количество. Существование "количества" обусловлено наличием свойства "одинаковости", "тождественности", ''конгруэнт­ности", ''адекватности" в явлениях и процессах окружающей пас действительности. Но качество первично, поскольку количество в реальной действительности не существует само по себе, в отрыве от определенности. Вопрос "Сколько?" имеет смысл, если есть ответ на Bolipoc "Сколько ЧЕГО?". Соотношение категорий "качество" и "количество" наглядно просматривается на примере денег. "Плохую" валюту можно всегда приравнять к определенному количеству "хорошей1" валюты, и па финансовом рынке очень часто "хорошая" валюта меняется на "плохую", которая, тем не менее, приноси! прибыль своему новому хозяину. Более того, не всякая сумма /ichci - капитал. Капиталом деньги становятся только-после достижения ими определенного количественного предела.

На единстве качества и количества строится  КВАЛИМГТРИЯ, в которой качество

характеризуется набором конкретных свойств и абсолютных величин, а соотношение качеств

ОДНОТИПНЫХ изделий измеряется при помощи соотношения их параметров, i.e. соотнесенных величин. Количественная оценка параметров качества составляет предмет МЕТРОЛОГИИ, как науки о методах измерения.

Квалиметрия существует в широком и в узком смысле слова. В широком смысле слова, когда речь идет действительно о КАЧЕСТВЕ объекта исследования, и в узком смысле слова, когда исследователя интересует предмет с точки зрения его пригодности для решения локальной задачи. Так. например, современного квалиметра чаше всего интересует проблема соотнесенного качества, т.е. конкурентоспособность изделия.

Квалиметрия пытается найти объективные показатели степени соответствия товаров и услуг нашим потребностям и даже вкусам, т.е. решить проблему построения некой "системы элементов" наших потребностей и вкусов, поскольку только так можно определить пригодность или непригодность товаров и услуг в качестве предметов потребления, а также конкретно оценить хнцию снижения или повышения их качества. Отсюда следует, что, чем примитивнее наши потребности и вкусы, их набор и содержание, тем легче будет решать свои задачи и квалиметрия. и производство. Если присмотреться к содержанию рекламы, то становится очевидной тенденция к схематизации Потребностей индивидов, к их упрощению и, наоборот, к стимулированию количественной стороны потребления платежеспособного населения.

Сегодня квалиметрия способна охватить своими критериями качественные параметры материальных благ, поддающихся количественной оценке. Сложнее обстоит дело с количественной оценкой интеллектуальных ценностей, услуг или социальных отношений людей. Как показывает практика, легче определить цену авианосца, чем доказать состоятельность цены картин, например. Пикассо или Рембрандта или размер взятки премьер-министру. Хотя, конечно, экономические

7

 

соображения современного покупателя, вложившею десятки миллионов долларов в картину или во взятку, можно легко воспроизвести, но они далеки от квалиметрии в точном смысле этого слова.

Качественная определенность предметов и явлений может иметь объективную и субъективную природу. Объективность качества означает отсутствие какого-либо прямого участия субъективного фактора в возникновении ДОННОГО продукта или явления, например, грибов или алмазов.

Однако объективные предметы] попадая в систему человеческих отношений, получают не только название, как, например, гриб "строфария сине-зеленая", алмаз "голубой*' или '"розовый". Грибы, например, могут превратиться" в средство ... смены правящих династий, а алмазы в инст­румент, произведение искусства или ,.. взятку. Иначе говори, попадая в иоле интересов субъекта, определенность предметов и явлений, т.е. их качество, приобретав! ОБЩЕСТВЕННЫЙ характер» не имеющий ничего общего с его природным содержанием.

Предметы» созданные с участием субъективного фактора, т.е. рассудочной деятельности человека, через разделение труда и рынок приобретают общественный характер е самого начала, г.е. с момента рождения замысла. Определенность, т.е. качество предметов и явлений, созданных людьми, по мере развертывания исторического процесса, нем дальше, тем больше, отражают именно общественные ЦЕЛИ человека, реализуется только в обществе и теряет смысл за его пределами. Например, космонавты в последнюю очередь думают о том. какую сумму долларов они возьмут с собой в полез, поскольку доллары не имеют значения для обеспечения жизни космонавтов в невесомости, только на Земле они вновь приобретут значение, особенно если приземление будет вынужденным и на чужой территории.

Включаясь в систему общественных отношений одни и те же предметы меняют свою определенность, т.е. качество. Например, на первом этапе атом интересует людей только как научили проблема, затей как явление, имеющее военное значение. Но уже во время производства атомное оружие превращается в предмет, несущий в себе экологические угрозы, шпионские страсти и большие прибыли производителям. Будучи изготовленной, атомная бомба превращается в фактор поли гики и как средство нападения, и как средство обороны.

В природе вес качества предметов проявляю! себя непрерывно, в полном объеме и в каждый момент своего бытия- В обществе же. в силу противоречил между обыденным уровнем сознания индивида и общественным научным сознанием, свойства предметов и явлений разворачиваются постепенно, противоречиво, реже - системно. Например, в конце 40 считалось огромным достижением химии производстве инсектицида под названием ДДТ. Через два десятилетия было обнаружено, что ,'[Д1 ужасно вреден для человеческого организма. В 60-е годы большим достижением считалось массовое производство успокоительных таблеток ЛСД, которые действительно снимали напряжение, но, как выяснилось через несколько лет, вызывали некомпенсируемые уродства у потомства.

Качество и конкуренции.

Современная экономическая литература откровенно признает., что вопрос об управлении качеством получил развитие не столько в связи с проблемой удовлетворения потребностей, сколько, в связи с потребностями КОНКУРЕНЦИИ.

Некоторые экономисты считают, "что основой конкурентоспособности является качество. И хотя, кроме качества, в конкурентоспособность вход»! цена, сроки поставки, гарантии, сервисное обслуживание и ряд других слагаемых., именно качеству отдают предпочтение покупатели и заказчики при выборе Продукции"{3 I}.

Другая точка зрения состоит в том. что сроки поставки, гарантии, сервисное обслуживание и, тем более. МЫ fА является органическим элементом качества изделия, а вслед за ним и товара, что ее величина, как и, например, его вес имеет объективные корни. Если обьективпая стоимость товара будет целенаправленно снижаться, то предприниматель буде! чувствовать себя все более умеренным в определении ценовой политики и, следовательно, и конкуренции.

В XVIII веке, когда рынок еще только завоевывал себе монопольное положение среди форм организации экономики, конкуренция носила добродетельный н случайный характер. Преимущества одних производителен над другими формировались стихийно, имели местное значение и не вызывали экономических кризисов, В XIX веке, в связи с образованием монополий и монопольных союзов, конкуренция приняла сознательный и обязательный характер, приобретя мировой размах, Целенаправленная конкуренция приводила к резкому изменению соотношения сил монополий, к неравномерности развития стран, к экономическим кризисам "перепроизводства", мировым войнам и социальным потрясениям.

8

 

В середине 80-х годов XX века в России одним из сильных аргументов в пользу рынка в научной и публицистической литературе были рассуждения о благотворном влиянии конкуренции на качество продукции. Утверждалось, что после перевода советской экономики на рыночные принципы вопрос повышения качества продукции будет решен одной лишь конкуренцией. Однако получилось, "как всегда"', "Неожиданно" в России прекратилось производство практически всех отечественных предметов длительного пользования, одежды, обуви. Перестали строиться заводы, электростанции, исчезли возможности для финансирования строительства метро, космических исследований и т.п. Иными словами, связь между конкуренцией и качеством оказалась более сложной, чем думали наиболее нетерпеливые и поверхностно "образованные" реформаторы.

Одно ИЗ "объяснений" такому положению вещей гласит, что нам, россиянам, что не дай, все испортим. Говорят, что у пас все еще нет рынка, что у нас все еще не гот капитализм, какой нужен. Но все это не aaei ответа на вопрос, как добиться высокого качества продукции и неуклонно его повышать, т.е. управлять качеством. Однако кризисы и спады, все чаще сотрясающие экономику Японии и других подобных экономических "тигров" в последние несколько лет, свидетельствуют, что в конкуренции важную роль играет не только качество выпускаемой продукции, но и КОЛИЧЕСТВЕННОЕ превосходство экономики США над их экономикой.

Однако в литературе встречается мнение {31}, что "никакие инвестиции не спасу] предприятия, если они не смогут обеспечить требуемое качество, а, значит, и конкурентоспособность своей продукции''. На самом деле качество пропорционально размерам инвестиций, тем более если они осуществляются не экстенсивно, а интенсивно. Сегодня одной из причин отставания качества большинства видов российской продукции от мирового уровня является именно отсутствие инвестиций в наукоемкие отрасли экономики. Экономика США будет сохранять превосходство, например, над Японией, пока инвестиционные возможности США будут больше, чем у Японии, как бы рационально не использовали японские менеджеры свои объективно более скромные, чем у США. капиталовложения.

Бытует мнение, что качественная продукция обеспечивает конкурентоспособность предприятий, а это, естественно, оказывав! положительное влияние па развитие экономики в целом {31}, Здесь упускают из вида, что успех одною конкурента есть всегда поражение другого конкурента и. следовательно, сто уход с рынка, некоторый рост безработицы за счет- банкротства предприятий и некоторое снижение покупательной способное! и населения, временное относительное ухудшение конъюнктуры рынка. Выть конкурентоспособным новее не означает выпускать продукцию только самою высокого качества. Современный рынок допускает различные уровни качества продукции, соответствующие уровням социального расслоения населения. "Среднему" классу чаще всего приходится пользоваться "народными" автомобилями.

По мнению ряда российских экономистов, "начинать дело надо с денег, с того, чтобы брать ссуд) и банке. Но для того, чтобы получить эту ссуду, нужно составить убедительный для банка бизнес-план. А в нем обязательно придется определиться с качеством: какие и для кого вы собираетесь делать стулья или шить рубашки. От этого зависит, какие нужно будет закупать материалы и оборудование, а, значит, и величина необходимой нам ссуды. Поэтом) можно уверенно говорить, что бизнес начинается с качества и живет своим качеством" }.Ч 1}. Здесь автор противоречит сам себе, сначала утверждая, что бизнес начинается с суды в банке, а завершает рассуждения тем, что бизнес все-таки "начинается с качества и живет качеством", абстрагируясь от технического шпионажа. Т.е. если слишком детально изложить свой бизнес-план банку, без должной юридической защиты идеи и сокрытия важнейших технических элементов, то банк может перехватить идею.

Если же обратиться к теоретическому наследию лауреата нобелевской премии В.В.Леонтьева, то порядок мысли и действия должен быть иным. Сначала необходимо изучить потребность рынка. затем выработать общий ЗАМЫСЕЛ, разработать его технико-экономическое, производственное решение и только затем определить размер капиталовложений и обратиться за кредитом в банк. Обращение в банк - завершающий, а не начальный этап процесса становления бизнесмена. Чаще владельцы "временно свободных сумм" вынуждены вкладывать деньги в банки под небольшие проценты, поскольку у них отсутствует четкий ТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАМЫСЕЛ, хотя деньги есть.

Первоначально теория управления качеством изучала, в основном, вопросы воздействия на качество продукции, по постепенно стало ясно, что обеспечение устойчивого роста качества продукции требует СИСТЕМНОГО, стратегическою подхода. Рынок не оставляет предпринимателям выбора. Наибольших результатов в устранении соперников с рынка достигает тот бизнесмен, набор преимуществ которого шире чем у конкурента. Поэтому современная мировая экономическая наука предусматривает изучение вопросов качества в постоянно возрастающем перечне элементов и моментов рыночной действительности: качество продукции, качество товаров,

9

 

 

качество ценных бумаг, качество услуг, работ, процессов, систем, методов управления, форм производственных них отношений, в т.ч. систем управления качеством всех выше перечисленных элементов.

Успех управления качеством продукции зависит, прежде всего, от полноты представлений субъекта о качестве продукта в его ФИЗИЧЕСКИХ и ОБЩЕСТВЕННЫХ ипостасях и о всех этапах его производства, начиная с момента проектирования, до момента его технического или морального износа. Иначе, те товары, которые сегодня признаются качественными, завтра могут выступить в качестве прямых улик против производителя в суде, или причины межгосударственных конфликтов.

Кроме обеспечения конкурентоспособности, выпуск добротной продукции диктуется необходимостью обеспечения ее безопасности и экологической чистоты, что контролируется государственными органами. Государство вправе заставить предприятие обеспечить требуемое качество продукции, чтобы максимально снизить вероятность аварий на предприятиях энергетики, на транспорте, предотвратить возможность отравления людей пищевыми продуктами. Однако эта задача может быть успешно решена в РФ в той мере, в какой будет решена задача борьбы со взяточничеством в системе государственных контрольных учреждений. Задача искоренения взяточничества пока не решена ни в одном государстве мира.

Периодически возникающие экологические, финансовые кризисы и войны, охватывающие то Америку, то Европу, то Азию доказывают, что проблема управления качеством в достаточной степени еще не решена даже в США, хотя американское государство помогает монополиям вывезти социально ''грязные" и опасные производства за границы США.



2019-12-29 178 Обсуждений (0)
Качество и конкуренции. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Качество и конкуренции.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)