Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Краткий обзор возникновения и развития управления качеством



2019-12-29 221 Обсуждений (0)
Краткий обзор возникновения и развития управления качеством 0.00 из 5.00 0 оценок




Управление как научное направление было признано лишь в начале XX века. На Западе основоположниками научного управления считают четырех англичан, работавших в первой половине XIX века: Уотта, Бультона, Оуэна и Беббеджа.

В Американской энциклопедии менеджмента записано, что начало управлению как науке было положено в 1886 г., когда Г. Таун выступил на собрании общества инженеров с докладом "Инженер как экономист". Этот доклад произвел впечатление на Ф. Тейлора. 30-летнего американца, который получил в Европе юридическое образование, но вернулся в США, работал инженером и энергично боролся с нерациональными трудозатратами, против работы "с прохладцей". Впоследст­вии он стал крупным изобретателем, получил свыше 100 патентов.

Тейлор стал пропагандировать "научное управление", преподавал в университете, написал две книги: "Цеховой менеджмент" и "Принципы и методы научного менеджмента". Основное внимание он сосредоточил на цеховом уровне управления, на совершенствовании приемов ручного труда. Лучшим способом управления он считал единство четырех принципов:

- выработка научных основ производства;

- научный подбор рабочих;

- научное обучение и тренировка рабочих;

16

- дружественное сотрудничество между администрацией и рабочими.

Особое внимание он обращал на хронометраж, рационализацию приемов ручного труда, систему точных заданий (идею урока), стандартизацию орудий и инструмента и введение инструкционных карточек для рабочих.

Француз А. Файоль (1841-1925) на основе собственного опыта разработал теорию и написал книгу "Общее и промышленное управление". Он рассматривал предприятие как совокупность материального и социального организмов, Суть его теории управления составляют 14 принципов, в том числе принцип разделения труда, власть, дисциплина, единоначалие, централизация, вознаграждение, справедливость, инициатива и др. При рассмотрении указанных принципов Файоль обращал внимание на "предвидение", позволяющее выработать продуманный курс в будущее; на справедливое вознаграждение и дисциплину, необходимые для успешного хода работ, а также - на разумное разделение труда, обеспечивающее необходимое количество и качество выпускаемой продукции. Эффективность своей теории он доказал на практике, когда, руководя фирмой, превратил ее из банкрота в процветающее предприятие.

В этот же период работал и американец Г. Эмерсон (1853-1931). Выходец из профессорской семьи, он получил прекрасное образование, но увлекся банковским делом и торговлей недвижимостью. В 1912 г. он опубликовал книгу "Двенадцать принципов производительности", среди которых отмечал точно поставленные цели, справедливое отношение к персоналу, Нормализацию условий, вознаграждение за производительность. Его ключевая идея заключалась в том, что эффективность производства должна достигаться не за счет перенапряжения сил исполнителей, а за счет рациональной организации труда (системы), которая позволяет достичь того же результата, прикладывая минимальные усилия.

Среди основоположников науки управления особое место занимает Г. Форд (1863-1947), основатель автомобильной компании. Он применил стандартизацию и унификацию, организовал конвейерное производство, что дало возможность снизить цены и перейти к массовому производству автомобилей. Он был против увлечения организационными схемами и структурами, требовал строгого соблюдения дисциплины без личного общения работников на предприятии, внедрял абсолютное разделение труда на конвейере. Интересно высказывание Форда: "Если бы я хотел убить конкурентов нечестными средствами, я предоставил бы им полчища специалистов. Получив массу советов, мои конкуренты не смогли бы приступить к работе". Многие убеждали его в невозможности создания автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, т.к. он якобы не сможет конкурировать с паровой машиной. На это Форд язвительно замечал: "Таковы все умные люди - они так умны и сведущи, что в точности знают, почему нельзя сделать то-то и то-то". Форд же был уверен в правильности своего выбора и предвидел "цепную реакцию", которая последует при создании массового автомобиля.

Главными врагами производства Форд считал расточительность и алчность. Под расточительностью он прежде всего понимал небрежную работу, а под алчностью - стремление к получению сиюминутной выгоды без учета перспектив, которые, применительно к нашему предмету, должны быть отражены в стратегии качества. Форд один из первых установил на своих заводах 8-ми часовой рабочий день. Тем не менее, свою систему управления он так и назвал: "Террор машины".

Для теории управления качеством интерес представляет доктрина "человеческих отношений" и "поведенческий" подход к управлению. Их возникновение связано с тем, что в классической теории менеджмента человеческому фактору не уделялось должного внимания. Необходимость более полного учета человеческого фактора в повышении эффективности производства и качества продукции подчеркивали ученые Э. Мэйо, А. Маслоу, М. Грегор, С. Херцберг и М. Фоллет.

Наиболее наглядное подтверждение "поведенческий" подход и доктрина "человеческих отно­шений" нашли в "Хоторнских экспериментах", которые проводил американский ученый Э. Мэйо с 1924 по 1929 г. на заводе фирмы "Уэстерн электрик компании Оказаюсь, например, что как включение, так и выключение дополнительного освещения на рабочих местах приводило к повышению производительности труда. А ведь, казалось бы, эти два противоположных действия должны были приводить к противоположным результатам. Объясняется это тем, что и в том и в другом случае администрация проявляла заботу о работниках, подбирая оптимальное освещение. В результате, в ответ на заботу, срабатывал "человеческий фактор" и достигалось нужное поведение на рабочем месте.

Развитие доктрины "человеческих отношений" впоследствии стало основой для создания "кружков качества", зародившихся в США, но получивших распространение сначала в Японии. В рамках доктрины "человеческих отношений" развивались различные теории мотивации и концепция

17

 

 

партисипативного управления, т.е. привлечения работников к участию в управлении предприятием (от английского слова "participation" - соучастие).

В дальнейшем появляется входной контроль качества материалов и покупных из. внедрение операционного контроля в процессе изготовления, а также испытаний готовой продукт Особо следует отметить использование статистических методов контроля качества, начало которым положил д-р Шухардт, сотрудник фирмы "Белл" (США), который в 30-х гг. ввел в практику контрольные карты. Далее в деятельности по управлению качеством стал применяться контроль этапе проектирования, внедрялись контроль и оценка надежности оборудования при эксплуатации i объектах и его техническое обслуживание.

Из сказанного следует, что на начальном этапе управление качеством представляло собой отдельные разрозненные элементы, которые входили в общий процесс управления предприятием дальнейшем, для достижения большего эффекта в решении проблем качества, потребовалась более тесная увязка этих элементов, в результате чего они обособились в самостоятельный аспект управления предприятием - управление качеством.

В последующий период на протяжении примерно 30-ти лет развитие управления качеством шло по пути интеграции накопленных и вновь возникающих элементов в единую систему. Однако следует иметь в виду, что описанные системы управления качеством формировались, когда доля ручного труда в технологических процессах и в стоимости производимой продукции была все еще значительной, а иногда и определяющей.



2019-12-29 221 Обсуждений (0)
Краткий обзор возникновения и развития управления качеством 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Краткий обзор возникновения и развития управления качеством

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)