Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тотальное управление качеством (Total Quality Management (TQM)



2019-12-29 208 Обсуждений (0)
Тотальное управление качеством (Total Quality Management (TQM) 0.00 из 5.00 0 оценок




В стандарте ИСО 8402 этот термин переведен как "всеобщее руководство качеством", и определен как подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения

19

требований потребителя и выгоды для членов организации и общества. Особенность тотального управления качеством заключается в том, что из названных целей в деятельности предприятия на первый план ставится качество.

Японская компания "Тойота" в 60-х годах начала использовать систему производства, получившую название "канбан", которая исходила как бы из обратной организации работ: не заготовительное производство определяло характер продукции в сборочных цехах, а наоборот, сборочные цеха, исходя из требований потребителей, определяли, что должны выпускать заготовительные цеха. Для этого потребовалось разрабатывать стандартные конструкции, внедрять быстро переналаживаемое оборудование и систему поставки деталей, узлов и комплектующих изделий "точно в срок" ("just in time").

Развитие TQM шло по пути расширения сферы управления качеством, вовлечения в нее все большего числа направлений деятельности и факторов, определяющих внутреннюю среду предприятия.

Известный специалист в области качества Т. Конти считает, что модели TQM начали появляться в западных компаниях в начале 80-х годов. Эти модели представляли собой набор факторов, направленных на удовлетворение потребителей, вовлечение всех работников в процесс ее усовершенствования. Следующим шагом в развитии TQM была премия М. Болдриджа по качеству, введенная в США в 1987 году, которая имела четкую структуру критериев: отбор руководства, информация и анализ, стратегическое планирование, вовлечение персонала, управление процессами, результаты бизнеса и удовлетворение потребителей. После этого Европейский фонд по управлению качеством (EFQM) учредил премию по качеству, в которой за основу были приняты положения премии США с некоторыми добавлениями.

Следующим этапом в развитии TQM на предприятиях, по мнению Т. Конти, будет выбор гибкой модели с необходимыми критериями, при достижении которых обеспечивается более эффективная работа предприятия.

Отличительной чертой тотального управления качеством в эпоху "многолюдных" технологий является активное участие всего персонала в обеспечении требуемого качества продукции:

- работники добиваются заданных параметров продукции на рабочих местах;

-остальные работники обеспечивают производство качественными комплектующими изделиями, оборудованием и инструментом;

-администрация выполняет функции общего руководства качеством;

- работники службы качества контролируют качество продукции, обеспечивают производство средствами измерений, ведут работу по нормоконтролю, осуществляют методическое руководство и координацию работ подразделений в области качества.

Кроме этого, стимулируется участие работников в кружках качества. Идея кружков качества заключается в том, что группа рабочих, как правило от 6 до 12 человек, объединяется для совместной творческой работы по решению проблем на рабочих местах: от улучшения освещения и расположения оборудования - до изменения скорости конвейера, применения различных приспособлений и инструментов. Группа сама выбирает руководителя, общими усилиями находит решение проблемы и предлагает его администрации.

Основные-черты тотального управления качеством (TQM):

- активное руководство качеством со стороны первых лиц предприятий;                               ;

- организация работ, исходя из запросов потребителей и реакции общества на деятельность предприятия;

- выбор стратегии и политики в области качества;

- создание систем качества с учетом рекомендаций международных стандартов ИСО 9000, с применением критериев национальных и Европейских премий по качеству;

- непрерывное повышение квалификации персонала и вовлечение его в работу по улучшению качества, содействие работе "кружков качества";

- контроль за качеством комплектующих, поступающих с рынка;

- информационно-аналитическое обеспечение работ в области качества;

- внедрение гибкого производства с учетом требований потребителей, поставка материалов, покупных изделий, узлов и деталей "точно в срок";

- внедрение сертификации продукции и систем качества на основе глобального подхода к испытаниям и сертификации;

- юридическое обеспечение работ по управлению качеством.

Современная практика взаимоотношений поставщиков и заказчиков не ограничивается оценкой системы качества, данной поставщиками. Предприятие может получить сертификат на

20

систему качества от "третьей организации", удостоверяющий, что работа по качеству на проверенном предприятии соответствует рекомендациям стандартов ИСО 9000 (EN 29000) Предприятие, получившее такой сертификат, предъявляет его своим заказчикам, сокращая тем самым объем возможных проверок с их стороны, а также включает в рекламу своей фирмы, повышая конкурентоспособность своей продукции.

Появление стандартов ИСО 9000 явилось логическим результатом развития управления качеством. Как уже было отмечено, в процессе его развития можно проследить следующие этапы

1. Зарождение и развитие отдельных элементов управления качеством в общем процессе управления.

2. Интеграция отдельных элементов и переход к комплексному управлению качеством выделение его в самостоятельное направление работ в рамках управления всем предприятием

3. Тотальное управление качеством, когда качество становится важной целью и основным фактором, определяющим все направления деятельности предприятия, когда развивается и стимулируется участие всего персонала в обеспечении качества.

4. Глобальный подход к испытаниям и сертификации в условиях международною интегрированного рынка, направленный на обеспечение доверия к изготовителям, испытательным лабораториям и органам по сертификации продукции и систем качества.



2019-12-29 208 Обсуждений (0)
Тотальное управление качеством (Total Quality Management (TQM) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тотальное управление качеством (Total Quality Management (TQM)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)