Факторы развития общест. сектора.
Сущ-ет несколько разнонаправл. факторов, влияющих на объем и структуру общ. расходов и определяющих динамику их движения. Эти ф-ры отражают изменяющуюся роль основных ф-ций и задач гос-ва в соврем. общ-ве: · возрастающее значение творч. потенциала чел-ка. Это выр-ся в росте расходов на развитие ч-ка. Расх. на обр-е и здравоохранение явл-ся инвестициями в чел. капитал, улучшают кач-во трудовых ресурсов, пр-ть труда, ¯безработицу. · актуальна гос. фин. политика в сфере техн. прогресса и научн. исследов., т.к. это опред-ет лидирующее положение страны в мировой эк-ке. · перспективно гос. расходов на инфраструктуру (стр-во дорог, мостов, коммуникаций), т.к. улучш-ся условия деят-ти предприятий, а также на охрану окр. среды · проблема выравнивания ур-ня д-дов разл. слоев насел-я, необход. решить проблему такого типа пособий по безраб-це, кот. подрыв. стимулы к предложению труда. · Постарение нас-я Þ вопрос о размере пенсии и расходов на пенс. мед. услуги. · Динамика гос. расх. явл-ся также рез-том действия ф-ров, сокращающих расходы бюджета: - ¯воен. расх. - ¯расх. на управленч. аппарат - проведение продуманной политики приватизации - ¯налогов и гос. расх. на соц. нужды (пример: Швеция, Великобритания) Þ комбинация разнонаправленных ф-ров влияет на развитие и динамику общ. сектора. ————————————————————
В условиях эффективно функционирующего рынка производитель не может использовать ресурсы , не неся издержек в размере их альтернативной стоимости , а потребитель вынужден полностью оплачивать альтернативную стоимость . Только тогда обеспечивается оптимальная аллокация ресурсов , цены соответствуют предельным полезностям , а доход адекватно выражает вклад производителя в развитие экономики . Если кто-то эксплуатирует ограниченные ресурсы , не возмещая их полной стоимости , издержки ложатся на остальных участников хозяйственной жизни . В этом случае происходит негативный внешний эффект ( пример -загрязнение природы ) . Существует и позитивные переливы внешнего эффекта ( пример - кто-то построил дорогу для себя , но пользуются ей и остальные . ) Предприятие , деятельность которого порождает негативные внешние эффекты , перекладывает часть издержек на других , а те , кто создают позитивные внешние эффекты , берут на себя часть издержек по реализации чужих интересов . В основе переливов всегда лежит явное или скрытое использование ( присвоение ) какого - либо ресурса без принятия на себя издержек в размере его альтернативной стоимости . Там , где имеет место негативные внешние эффекты , возникает тенденция к относительному перепроизводству при расточительном расходовании ресурсов . Позитивные внешние эффекты оборачиваются недопроизводством , поскольку для тех , кто обусловливает их своей деятельностью , результаты оказываются неадекватными затратам . Проблемы , связанные с внешними эффектами , могут решаться на основе адекватного установления прав и ответственности участников экономической деятельности . На практике это обычно достигается с помощью законотворческой и контролирующей деятельности государства . Однако во многих случаях целесообразнее затрачивать ресурсы государства не на создание громоздких механизмов контроля , а на непосредственное выполнение функций , порождающих позитивные экстерналии , или на формирование налоговых регуляторовдеятельности , сопровождающейся негативными внешними эффектами . Государство , как правило , не может оставаться индифферентным , сталкиваясь с существенными экстерналиями . Но выбор оптимальной формы вмешательства не осуществляется по шаблону . Он определяется спецификой конкретной ситуации и практической целесообразностью . В общественном секторе , как и на частном предприятии , приходится часто сопоставлять разные варианты решения задачи , стремясь достичь результата с наименьшими издержками . Вопрос №10 Существование естественных монополий является изъяном рынка . В основе естественной монополии лежит экономия , обусловленная масштабом производства . Если предельные издержки быстро снижаются с увеличением масштабов производства , его концентрация экономически эффективна . Если экономически оптимальный уровень концентрации близок к предельной емкости рынка или превышает его , искусственоо поддерживать конкуренцию можно лишь за счет снижения эффективности производства . Не имея возможности преодолеть естественную монополию без потери эффективности , государству приходится выбирать один из двух основных подходов : использовать меры регулирования не для устранения монополии , а для прямого воздействия на отдельные аспекты деятельности монополиста либо заполнять зоны естественной монополии предприятиями , организациями и программами общественного сектора . Регулирование может выражаться , в частности , в установлении предельных уровней цен или возложении на поставщиков разного рода дополнительных обязательств . Предоставление государственными и муниципальными органами различного рода услуг в ситуациях естественной монополии - обычная практика в большинстве стран мира . Это касается многих видов коммунальных услуг , метрополитенов , почтовой службы и др. Естественная монополия может разрушаться за счет технологических сдвигов . Вопрос №12 Результаты функционирования общественного сектора воплощаются главным образом в общественных благах . Общественные блага - реальные экономические блага , поскольку , с одной стороны, они обладают полезностью для потребителей , а с другой , - их создание требует затрат ресурсов , которые могли бы быть использованы для производства других благ . Для общественного блага характерны два свойства : 1. Несоперничество в потреблении - т.е. увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности ,, доставляемой каждому из них 2. Неисключаемость - ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно . Несоперничество - это , по сути , предельный случай положительного внешнего эффекта , т.е. предельные издержки предоставления общественного блага индивидуальному потребителю равны нулю , а появление дополнительного потребителя представляет собой Парето - улучшение . Неисключаемость означает , что производитель не имеет реального выбора , предоставлять ли благо только тем , кто за него платит , или всем желающим . Поставщик общественного блага не в состоянии обособить свои взаимоотношения с каждым из потребителей в отдельности . Вопрос №13 Чистое общественное благо - благо , в высокой степени обладающее свойствами несоперничества и неисключаемости . Смешанное общественное благо - благо , у которого хотя бы одно из этих свойств выражено в умеренной степени Смешанное благо в отличие от чистого блага является исключаемым общественным благом , благом совместного потребления с избирательностью , альтернативностью его использования , с убыванием его потребления . Смешанное благо может быть объектом купли - продажи , т.е. быть платным . Перегружаемое общественное благо (разновидность смешанного) . Оно является неисключаемым до некоторого порогового уровня , за которым наступает нехватка этого блага для всех , т.е. его перегрузка . Использование блага за пороговым уровнем одним человеком исключает другого из потребления , или уменьшает возможность потребления такого блага другим . Благо совместного потребления с ограниченным доступом = клубное благо . Здесь принцип исключаемости применяется не к отдельному человеку , а к группе людей . Доступ к потреблению такого рода смешанных благ ограничен уставными требованиями и размерами членских взносов . Здесь объектом исключаемости является не отдельный член общества , не индивидуальный потребитель , а сообщества людей и группа потребителей . Деление благ по внешним эффектам : Чистое общественное благо , внешний эффект воздействия которого имеет национальное и мировое значение Чистые общественные блага с региональным и локальным эффектом воздействия Внешний эффект может сочетаться с исключаемым благом и в связи с этим выделяются : Социально значимое благо ( образование , здравоохранение ) . Это благо обладает свойствами частного исключаемого блага и свойствами общественного блага благодаря положительному эффекту . Это благо обязательно для всех , его потребление навязывается членам общества . Блага , создаваемые в отраслях естественной монополии , представляют собой исключаемые блага совместного потребления , их принято называть квазиобщественными благами . В этих благах больше свойств частного блага и меньше характерных свойств общественного блага . Вопрос №14 Классификация общественных благ по свойствам , характерным для общественного блага : Чистое общественное благо (благо , в высокой степени обладающее свойствами несоперничества и неисключаемости ) Смешанное общественное благо ( благо , у которого хотя бы одно из этих двух свойств выражено в умеренной степени ) Классификация общественных благ по внешнему эффекту : Общественное благо , доступное одновременно целой нации , миру Общественное благо с региональным и локальным эффектом воздействия Клубное благо . Классификация общественных благ по внешнему эффекту и исключаемости Социально значимое благо ( благо , обязательное для потребления всем гражданам ) Блага , создаваемые в отраслях естественной монополии ( исключаемые блага совместного потребления ) Вопрос №15 У каждого потребителя существует спрос на общественные блага ( он готов заплатить за благо в соответствии с собственной потребностью в данном благе ) . Для получения общественного блага требуются коллективные действия , которые складываются из действий индивидов , будь то вложения труда , его продуктов или денежных сумм . Наличие у потенциального пользователя потребности в результатах таких действий не гарантирует его участия в них . Ведь ожидаемый формируется на основе коллективного действия в целом и может быть достигнут при разных вариантах распределения затрат . Максимизируя собственную функцию полезности , каждый из индивидов стремится свести свою долю затрат к минимуму . Проблема безбилетника - заинтересованность в общественных благах совместима с уклонением от участия в коллективных действиях , необходимых для получения таких благ . При некоторых упрощениях возникает альтернатива - либо , положившись на добровольность , убедиться , что все предпочитают быть безбилетниками , а благо не производится вообще , либо возложить его поставку на располагающее силой принуждения государство . В действительности , все не так просто , потому что издержки на принуждение людей очень велики и неэффективны .Вместо проблемы безбилетника можно попытаться решить проблему неисключаемости . При осуществлении данного блага необходимо учитывать и потребности разных людей в благах и различную готовность платить за это благо , необходимо в идеале соответствие индивидуальных вкладов в дело ценам Линдаля и эффективное вовлечение индивидов в коллективные действия должно проходить в таком соответствии . Необходимо и рассмотрение вопроса о возможностях и границах осуществления коллективных действий добровольно , т.е. при каких условиях рациональное поведение индивидов , преследующих собственные интересы , включает в себя добровольное участие в создании общественных благ . Существуют два подхода к изучению этого вопроса : Подход с использованием понятия избирательного стимула привлекает внимание к способности сообщества избирательно вознаграждать своих членов частными благами . Избирательными стимулами являются частные блага , получение которых увязывается с участием в коллективных действиях . Подход с использованием понятия взаимности акцентирует значение взаимной лояльности для решения проблемы безбилетника .Рациональное поведение предполагает , что , принимая решение об участии в коллективном действии или уклонении от него , индивид стремится прежде всего оценить вероятность сотрудничества или уклонения своих потенциальных партнеров . В результате сотрудничества возникает доверие , обладание которым существенно повышает эффективность функционирования сообщества . С позиций обоих подходов важно , чтобы вклад каждого индивида в коллективные действия был ясно различим для других членов сообщества и они могли , не прибегая к принуждению , согласованно и оперативно реагировать на изменения данного вклада .Выполнить эти условия в сравнительно небольшой группе гораздо легче , чем в сообществах национального или регионального масштаба . Есть , следовательно предполагать , что добровольное участие в создании коллективного блага для небольшой группы вероятнее, при прочих равных , чем в создании чистого общественного блага .
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |