Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика ценообразования в общественном секторе.



2019-12-29 258 Обсуждений (0)
Специфика ценообразования в общественном секторе. 0.00 из 5.00 0 оценок




Существуют различия в ценообразовании в зависимости от сегментации общественного сектора:

1) Для чистых и социально значимых общественных благ характерно неценовое регулирование

2) Смеш. обществ. блага, созданные естеств-ми и институциональным монополиями; перегружаемые обществ. блага Þ ценовое регулирование.

Чистое общественное благо:

1) Неисключаемость тех, кто не готов покупать

2) Предельные издержки потребления новых потребителей равны нулю Þ нет рыночной цены, т.е. их финансир. происходит за счет налогов и цена устанавл-ся с помощью неценового мех-ма.

Характеристика неценового механизма:

- соблюд. бюджетно-финанс. равновес. на основе баланса налог. поступл. и нормативн. финансир-я

- установл. режима функционирования с помощью карточек и очередности получения общ. благ

- использ. социального института голосования

- существует теневой рынок, злоупотребления должностным положением

Инструменты неценового равновесия (аналоги рыночных цен): налоги, финансовые нормы, временные нормы очередности, голоса избирателей-налогоплательщиков.

Особенности неценового бюджетного равновесия:

1) Бюджетное равновесие базируется на принципе соотнош. социальных затрат и социальных выгод, т.е. приоритет отдается соцкритериям, а не эк-им

2) Принцип учета эффекта целого

3) Преобладание обязательного характера установления финансовой сбалансированности в соответствии с принципом единой кассы. Например: налоги ® общая сумма (касса) ® расходование в зависимости от социального приоритета.

4) Сущ. разрыв во времени и пространстве между оплатой населением общ. благ и их использов-ем.

Методы сведения общественных благ к частным:

Метод денежной оценки альтернативной стоимости общественных благ. В основе лежит гедонистическая теория. Пример: труд Т.Веблена “Эффект сноба”, Х. Либенстайна “Эффект толпы”: цена устанавливается не по внутренним качествам, а на основе соцфакторов, таким образом цена - это выраж. ценностных установок общ-ва.

Ценообразование в общественном секторе за исключением некоторых видов смешанных общественных благ представляет собой ценообразование в условиях несовершенной конкуренции (например, госрегулирование естественных монополий).

Помимо регулирования цен естественных монополий ценовой механизм и ценовая политика в общественном секторе широко используется для трансформации внешних экстернальных эффектов в цены товаров и услуг, производимых в коммерческом секторе. Так, отрицательный внешний эффект (вредные производственные воздействия на окружающую среду, вредные привычки (алкоголь, табак, азартные игры)) учитывается в цене с помощью налогов (налогов Пигу). Это экологический налог, акцизы на алкоголь и табак. Положит. внешний эффект учитыв-ся при помощи субсидий.

—————————————————————

69. Специфика ценообразования на чистые и социально-значимые общественные блага

 Для чистых и социально значимых общественных благ характерно неценовое регулирование

Чистое общественное благо:

1) Неисключаемость тех, кто не готов покупать

2) Предельные издержки потребления новых потребителей равны нулю Þ нет рыночной цены, т.е. их финансир. происходит за счет налогов и цена устанавл-ся с помощью неценового мех-ма.

Характеристика неценового механизма:

- соблюд. бюджетно-финанс. равновесия на основе баланса налог. поступл. и нормативн. финансир-я

- установл-е режима функционир. с помощью карточек и очередности получения общ. благ

- использование социнститута голосования

- существует теневой рынок, злоупотребления должностным положением

Инструменты неценового равновесия (аналоги рыночных цен): налоги, финансовые нормы, временные нормы очередности, голоса избирателей-налогоплательщиков.

Особенности неценового бюджетного равновесия:

1) Бюджетное равновесие базир-ся на принципе соотношения соцзатрат и соцвыгод, т.е. приоритет отдается соцкритериям, а не эк-им.

2) Принцип учета эффекта целого

3) Преобладание обязательного характера установления финансовой сбалансированности в соответствии с принципом единой кассы. Например: налоги Þ общая сумма (касса) Þ расходование в зависимости от социального приоритета.

4) Существует разрыв во времени и пространстве между оплатой населением общественных благ и их использованием.

Методы сведения общественных благ к частным:

Метод денежной оценки альтернативной стоимости общественных благ. В основе лежит гедонистическая теория (дифференциация цен в зависимости от уровня эластичности спроса на экономические блага). Здесь принимается во внимание социально-психологические факторы, связанные с социальной ответственностью и имиждем фирмы, популярностью и престижем товаров и услуг. Пример: труд Т.Веблена “Эффект сноба”, Х. Либенстайна “Эффект толпы”: цена устанавливается не по внутренним качествам, а на основе социальных факторов, таким образом цена - это выражение ценностных установок общества.

Ценообразование в общественном секторе за исключением некоторых видов смешанных общественных благ представляет собой ценообразование в условиях несовершенной конкуренции (например, госрегулирование естественных монополий).

————————————————————

70 Ценообразование на перегруж. обществен. блага и блага с ограниченным доступом.

К перегруж. обществ. благам относятся автомагистрали, мосты, тоннели, некот. соц-культурные и рекреационные учреждения - нацпарки, музеи, библиотеки и т.д. Здесь цена играет роль нормирования доступа к таким видам общ. благ , кот. дополнительные потребители до определенной границы (точки) могут использовать бесплатно, поскольку предельные издержки для дополнит. потребителей равняются нулю. Рост издержек, вызванный ¯ выгод (полезности) для др. потребителей после критич. точки (с кот. начинается перегрузка) обуславливает необходимость установления цены в целях нормирования числа потребителей общ. блага после достиж. точки перегрузки.

Цена (плата) за пользование дорогами, мостами, тоннелями не только нормирует их использование, но и дает доход, необходимый для текущего содержания и ремонта этих сооружений. Цена на некоторые услуги рекреационных и социокультурных учреждений устанавл-ся в завис. от интенсивности потоков посетителей и пропускной способности этих учреждений, для использования их мощностей в научных и экспериментальных целях, а не только для зрительского осмотра.

Цены на общ. блага клубного типа (бассейны, теннисные корты, клубы по интересам и т.п.) устанавл-ся на договорной основе и членские взносы собираются путем добровольной кооперации. Причем размер платежей расчитывается так, чтобы избежать перегрузки общ. блага. Финансир. содержания таких сооружений производится на принципах организации добровольных, товарических обществ потребительского типа.

————————————————————

71. Методы гос. регул. цен в отр-лях ест. моноп.

Когда цена ориентирована на средние издержки, то обеспечивается справедливая прибыль. Установление рег-х цен оправдано с общественной точки зрения (обеспечивается снижение цен, рост объема про-ва и уменьшение монопольной прибыли). В реальной жизни фирма не способна определить обществ. цену. Поэтому широкое распространение получила определение цены путем надбавки "справедливой" нормы прибыли к средним издержкам производства. Метод простой, доступный, применяется в США. Недостатки: позволяют увеличивать издержки выше оптимального уровня и перекладывать их через цену на потребителя с помощью бухгалт. ухищрений и развития капиталоемких про-в.

Великобритания - 80-е годы- попытка улучшить амер. подход. Метод Литлегильда. Литлегильд предложил формулу регулирования цены RPI - X. Суть метода - ежегодно правительство устанавливает предельный уровень цен для естественных монополий (потолок цен). X устанавливается ниже уровня розничных цен (RPI). Если естественные монополии сокращают издержки больше, чем предусмотрено формулой, то могут получить выгоду. След. метод стимулирует повышение эффективности производства. Применение зависит от того, насколько сильно акционеры влияют на решение вопроса об эффективности производства, и насколько полно правительство при установлении потолка цен учитывает изменения в эффективности про-ва.

Существуют возможности непосредственного воздействия на цены. В практике ест. моноп. широко распространено установление регулируемых дифференцированных цен (дискриминация цен) в зависимости от внеплановой и пиковой загрузки производственных мощностей.

—————————————————

72. Отраж. внешн. эф-тов в ценообраз. в ОС.

В ОС ценовой механизм широко использ. для трансформации внешних экстернальных эффектов в цены (для учета и включения экстернального эффекта в цены) товаров и услуг, производимых в коммерч. сфере.

Отрицательный внешний эффект , представляющий собой общественные издержки возникающие в связи с вредным производственным воздействием на окружающую среду или связанные с вредными привычками (потребление алкоголя, табачных изделий, азартных игр), учитываются в цене с помощью налогов (так называемые, налоги Пигу). К ним относятся экологический налог, акцизы на алкоголь и табачные изделия.

Внешний положит. эффект вызванный общ. выгодой, получаемой третьими лицами, не участвующими непосредственно в хоз. сделке, учитывается в цене с помощью субсидий. Например, это выгоды, получаемые обществом в целом от роста уровня образования индивидов, укрепление их здоровья, расширение культурного кругозора. Поскольку внешн. издержки выше частных, а общ. выгода больше частной, то с помощью мех-ма их учета в цене создаются стимулы к охране окруж. среды, рац. потреблению населения, развитию пр-ва соц. значимых благ и услуг, более содержательным становится использ. свободного времени.

1. Пример учета отриц. внешн. эффекта в налогах

График: P0 - равновесная рыночная цена, Q - равновесный выпуск, T - экологический налог, Q1 - Эффективный объем с позиций общества; предельные частные издержки = предельной общественной выгоде.

Кривая предельных частных издержек смещается влево до уровня общественных (с S0 до S1 )

P0P1BZ0 – совокупн. отрицат. внешние издержки (ущерб от загрязнения) при рын. выпуске Q0 .

Z1BZ0F - соцэффект от сокращения выпуска

P0P2FZ1 - ущерб от загрязнения, если бы третьи лица могли взять плату за ущерб в раз-ре налога T.

Экологические налоги - это специфический метод гос. контроля над ценами.

2. Регулирование цен с помощью субсидий. Субсидии призваны трансформировать внешний положительный эффект в цены.

Субсидии: - со стороны спроса (потребителям)

     со стороны предложения (производителям)

————————————————————



2019-12-29 258 Обсуждений (0)
Специфика ценообразования в общественном секторе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика ценообразования в общественном секторе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)