Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды и функции налогов.



2019-12-29 153 Обсуждений (0)
Виды и функции налогов. 0.00 из 5.00 0 оценок




Функция налогов:

· фискальная: налог - способ мобилизации финансовых ресурсов в госбюджет

· распределительная: перераспред. доходов между группами населения, территориями, сферами пр-ва, настоящими и будущими поколениями людей, текущим потреблением и накоплением

· стимулирующая, антицикличная и антиинфляционная: дифференциальные налоговые льготы, уменьшение верхних налоговых ставок, следовательно стимулы к пр-ву, увеличение количества пр-ва и НИОКР. Налоги выполняют роль встроенных автоматических стабилизаторов, настроенных на увязку налоговых поступлений в связи с изменением экономической коньюктуры.

· социально-воспитательная: высокий налог на вино-водочные изделия и табак, Þ - здоровый образ жизни; налоговые льготы учреждениям соц-культурной сферы - увеличение культурно-образоват. потенциала общества.

· контрольно-учетная: учет доходов предприятий и групп населения, обхемов и структуры пр-ва, движения финансовых потоков.

                   Виды налогов:

1) Подоходные:

- на индивидуальные доходы ( индивидуальный подоходный). С-ма инд. подоходн. налогообл-я:

- необлагаемый минимум доходов, размер которого должен соответствовать прожиточному минимуму; минимальные и максимальные налоговые ставки (предельные, маргинальные налоговые ставки); налоговая шкала, предусматривающая количество групп налоговых ставок и разный режим их градации - прогрессивный, пропорциональный и регресивный.

- на прибыль корпораций ( корпорационный)

2) на потребление товаров и услуг:

-акцизный налог

специальный потребительский налог

-таможенные пошлины

-налог на продажу с оборота

 Обще-потребительский

-НДС

3) налог на имущество и собственность:

-налог на владение

-налог на наследство и дары

-регистрационные налоги

-гербовые

4)Специальные налоги целевого назначения - экологический на охрану от пожаров, на собак, промысловый, дорожный

5) налоги, взимаемые с доходов для финансир. с-мы соцобеспечения и соцстрахования: платежи в пенсионный фонд, фонд медстрахования, фонд занятости - подоходные налоги спец. назначения.

Все налоги могут быть сгруппированы:

-прямые (на доход и собственность) и косвенные (на обращение и потребление)

-целевые (маркированные) и нецелевые (немаркированные)

-пропорциональные прогрессивные (норма постоянная. Норма увеличивается с увеличением дохода) и регрессивные (норма уменьшается с увеличением дохода)

-федеральные, региональные и местные

-закрепленные (за определенным уровнем) и регулирующие (разные доли в разные бюджеты)

————————————————————

51. Принципы построения налоговой с-мы.

Налог. с-ма базируется на принципах:

- простота: налогообл. д.б. простым и понятным, ведь эти черты помогут свести к мин. все администр. и разные др. расходы, кот. обслуж. налог. с-му. Это так же снизит возм-ть уклонен. от налогов.

- гласность и открытость: люди д. знать, какова целесообр. введения того или иного налога и кто его д. платить. Очень важно, чтобы кажд. человек понимал связь м/у теми налогами, кот. он уплатил, и произвед. в его пользу бюджет. расходами. Налог. с-ма д. отражать обществ. предпочтения, выражен. в полит. процессах и д.б. объектом обществ. контроля Þ д.б. связана с избират. с-мой и мех-мом обществ. выбора. В ней д. реализоваться принцип граждан. ответств-ти.

- гибкость: автомат. реагир. на измен. эк. условий. Реализуется с помощью с-мы встроен. стабилизаторов, предусматр. завис-ть ур-ня налогообл. от величины доходов, имущ. положения, от роста цен и т.д.

- эффективность: выраж. отношен. налог. поступл. по отнош. к налог. затратам. Сущ. 2 подхода к реализац. принципа эффективн:

а) нейтралистич. (уменьш. налог. ставки и расшир. налог. базы без использ. налог. льгот для того, чтобы свести к мин. влияние налог. с-мы на эк. решен. налогоплательщика как потребителя, инвестора и предпринимателя, дать ему рыноч. свободу).

б) интервенционистский (дифференциация налогов, использов. многочисл. льгот при высоких общих налог. ставках. Целенаправл. стимулир. соотв. видов эк. деят-ти.

Налог. льготы: налог. скидки, налог. кредиты, отсрочки и полное или частичн. освобожд. от налогообл.

- справедливость: идея необходимости равномерн. распред. налог. бремени м/у гражданами – налогоплат-ми. Если все облад. одинак. платежеспособн.-ю, то со всех одинак. налог (горизонт. справедл.); если платежесп-ь разная – с каждого по доходам (вертик. справедл.) Дает возм-ти перераспр. доходов.

52. Взаимосвязь и противореч. критериев оценки налог. с-мы.

Критерии:

1) Принцип справедливости (равенство обязательств)

2) Экономическая нейтральность

3) Простота налоговой системы

4) Гласность, открытость

5) Принцип гибкости

Эти критерии должны стремиться к максимиз. их соблюдения, но даже в идеальном состоянии налоговой с-мы они не всегда в полной мере согласуются между собой. Например, аккордный налог:

(+) Эк. нейтральность, орган. простота (1)

(-) Гибкость, принцип справедливости (2)

пропорциональный подоходный налог

(-) (1)

(+) (2)

Несогласованность критериев часто совпадает с конфликтом между требованиями экономической эффективности и справедливости.

Нейтральность, орг. простота, гибкость - связаны в основном с требованиями эк. эффективности. Относит. равенство обязательств и контролируемость - с требованием справедливости.

Противоречия между требованиями не могут быть полностью устранены, и от их сочетания зависият многие экономические и политические решения.

!Решение о налоговых льготах.

На практике в основном принимаются компромиссные решения. Использование знаний о достоинствах и недостатках критериев позволяют подобрать такое сочетание критериев налоговой политики, где недостатки одного критерия уравновешиваются достоинством других.

- Учет состояния экономики:

· Для экономики в стабильном состоянии не очень важна организационная простота налоговой системы (следовательно, преобладают прямые налоги).

· Для стран с переходной и развивающейся экономикой критерии организационной простоты налогообложения очень важен, следовательно, преобладают косвенные налоги.

———————————————————

53. Эффект-ть налог. с-мы. Лаффер.

Эффек-ть налог. с-мы выраж-ся отнош-ем налог. поступлений к налог. затратам. Она тем выше, чем больше налог. поступления по отнош. к нало­г. затратам (издержки).

Эффективная налоговая политика нацелена на увеличение налоговых поступлений в госбюджет и миним-ю налог. затрат.

Существуют два концепт. подхода к реализации принципа эффек-ти в налог. политике. Первый под­ход принято называть нейтралистическим. Он предусматр. уменьш. налог. ставки и расшир-е налог. базы без использ-я налог. льгот, с тем чтобы свести к ми­нимуму влияние налог. с-мы на эк. решения налогоплат-ка как потребителя, инвестора и предприни­мателя и дать свободу действия рыночным силам. Сущ. завис-ть дохо­дов бюджета, суммы налог. поступлений от прогрессивно­сти налогообл-я. Артур Лаффер предложил график, описывающ. завис-ть нало­г. поступл. от налог. ставки.

В представленном графике Лаффера Т обозначает налого­вые ставки, I — доходы бюджета (рис.). Т меняется от 0 до 100%. График иллюстр. завис-ть доходов бюджета от прогрес-сти налогообл-я. До определ. предела повыш. налог. ставки увелич. (при замедлении темпов) налог. поступления в бюджет, за его пределами налог. база сужается, идет подрыв эк. стиму­лов и расширяется пространство для уклонения от уплаты на­логов.

Второй подход к эффективности принято называть интер­венционистским. Он предполагает дифференциацию налогов, использование многочисленных налог. льгот при высоких общих налог. ставках. Этот подход предусматр. целе­направл. стимулирование соответств. видов эк. деят-ти.

В практике налогообл. принято выделять следующие группы налог. льгот: вычеты из облагаемого налогом дохо­да (налоговые скидки), налоговые кредиты, отсрочки и полное или частичное освобождение от налогообложения.

54. Справедливость в налог. политике.

В основе практически любой с-мы налогообл. лежит принцип справедл-ти. Он базир-ся на необх-ти равномер. распред. налог. бремени м/у гражданами-налогоплат.

При сборе прямых налогов действ. принцип справедл., кот. основан на платежесп-ти насел., с послед. перераспред. получ. налог. поступл.

Сущ.: - равенство по горизонтали: непосредств. равенство обязат-в для всех лиц, наход-ся в одинак. положении.

- равенство по вертикали: уровень налогообл. устанавл. в соответствии со степенью платежесп-ти граждан.

Принцип платежесп-ти исходит из того, что доллар, изъятый через налоги у человека, имеющ. мало долларов, составл. большую жертву, чем доллар, изъятый у богатого человека. Горизонт. и вертик. справедл-ть явл-ся разновидностями распред-ой справедл-ти, к кот. относ-ся также справедл. налог. с-мы м/у центром и регионами, м/у поколениями и т.д.

В с-ме косвен. налогообл. реализ-ся принцип пропорц. выгоды (принцип налогообл. получ. благ). В этом случае тот, кто больше налогов заплатил. то больше благ получил. Например. тот, кто платит налог на бензин и трансп. ср-ва получает выгоды от финансир. за счет этих ср-в строит-ва и ремонта дорог. Справедл-ть косв. налогообл. вступает в противореч. со справедл. прямого налогообл. При косвен. налогах платежесп-ть различных групп населен. не учит-ся, оно регрессивно по отнош. к доходам и социально несправедливо к бедн. слоям населения.

55. Справедл-ь прямого и косвен. налогообл.

В основе практически любой с-мы налогообл. лежит принцип справедл-ти. Он базир-ся на необх-ти равномер. распред. налог. бремени м/у гражданами-налогоплат.

При сборе прямых налогов действ. принцип справедл., кот. основан на платежесп-ти насел., с послед. перераспред. получ. налог. поступл.

Сущ.: - равенство по горизонтали: непосредств. равенство обязат-в для всех лиц, наход-ся в одинак. положении.

- равенство по вертикали: уровень налогообл. устанавл. в соответствии со степенью платежесп-ю граждан.

Принцип платежесп-ти исходит из того, что доллар, изъятый через налоги у человека, имеющ. мало долларов, составл. большую жертву, чем доллар, изъятый у богатого человека. Горизонт. и вертик. справедл-ть явл-ся разновидностями распред-ой справедл-ти, к кот. относ-ся также справедл. налог. с-мы м/у центром и регионами, м/у поколениями и т.д.

В с-ме косвен. налогообл. реализ-ся принцип пропорц. выгоды (принцип налогообл. получ. благ). В этом случае тот, кто больше налогов заплатил. то больше благ получил. Например. тот, кто платит налог на бензин и трансп. ср-ва получает выгоды от финансир. за счет этих ср-в строит-ва и ремонта дорог. Справедл-ть косв. налогообл. вступает в противореч. со справедл. прямого налогообл. При косвен. налогах платежесп-ть различных групп населен. не учит-ся, оно регрессивно по отнош. к доходам и социально несправедливо к бедн. слоям населения.

56.Налог. обязат-ва и сферы действия налогов.

Налог. обязат-ва (н.о.) физ. и юр. лиц опред-ся на основе норм, установл. закон-вом. Налогоплат-ки пытаются уменьшить налог. бремя, они могут использ. 2 пути: сократить н.о. за счет изменен. структуры и интенсивн-ти своей эк. деят-ти или переместить налог. бремя на др. лиц. Когда речь идет о перемещ. налог. бремени, существенны взаимоотнош. 3-х сторон: гос-ва, налогоплат-ка и рыночн. контрагентов последнего. Сфера действия налога представляет собой совокупность индивидов, на кот. в конечн. счете ложится его бремя. Перемещ. налог. бремени на одном рынке влечет за собой его дальнейшие перемещ. на других Þ сфера действия налога должна опред-ся в контексте общего равновесия. Например: эк-ка состоит из отраслей: А, В – производ-ся товары, а С – единств. вид мат. ресурсов, необходимых для пр-ва А и В, причем предл-е С неэластично. Если вводится акциз на А Þ перемещ. налога на производит. С. Предположим, что эластичность замещ. товара А товаром В высока, и при этом мат.емкость А выше, чем В Þ спрос на А ¯, а на В ­ Þ ­спроса на С. В реальн. эк-ке все происходит намного сложнее. Но в итоге сфера действ. налогов опред-ся: функциями спроса и предл-я на каждом из рынков; мерой взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров и услуг, реализ-х в этих рамках; производственными функциями.

57 Распределение налогового бремени на конкурентных рынках, в условиях монополии, на рынках труда.

КОНКУРЕНЦИЯ

Если рынок является конкурент., то возможности перемещ. налог. бремени всецело опред-ся соотнош. эластичности спроса и предложения.

Распред-е налог. бремени на конкурентном рынке.

График1. Все налог. бремя ложится на покупателей (спрос абсолютно неэластичен). График 2. На продавцов (спрос абсолютно эластичен). Покупателям надо искать замену. График 3. На продавцов (предложение абсолютно неэластично). График 4. На покупат. (предложение абсолютно эластично), но продавцам надо искать замену.

Т.е. общая закономерность: на конкур-ом рынке отдельного товара или услуги (в т.ч. труда) переместить налог. бремя на контрагентов удается той стороне, кот. обладает преимущ. в эластичности объема сделок по цене. Рез-т определяется тем, какая из сторон в больш. степени готова пожертвовать частью сделок по данному товару (поставщики жертвуют частью продаж, а потребители - частью покупок), заменяя его чем-то другим, чтобы по возможности предотвратить потери ден. дохода.

Распред-е налог. бремени в итоге не завис. от того, на какую из сторон возлаг-ся налог. обязат-ва.

График 5   График 6       

Реальные экономические последствия налогообложения (¯объема продаж и потерь в доходах) завис. не от того, на какую из сторон закон возлагает обязат-во уплатить налог, а от соотнош. эластичн. спроса и предлож. и от разм. налогооблож.

МОНОПОЛИЯ

Предложение неэластично Þ бремя полностью ложится на продавца

Предложение эластично

1) График 7. эластичный спрос и MC постоянны. Прирост цены (Р0Р1), т.е. расходы потребителей могут возрасти даже в большей степени, чем доход государства.

2) График 8. Переменная эластичность спроса.

Монополист включает в цену только половину налог. платежей Þ на моноп-ом рынке в отличие от конкур-го, даже самая высокая гибкость предложения не гарантирует продавцу возможность полного перемещ. налог. бремени на покупателей.

Особенность: в условиях монополии специфический налог вызывает, при прочих равных условиях большее сокращ. предложения, чем стоимостной. (на конкурентном рынке - последствия размещения фиксированного по абсолютной величине налога не зависит от того, является ли он специфическим или стоимостным.

Распределение налог. бремени на рынке труда

Сферы действия многих налогов - рынок труда. Это непосредственно кас-ся не только платежей в пенсионные и страх. фонды, но и, например, подоходн. налога, кот. в преобладающей своей части явл-ся налогом на заработки и влиянием прежде всего на предлож. труда как фактор пр-ва. Как правило, рынок труда ближе по своему хар-ру к конкурентн., чем к моноп-му. Особенность рынка труда состоит в том, что на разных участках кривой предлож. эластичность труда различается по абсолютной величине и по знаку.

График 9. S - кривая предложения на рынке труда.

Последствия налогооблож. зависят от того, на каких участках кривой предлож. труда достиг-ся равновесие как до, так и после введения налога. Рассмотрим три случаня налогообложения:

1) Е10 ®Е11 абсолютно неэластичный отрезокÞ налоговое бремя ляжет полностью на работников, з/п упадет на величину налога.

2) Е20 ® Е21 З\п упадет больше,чем на величину налога Þ принятие невыгодных предложений работодателей (работниками).

3) Е30 ® Е31 заработная плата ¯ в меньшей степени, чем на величину налога Þ налог. бремя ложится и на работников, и на работодателей.

———————————————————



2019-12-29 153 Обсуждений (0)
Виды и функции налогов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды и функции налогов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (153)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)