Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культура и режим питания 1 страница



2019-12-29 181 Обсуждений (0)
Культура и режим питания 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




4.5.3 Системы питания

4.5.4 Антиоксиданты и здоровье

4.6 Адаптогены, их влияние на организм человека

4.7 Эфирные масла, их воздействие на здоровье человека

4.8 Музыкотерапия

5. Материалы к практическим занятиям

5.1 Методы диагностики здоровья и факторов риска

5.2 Методы коррекции состояния организма

5.2.1 Гигиенические гимнастические упражнения

5.2.2 Методы снятия стресса

6. Программа курса "Валеология"

Список литературы

 


Введение

 

"Меньше всего мы знаем о своем здоровье.

Самое необходимое для нашей жизни –

это быть здоровым" (Г. Спенсер).

"Если люди не болели бы, то не знали бы,

что такое здоровье" (народная поговорка).

"Наука до недавнего времени почему-то не видела

особой необходимости в изучении такого состояния,

которое не беспокоит человека" (Р.И. Айзман).

Валеология (лат. valeo - здравствовать) –

наука о здоровье (И.И. Брехман, 1980).

 

Возникший в ходе биологической эволюции феномен человека стал предметом исследования многих наук. Однако до сих пор человек не может дать ответы на многие вопросы, касающиеся не только своей сущности, но и своего бытия. Это в полной мере относится к такой стороне его жизни как здоровье. Вместе с тем, сама идея здоровья в последние десятилетия приобрела особую актуальность в связи с тем, что качество здоровья населения, как нашей страны, так и в других странах, имеет тенденцию к ухудшению.

В литературе, а тем более в сознании людей, нет четкого представления о том, что такое здоровье. Вследствие этого происходит путаница не только у простых людей, но и у тех, кто несёт ответственность за организацию здравоохранения. Сделав приоритетом борьбу с заболеваемостью, государство и его система здравоохранения пришла к полному игнорированию физиологических возможностей адаптации самого человека. Нет понимания того, что "…не болезнь снижает степень здоровья и трудоспособности, а снижение степени здоровья вызывает большинство заболеваний" (Е. Стальков, В.Панин). Необходимо изучать и внедрять в практику знания о механизмах поддержания и укрепления здоровья, о причинах его ухудшения, о принципах и закономерностях построения здоровьесохраняющей жизнедеятельности, без этого невозможно грамотно организовать экономику, повысить производительность труда и заботиться о смене поколений.

В данном учебном пособии собран материал для студентов, изучающих курс "Валеология" с целью систематизации некоторых знаний, накопленных учёными и практиками, работающими в области валеологии.

Цели курса:

1. Повышение валеологической культуры,

2. Формирование критического отношения к псевдонаучным инновациям в плане здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ).

3. Повышение мотивации ЗОЖ.

 


1. Валеология – учение о здоровье и здоровом образе жизни

 

1.1 Причины возникновения валеологии

 

В литературе указывается несколько причин, которые привели к повышению интереса к проблеме здоровья, как в научном мире, так и в среде обывателей.

1. Ухудшение здоровья населения.

В последние десятилетия отмечаются следующие негативные тенденции:

- увеличение количества беременностей и родов с осложнениями;

- повышение уровня рождаемости детей с генетическими отклонениями;

- высокий уровень материнской смертности (в России в 15-20 раз выше, чем в Канаде и Скандинавии).

Описанная статистика во многом обусловлена физической, психологической, моральной и социальной неподготовленностью будущих родителей.

Рождается лишь 5% здоровых младенцев. Путем терапии и др. методов к школе здоровье увеличивается до 45%. За период обучения в школе показатель снижается до 12-20%. Все более тревожная информация поступает из инновационных школ, где общая заболеваемость в 2-2,5 раза выше, чем в обычных школах.

Как послешкольное обучение отражается на здоровье юношей и девушек, практически не изучалось. Однако, известно, что основными заболеваниями студентов являются: а) нервно-психические, б) сердечно-сосудистые, в) желудочно-кишечного тракта.

В настоящее время в России сложилась очень тяжелая демографическая обстановка. Всероссийский съезд врачей (июнь 1997г.) констатировал, что население России сокращается с невиданной скоростью, а средняя продолжительность жизни ниже, чем была 100 лет назад. Это особенно касается мужчин, средняя продолжительность жизни которых значительно ниже, чем женщин.

В настоящее время средняя продолжительность жизни россиянина на 16,5 лет меньше, чем в странах Европейского Союза.

 

Таблица 1 Средняя продолжительность жизни россиян в разные года

Пол/год 1958 1965 1980 1986 1996 1997
женщины 71,5 73,5 73,0 77,4 71,3 68,0
мужчины 63,0 64,6 61,5 68,1 57,1 58,0

 

Довольно иллюстративным является сравнение показателей смертности для нашей страны и некоторых индустриально развитых стран. Так, если в России этот показатель на 100 тыс. населения в настоящее время составляет 1640, то в Канаде - 983, а в Японии - 809.

Всемирная Ассамблея здравоохранения на XIII сессии в 1977г. поставила перед правительством всех стран основную социальную цель на период до конца ХХ столетия: достижение людьми планеты такого уровня здоровья, который позволит им вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни. Цель оказалась невыполнимой во всемирном масштабе. Однако во многих странах были созданы государственные национальные программы. Так, в США Национальная программа "Здоровье народа" (три принципа: обеспечение и продвижение здоровья, защита здоровья и профилактика болезней). В России "Здоровье населения России (1991) и "Весоюзная программа здоровья" (1990).

2. Кризис медицины. Понятием здоровья апеллирует и медицина, отстаивая свой приоритет в решении вопросов здоровья и болезни. Однако, в настоящее время установлено, что здоровье человека лишь на 10% зависит от медицины. При этом медицина понимает здоровье лишь как состояние противоположное болезни. В то же время медики знакомы с такими понятиями как "ослабленное здоровье", группы здоровья и т.д. Даже умирающий человек имеет какую-то часть здоровья.

Ещё в 1974г. J.Chapman писал "...недоразумение состоит в представлении, что, если имеется достаточно медицины и достаточно медицинского обеспечения, население будет здоровым". В России в 1994г. один врач приходился на 222 жителя, одна медицинская сестра на 155,5; количество больничных коек составляло 129,4 на 10000 населения.

Кризис медицины начался где-то со второй половины 50-хгодов, когда прошел бум "антибиотиков" как панацеи от всех бед. Далее медицина стала способной "поддерживать" здоровье все более дорогими средствами. При этом не столько поддерживает, сколько оказывает скорую помощь.

Кроме того, созрела необходимость предупреждения болезней и повышения сопротивляемости организма факторам, вызывающим повреждение и болезни. Профилактическая медицина в России практически перестала существовать и, кроме того, она не "дозрела" до индивидуального сопровождения каждого человека.

Медицина никогда не занималась индивидуальным здоровьем.

3. Социально-экономические причины:

а) В Конституции Российской Федерации утверждается право граждан на здоровье. К сожалению, это право в реальной жизни не находит своего реального подтверждения. Реализация права на здоровье требует разработки специальной комплексной программы.

б) Повышение социальной значимости здоровья. Только здоровый человек способен чего-либо добиться в жизни. Болеть экономически невыгодно. По данным С.Шенкмана, которые получены в одном из хозяйств Киевской области, каждым из работников, систематически занимающихся своим здоровьем, за год в связи с болезнью недодано продукции в 3,1 раза меньше, чем теми, кто на свое здоровье не обращал внимание. По данным К.Купера, между 1968 и 1977 годами в США увле-чение джоггингом дало снижение смертности от ССС на 23% , инсультов - на 36%, гипертонии - на 48%. По данным российских ученых, занятия физическими упражнениями снижают риск ишемической болезни сердца на 25%, а вместе с отказом от курения на 31%. Количество дней нетрудоспособности у занимающихся своим здоровьем составляет 318, а у незанимающихся - 731.

Социальное значение здоровья состоит в сохранении генофонда страны, повышении эффективности производства, достижения состояния всеобщего согласия и законопослушания, снижения преступности, укрепления национальной безопасности, снижение расходов на медицину, укрепление семьи и улучшение здоровья детей.

в) Ухудшение социально-бытовых условий и материального благосостояния основной части населения.

г) Нездоровый образ жизни людей, отсутствие мотивации укрепления и поддержания своего здоровья.

К 11 классу курят около половины юношей и четвертая часть девушек. До 37% подростков в возрасте 12-18 лет употребляют анаболики. В 1995г. зарегистрировано около 20 тыс. подростков, больных сифилисом (в 45 раз больше, чем в 1989г.). 85% подростков не занимаются физической культурой и спортом, около 50% уже пробовали наркотики. Темпы возрастания смертности в подрастковом возрасте сравним с этим показателем для возрастной группы 65-70 лет.

д) Снижение функции контроля государства за условиями труда и состоянием экологии.

е) Возникновение интереса к проблеме здоровья снизу. Отсюда стихийное увлечение литературой о нетрадиционных оздоровительных методах, которые вызывают у малокомпетентных читателей ожидание чудодейственных эффектов при массовом непрофессиональном их использовании, что часто приводит не только к снижению уровня здоровья человека, но и к гибели.

4. Гносеологические корни валеологии простираются через тысячелетия, если хотите из эмпирических находок древних народов, античных ритуалов, средневековых ересей и схоластик, философских, религиозных и научных школ всех континентов нашей планеты.

На всех этапах развития человеческого общества жизнь человека протекала в противоборстве с болезнями, что нашло отражение в поиске средств лечения и в развитии народной и научной медицины. Но при обилии информации современная медицина до сих пор не располагает сведениями, позволяющими корректно охарактеризовать здоровье индивидуума.

Основные понятия и принципы валеологии

Российский учёный И.И.Брехман одним из первых в новейшее время заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел понятие "валеология" (как производное от латинского … - здоровье, быть здоровым). С тех пор валеология выделилась как самостоятельное научное направление. Её основополагающие позиции можно свести к следующему.

Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности (Э.Н.Вайнер).

Валеология - наука о закономерностях проявления, механизмах и способах поддержания здоровья (В.П.Куликов).

Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Предметом исследования валеологии является индивидуальное здоровье человека и индивидуальный образ жизни.

Объект валеологии – практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всём безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования.

Цель валеологии максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внутренней и внешней среды.

Основные задачи валеологии:

1. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.

2. Формирование установки на здоровый образ жизни.

3. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья через приобщение к здоровому образу жизни.

В научной литературе существует несколько десятков понятий здоровья. Рассмотрим некоторые из них.

Здоровье - состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения (БМЭ).

Однако, организм на протяжении своего развития не находится в состоянии равновесия с окружающей средой, а меняет все время на протяжении развития формы взаимодействия с окружающей средой.

Здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов (Устав ВОЗ, 1968). Однако это скорее идеал, к которому мы должны стремиться, но который не достижим.

Казначеев В.П. считает необходимым относить понятие здоровья не к индивидууму, а к популяции в целом. Здоровье популяции - процесс социально-исторического развития психосоциальной и биологической жизнеспособности.

Р.М. Баевский (1979) определяет здоровье как возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психической и социальной сущности человека.

Н.А.Агаджанян (1984) считает, что здоровье представляет собой оптимальное соотношение взаимосвязанных эндогенных ритмов физиологических процессов и их соответствие внешним циклическим изменениям.

А.Г.Щедрина: "Здоровье - это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели) в процессе реализации генома в условиях конкретной социальной и экологической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции". Тем самым подчеркивается диалектическое единство здоровья и болезни. Даже умирающий человек имеет какую-то часть здоровья. Кроме того, Р.М.Баевским предложено выделять третье состояние - предболезни, занимающее промежуточное состояние между состоянием здоровья и болезни.

В связи со сказанным выделяют:

- здоровье отдельного человека (индивидуума),

- здоровье малых социальных групп (семейное),

- здоровье всего населения.

Понятие здоровья тесно связано с понятием норма.

Норма - интервал оптимального функционирования живой системы (словарь физирол. терм.).

Традиционно норма имеет несколько значений:

1) Среднестатистическая (возрастная) - средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупность случайных событий, явлений, процессов. Это понятие используется в физиологии и медицине.

Однако, одинаковая величина того или иного показателя у двух организмов разного возраста может определяться разной энергетической стоимостью его поддержания, то есть низкая энергетическая стоимость сочетается с высоко выраженным сопротивлением организма заболеванию и наоборот.

2) Индивидуальная - базируется на понятии генотипа как видовой характеристики признаков, передаваемых по наследству.

3) Идеальная норма - индивидуальный показатель в 20-25 лет, так как в это время минимальная смертность от всех главных болезней.

4) Оптимальная норма - величина физиологических параметров, при которой минимальная смертность (заболеваемость) от болезней, связанных с нарушением этих параметров. Пригодна для любого возраста.

5) Социальная норма - образец поведения.

Согласно взглядам Н.М.Амосова и И.А.Аршавского нормативными показателями здоровье описать невозможно, так как:

а) не выявляется скрытая патология,

б) нет количественной оценки уровня здоровья.

Количество здоровья - сумма резервных мощностей основных функциональных систем.

Резервы мощности - максимальное количество функции, отнесенное к её нормальному уровню (Н.М.Амосов).

Качества здоровья:

- уровень и гармоничность физического здоровья,

- резервные возможности основных физиологических систем,

- уровень имунной защиты и неспецифической резистентности организма,

- наличие хронического заболевания, дефекта развития,

- уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок, отражающих духовное и социальное здоровье.

Функции здоровья:

1. Поддерживает определенный уровень жизнедеятельности, биологической и социальной активности.

2. Обеспечивает чувство комфорта.

Компоненты здоровья:

1. Физический компонент - это то, как функционирует организм, уровень его резервных возможностей. Сюда же включается наличие или отсутствие физических дефектов, хронических заболеваний.

2. Психо-эмоциональный компонент - это состояние психической сферы, наличие или отсутствие нервно-психических отклонений, умение понимать и выражать свои чувства, контролировать эмоции, способ выражения отношения к самому себе и окружающим людям.

3. Интеллектуальный компонент - это то, как человек усваивает информацию, использует её, эффективность поиска и накопления нужной информации, обеспечивающей развитие личности и её адаптацию в окружающем мире.

4. Социальный компонент - осознание личности себя в качестве субъекта мужского или женского пола и её взаимодействии с окружающими. Отражает способ общения и отношений с разными группами людей, то есть с обществом.

5. Личностный компонент - как человек осознает себя в качестве личности, как развивается собственное "я", то есть самоощущение и чувство самореализации. Способ самореализации зависит от того, что человек ценит и чего он хочет добиться в своей жизни.

6. Нравственный компонент - это те основополагающие целевые жизненные установки, которые обеспечивают цельность личности, её развитие.

С возрастом изменяется вклад каждого из компонентов в целостное здоровье.

Принципы валеологии. Анализ научной литературы позволяет говорить о следующих принципах валеологии:

1. Рассмотрение сущности индивидуального здоровья с позиций системного подхода (организм человека - открытая биосоциальная система) предполагает конкретное определение его структуры, материального субстрата. Отсюда вытекает принцип структурности.

2. Поскольку человек является частью биосферы, его здоровье нельзя рассматривать изолированно от тех естественных процессов, которые происходят во Вселенной и в биосфере Земли. Поэтому при разработке концепции здоровья необходимо учитывать энергетический и информационный принципы.

3. Принцип познаваемости объекта исследования используется с поправкой на относительность знания в данный момент с соблюдением заповеди "Не наведи!"

4. Принцип детерминизма нацеливает на выявление причинных связей феномена здоровья не только с распознаванием и устранением факторов риска, но и с поиском факторов устойчивости.

5. Принцип развития подразумевает не только учёт особенностей онтогенеза человека, но и динамику стратегии здорового образа жизни в соответствии с меняющимися условиями и достигаемыми результатами.

6. Принцип историзма обязывает к анализу теоретического и практического наследия разных эпох по изучению фундаментальных основ здоровья и ЗОЖ человека.

7. Принцип интегративности – использование методов разных наук, опыта учёных и практиков разных стран, единства теории и практики.

8. На физиологическом уровне основу здоровья составляет гомеостаз - способность организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды вопреки внешним изменениям. Согласно принципу гомеостаза, здоровье сохраняется, если поддерживается постоянство внутренней среды организма. И наоборот, оно ухудшается и возникает болезнь, если нарушения гомеостаза носит стойкий характер (В.М.Дильман,1987). Отсюда вытекает такой принцип валеологии как принцип сохранности здоровья, основу которого составляет гомеостаз.

9. Принцип адаптивности. Организм человека на протяжении всего своего развития не находится в состоянии равновесия с окружающей средой. Он постоянно приспосабливается к окружающей среде, реагируя на поступающие из нее раздражители. Поэтому здоровье человека наряду с гомеостазом обеспечивается еще одной фундаментальной способностью организма - адаптацией. Приспособление к новым условиям не проходит для организма бесследно. Оно достигается ценой расходования функциональных ресурсов организма. И если плата за адаптацию выходит за рамки резервных возможностей организма, это приводит к поломке адаптационного механизма и возникновению болезни (Давыдовский И.В.1962, Амосов Н.М.1979 Казначеев В.П.1980,1983 и др.).

 

1.3 Связь валеологии с другими науками

 

Ни одна наука не появилась на пустом месте. Любому новому предшествовал опыт других наук. И.И. Брехман: "Очевидно, что наука о здоровье должна быть интегральной, рождающейся на стыке экологии, биологии, медицины, психологии, педагогики и других наук".

Что дают разные науки валеологии?

1. Физиология изучает состояние и механизмы деятельности органов и систем организма с точки зрения поддержания динамического равновесия внутренней среды организма. Кроме того, дает возможность исследовать адаптационные резервы организма, влияние возраста, пола и др. на эти характеристики организма. Изучает особенности функционального обеспечения различных видов деятельности.

2. Профилактическая медицина дает методы оздоровительного воздействия на организм человека.

3. Гигиена исследует негативное влияние факторов внешней среды.

4. Санология - учение о мерах и механизмах борьбы организма с болезнью.

5. Психология изучает психическое здоровье (психо-эмоциональный, интеллектуальный, личностный аспекты).

6. Социология исследует социальный компонент здоровья, изучает социальную среду как фактор риска снижения здоровья.

7. Экология изучает влияние внешней среды на здоровье.

8. Педагогика осуществляет исследование технологий обучения с точки зрения индивидуализации и дифференциации обучения, формирования мотивации здоровья и здорового образа жизни.

В связи со сказанным можно отметить следующие характеристики валеологии:

1. Связь и взаимодействие с другими науками о человеке.

2. Наличие интегративный характер системы научных знаний и стратегий.

3.Многоуровневость: наличие теоретических, практических и организационных уровней.

4. Многообразие способов воздействия на здоровье (формирование, сохранение, укрепление, восстановление).

 

1.4 Разделы валеологии

 

В валеологии в настоящее время можно выделить следующие структурные единицы:

1. Общая валеология, которая представляет основу, методологию валеологии как науки. Она определяет место валеологии в системе наук о человеке, предмет, методы, цели, задачи, историю её становления.

2. Педагогическая валеология, основные задачи которой состоят в формировании мотивации на здоровье и ЗОЖ и профилактике здоровья педагогическими методами.

3. Биомедицинская валеология, задача которой исследование механизмов здоровья и методов измерения и поддержания здоровья. Главная задача настоящего времени - разработка концепции валеологии, её методологии.

4. Практическая валеология, основные задачи которой повышение уровня здоровья человека через реализацию индивидуальной оздоровительной программы.

Э.Н. Вайнер предлагает выделять:

-Возрастную валеологию, которая изучает особенности возрастного становления здоровья человека.

-Дифференциальная валеология занимается исследованием индивидуально-типологических особенностей здоровья, построенных на генетической и фенотипической оценке индивида, разрабатывает методологию построения индивидуальных программ изменения количества и качества здоровья.

-Специальная валеология исследует особенности влияния различных особых факторов, опасных для человека и критерии безопасности этих факторов, определяет методы и средства сохранения и восстановления здоровья в течение и в результате воздействия таких факторов.

-Семейная валеология изучает роль и место семьи и каждого из её членов в формировании здоровья, разрабатывает рекомендации путей и средств обеспечения здоровья каждого из поколений и всей семьи в целом.

-Экологическая валеология исследует влияние природных факторов и последствий антропогенных изменений в природе на здоровье человека, определяет поведение человека в складывающихся условиях внешней среды с целью сохранения здоровья.

-Социальная валеология ставит своей целью изучение здоровья человека в социуме, в его многообразных и многовариантных отношениях социального характера с людьми и с обществом.

По-видимому, со временем произойдет и дальнейшая дифференциация валеологии.

 

1.5 История валеологии

 

Валеология возникла не на пустом месте. Попытки создать науку о здоровье и здоровом образе жизни предпринимались неоднократно, но ограничивались полумерами"... из-за недостаточного осмысления объекта исследований" (В.В.Колбанов).

Еще Авиценна и Гиппократ выделили несколько градаций здоровья. Гален сформулировал понятие "третьего состояния". Гиппократ говорил о ЗОЖ, под которым он понимал недопущение болезни. Более тысячелетия понадобилось, чтобы даже этот тезис, не полностью раскрывающий истину, реализовался в "Салернском кодексе здоровья", а еще тысячелетие - до основополагающих документов Всемирной организации здравоохранения (1968).

В России первое учебное пособие "Первое понятие о том, как живет наше тело, что для него полезно, что вредно", ориентирующее на изучение собственного организма (диэтика) появилось в 1800г. Это пособие состояло из практических советов и правил как сохранять здоровье детей, посещающих школу. Диэтика неоднократно переиздавалась и развивалась в трудах Ж.Гулена, И.Венцеля, Э.Бокка, Ф. Шольца и др.

В конце Х1Х в. И.И. Мечников в своей речи "О целебных силах организма" на съезде естествоиспытателей и врачей (1883) противопоставил "этиологической" точке зрения возникновения болезней, ставившей по существу знак равенства между причиной болезни и самой болезнью, другой взгляд. Возникновение заболевания он трактовал как процесс взаимодействия причины и организма.

Однако прогресс и успехи клинической медицины, основанной на первом подходе, затормозили развитие учения об этих свойствах организма.

Фармаковский (1885) пытался побудить учителей к формированию ЗОЖ у детей такими средствами, чтобы дети сами стремились к гармонии с окружающим миром. Школа должна напоминать "библейский эдем".

Бехтерев В. (1906) "Личность и условия развития её здоровья", в которой открывалась зависимость формирования здоровья от условий работы ребенка в школе. Рациональное воспитание должно развивать в ребенке "тот бедный дух, который столь необходим для борьбы с житейскими невзгодами". Рахманиновым и Соловьевым (1901) разрабатывались и внедрялись в практику вопросы влияния семейного воспитания на ЗОЖ, на формирование его потребности.

Первую современную попытку сформулировать положение о механизмах здоровья и способах воздействия на них сделали в 60-х годах 20-го столетия патологи С.М.Павленко и С.Ф.Олейник. Они обосновали научное направление "санология" - учение о противодействии организма болезни. Существенный вклад в развитие проблемы здоровья внесли в 70-80-е годы представители военной медицины (Г.Л.Апанасенко, Р.М.Баевский), гражданского здравоохранения (В.П.Казначеев, А.П.Берсеневаи др.). Было сформулировано понятие "донозологическая диагностика".

Основоположником науки о здоровье в современном её понимании считается И.И.Брехман (1982), который обосновал методологические основы сохранения и укрепления здоровья практически здоровых людей.

 

1.6 Методы практической валеологии

 

Методы практической валеологии делятся на две большие группы: методы диагностики и методы коррекции здоровья.

Диагностика должна строиться на основе системного, комплексного и индивидуального подходов и отвечать требованиям объективности, простоты, оценки качественных и количественных характеристик здоровья. Все диагностические методы можно поделить на следующие группы:

1. Методы выявления факторов риска.

а) Анкетирование. Основаны на применении формализованных опросников, содержащих вопросы по жалобам, амнестическим и генетическим данным, особенностям труда и быта. Рассчитывается частота встречаемости негативных проявлений, характерных для того или иного заболевания (опросник АСОРС).

б) Расчет индексов. Например, расчёт индекса Брока (ИБ):

ИБ = ((весреал -весидеал ) : весидеал) *100, где весидеал = рост(см)-100

ИБ указывает на наличие ожирения: до 29,9%-1 стадия, до 49,9%-2 стадия, до 99,9% -3 стадия.

в) Использование автоматизированных диагностических систем (АМСАД).

2. Методы оценки физического развития детей и подростков.

Оценка физического развития детей и подростков осуществляется с помощью антропометрических методов (измерение роста, веса, окружности груди и других антропологических характеристик и расчёт их соотношений, индексов). Используются для определения типа телосложения, оценки уровня и гармоничности физического развития.



2019-12-29 181 Обсуждений (0)
Культура и режим питания 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культура и режим питания 1 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)