Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культура и режим питания 2 страница



2019-12-29 206 Обсуждений (0)
Культура и режим питания 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




3. Методы оценки биологического возраста и полового развития:

а) по зубной формуле,

б) по степени окостенения скелета,

в) по значению физиологических показателей,

г) по подвижности клеток буккального эпителия,

д) по формулам.

4. Методы оценки резервных возможностей отдельных систем и адаптационного потенциала.

Для оценки резервов организма широко используются функциональные пробы: орто (изменение положения тела в пространстве), Штанге (задержка дыхания), Мартине (приседания) и др.

5. Методы оценки неспецифической резистентности организма к воздействию патогенных факторов.

а) иммунограммы

б) опросники.

6. Оценка уровня соматического здоровья по ранжированным шкалам (Г.Л.Апанасенко, В.И.Белов, С.А.Душанин и др.).

Коррекция здоровья должна строиться на основе следующих положений:

а) Немедикаментозное воздействие на организм.

б) Использования только физиологически обоснованных методов.

в) Опора на индивидуальный подход (с учетом уровня здоровья и наличия противопоказаний),

г) Комплексное воздействие, так как каждая оздоравливающая процедура направлена на улучшение преимущественно одного какого-либо качества здоровья.

д) Учет традиций, средств народной медицины.

е) Ненанесения вреда.

Виды оздоровительных мероприятий: закаливание, баня, фитотерапия, физическая культура, аромотерапия, рациональное питание, музотерапия, саморегуляция, массаж и самомассаж.

 


2. Теоретические основы валеологии

 

2.1 Теория эволюции в развитии теории здоровья

 

Поль Брегг утверждал, что человек - единственное существо в мире, которое умирает не своей смертью. Все же остальные животные живут столько, сколько им предопределено генетической программой, если только не становятся жертвами хищников. Причина - образ жизни современного человека.

Многие биологические закономерности, установленные для животных, подтверждаются и в применении к человеку. Так, ученые распространяют и на людей общепринятую в биологии методику расчета средней продолжительности жизни биологического вида - она в 5-6 раз превышает возрастной период, свойственный возрастанию длины тела. Если учесть, что у человека рост полностью прекращается в 20-25 лет, то и жить он должен, согласно этим расчетам, 120-150 лет. Эти расчеты находят подтверждение на примере племени хунцы, проживающего в одной из долин на Севере Индии. Оказалось, что средняя продолжительность жизни представителей этого племени, насчитывающего около 1700 человек, составляет 117 лет.

Почему же люди при всей своей сложнейшей и совершеннейшей организации не в состоянии полностью реализовать свою генетическую программу?

Жизнедеятельность животных строится на основе постоянной борьбы за существование, требующей высокой степени мобилизации адаптационных механизмов для поддержания гомеостаза и сохранения жизни. Исполнительное звено адаптации у животных представлено движением, которое является основным условием сохранения и обеспечения жизни: для сохранения своей термостабильности, для добычи пищи, для защиты от врагов и для реализации инстинкта продолжения рода. Совершенствование адаптации животных организмов в эволюции осуществлялось через усложнение форм движения и анатомии опорно-двигательного аппарата. Усложнение форм движений предопределяло, в свою очередь, и соответствующие изменения в функциональных системах обеспечения двигательной активности. Выше изложенный тезис подкрепляется и тем фактом, что 80-90% структур головного мозга в той или иной степени связаны с функцией движения.

Ведущая роль движения закрепилась в механизмах онтогенетического развития. В исследованиях И.А.Аршавского было показано, что в процессе внутриутробного развития закладка и становление функциональных систем, как и всего организма, предопределяется двигательной активностью плода, которая, в свою очередь, определяется образом жизни беременной. И после рождения развитие генетической программы индивида, прежде всего, детерминируется его адекватным двигательным режимом. Созревание именно двигательных нервных волокон завершается первой.

На протяжении подавляющего времени своего существования на Земле человек жил в соответствии с теми естественными условиями, которые и составляли его эволюционное прошлое: борьба за существование в условиях исходившей от окружающего мира, от других людей и животных опасности. Это требовало от человека находиться в постоянной готовности проявить высокий уровень функционирования различных двигательных программ (прежде всего связанных с ручной деятельностью).

Человек - биосоциальное существо. Наряду с биологической эволюцией совершенствовались и социальные законы существования человека. При этом социальная эволюция протекала намного быстрее, чем биологическая. Кроме того, помимо биологических в эволюции человека огромное значение приобрели и социальные факторы, которые постепенно стали иметь ведущее значение. В настоящее время хотя естественный отбор и действует на человека (продолжительность жизни людей разная и не соответствует оптимуму), но это действие ослаблено, так как продолжительность жизни человека увеличилась с 25 лет (первобытный человек) до 80 лет в настоящее время (Япония) и сейчас благодаря достижениям медицины выживают такие люди, которые ещё несколько лет тому назад погибли бы из-за неизлечимого заболевания.

С возникновением первобытного общества человек начал перестраивать свою жизнедеятельность: основные усилия его теперь были направлены на освобождение от физического труда (сокращение двигательных программ), на создание все более комфортных условий жизнедеятельности. Человек начал разрабатывать орудия и средства производства, которые работают на энергии животных и природных источников, облегчая труд и получение жизненных благ. Человек стал создавать все более искусственные условия, в которых протекает его жизнедеятельность, но с высоким уровнем комфорта. В питании все большее место стали занимать высокоочищенные и искусственно синтезированные пищевые продукты, добавки и прочее. Человек стал преобразовывать природу, т.е. вопреки закономерно существующей в эволюции и являющейся основным её двигателем адаптации к естественным условиям существования, человек начал приспосабливать природу "к себе", к своим запросам. Это привело к изменению самой природы, то есть тех естественных условий, которые сформировали человеческий организм. Ещё древнегреческий мыслитель Эпикур предупреждал: "Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей, необходимые желания исполняя, а также естественные, если они не вредят, а вредные сурово подавлять".

В результате современный человек - это результат противоречия двух процессов: биологической и социальной эволюции. Наши системы ориентированы на тот уровень жизнедеятельности, который был у наших далеких предков, а образ жизни не позволяет реализовываться тем механизмам и генетическим программам, которые нам достались от наших предков. Биологический прогресс человека разумного оспаривается морфологическим сходством современного человека с доисторическими предками, генетически человечество неизменно уже на протяжении десятков тысяч лет (наш генотип на 90% сходен с приматами), а факторы отбора в человеческих популяциях практически не работают (Н.Ф.Реймерс, 1992). Наиболее принципиальные изменения произошли в жизнедеятельности человека. В современных условиях он получает материальные блага не только необходимые для поддержания жизни, но и для обеспечения комфорта, и для удовлетворения социальных притязаний; обеспечивает термостабильность и защиту от вредоносных факторов не за счет физической активности и мобилизации адаптационных резервов, а в большей степени за счет социальной оценки своего труда и способности адаптироваться к социальным же (а не природным) условиям жизни. Наиболее отчетливо эти последствия сказались на его двигательной активности. Двигательная активность - это завершающий этап реакции организма животного на внешние стрессирующие воздействия, которым предшествуют определенные подготовительные мероприятия (см. ниже стресс-синдром). Реализация этого этапа осуществляется все в менее активной форме (см. табл.). Отсюда напрасные затраты организма на реализацию подготовительного периода.

 

Таблица 2 Соотношение видов энергии, используемых человеком в разные годы (по И.В.Муравову,1987)

Вид энергии

¦ Годы

  1852 1952 1975
Работа мышц Другие источники 94% 6% 1% 99% 0,5% 99,55

 

В настоящее время идет речь о болезнях цивилизации, к которым относится и гипокинезия – недостаток двигательной активности. Помимо снижения уровня двигательной активности жизнедеятельность человека сопровождается увеличением нагрузки на мозг, прежде всего связанный с повышением информационного потока. Это привело к нарушению сложившегося в эволюции соотношения между этими сторонами жизнедеятельности, когда мышечная деятельность является конечным исполнительным звеном психических процессов и, между ними существовала прямая зависимость. В следствие сказанного жизнь современного человека сопровождается все возрастающим психическим напряжением.

 

2.2 Системный подход в развитии теории здоровья

 

Сущность любого сложного объекта в настоящее время принято рассматривать на уровне системного исследования.

Система - определенное множество взаимосвязанных элементов, образующее устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями.

Основные положения системного подхода (Кузьмин В.П.,1986):

1- Система есть некое множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство, то есть целостность.

2- Целое больше суммы входящих в него частей.

3-Всякая система является в то же время частью другой, более широкой системы, а её компоненты и подсистемы, в свою очередь, могут изучаться как самостоятельные системы.

Таким образом, системность является одной из универсальных черт действительности, и нет явлений, не имеющих параметров системности. Это относится и к человеку, который принадлежит к органическим системам. Органическая система характеризуется функциональной взаимосвязанностью компонентов, каждый из которых обладает спецификой и вместе с тем строгой подчиненностью целому. Последнее оказывается способным к саморазвитию и самовоспроизведению, а составляющие его компоненты являются результатом внутренней дифференцировки целого, играют роль его функциональных членов (Фролов, 1983).

При обосновании сущности здоровья важной является проблема качественной самостоятельности элементов и интегральных свойств целого (системы).

4- составляющие целое элементы могут сами рассматриваться как целое (система), что позволяет изучить предмет бесконечно глубоко по принципу целостного объекта.

Свойства системы:

- структурность - тип связей между её элементами,

- упорядоченность - количественный показатель структуры,

- организованность - отличие системы от простой суммы её частей,

- целостность единство её элементов,

- взаимоотношение структуры и её элементов,

- наличие структурных уровней

- развитие системы.

Организм, как указывает С.М.Павленко (1980), является единой системой, состоящей из множества структурных и функциональных систем и подсистем. Все они взаимосвязаны, подвижны и изменчивы, составляют в динамическом единстве одну общую систему организменного уровня. Каждая из них в какой-то степени определяет структуру и функцию данного организма, его уравновешенность и адаптацию к окружающей среде. В основе динамического единства систем организма лежат механизмы нейрогуморальной регуляции.

Использование системного подхода при изучении физиологических процессов было предложено П.К.Анохиным. Им разработана теория функциональных систем. При этом под системой применительно к физиологическим процессам понимается такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, взаимодействия и взаимоотношения которых направлены на получение фокусированного полезного результата в конкретных условиях.

Функциональная система по П.К.Анохину – это временная структура, организация которой проходит в несколько последовательных и закономерных этапов.

Этапы формирования функциональной системы:

1. Афферентный синтез, результатом которого является принятие

решения.

2. Создание программы действий, включающей двигательную программу и акцептор результатов действия (мозговую модель будущего результата).

3. Реализация двигательной программы.

4. Сопоставление результата действия с акцептором результата действия.

Все функциональные системы очень подвижны и служат способами приспособления к внешней среде.

 

2.3 Учение о гомеостазе в развитии теории здоровья

 

Гомеостаз - свойство организма поддерживать свои параметры и физиологические функции в определенном диапазоне и основанное на устойчивости внутренней среды.

В настоящее время выделяют пять механизмов сохранения гомеостаза (Сержантов В.Ф.,1990):

1-нейроэндокринные,

2-вегетосоматические,

3-репаративно-компенсаторные,

4-отторжения,

5-поведенческие.

Константы организма достаточно жестки и большинство из них отличается минимальным диапазоном между оптимумом активности и предельным отклонением. Однако, есть и относительно подвижные, пластичные константы с широким приспособительными значениями. В то время как первые - жесткие константы - являются необходимым условием сохранения жизни, вторые - мобильные - обеспечивают поддержание жестких констант.

Уровень, или способность гомеостаза к нормализации показателей состояния системы после их сдвигов, во многом определяется процессами саморегуляции.

Именно этот показатель - способность к гомеостазу, по-видимому, и являются биологической основой здоровья. Расширение пределов колебаний показателей жизнедеятельности, которые могут быть компенсированы без нарушающих нормальную деятельность последствий организмом, должно означать переход на новый, более высокий уровень здоровья. Эта особенность получила название "закона отклонения гомеостаза как условия развития" и утверждает необходимость постоянных возмущающих нагрузок как обязательный путь к совершенствованию механизмов гомеостаза и к обеспечению здоровья.

 

2.4 Теория адаптации в развитии теории здоровья

 

По меткому выражению П.А.Авцына (1982), "Жить – значит адаптироваться". У человека как высшего существа живой природы приспособительные реакции достигли наибольшего совершенства, но, несмотря на это процесс приспособления осуществляется и в настоящее время непрерывно и незаметно для нас (но последнее не всегда).

Приспособительные реакции физиологического характера обусловлены, главным образом, действием на организм различных внешних агентов малой и средней интенсивности и длительности. Все чрезвычайные раздражители являются патогенными факторами, которые нарушают механизмы саморегуляции функций, резко сужают диапазон уравновешивания организма со средой и тем самым ограничивают способность живых существ поддерживать постоянство своей внутренней среды. Но организм обладает возможностью восстанавливать свою целостность, компенсировать утраченные функции, выравнивать отклонения от нормального состояния многих систем. Если бы такой нормализации не было, то животные и человек беспрерывно бы болели. Степень, характер, направленность приспособляемости у разных организмов различны и зависят от возраста, особенностей питания, профессии и др.

Адаптация - универсальное фундаментальное свойство живых организмов. Вместе с саморегуляцией она позволяет поддерживать постоянство внутренней среды, увеличивает мощность гомеостатических механизмов, осуществляет связь с внешней средой и, в конечном итоге, позволяет удерживать существенные параметры организма в физиологических пределах, обеспечивающих стабильность систем.

Платонов (1988) предлагает рассматривать адаптацию в трех аспектах:

-адаптация как процесс есть приспособление организма к факторам внешней среды,

-адаптация как характеристика относительного равновесия между организмом и средой,

-адаптация как результат приспособительного процесса.

Полезный эффект адаптации помимо поддержания постоянства внутренней среды организма заключается в возрастании его способности противостоять разрушающему влиянию факторов внешней среды в пределах нормы реакции.

Процессы адаптации организма не всегда являются безболезненными или абсолютно целесообразными. Очень часто адаптация приобретается ценой значительных морфологических и функциональных сдвигов, являющихся патологическими. Многие заболевания (нервной системы, ССС) отражают патологическую сторону приспособляемости организма к внешней среде. Исход этих приспособительных реакций обнаруживается морфологически (компенсаторная гипертрофия, заживление язвы и т.д.) или гуморально (иммунитет).

Все приспособительные реакции на действие различных факторов внешней среды делятся на два класса:

а) кратковременное приспособление, срочная адаптация - возникающие сразу после воздействия на организм факторов внешней среды,

б) долговременная адаптация - постепенно формирующиеся реакции.

Быстро возникающие реакции кратковременной адаптации - это реакции, для осуществления которых во взрослом организме всегда имеются готовые, вполне сформированные механизмы (отдергивание конечностей в ответ на боль, увеличение теплопродукции в ответ на холод). Эти реакции реализуются, как правило, немедленно после начала действия раздражителя.

Долговременная адаптация охватывает реакции, для осуществления которых в организме нет вполне готовых сформировавшихся механизмов, а имеются лишь генетические предпосылки, которые могут обеспечить приспособление организма при многократном или очень длительном действии экстремальных факторов внешней среды. Такова адаптация, которая делает организм способным выполнять очень интенсивную работу или делает организм устойчивым к высокой гипоксии, раннее не совместимой с жизнью.

Развитие долговременной адаптации происходит двумя путями:

1- путем снижения жизнеспособности организма, путем значительного снижения метаболизма (анабиоз, наркотики, нейролептики, снотворные);

2- путем усиления реактивности организма, увеличения его устойчивости к неблагоприятным воздействиям со стороны внешней среды.

Изучение механизма образования долговременных приспособительных реакций показало, что при длительном и многократном действии на организм какого-либо фактора внешней среды ответные физиологические реакции организма становятся не только длительными, они становятся качественно новыми, так как формируется так называемый структурный след (через увеличение синтеза нуклеиновых кислот и белков). Этот след состоит в развитии конкретных структурных изменений в тех физиологических системах, которые играют главную роль в осуществлении данной адаптационной реакции (гипертрофия скелетных мышц и сердечной мышцы при адаптации к физическим нагрузкам).

Реакции организма при адаптации делятся на неспецифические и специфические, которые протекают одновременно. Специфическая адаптация - мобилизация функциональной системы, специфически ответственной за адаптацию к данному фактору. Системный структурный след составляет основу специфической адаптации.

Определенный комплекс изменений в различных органах и системах при действии разных раздражителей, характер и направленность которых одинаковы и не зависят от природы раздражителя - это неспецифическая адаптационная реакция организма (открыта Гансом Селье в 1936г.). Эту реакцию ещё называют общий адаптационный синдром или стресс-реакция. В основе этой реакции лежит активация гипоталамо-гипофизарно-надпочечной системы и она протекает в три стадии. Первую стадию Г.Селье назвал реакцией напряжения. Основная задача этой стадии – любой ценой получить энергию в короткие сроки, чтобы обеспечить необходимые условия для "битвы" или "бегства". Пусть невыгодный, но быстрый выброс энергии мобилизуется адренолином и глюкокортикоидами за счет распада жиров, углеводов и белков. Выброс энергии – это подготовка организма к реализации защитной двигательной программы.

При длительном действии раздражителя наступает 2-я стадия, которую Г.Селье назвал реакцией резистентности, так как развивается сопротивляемость к действующему агенту, и если это действие не является сильным и длительным, то строение и функция органов возвращаются к норме.

В противном случае резистентность постепенно теряется, и наступает следующая стадия - реакция истощения, которая может перерасти в заболевание и привести к гибели организма.

В настоящее время показано, что развитие стресса является неспецифической основой болезней 20-го века, как соматических, так и психических, так как при стрессе наряду с элементами защиты имеются элементы повреждения.

Таким образом, с одной стороны, любая адаптация имеет для организма свою "цену", которая может проявляться при чрезмерных значениях возмущающего фактора:

-в прямом изнашивании функциональных систем, на которые в процессе адаптации падает наибольшая нагрузка,

-в явлениях отрицательной перекрестной адаптации, выражающихся в нарушениях в других функциональных системах и адаптивных реакциях, непосредственно не связанных с данной нагрузкой. Типичным примером такой перекрестной адаптации является снижение иммунных свойств организма у спортсменов, особенно специализирующихся в видах спорта, связанных с выносливостью.

С другой стороны, адаптируясь, например, к условиям гипоксии, можно приобрести повышенную резистентность к воздействию холода, физической нагрузки и т.п. через механизм неспецифической резистентности.

Адаптироваться могут не все организмы. Результатом дезадаптации (отсутствия адаптации) являются миграция и болезнь. Способность адаптироваться зависит от адаптационного потенциала.

По-видимому, само понятие адаптации следует считать центральным в проблеме здоровья. Не случайна, поэтому та связь, которую проводят многие авторы между этими двумя понятиями. Здоровье - это состояние равновесия между адаптационными возможностями организма и постоянно меняющимися условиями среды (Вайнер Э.Н.,1998).

Особенно отчетливо это проявляется в характере возрастных изменений адаптации. Так, у новорожденного нет жестких механизмов адаптации, благодаря чему диапазон адаптации оказывается достаточно широким, что позволяет ему выживать в довольно больших границах изменений условий жизнедеятельности. В дальнейшем же формирование жестких механизмов адаптации сопровождается не уменьшением, а возрастанием - преимущественно за счет социально-психологических факторов количества возмущающих факторов. Вот почему И.И.Брехман справедливо указывал, что с возрастом растет число людей со срывом адаптации и все меньше число имеющих удовлетворительную адаптацию к условиям среды.

Помимо возрастного ограничения пределов и жесткости адаптации в значительной степени снижение адаптивного потенциала с возрастом связано с:

-тем, что вместо тренировки механизмов адаптации естественными факторами существования, человек меняет сами условия существования,

-невостребованностью адаптационных резервов комфортными условиями жизнедеятельности.

П.К.Анохин отмечал, что резервы адаптационных возможностей в организме всегда выше, чем их реализация.

Уровень здоровья – это адаптивный потенциал - резервные энергетические возможности организма.

 

2.5 "Энергетический" подход к основам здоровья

 

Адаптивная функция осуществляется уже на стадии зиготы (оплодотворённой яйцеклетки). Следствием этой функции является сохранение гомеостаза и устойчивости индивида, то есть сохранение (или нет) здоровья организма.

М.Рубнер (1908) обосновал представление о генетически предопределенном энергетическом фонде. Время, в течение которого этот фонд затрачивается, обратно-пропорционально интенсивности обмена веществ, которая определяется законом поверхности. Трата "энергетического фонда" начинается после первого деления - зиготы. Каждый физиологический акт приближает живую систему к смерти.Концепцию М.Рубнера далее развил Г.Селье (1956-1960) в учении о стрессе и о предопределенном фонде "адаптивной энергии", который можно расходовать, но нельзя увеличить. Далее Г.Селье начинает различать состояние стресса, которое связано с удовольствием и радостью, и дистресса - состояние, вредоносное для организма. Однако, любой стресс старит организм.

И.А. Аршавский в противовес правилу поверхности сформулировал энергетическое правило скелетных мышц:

- интенсивность энергетики, как на уровне целостного организма, так и на уровне тканей определяется не текущим соотношением между массой и поверхностью тела, как это следует из "закона поверхности", а особенностями функционирования скелетной мускулатуры в каждом из них, то есть особенностями двигательной активности,

- начиная с зиготы, каждая очередная двигательная активность, обеспечиваемая катаболической фазой в метаболическом цикле, является фактором индукции избыточного анаболизма. Рост и развитие не имели бы места, если бы каждый метаболический цикл представлял собой, как это принято считать в классической физиологии, замкнутое кольцо. Отсюда противопоставление функционирования как принципиально обратимого процесса развитию как процессу необратимому.

Избыточный анаболизм с одной стороны проявляется в избыточном образовании живой протоплазмы, что приводит к увеличению внутренней энергии развивающегося организма и к его росту. С другой стороны избыточный анаболизм выражается в избыточном образовании свободной (структурной) энергии, которая обеспечивает повышение работоспособности развивающегося организма.

Почему зигота после своего образования начинает далее своё развитие? Какой механизм обеспечивает переход с одного уровня двигательной активности на другой?

Существует мнение, что в зиготе заложена генетическая программа, которая содержит информацию обо всем: когда организму родиться, когда сесть, встать,...умереть. Но как осуществляется переход от одного этапа программы к другому?

Уже на уровне зиготы наблюдается избыточный анаболизм, что приводит к увеличению массы протоплазмы. Поверхность мембраны не поспевает за массой. При достижении критического уровня соотношения между увеличением массы и поверхностью мембраны, когда возникает недостаток в получении зиготой питательных веществ и энергии, наблюдается деление зиготы. Через некоторое количество стадий деления образуется плацента и зародыш начинает получать все необходимое из материнской крови. Количество поступающего вещества и кислорода пропорционально площади плаценты. При этом зародыш создает такую величину площади плацентарной поверхности, при которой происходит периодическое обеднение фетальной крови питательными веществами и кислородом, что стимулирует двигательную активность зародыша. Следствием этого является рост и развитие, в результате которого повышается не только структурно-энергетические, то есть рабочие возможности организма, но и его общая неспецифическая резистентность, что особенно важно для поддержания здоровья и т.д. При этом каждый раз происходит переход двигательной активности на более высокий уровень, что и определяет поступательный процесс развития.

Описанная выше реакция развивающегося организма на дефицит питательных веществ и кислорода является не чем иным как адаптивной реакцией - специальной концентрацией усилий, направленных на поддержание гомеостаза.

При этом описании адаптивного процесса отличается от такового у Г.Селье тем, что фаза резистентности не перерастает в фазу истощения - патологический стресс, а приводит к накоплению энергетических ресурсов - физиологический стресс. Последний наблюдается только тогда, когда интенсивность действующих раздражителей не выходит за границы физиологического стресса.

В случае развития патологического стресса организм теряет энергетические ресурсы по сравнению с исходным состоянием и переходит в состояние предболезни, в котором организм уже неспособен реализовать полноценно адаптивную физиологическую реакцию. Далее следует болезнь.

На одни и те же раздражители в зависимости от границ физиологического стресса одни организмы отвечают физиологическим, а другие патологическим стрессом. Критерием диапазона физиологического стресса может служить величина свободной энергии, которая определяет для каждого организма в отдельности его работоспособность.

Можно ли расширить границы физиологического стресса, то есть адаптивный потенциал???

Аршавский считает, что специальная организация среды, выражающаяся в периодическом действии раздражений, стимулирующих скелетную мускулатуру, способствуют расширению диапазона физиологического стресса. Кроме того эксперименты на животных, развивающихся начиная с ранних возрастных периодов в условиях действия специальных форм скелетно-мышечных нагрузок в границах физиологического стресса показали, что у подопытных животных отодвинуто время старения.

 


2.6 Основы регуляции жизнедеятельности организмов

 

В настоящее время живые организмы рассматриваются как открытые саморегулирующиеся системы. Открытые, т..к нуждаются в постоянном обмене веществ с окружающей средой. Саморегулирующиеся – поскольку сами поддерживают нормальное функционирование организма в постоянно меняющихся условиях внешней среды за счет механизмов физиологической и психологической регуляции.



2019-12-29 206 Обсуждений (0)
Культура и режим питания 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культура и режим питания 2 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)