Предлагаемая программа рассчитана на детей 5-7 лет.
Сроки реализации программы - 2 года – в старшей и подготовительной группе детского сада общего типа. Занятия проводятся по подгруппам (10-12 человек) 1 раз в неделю. Фронтальное проведение занятий нецелесообразно, т.к. в ходе такой организации трудно обеспечить активное участие каждого ребенка, а также создать безопасные условия для самостоятельного проведения детьми опытов и экспериментирования. Таким образом, в месяц проводится по 2 занятия с каждой подгруппой. Длительность занятий 25 мин в старшей группе, 30 мин – в подготовительной группе. (согласно СанПиН 2.4.1.1249-03)
Ходе обучения целесообразно отдавать предпочтение занятиям поискового характера, с созданием проблемной ситуации. Это позволяет сделать ребятишек активными участниками обсуждения, а не пассивными слушателями. Так, например, перед детьми возникает проблема при пересадке растений - какая почва нужна растению? В ходе опытов определяется, как пропускает воду песок, глина, почва; дети делают вывод - будет ли для растений достаточно влаги в песке? Есть ли воздух в почве и глине? Таким образом, подготавливаются подходы к элементарному пониманию экологического закона минимума (об экологических факторах, необходимых для существования растения). Алгоритм построения познавательных занятий 1. Интересное начало — точка удивления. 2. Игры на систематизацию знаний («Чем похожи, чем отличаются?», «Что сначала, что потом?», «Системный оператор» и др.). 3. Сообщения детей. 4. Метод эмпатии (физминутка, не нарушающая логики занятия). 5. Опытно-экспериментальная деятельность. 6. Умозаключения детей на основе опытов. 7. Решение проблемных задач, ситуаций. 8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, домашнее задание). Такой алгоритм занятия позволяет с помощью системы активных методов включить в деятельность каждого ребенка, поставить его в личностно-развивающую ситуацию, обеспечивающую становление своего опыта, выработку своего знания, собственного мнения, собственной структуры деятельности. Модель построения занятия может меняться в зависимости от задачи.
Ожидаемые результаты: v Формирование у детей дошкольного возраста ключевых компетентностей - коммуникативных, деятельностных, освоение общечеловеческих ценностей; v Освоение детьми элементарных естественнонаучных представлений, как базовой основы для усвоения предметов естественнонаучного цикла в школе; v Проявляющиеся в познавательной деятельности навыки культуры мышления, сформированные способности к исследовательской деятельности. Формы подведения итогов реализации программы: Итоговые занятия; беседы; викторины Диагностика усвоения естественнонаучных представлений Совместные детско-взрослые проекты
Критерии освоения программы:
· Дети владеют основами элементарной культуры мышления (обладают навыками практического экспериментирования, предметных способов решения практических задач, поиска новых способов и средств решения практических задач); · У детей сформирована согласно возрастным возможностям картина окружающего мира (элементарные представления об окружающем: о человеке, деятельности близких ребенку людей, предметах и действиях с ними, живой и неживой природе и о бережном отношении ко всему живому); · У детей сформированы элементарные историко-географические представления (сформированы общие познавательные способности наблюдать, описывать, сопоставлять, находить причины и следствия событий, классифицировать свидетельства историко-географического характера в хронологическом и функциональном порядке; сформированы согласно возрасту символические функции мышления в процессе овладения элементами традиционной системы составления карт; дети проявляют интерес к прошлому и настоящему своей культуры и явлениям других культур, в поведении проявляется чувство любви к своей Родине, осознание детьми принадлежности к своему народу, уважительное и доброжелательное отношение к людям другой национальности)
Критерии освоения поисково-познавательной деятельности. Старшая группа 1. Действовать в соответствии с моделями, определяющими условия и содержание деятельности: 1) высказывать предположения об ожидаемом результате, обозначать его с помощью условного символа; 2) определять цель деятельности, условия ее достижения; 3)с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности. Уметь сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность. 2. Анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия. 3. Познакомиться с понятиями линия, система, подсистема. Связи с системами и несистемами. Анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, изменения во времени и т.п.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |