Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Элементарных естественнонаучных представлений».



2019-12-29 269 Обсуждений (0)
Элементарных естественнонаучных представлений». 0.00 из 5.00 0 оценок




Начиная работу по данному направлению, необходимо выявить исходный уровень состояния процесса, а в ходе работы необходим педагогический мониторинг, чтобы отследить изменения в процессе, оценить уровень усвоения детьми предлагаемых знаний. Для этого мы использовали педагогическую диагностику. Следует сразу обозначить несколько ее направлений.

Во-первых, это диагностика и оценка организации педагогического процесса в детском саду.

Во-вторых, диагностика усвоения знаний детьми.

В-третьих, оценка условий для реализации раздела «формирование элементарных естественнонаучных представлений».

Осуществив все направления, можно определить исходный уровень знаний детей, динамику их усвоения, определить сильные и слабые стороны в организации педагогического процесса в учреждении, его эффективность, обозначить область изменений, простроить стратегию и тактику дальнейшей работы.

В нашем детском саду мы используем широкий арсенал диагностических методик. Чтобы оценить эффективность педагогического процесса были использованы: экспресс-опрос и анкетирование педагогов, наблюдения и анализ педагогического процесса, конкурс по созданию условий в группах, карта затруднений педагогов, карта самоанализа организации обучения педагогами, опрос родителей, оценка знаний детей, психологическая диагностика развития психических процессов и эмоционального благополучия детей в педагогическом процессе. (см. приложения №5-9 )

Анкетирование педагогов (приложение №3,4) показало, что затруднения вызывают способы и приемы ознакомления детей с физическими свойствами и явлениями, установление взаимосвязей и взаимозависимостей явлений в природе, отбор содержания, недостаток литературы и учебных пособий. Самоанализ педагогов показал, что 83% воспитателей оценивают реализацию раздела на хорошем уровне, 17% - на среднем.

В ходе наблюдений выявились недостатки в организации педагогического процесса:

1. В процессе обучения не всегда обеспечивается психологический комфорт детей.

2. Не всегда детям даются научно обоснованные знания. Например, при ознакомлении с Солнечной системой детям предлагаются астрологические знания – о знаках зодиака, гороскопах; сказки и мифы о созвездиях, что на наш взгляд является скорее знаниями культурологического и исторического содержания, а не естественнонаучного.

3. При отборе содержания не учитывается принцип доступности, знания даются сложные, абстрактные, которые не находят подтверждения и не используются в повседневной жизни детей. Например, в государственном стандарте предлагается рассказывать детям о земном и магнитном притяжении. Но будут ли востребованы эти знания в жизни ребенка-дошкольника?

4. Методы и приемы зачастую не учитывают особенности возраста и содержания. Преобладают словесные приемы, да и они очень скудны: вопрос педагога – ответ ребенка. Преобладает речевая активность педагога. Недостаточно практической деятельности детей.

5. Знания не составляют целостную картину мира, формируются разрозненно, а это влияет на качество их усвоения. Чем меньше ассоциативных связей формируется у ребенка, тем хуже запоминаются предлагаемые знания.

Основным методом диагностики усвоения знаний детьми, на наш взгляд, должно быть педагогическое наблюдение. У данного метода есть ряд преимуществ. В первую очередь-это естественные условия деятельности ребенка, следовательно - высокая степень достоверности. Во-вторых, наблюдение дает достаточно большой объем информации для анализа. В - третьих, нет необходимости в создании специальных условий, в подготовке стимульного материала, специального оборудования (что имеет немаловажное значение в условиях детского сада и с учетом загруженности воспитателей).

В нашем детском саду была разработана следующая система диагностики:

· оценка знаний детей,

· оценка психологического комфорта детей,

· самооценка педагогами организации обучения детей,

· оценка психического развития детей.

Для фиксации результатов диагностики предлагаются диагностические карты.

«Карта развития познавательных процессов» (приложение №5) заполняется два 

раза в год (сентябрь, май) воспитателем, основываясь на наблюдениях  за детьми.

Каждый из критериев оценивается в трех баллах. Итоговый вывод определяет уровень: - высокий,- средний,- низкий.

1. Уровень наглядно-образного мышления можно определить по тому, как ребенок находит несоответствия. Например: на картинках по сезонам (зимой растут грибы, яблоки), пытается объяснить, почему так не бывает.

Можно подобрать и другие варианты: мамы и детеныши, дикие животные - домашние, животные Севера - Юга.

2. Наличие элементов логического мышления определяется в беседе при помощи вопросов «почему?». Ребенок может объяснить некоторые явления: Почему растаял снег? Почему замерзла вода? 

3. Развитие памяти определяется при помощи вопросов по содержанию занятия, которые задаются детям на следующий день.

В беседе воспитатель спрашивает:

- О чем мы вчера разговаривали на занятии?

- Что тебе понравилось на занятии больше всего? 

В основном, детям запоминаются самые интересные, яркие, занимательные моменты, тогда нужно задать наводящие вопросы по ключевым моментам занятия, напомнить при помощи наглядного материала.

4. Активность восприятия определяется в наблюдениях: насколько ребенок заинтересован, не отвлекается, принимает поставленную задачу или наоборот - отходит в сторону, оглядывается по сторонам, не участвует в беседе, находит себе другое занятие.

5. В наблюдениях за детьми выявляется также их заинтересованность в различной исследовательской деятельности: исследованиях, опытнической работе, наблюдениях, сборе коллекций, поделках из природного материала и т.д. 

На начало года может быть зафиксирована неуверенность, пассивность, отказ от деятельности. Повышение заинтересованности будет проявляться в активности детей, уверенности, желании заниматься этой деятельностью, повторять уже известное.

По итогам обследования делается вывод: 

- высокий уровень - если больше половины оценок 3 балла;

- средний уровень - если преобладает оценка 2 балла;

- низкий уровень - если большинство оценок 1 балл.

В 2005-2006 уч.г. эти показатели выглядят следующим образом:

Высокий уровень развития – 50%

Средний- 48%

Низкий- 2%

Познавательная активность детей: 75% детей показывают высокую степень заинтересованности предлагаемым материалом, 25% среднюю, и ни одного – низкую.

Для оценки уровня формирования естественнонаучных представлений детей в разных видах деятельности, разработана  соответствующая карта (приложение № 7). В ней воспитатели указывают разделы государственного стандарта, значком «+» отмечают усвоение детьми этих знаний. Таблица заполняется в течение года, по мере прохождения занятий. В совместной деятельности воспитатель отмечает активность или пассивность детей. Какая это может быть деятельность? Посадка семян, растений, уход за животными, птицами, рыбками, сбор коллекций, поделки из природного материала, изготовление макетов, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, выполнение проектов и т.д. Причем дети могут просто выполнять задания, поручения, пассивно слушать, не задавать вопросов, не участвовать в беседе - это пассивная позиция.

Активная  позиция проявляется в том, что ребенок задает вопросы уточняющего и познавательного характера, привносит собственные элементы в выполнение заданий, вносит свои предложения (а давайте добавим...).

Оценивается на начало и конец года. Оценка на начало года - по наблюдениям в течение сентября месяца, в конце года - наблюдения за май.

Очень важно, как используют дети полученные знания в своей самостоятельной деятельности. Для определения даны две оценки:

С - действует самостоятельно, проявляет инициативу в организации игр с использованием естественнонаучных представлений.

О - отсутствует инициатива в организации такой деятельности.

Эта оценка может зависеть и от личных особенностей ребенка (робкие дети, пассивные), также у детей есть возможность выбирать любой другой, интересующий их вид деятельности, игры различной тематики. Поэтому наличие такой оценки не может расцениваться как отрицательный результат. 

Итоговая оценка определяется в конце года, проставляется высокий, средний, низкий уровень. Оценка уровня описана в карте.

Как один из вариантов можно предложить форму ведения дневника наблюдений (приложение №8) «Дневник педагогических наблюдений формирования элементарных естественнонаучных представлений у детей» ведет воспитатель. Для подведения итогов предложен арифметический метод, поэтому для оценки даны баллы от 1 до 5 (в колонках 3 - 12)

В колонки 3 - 12 заложены названия разделов государственного стандарта

№3 свойства веществ

№4 виды и характеристики движения

№5 основные физические явления

№6 земной шар, атмосфера

№7 природно-климатические зоны

№8 разные виды ландшафта

№9 природные богатства недр Земли

№10 страны и народы

№ 11 виды поселения людей

№ 12 Солнечная система

В каждом из разделов проводится несколько занятий (3 - 5), по итогам можно провести беседу, выяснить, как дети усвоили знания; или заполнять колонки постепенно, по мере проведения занятий.

В нижней строке - итоговая оценка по разделу (складываются все баллы в колонке). За норму мы принимаем (Х═ 4 балла умножить на «кол-во детей в группе»)

В конце года выводится средний балл по каждому ребенку (складываются все баллы в строке). Нормальное усвоение - от 40 до 50 баллов.

Ведение дневника позволяет глубоко проанализировать процесс усвоения детьми естественнонаучных представлений. Так, было выявлено, что наибольшие затруднения представляют для детей следующие разделы: «Физические явления», «Страны и народы», «Солнечная система». Причин, на наш взгляд, несколько. По разделу «Физические явления» необходимо шире использовать метод экспериментирования. Не все педагоги используют его в полной мере, т.к. не хватает знаний. В помощь воспитателям собирается «Копилка детских опытов и экспериментов», которые могут быть использованы в детском саду.

Разделы «Страны и народы» и «Солнечная система» представляют трудности в силу того, что знания недоступны непосредственному восприятию детей, а по Солнечной системе еще и несколько завышены. Поэтому мы рекомендуем руководствоваться формулировкой, приведенной в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой – «На доступном детям уровне отвечать на вопросы о космосе и Солнечной системе». Т.Е. идти от детской заинтересованности, удовлетворяя детскую любознательность и любопытство. Важно создать такую обстановку, чтобы ребенок захотел задать эти вопросы. Кроме того, в помощь педагогам собирается видеотека по данным разделам. Воспитателями также отмечено, что по разделу «Природные богатства недр земли» крайне недостаточно наглядного материала. Поэтому в детском саду накапливается наглядный материал по данному разделу.

Более глубокое обследование психологического состояния детей в пед.процессе проводит педагог-психолог детского учреждения. В центре его внимания - психологический комфорт ребенка.

Под словосочетанием "психологический комфорт" в науке понимается сложное образование, содержащее такие компоненты, как

- эмоциональное благополучие (преобладание в процессе жизнедеятельности позитивных эмоций),

- позитивная Я-концепция (положительное самовосприятие, самоотношение, самооценка),

- благополучие и успешность в сфере общения и взаимоотношений (принятие ребенка родителями, сверстниками и педагогами),

- успешность в сфере деятельности.

На сегодняшний день в психологической науке существует обширный научно и психометрически обоснованный инструментарий изучения всех вышеперечисленных компонентов психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении. Часть методик, безусловно, может быть использована только специалистами, имеющими психологическую подготовку, часть может применяться педагогами и руководителями дошкольных учреждений.

Так, эмоциональное благополучие дошкольника изучается с помощью методов наблюдения, общения, ряда проективных методик (цветодиагностика эмоционального состояния, рисование настроения).

Я-концепция ребенка может исследоваться с помощью бесед, наблюдения, проективных методик (тест Люшера, тест Де Греефа, методика "Лесенка", тесты самооценки, рисуночный тест ("Рисунок человека"), сказочный семантический дифференциал).

Благополучие в сфере общения и отношений изучается при помощи методов социометрии, одно- и многомоментных срезов, наблюдения, общения, ряда проективных тестов (цветового теста отношений, рисуночных тестов ("Рисунок человека", "Моя группа". "Мой детский сад", "Моя воспитательница", "Моя семья"), пространственных тестов (игра "Интрига", аттракциометрия, тест Де Греефа, тест Р. Жиля), сказочный семантический дифференциал).

В нашем детском саду мы остановились на следующих методах: наблюдения, беседы с детьми, рисуночные тесты. Результаты отражаются в специально разработанной карте «Психологический комфорт детей в педагогическом процессе» (приложение №6). Она заполняется психологом по своим собственным наблюдениям и по наблюдениям воспитателей, в ней    отражается психологический комфорт ребенка в ходе педагогического процесса.

В наблюдениях психологический комфорт ребенка можно выявить по его рисункам, в беседах, в играх, по его непосредственным эмоциональным откликам.

1. Ребенку предлагается рисование на определенную тему. Тему рисунка можно определить по-разному, главное, чтобы была сохранена основная цель. Например: «Люди в разных странах».При анализе рисунков важно отметить:

- с желанием рисовал ребенок или нет;

- какие выбирает цвета для изображения природных объектов, себя, других людей;

- штрихует ли отдельные объекты, детали;- размер отдельных деталей (увеличенные или уменьшенные, большие руки, рот, прорисованные зубы и др.).

2. Специально организованная беседа. В беседе ребенок может высказать свое отношение к занятиям, другим видам деятельности:

- рассказывает с удовольствием, со множеством деталей и подробностей;

- по ходу рассказа задает вопросы взрослому;

- дает отклики о занятии (положительные или отрицательные);

- высказывает желание (нежелание) заниматься;

- высказывает в беседе отношение к изучаемым объектам (неприятие, брезгливость, или наоборот - интерес, заботу).

3. В наблюдениях необходимо отмечать эмоциональный отклик детей: интерес, безразличие, радость, равнодушие.

Также отмечается, умеет ли ребенок сопереживать (это качество необходимо воспитывать в дошкольном возрасте, чтобы ребенок в дальнейшем не испытывал затруднений  в коммуникации, что важно для его личностного развития). Как ребенок взаимодействует с объектами окружающей природы? Это видно по его поступкам: равнодушен ли он, или наоборот - внимателен даже к мелкой букашке, испытывает ли он страх, брезгливость, неприятие, желание уничтожить.

4. Полученные детьми знания должны найти отражение в играх. Только тогда можно говорить о том, что эти знания вошли в опыт ребенка. Как можно определить это?

- Дети используют в играх полученные знания, термины, названия, пытаются дать объяснение, обосновать свои действия. (Например: медведь не живет в Африке - ему там жарко.)

 

Оценка условий для формирования элементарных естественнонаучных представлений может осуществляться в ходе обследования или конкурса. Для этого в нашем детском саду были разработаны основные требования и перечень необходимого оборудования. 

Мы выделяем несколько основных требований к созданию предметно-развивающей среды для формирования элементарных естественнонаучных представлений:

1. Безопасность. Все оборудование, дидактический материал, пособия, материал для опытнической работы и элементарных экспериментов должен быть безопасным, из небьющихся материалов, нетоксичным.

2. Гуманистическая направленность. Недопустимо, на наш взгляд, использовать в пед.процессе «расчленение» фигуры человека, препарировать насекомых, допускать гибель растений в ходе опытнической работы. Все это способствует воспитанию черствости и душевной глухоты.

3. Доступность. Материал для освоения знаний должен быть доступен детям в свободной деятельности. Иначе как же они проявят свою заинтересованность и инициативу? Исключение могут составлять некоторые материалы, которые требуют присутствия взрослого. Однако большинство должно быть доступно детям. При этом необходимо введение правил пользования данными предметами, чтобы избежать беспорядка и несчастных случаев.

4. Педагогическая целесообразность. Все пособия и оборудование должны быть простыми и ясными для понимания дошкольника, отражать реальную картину мира.

Перечень оборудования для формирования элементарных естественнонаучных представлений приведен в приложении № 8.

В заключение, хотелось бы отметить, что многолетняя педагогическая практика МДОУ Д/с № 56 г.Северска подтверждает, что содержание и реализация раздела «Формирование элементарных естественнонаучных представлений» способствует развитию мышления дошкольников, становлению умственных операций анализа, синтеза, классификации, способствует формированию логического и аналитического мышления.

 

Библиографический список литературы:

1. Дарминова Э. Развитие познавательной активности дошкольников в элементарной исследовательской деятельности. http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=4743

2. Дыбина О.В.,Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва, творческий центр «Сфера» 2001

3. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.- М. Творческий центр «Сфера», 2003

4. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения.// Управление ДОУ- 2004.- №4.- с.84.

5. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. под ред. Л.Г.Нисканен.- М.: издательский центр «Академия».- 2002

6. Ксенда О.Г.. Условия обеспечения качества дошкольного образования http://academy.edu.by/details/personnels/ksionda/articles/st-usloviya.htm

7. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М. Изд. дом «Воспитание дошкольника», 2005

8. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности //Педагогический вестник.-1997.- № 1. - стр.6

9. Поддъяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. //Вопросы психологии. -1996.- № 4.

10. Прохорова Л.Н. Система методической работы в детском саду по разделу «Детское экспериментирование». http://method.vladimir.rcde.ru/getblob.asp?id=1100000350

11. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под. ред. М.А.Васильевой. –М. Просвещение, 1987

12. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под. ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М. Мозаика-Синтез, 2005 г.

13. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Го­ворковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспита­ния Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика 1985.

14. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании// Дошкольное воспитание.-2005.-№ 12, 2006.- № 1, 4.

15. Саморукова Л.Г. Как знакомить дошкольников с природой. - Москва, Просвещение,1983.

16. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. Под ред. Т.И. Ерофеевой.- М. Академия. 2000

 

 

Приложения

 

Приложение 1

Примерный перечень оборудования для

формирования элементарных естественнонаучных представлений

1. Макет солнечной системы (большой подвесной).

2. Макет солнечной системы (малый настольный).

3. Макет космической ракеты.

4. Кукла – космонавт.

5. Куклы в национальных костюмах

6. Макет искусственного спутника.

7. Макет телескопа.

8. Глобус.

9. Панно: «День», «Звездная ночь».

10. Модель «Солнце», «Луна».

11. Рельефный макет горной экосистемы, вулкана.

12. Рельефный макет горной реки и озера.

13. Зеркальный шар

14. Настольная лампа

15. Сенсорные модули

16. Макеты «Болото», «Лес», «Водный мир», «Космос», «Арктика», «Пустыня» и др.

17. Объемный план экологической тропы

18. Макет «Срез земли» для демонстрации добычи полезных ископаемых.

19. Механизмы и приборы, вышедшие из стоя (для исследовательской деятельности детей): кинопроектор , калькуляторы, фотоаппараты, арифмометр, часы и др.

20. Тематические папки «Космос». «О космонавтике».

21. Календарь погоды, фенологический календарь.

Коллекции:

1. Искусственные камни.

2. Натуральные камни.

3. Поделочные камни.

4. Спилы разных пород деревьев.

5. Образцы бумаги и картона.

6. Семена травянистых растений.

7. Семена деревьев и кустарников.

8. Гербарии.

Карты:

1. «Томская область».

2. «Карта Мира».

3. «Карта нашей родины».

4. «Карта солнечной системы».

Наглядные пособия и оборудование для опытов:

1. различные материалы для исследований:

— образцы песка, глины, чернозема;

— образцы местных полезных ископаемых (ракушечник, нефть, известняк и пр.);

— камни (галька, гравий, керамзит);

— медь, железо, уголь, магнит;

— смола, асфальт, мел, резина, каучук;

— семена цветов, деревьев (шишки, желуди, орехи, крылатки и др.),

 - зерновых культур (пшеница, рожь, овес, рис, греча и др.);

— семена огородных культур;

— гербарии (растения, произрастающие в нашей местности);

— хлопок, лен, шерсть, пух, мех, кожа, войлок, перья;

— кожура апельсина, шелуха лука, кора, скорлупа;

— соль, сахар, лимонная кислота;

— лепестки роз, мята, чеснок, ванилин и т.д.

- краски (гуашь, акварель)

Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут.

2. Оборудование для опытов:

-- Лабораторная посуда: разнообразные емкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки, мерные стаканчики, песочные формочки, ванночки, фляжки и т.д.);

— шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые), воронки, сито;

— увеличительные стекла, лупы ,микроскоп;

— измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.);

— фонендоскоп, жгут, бинты, салфетки, калька;

— компас, бинокль;

— пилочки, наждачная бумага, пипетки;

— губка, пенопласт, поролон, вата и т.д.;

- спиртовка, весы, набор гирь, свечи,

- лампа дневного света, фонарики, зеркала, цветные фильтры, зеркальный шар для световых эффектов, софиты (красный, зеленый, желтый), фильмоскоп, диапроектор, микроскоп.

3. Бумага, карандаши для фиксации результатов, зарисовывания схем и моделей.

4. Спецодежда для проведения опытов, фартуки, нарукавники, салфетки

Приложение 2

Список литературы, рекомендуемой для использования воспитателями.

1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. Москва, Просвещение, 1992.

2. Аткинсон С. Энциклопедия окружающего мира. Астрономия. Москва, Росман, 1999.

3. Алдонина Римма «О звездах и планетах». Москва, «Махаон». 2000 г.

4. Большая энциклопедия для дошкольника. Москва, Олма-Пресс, 1999.

5. Большая книга экспериментов для школьников. Под ред. Антонеллы Мейяни; пер. с итальянского И.Э. Мотылевой. – Москва. ООО «РосмэнИздат». 2001 г.

6. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А. Здравствуй, мир! /образовательная программа «Школа 2100». Метод. рекомендации. / Москва, Баласс, 2000.     

7. Варли К. Майлз Л. География. Энциклопедия. Москва, Росмэн, 1994.

8. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под.ред.Виноградовой А.М. Москва, Просвещение,1989.

9. Виноградова Н.Ф. , Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. Москва, Просвещение, 1993.       

10. Гонтарук Т.И. Я познаю мир. Космос.

11. Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. Москва, Просвещение, 1987.      

12. Дыбина О.В.,Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва, творческий центр «Сфера» 2001 г.

13. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. Москва, Просвещение, 1990.          

14. Зацепина В. Планета Земля - наш общий дом//Дошкольное воспитание. 1996, №7, стр.29

15. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения.// Управление ДОУ 2004 г № 4, стр. 84

16. Казимирская Т.А., Казимирская Н.А. «Волшебный круг. Фенологические наблюдения с детьми от 3 до 7 лет. Методические рекомендации. Каменск-Уральский. ЗАО «Калан».1998

17. Калмыкова М. Звезды под зонтиком, или как научиться делать время.//Дошкольное воспитание, 1999, №1, стр. 22

18. Климова Т., Таранкова Н. Мы открываем мир//Дошкольное воспитание, 1996 №7, стр. 20.

19. Кобитина И.И. Дошкольникам о технике. Москва, Просвещение, 1991.

20. Ковинько Л.В. «Секреты природы - это так интересно!»

Москва, Линка-Пресс. 2004 г.

21. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Москва, Академия, 1998.

22. Козлова С.А. Мой мир. Москва. Линка - Пресс, 2000.

23. Королева А. Естествознание для малышей//Дошкольное воспитание.1998 №10, стр. 48.

24. Королева А. Земля - наш дом//Дошкольное воспитание. 1998, №7, стр. 34.

25. Левана Р. Метеоцентр в детском саду, или экология и творчество//Дошкольное воспитание. 1998, №7, стр. 49.

26. Майорова Т. Игры и рассказы о космосе. Москва. Лист, 1999.

27. Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. Тайны планеты Земля. Москва, Вече, 2002 г.

28. Макдональд Фиона, Горожане и цивилизации. Серия Штрихи времени, Города. Москва, «Росмэн». 1994 г.

29. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск, Асар, 1999.

30. Н.Нестеренко. Каменная эпидемия. // Дошкольное воспитание 1999, №3, стр. 22

31. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Москва, Новая школа, 1993.

32. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. Москва, Новая школа, 1993.

33. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры//Дошкольное воспитание. 1998, №1-5, 1997 №7-12, 1996 №7.

34. Планета Земля. Энциклопедия. Москва «Росмэн», 2001 г.

35. Петрановская Л. Звездный мир в картинках. Москва, Олма-Пресс. 2004 г.

36. Пеллоте М. Мега энциклопедия для детей. Изд. Махаон,1994.

37. Попова Т.И. Мир вокруг нас. Москва, Линка- Пресс, 1998.

38. Рудский В.Г. Экология. Мир вокруг меня. Томск, 1998.

39. Рыжова Н.А. «Воздух-невидимка». Москва. Линка-Пресс. 1998.

40. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду. М. Просвещение, 2001.

41. Рыньков В., Юдина Т. Азбука экологического воспитания//Дошкольное воспитание. 1995, №5, стр. 35.

42. Саморукова Л.Г. Как знакомить дошкольников с природой. Москва, Просвещение,1983.

43. Сикорук Л.Л. Физика для малышей. Москва, Педагогика, 1983 г.

44. Соловьёва Е. Дети планеты Земля (формирование интереса, симпатии и уважительного отношения к людям других рас и национальностей). Линка-Пресс, 2001г. Приложение к журналу «Обруч»

45. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. Москва, Просвещение,1982.

46. Фокина В. Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта//Дошкольное воспитание. 1995 №7.

47. Членов А. Геология в картинках. Москва. Детская литература. 1975 г.

48. Я познаю мир. Географический атлас для детей. Москва, Федеральная служба геодезии и картографии России, Издательский дом «Оникс», 2000 г.

 

Приложение 3



2019-12-29 269 Обсуждений (0)
Элементарных естественнонаучных представлений». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Элементарных естественнонаучных представлений».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)