Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Наблюдения за деревьями



2019-12-29 295 Обсуждений (0)
Наблюдения за деревьями 0.00 из 5.00 0 оценок




Обратить внимание на деревья возле метеостанции – лиственные и хвойные. Лиственные стали совсем голые, веточки у них хрупкие, поэтому при сильном ветре мы можем увидеть множество обломанных веточек на снегу. Хвойные деревья не сбрасывают хвою, она покрыта восковым налетом, морозы ей не страшны. Закрепить слова «хвойные», «вечнозеленые».

Обратите внимание на рябину. Если ягод много – осень дождливая, мало-сухая. Много ягод на рябине предвещает строгую зиму.

 

                              

 

ЗИМА

Начало зимы – с 29 октября по 28 ноября.

Признаки начала периода – снег лег на зиму.

Коренная зима – с 29 ноября по 2 марта.

Признаки начала периода – последняя оттепель.

Предвесенье - с 3 марта по 23 марта.

Признаки начала периода – первая дробь дятла. Первая песня большой синицы. Первая оттепель.

 

Таблица фенологических наблюдений. Зима.

№ п/п Наблюдения

Возрастные группы

Младшая Средняя Старшая Подготови тельная
1 За домашними: -птицами, животными     + + +
2 Одежда: -детей, взрослых   + +
3 Явления природы: -Установление повсеместно снегового покрова; -Появление первой сильной пурги; -самый сильный мороз; -начало выхода лыжников в лес (установление лыжни); -замерзание реки, водоемов; -пасмурные и солнечные дни; -дни с оттепелями; -появление проталин (воронок) около стволов деревьев; -последняя пурга; -сила и направление ветра;     +     + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
4 Птицы: -Нарисовать птиц, живущих около детского сада; -чем кормятся птицы зимой; - подкормка птиц на «птичьем столбе» -наблюдение за поведением птиц при кормлении; - зарисовать следы, оставленные птицами на снегу;   + + + + + + + + +

 

Прогулка 1

Обратить внимание на снежный покров. Отметить его значение для растений, насекомых, которые зимуют в почве и лиственном опаде – снег предохраняет от вымерзания корни растений, не дает погибнуть от холода насекомым. Обратить внимание, что снега пока мало. На снегу видны следы – собак, людей, птиц.

Прочитайте в группе: рассказ «Январь» из книги Н.Сладкова «Лесные тайнички» стр.3

 

Прогулка 2

Обратить внимание на снег в зависимости от погоды: сыпучий, рыхлый, липкий. Помочь детям установить зависимость состояния снега от температуры воздуха: в теплую погоду снежинки слипаются между собой и получаются хлопья, в холодную безветренную погоду – отдельные снежинки, которые можно рассмотреть. Если сильный ветер – снежинки, падая, сталкиваются друг с другом и их лучи обламываются, получается «снежная крупа». Ученые полагают, что форма снежинок зависит от высоты, на которой они образовались, и температуры в облаке.

 

                      

Прогулка 3

Если выпадет град, можно продолжить разговор про осадки. Осадки формируются в облаках, там скапливается водяной пар. В зависимости от температуры в облаке и над поверхностью земли идет снег или дождь. При какой температуре пойдет снег, когда тепло или холодно? Сегодня мы узнаем, как получается град. Водяные капельки замерзают в облаке, превращаясь в ледяные кристаллы. Воздушные потоки носят кристаллики по облаку, они сталкиваются с водяными капельками , которые примерзают к кристалликам, и те все больше обрастают льдом. Когда градины становятся слишком тяжелыми, они падают вниз.

 

Прогулка 4

Предложить детям определить положение солнца на небе, относительно какого-либо ориентира. Вспомнить свои наблюдения осенью.

Подвести детей к выводу, что зимой солнце ниже, поэтому холоднее.

 

 

 

Отметить, где было солнце в начале прогулки, и в конце. Обратить внимание детей на то, что дни стали короткие, солнце светит мало. Вспомнить, бывает ли темно, когда дети идут в детский сад утром, и вечером, когда уходят из него.

 

Прогулка 5

Посмотреть, как красиво покрыты инеем ветви деревьев. Рассказать, что иней образуется при понижении температуры. Он состоит из крохотных кристалликов льда. Некоторые из них являются замерзшей росой, другие образуются, когда водяной пар непосредственно превращается в лед при контакте с очень холодной поверхностью. (Это происходит без промежуточной стадии конденсации водяного пара в капельки воды). В холодную погоду ветки деревьев остывают и водяной пар оседает на них инеем. В морозное зимнее утро земля зачастую бывает покрыта белым инеем. Если в воздухе содержится мало влаги, почва может промерзать, не покрываясь инеем. Значит водяной пар есть в воздухе и зимой?

 

Прогулка 6

Обратить внимание на деревья в снегу. Как красиво выглядят они в зимнем наряде! Предложить детям подобрать эпитеты и образные выражения.

Прочитать стихотворение:

На деревьях, домах снег лежит полотном

И от солнца блестит разноцветным огнем

На безлюдный простор побелевших полей

Смотрит весело снег из-под черных кудрей.

                      (М. Никитин)

Прогулка 7

Сравним температуру под снегом и над снегом. Где теплее?

Выкопаем в сугробе глубокую лунку, положим в нее уличный термометр. Чтобы не потерять термометр, привяжем к нему веревочку. Забросаем термометр снегом, и слегка разровняем холмик лопаткой. Через полчаса достанем термометр и быстро поставим фломастером точку на стекле – какую температуру показал термометр под снегом. Теперь повесим термометр на ветку дерева, под которым измеряли температуру. Через несколько минут посмотрим, что произошло.

Прочитайте в группе: фрагмент рассказа «На дне снежного моря» из книги В.Бианки «Лесная газета», стр. 341 или сказки «В гостях у Дедушки Мороза», «Морозко»

 

 Прогулка 8

Обратить внимание на зимние изменения в природе. Зимой идет снег, солнце поднимается невысоко, день короче, чем летом. Обратить внимание, в каком месте наметает больше снега (у забора, у кустов – потому что здесь снег задерживается преградой). Люди это используют, когда надо защитить посевы, плодовые деревья – создают снежные валы, укладывают ветки возле стволов деревьев. Предложить детям окучить снегом деревья. Вспомнить, для чего это делают – чтобы не вымерзли корни, чтобы деревьям было тепло зимой, чтобы собралось больше влаги к весне, когда деревья начнут пробуждаться.

Прочитайте в группе: рассказ Н.Павловой «Под снегом на лугу» из книги В.Бианки «Лесная газета»

 

Прогулка 9

22 декабря –самый короткий день в году - это день зимнего солнцеворота. Отметить с детьми, что день стал прибавляться, солнце поднимается все выше, начинают «цвинькать» синицы. Однако морозы усиливаются.

 

Прогулка 10

Обратить внимание на водоем возле альпийской горки. Воду из него вычерпали. Зачем? Когда вода замерзает, она превращается в ….лед. И при этом расширяется. (Лед может разорвать даже железную ванну.) Чтобы убедиться в этом, заранее подготовим опыт. Возьмем формочку, в которой можно заморозить воду. Сделаем на внутренней стороне пометку, и нальем воды до этой отметки. Поставим формочку в «домик» метеостанции накануне с вечера. А на утренней прогулке проверим, где отметка. Вывод: лед занялбольше места, чем занимала вода. Занесем формочку в группу. Посмотрим, сколько места занимает растаявшая вода. Она вернулась к прежней отметке.

 

Прогулка 11

Наблюдение за вороной. Отметить ее характерные признаки- крылья черные, спина и грудь серая, клюв длинный, заостренный, глаза расположены с боков головы. Как ворона передвигается? (шагает, кивая головой)

Прочитайте в группе : фрагмент рассказа «Кусок хлеба» из книги Н.Сладкова «Лесные тайнички» стр.6 или «Вороний сигнал» из этой же книги, стр 10.

 

Прогулка 12

Наблюдение за синицей. Отметить окрас синиц – на головке черная шапочка, щечки белые, грудка желтая. Чем можно подкормить синичек? Они едят все: насекомых, червяков, зерна, с удовольствием съедят кусочек сала или хлеба. Можно приготовить такое угощение: растопить несоленое сало. И смешать его с конопляными семенами и семенами подсолнуха, охладить и подвесить на дерево, или положить в кормушку. Синички быстро привыкают к человеку и бесстрашно садятся на руку или залетают в окно за угощением.

Прочитайте в группе: рассказ «Синичка необыкновенная» из книги Н.Сладкова «Лесные тайнички», стр.9

 

Прогулка 13

Отметить, что в морозную погоду снег под ногами скрипит. В воздухе бывает туман. Даже солнце видно как будто в тумане. Прислушаться, как потрескивают деревья. Объяснить выражение «мороз трескучий».

 

Прогулка 14

Наблюдение за снегопадом. Какие снежинки: мелкие или крупные? Хлопьями или крупой? Давайте вспомним, почему они такие.

Летят снежинки-звездочки, смотрю из-под руки:

Кружась, танцуют в воздухе пушисты и легки!

Светлее стала улица, наряднее село,

Летят снежинки, кружатся. Вокруг белым-бело.

                                                                                             

Прогулка 15

Интересно сравнить количество осадков в январе и феврале. Для этого можно использовать дождемер из пластиковой бутылки с ровным дном, только воронка уже не понадобится. После снегопадов замеряйте количество осадков линейкой и освобождайте емкость. Затем подсчитаем, сколько сантиметров осадков выпало с январе и в феврале. В каком месяце больше?

 

Прогулка 16

Обратить внимание на деревья. Предложить детям найти знакомые – тополь, березу. По каким признакам вы их отличили? (по стволу, коре, расположению ветвей). Найти сломанную ветку и занести ее в группу. Убедиться с детьми, что зимой деревья не погибают.

Прочитайте в группе: фрагмент рассказа «Лес зимой» из книги В.Бианки «Лесная газета» стр. 338

 

Прогулка 17

Наблюдение за снегирями. Их можно найти сидящими на кустах сирени (возле муз.зала и бассейна) или на рябине (возле бассейна). Снегири прилетают к нам только зимой. Рассмотреть этих птиц. Самцы очень нарядные – «шапочка», красная грудка, крылья и хвост темные, на крыльях белая полоска. Самочка не такая яркая, у нее нет красной окраски на грудке. Их песня похожа на «скрипучее ворчание». Почему мы нашли снегирей на сирени и на рябине? Потому, что они питаются семенами растений, ягодами рябины. Еще они любят семена яблок, хвойных растений, клена. Птенцов снегири выкармливают насекомыми. Снегири с большим удовольствием посещают кормушки с приготовленным угощением.

Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу

Не замерз он на снегу.

Прогулка 18

Продолжить наблюдение за снежинками. При небольшом морозе, когда  низкие кучевые облака застилают небо, снег медленно падает в виде крупы. В большой мороз при ясном небе выпадают кристаллы в виде иголочек. Дать детям по листу темной бархатной бумаги, предложить поймать не нее снежинку и рассмотреть.

 

Прогулка 19

Вынести и установить на метеостанции флюгер. Дать детям вертушки для определения силы ветра и его направления. Рассказать, что сильный ветер во время снегопада вызывает метель, Но метели могут быть и без выпадения снега. Даже при ясном небе сильный ветер поднимает снег, несет его и кружит, образуя наносы, наметая сугробы. Это называют поземкой. По дороге стелется

длинноносая метелица,

Замела дома, завьюжила.

Наплела на окнах кружево.

Если повернуться лицом к ветру – лицо быстро замерзнет, от ветра становится еще холоднее. Можно обморозить щеки и нос. Как избежать этого? Чем это опасно?

 

 

 

Прогулка 20

Обратить внимание детей на наружную сторону оконных стекол, которые так красиво расцвечиваются узорами. Напомнить, что это маленькие льдинки, которые образовались от водяных паров при быстром замерзании. Снежинки, изморозь, иней, узоры на окнах –все это водяной пар, который при сильном охлаждении становится мелкими льдинками.

 

Прогулка 21

Рассмотреть следы возле «птичьего столба». Вот следы взрослого –это дворник чистил дорожки, вот детские – это ребята сыпали корм для птиц. Вот птичьи следы, а вот прибежала собака и распугала птичек!

 

Прогулка 22

Наблюдение за снежным покровом. Измерить палкой глубину снега в разных местах. Почему говорят «много снега- много хлеба» ? Сделаем простой опыт. Зачерпнем формочкой рыхлый снег, не уплотняя его. В другую формочку снег набьем плотно. Взвесим формочки на вытянутых ладонях. Занесем формочки в группу и посмотрим – в какой окажется больше воды. В месте с детьми сделаем вывод – где больше лежит снега, там больше будет воды весной, а вода необходима пробуждающимся растениям.

 

Прогулка 23

Обратить внимание детей на деревья. Объяснить, что в конце февраля почки на деревьях заметно набухают. С первых солнечных февральских дней, когда под весенними лучами подтаивает снег, среди воробье царит оживление, звонкое чириканье - один из предвестников весны.

Прочитайте в группе: сказка «Как медведя переворачивали» из книги Н.Сладкова «Лесные тайнички», стр. 4

 

                                                          

 

 Прогнозирование погоды по народным приметам.

Деревья покрылись инеем - к теплу.

Белые облака зимой – к стуже.

Столб от солнца при закате – на мороз.

Столб над луной – к сильному морозу.

Ворона утром каркает – к метели.

В морозный день пошел снег – к потеплению.

Звезды сильно блестят – к морозу, звезды тусклые – к оттепели.

Звезды «играют»- к вьюге, мало звезд на небе – к ненастью.

Снежный буран днем предвещает мороз ночью.

Если серп луны четкий и чистый - к хорошей погоде.

Галки и вороны кричат беспрерывно - к снегопаду или метели.

Синички с утра пищат – ожидай мороза ночью.

Вороны и галки вьются в воздухе - перед снегом, садятся на вершины деревьев – к морозу, садятся на землю – жди оттепели.

Если в мороз вспотели оконницы и рамы окон – жди потепления.

Ворона под крыло нос прячет – к холоду.

Редкие перистые облака предвещают ненастье в ближайшие дни.

 

 

Весна

Снеготаяние – с 23 марта по 19 апреля.

 Признаки начала периода: снег сделался сырым, появились лужи.

Голая весна – с 19 апреля по 15 мая.

Признаки начала периода: сокодвижение у березы, сход снега на открытых местах.

Зеленая весна – с 15 мая по 20 мая.

Признаки начала периода: облиствение березы.

Предлетье – с 20 мая по 16 июня.

Признаки начала периода: зацветание черемухи.

 

Таблица фенологических наблюдений. Весна.

№ п/п Наблюдения Младшая Группа Средняя Группа Старшая Группа Подготовительная группа
1 За домашними животными и птицами + + + +
2 Работа в саду, огороде + + + +
3 Изменения в одежде детей и взрослых + +    
4 Явления природы:        
  -появление первых проталин   + + +
  -начало интенсивного таяния снега     + +
  Исчезновение снежного покрова + + + +
  -исчезновение снега в уголке леса   + + +
  -первый весенний дождь + + + +
  -возврат похолодания (виды атмосферных осадков, сила и направление ветра, температура)       +
5 Развитие деревьев и кустарников:        
  -начало сокодвижения (устанавливается по появлению капелек сока на сломанных ветках на солнечной стороне)     + +
  -развертывание первых листьев        
  -ольха     + +
  -осина       +
  -береза + + + +
  -смородина + + + +
  -распускание плодовых почек     + +
  -зацветание (отмечается днем, когда появляется несколько раскрывшихся цветков на 3-4 деревьях или кустах)     + +
  - массовое цветение + + + +
  -цветущие травы и весенние садовые, цветы + + + +
  - луговые, лесные цветы   + + +
6 Птицы:        
  -весенний отлет зимовавших птиц   + + +
  -весенний перелет- первые перелетные стаи и массовый пролет птиц   + + +
  -прилет - массовое появление птиц, прилетевших на свои гнездовья + + + +
  - возвращение скворцов + + + +
  -прилет грачей, состояние снегового покрова     + +
  -как изменилось поведение птиц, которые зимой встречались рядом с жильем:        
  -воробьи + + + +
  -вороны   + + +
  -синицы     + +
  -начало постройки гнезда   + + +
  -появление первых птенцов + + + +
  -слушание птичьих голосов при гнездовании, при кормлении птенцов и т.д.   + + +
7 Насекомые:        
  -первое появление насекомых:        
  -летающих + + + +
  -водоемных     + +
  -муравьев       +
  Массовое появление различных насекомых + + + +


2019-12-29 295 Обсуждений (0)
Наблюдения за деревьями 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Наблюдения за деревьями

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (295)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)