Способствующие усвоению элементарных естественнонаучных представлений.
Для научного обоснования программы, авторы использовали теорию основных типов мышления человека (В.В.Давыдов) Согласно данной теории, эмпирическое сознание и мышление направлены на группировку (классификацию) предметов и опираются на сравнение и формальное обобщение. Формальные (эмпирические) обобщения и представления, мышление, осуществляющееся на их основе, играют важную роль в жизни ребенка. Они позволяют ему упорядочивать окружающий предметный мир, ориентироваться в нем. С помощью эмпирического мышления ребенок решает многочисленные задачи, возникающие в ходе обучения. В основе теоретического сознания и мышления лежит содержательное обобщение. Человек, анализируя некоторую развивающуюся систему предметов, может обнаружить ее генетически исходное, существенное или всеобщее основание. Выделение и фиксация этого основания есть содержательное обобщение данной системы. Опираясь на это обобщение, человек способен затем мысленно проследить происхождение частных и единичных особенностей системы из генетически исходного, всеобщего ее основания. Теоретическое мышление как раз состоит в том, чтобы создавать содержательное обобщение той или иной системы, а затем мысленно строить эту систему, раскрывая возможности ее всеобщего основания. Опираясь на данную теорию, авторы программы строят образовательный процесс, опираясь на эмпирическое мышление ребенка и создавая предпосылки и условия для развития и становления теоретического мышления. Один из наиболее сложных критериев раздела «Формирование естественнонаучных представлений» - это освоение дошкольниками физических свойств и явлений окружающего мира. Исследования И.С.Фрейдкина показывают, как можно знакомить дошкольников с физическими явлениями и как следует выстраивать систему представлений о них. Физика – наука о фундаментальных явлениях реального мира. Формирование представлений дошкольников о физических явлениях связано с трудностями, обусловленными сложностью создания стройной системы знаний о неживой природе применительно к детскому возрасту. Исходя из этого, необходимо на первом этапе сформировать у детей представления о веществе, формах, в которых оно может находиться (жидкое, твердое, газообразное), о несложных формах взаимодействия веществ, о движении и пространстве. Эти сведения не должны быть отрывочными, а представлять систему знаний о реальной действительности, доступную для усвоения дошкольниками и выступающую как инструмент развития умственной деятельности ребенка. Основой такой системы, по идее И.С.Фрейдкина, должен стать принцип взаимоизменяемости и взаимопревращаемости всех физических реальностей. Этот принцип реализуется применительно к дошкольному возрасту в следующих пределах: 1. формирование умения рассматривать предметы и явления не только сами по себе, но и в аспектах основных связей с другими предметами и явлениями: пространственно-временных, причинно-следственных и простейших функциональных зависимостей; 2. формирование первоначальных представлений о наиболее простых и доступных детскому пониманию изменениях свойств и качеств предмета; 3. формирование элементарных приемов решения простейших практических задач, в которых знакомое явление выступает неявно. Как считает И.С.Фрейдкин, детей 5-6 лет в рамках системы знаний о неживой природе можно знакомить с движением тел и его основными компонентами, с шарообразностью Земли, с суточными и сезонными изменениями, со сравнением масс тел при помощи весов, со свойствами воздуха, с агрегатными изменениями вещества, с прямолинейностью распространения света и т.д. Учитывая скрытый характер происходящих в неживой природе явлений и особенности детского мышления, недостаточно опираться только на наблюдения происходящих процессов. В основе их изучения должно лежать действие ребенка с реальными предметами и явлениями. Изучая материальные объекты и их свойства и отношения, ребенок должен постоянно взаимодействовать с ними. Тогда знания будут приобретаться не готовыми, а в результате деятельности, оперирования с предметами, в процессе поисков и размышлений дошкольника. Так они становятся для него продуктом самостоятельного открытия. Задачу активного самостоятельного поиска знаний решает включение дошкольника в простейшее экспериментирование. В 1990-е годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н.Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. Эта идея не всеми была понята и принята, слишком устойчивым было представление о том, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Однако при ближайшем рассмотрении становится ясным, что между этими двумя взглядами нет противоречия. Еще Л.С.Выготский говорил, что деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию. Попытка разграничить игру и экспериментирование – не чисто теоретический вопрос. От его разрешения зависит построение методики обучения ребенка раннего и дошкольного возраста. Н.Н. Поддьяков считает, что в экспериментировании (реальном и мысленном) наиболее ярко проявляется саморазвитие детей. Эта деятельность составляет ядро любого вида детского творчества, а взятая во всей своей полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики. Единого строгого психологического определения экспериментирования нет. Обычно под ним понимается исследование объекта или ситуации путем управления условиями (переменными, факторами). Поскольку сами переменные, их сложность, количество, а также уровень их контроля могут варьировать в очень широком диапазоне, то это понимание охватывает и исследовательскую манипулятивную деятельность маленького ребенка, и деятельность коллектива ученых. Н.Н.Поддъяков доказал, что дошкольники способны к исследовательской деятельности со сложными многофакторными объектами, поэтому, на наш взгляд, можно рекомендовать экспериментирование для широкого использования в практике дошкольных учреждений. Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка. В процессе экспериментирования с различного рода объектами у детей интенсивно усложняются и развиваются действия по преобразованию этих объектов. Такие действия выступают как эффективное средство выявления скрытых, внутренних связей и отношений данных объектов. Однако в условиях традиционного обучения возможности развития подобных преобразующих действий реализуются далеко не полностью, поскольку детей окружают знакомые, много раз обследованные предметы, слабо стимулирующие их преобразующую деятельность. Таким образом, возникает необходимость разработки специальных искусственных объектов или поиска и отбора естественных объектов, действия с которыми способствуют развитию детского экспериментирования. Последнее заключается в формировании умений опробовать эти объекты, последовательно выделяя в них все более глубоко заложенные связи и отношения. Можно сказать, что в подобного рода объектах (как искусственных, так и естественных) содержатся определенные дидактические программы, которые реализуются в процессе взаимодействия ребенка с этими объектами. Точнее говоря, такие дидактические программы следует рассматривать как соответствие структуры объекта особенностям развертывания и развития преобразующе-поисковой деятельности детей. Сама структура объекта способствует последовательному усложнению действий с ним, что ведет к выявлению ребенком все более сложных внутренних связей объекта. Особенности данного процесса заключаются в том, что приобретаемые в ходе преобразований объекта знания сразу же используются ребенком для построения более сложных и совершенных преобразований, что в свою очередь ведет к обогащению знаний детей и т. д. Такой процесс самостоятельного движения в объекте, наращивания знаний об объекте захватывает детей и позволяет им по-новому оценить свои возможности в процессе познания скрытых свойств и связей окружающей действительности.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |