Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы организации учебно-познавательной деятельности.



2019-12-29 219 Обсуждений (0)
Формы организации учебно-познавательной деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок




Основное содержание программы реализуется в ходе занятий. Однако образовательный процесс не ограничивается лишь занятиями. Расширение и уточнение знаний происходит в самых разнообразных видах деятельности, которые подробно освещены ниже.

Кроме занятий, в нашем учреждении широко используются беседы с детьми, чтение книг, рассматривание альбомов, фотографий, дидактические игры, моделирование. Эти, уже ставшие традиционными формы, хорошо зарекомендовали себя.

Для систематизации знаний удобно использовать составление коллекций, при этом отрабатываются умения классифицировать и систематизировать объекты, находить общий существенный признак, отличия и т.д. Коллекции оформляются в «ящик интересных находок», мини- музей и т.д. Все это также позволяет решать задачи не только формирования естественнонаучных представлений, но и умственного развития детей. Полезно также составление макетов, панно.

На территории нашего детского сада создана детская метеостанция. Это специально организованное место, где собрано оборудование для наблюдений за погодой, сезонными изменениями, суточными ритмами и т.д. Опыты используются наряду с длительными наблюдениями в природе, в ходе которых дети могут обобщить некоторый объем знаний. В такой деятельности интенсивно развиваются мыслительные процессы детей.

Особенное значение имеют целевые прогулки и экскурсии. Мы, например, имеем возможность сводить детей в прибрежный парк на берегу Томи, в смешанный лес ... Здесь дети приобретают не только новые знания, но и обогащаются новыми впечатлениями, имеют возможность составлять коллекции, разговаривать с разными природными объектами.

Кроме того, формирование элементарных естественнонаучных представлений можно осуществлять в музыкальной и театральной деятельности. При постановке детского спектакля в его содержание можно включить много интересных фактов о природе, о космосе, о людях. Для музыкального сопровождения уместно будет использовать и современную инструментальную музыку. В сценарий можно включить разнообразные знания об условиях жизни на Земле, о разных странах и народах. В театральной постановке большие возможности открываются для нравственного воспитания, а яркая зрелищная форма, очень интересна детям. Подготовка спектакля предусматривает обсуждение с детьми сценария, отдельных эпизодов, а готовую постановку можно показывать ребятам из других групп и детских садов, родителям. Ведь, как утверждают психологи, наибольшую эффективность в усвоении знаний имеют такие формы работы, в которых человек сам обучает и передает знания другим. Дошкольникам редко предоставляется такая возможность, поэтому постановка спектаклей имеет особую ценность.

Работа по ознакомлению дошкольников с элементарными естественнонаучными представлениями должна вестись в системе. Только тогда дети смогут устанавливать связи, опираясь на усвоенные ранее знания. Покажем это на примере. При ознакомлении дошкольников с Солнечной системой, мы рассказываем о звездах и планетах. При этом отмечаем, что свет испускают звезды, Солнце - это звезда. Планеты и их спутники не испускают свет. Луна-спутник Земли. Почему же тогда мы видим, как светится на небе Луна? Чтобы подвести детей к пониманию того, что Луна светит отраженным светом, показываем детям простой опыт – в затемненной комнате освещаем лампой белый и черный лист бумаги, закрепленные на стене. Белый лист отражает свет, мы видим его лучше, чем черный. Так и Луна, отражает солнечный свет, потому что у нее светлая поверхность. Таким образом, дети знакомятся со свойствами света и наглядно видят эти свойства в природе, что способствует созданию целостной картины мира.

Многие знания дети получают из рассказов взрослого, так как не имеют возможности видеть их лично. Так, например, элементарные географические представления, знания о Солнечной системе у детей формируются в основном, со слов взрослых. Однако усвоение подобных знаний невозможно без наглядного сопровождения. Современные средства обучения позволяют сделать этот процесс максимально эффективным. Для этого мы широко используем технические средства обучения – слайды, видеозаписи, компьютерные программы, аудиозаписи. Объемное, качественное изображение позволяет показать дошкольнику разные страны; космос; ускоренная съемка позволяет увидеть длительные процессы и явления, что было бы невозможным осуществить с дошкольниками в реальном времени. Широко используется современная книгоиздательская продукция. Для дошкольников выпущено множество книг энциклопедического и познавательного характера, которые дети с интересом рассматривают.

В работе со старшими дошкольниками может быть предложен метод проектов. Он предполагает поэтапную работу по изучению объектов живой и неживой природы.

1-й этап — выбор исследуемого объекта.

2-й этап — «постановка вопросов»:

1. Какие бывают виды исследуемого объекта?

2. Какие функции выполняют данные объекты?

3. Какими свойствами и качествами обладают?

4. На что влияют?

3-й этап — проведение исследования.

Дети собирают информацию и зарисовывают ее символами на листочках или подбирают картинки, содержащие информацию (с помощью родителей).

4-й этап — подведение итогов.

Факты, собранные детьми и помещенные в кармашках наборного полотна, анализируются и готовится сообщение, которое несколько ребят расскажут на обобщающем занятии.

Очень важен момент сбора информации. Детям необходимо объяснить: прежде чем начать исследование, сначала необходимо подумать. Как только дети согласились с этим — выкладываются карточки с символами, обозначающими данное понятие. Подумав, дети говорят о том, что знают о данном объекте. Ответы быстро фиксируются символами.

Способность изобретать символы и значки свидетельствует о высоком уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития.

Следующий метод — «Спросить у другого человека». Научить ребенка спрашивать и воспринимать информацию — одна из важнейших целей педагогической деятельности. Специалисты в области психологии считают, что умение поставить вопрос часто ценится больше, чем умение его решить.

Используется и метод «Узнать из книг». Необходимо заранее подобрать литературу. Договориться с родителями о том, чтобы они помогали детям подбирать литературу и читали им нужную информацию об исследуемом объекте из справочника, энциклопедий. Нужную информацию читают и воспитатели, при этом фиксируя ее в символах.

Метод «Наблюдение и эксперимент». Проводя наблюдения, например, за растениями, необходимо отметить их особенности, из чего они состоят, какой формы, цвета, размера, каковы на ощупь, какие запахи и звуки издают (задействуем все анализаторы). Можно провести эксперимент. «Что необходимо для роста, в каких условиях быстрее прорастает семя, с чем это связано?»

Собирать информацию следует быстро. Если какой-то метод не идет, необходимо помочь ребенку сгруппировать то, что он уже умеет.

Экспериментирование - важнейший вид поисковой деятельности. Детское экспериментирование — особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н. Поддьяков).

Исследования состояния организации детского экспериментирования в практике работы дошкольных образовательных учреждениях г.Владимира и Владимирской области, проведенное кафедрой дошкольного и начального образования ИУУ, показали, что из 267 опрошенных респондентов – 43 % испытывают затруднения в создании условий для исследовательской активности детей. А именно:

· 47% воспитателей считают, что для организации детского экспери­ментирования нет материально-технической базы в дошкольном об­разовательном учреждении;

· 16% утверждают, что нет или недостаточно методической литерату­ры и разработок по данной теме;

· 13% выделяют такую проблему, как отсутствие педагогических диаг­ностик оценивания уровней овладения детьми экспериментальной деятельностью;

· сложности испытывают в выделении удобного места в группе под уголки экспериментирования для самостоятельной детской деятельности и вре­мени в режиме дня для проведения, соответственно 9% и 5% педагогов.

В ходе исследования определились факторы, препятствующие занятиям детей познавательным экспериментированием - это: запреты со стороны взрослых в 35% случаях, - сниженность познавательных интересов у детей в 25%, - в 45%. - неодобрение со стороны взрослых, если дети сделают что-то, не так (разольют воду, испачкают...)

Долгое время экспериментирование дошкольников не использовалось в достаточной степени системой дошкольного образования, а самостоятельные инициативы детей расценивались как нарушение дисциплины, поскольку, не подверженные контролю, они на самом деле чреваты негативными последствиями.

И родители, и педагоги, не осознавшие значимости данной стадии для становления личности ребенка, идут по самому простому пути: запрещают и наказывают. Этот подход к обучению лежит в основе авторитарной педагогики: взрослый (педагог, родитель) всегда знает, как нужно делать правильно, и постоянно сообщает об этом ребенку. Он требует, чтобы малыш поступал только так, и лишает его права на ошибку, не позволяет ему самому открывать истины, в то время как ребенок даже не предполагает, что его естественная потребность познавать может кем-то не одобряться. На наш взгляд, преобладающей в процессе обучения дошкольников должна быть педагогика сотрудничества. В основе педагогики сотрудничества – создание обстановки, в которой ребенок все может делать самостоятельно.

К этой мысли педагоги идут с разных сторон. По сути, такие идеи, как создание развивающей среды, личностно-ориентированная модель построения педагогического процесса, природосообразное обучение, педагогика сотрудничества, раскрепощение детей, Монтессори-педагогика, детское экспериментирование представляют собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира. Но это, как понимал еще Ж.-Ж.Руссо, может сделать деятельность чересчур убыточной.

Каков же выход из положения?

Выход в одном - в широком внедрении метода организованного и контролируемого детского экспериментирования – дома и в детском саду, индивидуального и коллективного, во всех видах деятельности. И мы широко внедряем метод экспериментирования в нашем учреждении, накапливая практический материал для работы с дошкольниками.

Теория вопроса разработана Н.Н.Поддъяковым, содержание отдельных опытов в последние годы активно разрабатывается и теоретиками и практиками дошкольного образования.

А.Н.Поддъяков (13) анализирует условия, влияющие на успешность экспериментирования. Одним из таких условий являются особенности предлагаемых дошкольникам объектов, вызывающие интерес ребенка и стимулирующие его к комбинированию факторов и анализу их взаимодействия. На основе опыта создания и использования дидактических многофакторных объектов он сформулировал определенные принципы по разработке целостной системы такого рода объектов. (Эти принципы не претендуют на полноту и универсальность.) Построенная в соответствии с ними система является открытой: в нее можно включать новые объекты и исключать или модифицировать имеющиеся в зависимости от возникающих исследовательских или практических задач.

1. Объекты системы являются средством взаимодействия (диалога) "взрослой" и "детской" культур. С одной стороны, разрабатываемые А.Н.Поддъяковым (9) многофакторные объекты стимулируют развертывание деятельности детей в определенном направлении, а с другой - позволяют взрослому интерпретировать ее в терминах факторного экспериментирования. Они содержат в неявном виде по крайней мере три вида знаний и представлений взрослого, а) о многофакторных зависимостях, б) о познавательных возможностях и интересах детей, в) о целях названного выше диалога, включающих в себя как развитие познавательных возможностей детей, так и развитие всех трех видов представлений взрослого.

2. Любой из объектов системы должен содержать в себе возможность постановки задач, различающихся по целям, по способам их достижения, по уровню сложности решения и т.д.

3. Система должна включать в себя объекты с различным сочетанием подсистем двух типов: а) подсистем с однозначными связями, без взаимодействия факторов, б) подсистем со взаимодействием факторов и неоднозначными связями. Наличие подсистем обоих типов, причем в варьирующем соотношении, способствует более глубокому пониманию многофакторных объектов и содержащихся в них зависимостей.

4. Система должна включать в себя объекты с различной степенью объективации: а) возможных факторов, б) их комбинаций, в) процессов взаимодействий факторов, г) результатов этих взаимодействий. Все эти параметры могут быть очевидны или скрыты, а также варьироваться от уровня наблюдаемого механического взаимодействия до уровня взаимодействий, заданных лишь условно (например, в виде логического или математического правила) и т.д.

5. Наиболее простые объекты системы должны строиться на хорошо известном и понятном ребенку материале с использованием минимального числа взаимодействующих факторов и самых простых зависимостей, описывающих эти взаимодействия.

6. Успешному развертыванию деятельности детей по комбинированию факторов и исследованию их взаимодействия способствуют объекты следующего типа. На одиночные воздействия они отвечают такими реакциями, которые рассматриваются ребенком как неполные и неудовлетворительные. Комбинированные воздействия вызывают реакции объекта, значительно отличающиеся от реакций на одиночные воздействия. А именно эффекты одиночных воздействий объединяются в те или иные системы наблюдаемого взаимодействия. По мере нарастания разнообразия комбинированных воздействий объект проявляет все больше таких свойств, восприятие и осмысление которых позволяет ребенку продвигаться в познании и понимании этого объекта.

Другим условием, влияющим на развитие исследовательской деятельности детей, является организация их деятельности, например организация совместного исследования двух детей.

В лаборатории А.Н. Поддъякова использовались специально изготовленные дидактические пособия. В детском саду пока нет таких возможностей. Однако примером работы с многофакторными объектами может служить следующий опыт, используемый в нашем учреждении - выращивание растений в различных условиях. В данном опыте дети наблюдают рост растений в затененном месте, с недостаточным поливом, в прохладном месте, и, для сравнения, растение, растущее при наличии всех необходимых факторов– свет, тепло, влага. Все это доступно пониманию дошкольников, тем более, что они наглядно видят результат.

Вводя соответствующие инновации в ДОУ, мы понимаем, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

- физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;

- природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;

- социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;

- познавательный тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;

- лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами;

- личностный: узнает свои личностные возможности;

- волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;

- поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

Метод детского экспериментирования не труден; он просто непривычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения. Освоить его несложно. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специального оборудования. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы. В программе Н.М.Крыловой и В.Т.Ивановой «Детский сад-дом радости» много примеров детского экспериментирования на бытовом уровне. Например, на занятиях по изобразительной деятельности детям разрешается брать любую бумагу, и если они выбрали неподходящую (например, салфетку для изготовления кораблика), им не делают замечаний и не дают советов: ребенок запомнит свойства бумаги и в следующий раз возьмет такую, какую надо.

В нашем учреждении педагоги широко используют элементарное экспериментирование. Например, исследуют функции органов чувств: можно ли почувствовать запах апельсина, если зажать нос пальцами? Можно ли видеть, если закрыть глаза? Успешно применяется данный метод при исследовании физических свойств предметов, явлений (замерзание, таяние, растворение, испарение и др.) Наш опыт подтверждает, что данный метод повышает эффективность образовательного процесса в детском саду, способствует развитию мышления дошкольников.

В своей практике мы видим, что гораздо сложнее изменить ментальность педагогов. Им хочется, чтобы каждый раз дети все делали правильно, чтобы в итоге их деятельности конечный результат получался качественным. И тот вариант, что у ребенка на занятии ничего не получилось, кажется им совершенно неприемлемым.

Как ни странно, но эффективному использованию метода детского экспериментирования мешает и позитивный фактор – хорошо разработанная методика развития речи. Очень часто после проведения занятия по детскому экспериментированию на вопрос «что было самым трудным?» педагоги отвечают: «молчать». Они привыкли много говорить, хорошо объяснять, давать образцы речи. Все это было бы правильным, если бы не было в педпроцессе доминирующим. Ведь в дошкольном возрасте мышление все-таки является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.

На данный момент наиболее полно раскрыта методика организации наблюдений и экспериментов А.И.Ивановой (4) В ее разработках предлагается классификация наблюдений и экспериментов, выделены сильные и слабые стороны различных видов экспериментов, отмечены особенности естественнонаучных и экологических экспериментов. Очень подробно изложены требования к объектам работы – в своей практике мы определили такие же требования. А.И.Ивановой описаны особенности детского экспериментирования. В своей работе мы часто обращаемся к разработанным ею методическим требованиям к проведению и подготовке экспериментов. Для практических работников полезно ознакомиться с правилами безопасности, изложенными в методичке и учесть типичные недостатки при организации экспериментов, выделенные автором.

Для педагогов-практиков очень ценной является предлагаемая А.И.Ивановой таблица «Структурно-логическая схема формирования навыков экспериментирования в дошкольном возрасте»

Изучая лучший опыт, мы взяли в свою работу такой вид деятельности, как игра-экспериментирование.

Структура проведения игры-экспериментирования:

· Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

· Выдвижение предположений, отбор способов проверки предположений, выдвинутых детьми;

· Проверка гипотез;

· Подведение итогов, выводы;

· Фиксация результатов;

· Вопросы

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно нами используется, — опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт — это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей. Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок. Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой и неживой природы. Так, посадив семена цветов зорьки и календулы в специальные стаканчики, дети наблюдают за их развитием: какое семя быстрее проросло, почему; какое влияние на развитие растений оказывает человек, зависит ли рост цветов от погодных условий. Результаты наблюдений заносятся в специальный календарь. Таким образом, в процессе проведения исследовательской деятельности активно развивается экологическая грамотность детей. Ведь знание экологии подразумевает понимание взаимосвязей в природе, между различными объектами, факторами живой и неживой природы. А эти знания особенно эффективно формируются именно в исследовательской деятельности.

В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:

1. Постановка проблемы (задачи).

2. Поиск путей решения проблемы.

3. Проведение опытов.

4. Фиксация наблюдений.

5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Исследуются и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и пр. Например, предлагаем слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка — сыпучесть.

При изучении свойств магнитов исследуем с детьми, как притягиваются к магнитам предметы из различным материалов (дерево, резина, бумага, пластмасса), из разных металлов (алюминий, медь, железо). Делаем вывод, что магнит притягивает металлы, однако не все, а только те, которые содержат железо.



2019-12-29 219 Обсуждений (0)
Формы организации учебно-познавательной деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы организации учебно-познавательной деятельности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)