Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация исследовательской деятельности в процессе наблюдений.



2019-12-29 241 Обсуждений (0)
Организация исследовательской деятельности в процессе наблюдений. 0.00 из 5.00 0 оценок




В пед.процессе мы широко используем наблюдения. Для этого в нашем учреждении организована экологическая лаборатория, на территории обозначена экологическая тропинка, есть учебно-опытный участок. Все это позволяет постоянно включать детей в процесс наблюдений за окружающей действительностью.

И.П.Павлов считал наблюдательность одним из самых главных качеств исследователя, без которого невозможно сделать ни одного открытия. Наблюдение — очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий.

Сущность наблюдений заключается в чувственном познании природных объектов, через различные формы восприятия — зрительную, слуховую, тактильную, кинестетическую, обонятельную и др.

В содержание наблюдений за объектами неживой природы мы включаем следующие моменты:

— определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности);

— выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.

- изменение объекта в зависимости от изменения факторов внешней среды.

Чем больше органов чувств задействованы в познании, тем больше свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.

Для того чтобы наглядно проследить изменения в живой и неживой природе, происходящие от сезона к сезону, мы используем различные модели календарей природы. Например, в младшей группе – квадрат, разбитый на 4 части – по временам года. В центре его – стрелка, указывающая на времена года. В центре можно также нарисовать дерево, тогда в каждом из квадратов будут отражены изменения этого объекта в зависимости от времени года.

В средней группе можно использовать календарь природы на основе круговой диаграммы. Каждый сектор окрашен в определенный цвет: желтый — осень, белый — зима, зеленый — весна, красный — лето. На этом «волшебном круге» отмечаем те приметы сезона, которые наблюдали дети. В круговой диаграмме сделаны кармашки, надрезы, куда помещаются символы, значки, обозначающие приметы каждого времени года. Знак, символ помогает ребенку обобщать и сохранять информацию. Значки вводятся только после наблюдений.

Используются также календари-таблицы, где каждый день – отдельное окошко. Это позволяет более подробно проводить наблюдения, анализировать определенный отрезок времени.

Можно составить годовой календарь на основе кругов Луллия: концентрические круги в центре показывают сезоны, следующий круг – месяцы, на внешнем круге можно показать основные приметы этого месяца.

Творческое познание природы способствует формированию представлений об основных закономерностях природы. В младшем возрасте это изменяемость времен года и зависимость изменений в живой природе (т.е. в жизни растений и животных) от меняющихся условий неживой природы. Для того чтобы научить малышей выделять простейшие связи в наблюдаемых природных процессах, работу с ними начинают с 4-х лет. В этом возрасте мы развиваем у детей представление об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы (осадки: снег, дождь, град; выделяем свойства песка, воды; части суток: утро-вечер, день-ночь и т.д.), а также знакомим с объектами живой природы: комнатными и дикорастущими растениями, дикими и домашними животными. В результате дети приобретают определенный багаж знаний о мире. У них возникает познавательный интерес к объектам природы, желание узнавать новое о свойствах вещей, активно исследовать их. Они задают вопросы: «Почему осенью улетают птицы? Где зимой живут жучки и бабочки? Почему снег в комнате тает?» В этом возрасте внимание детей становится более устойчивым, они могут довольно долго наблюдать.

Помимо содержания, чрезвычайно важно определить организационно-методические формы проведения наблюдений за объектами природы. Педагогический процесс должен быть построен таким образом, чтобы интерес детей к обитателям уголка возрастал, представления о них постоянно расширялись, а к концу учебного года любой ребенок мог бы быть экскурсоводом по уголку природы. Этим требованиям отвечает циклическое наблюдение, которое организуется в различные режимные моменты повседневной жизни.

Отдельно взятый цикл — это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним, о сезонных изменениях в природе. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует устойчивый познавательный интерес детей к нему. В результате у малышей возникает потребность в новых самостоятельных наблюдениях.

Цикл наблюдений проводится в течение длительного времени. На неделю планируется одно - два наблюдения. Таким образом, цикл из восьми наблюдений может быть реализован в работе, например, со старшими детьми за 1,5-2 месяца. Составление и разработка цикла наблюдений — это творчество педагога: его можно спланировать по-разному (короче, длиннее, с включением самых разных моментов и ситуаций), в цикле всегда учитываются конкретные особенности объекта природы.



2019-12-29 241 Обсуждений (0)
Организация исследовательской деятельности в процессе наблюдений. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация исследовательской деятельности в процессе наблюдений.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)