Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ технико-экономических показателей работы предприятия за 2006–2008 гг. ЗАО «Атлант»



2020-02-03 244 Обсуждений (0)
Анализ технико-экономических показателей работы предприятия за 2006–2008 гг. ЗАО «Атлант» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Производство и сбыт высококачественной продукции, удовлетворяющей потребностям наших клиентов, для получения прибыли в объеме достаточном для развития предприятия до уровня лидирующей мировой компании и проведения разумной социальной политики.

Следование миссии ЗАО «Атлант» возможно только при наличии долгосрочной возможности производить и продавать металлоконструкции. Поэтому основной целью ЗАО «Атлант» является:

– сохранение долговременной конкурентоспособности на мировом рынке металлоконструкций;

– завоевание лидирующих позиций в области разработки и внедрения новых технологий;

– улучшение качества продукции и освоение новых видов продукции для удовлетворения текущих и будущих запросов и ожиданий потребителей;

– сохранение и расширение рынков сбыта и снабжения;

– повышение эффективности производства;

– сокращение вредных воздействий на окружающую среду;

– вовлечение всех работников в процесс управления качеством;

– стимулирование всех работников на достижение целей;

– обеспечение социальной защищенности работников ЗАО «Атлант»;

– постоянное всестороннее развитие компании, предусматривающее замену устаревших технологий и оборудования, использование с максимальной загрузкой существующих и вновь вводимых современных высокотехнологичных, безопасных для окружающей среды производственных мощностей;

– усиление положения на рынке благодаря повышению качества продукции, проведению маркетинговых исследований и выработке рыночной стратегии;

– создание всесторонних гарантий для надежного функционирования ЗАО «Атлант»;

– внедрение энергосберегающих технологий и расширение собственной энергетической базы;

– внедрение системы экологического менеджмента в соответствии с международным стандартом ISO 14001–96;

– улучшение социального климата благодаря увеличению уровня заработной платы и наличия эффективного пакета социальных программ и гарантий;

– создание интегрированной финансово–промышленной структуры с участием ЗАО «Атлант»;

– приобретение предприятий, перерабатывающих в значительных объемах продукцию ЗАО «Атлант» или поставляющих на ЗАО «Атлант» сырье и материалы;

– повышение управляемости предприятием и информационной открытости для инвесторов и акционеров [9, с. 176].

Уставный капитал ЗАО «Атлант» в 2007–2008 гг. составляет 3612 млн. рублей, это значит предприятие не заботится об увеличении уставного капитала, одного из главных источников формирования финансовых ресурсов.

Добавочный капитал в 2006 году составил 6777116 р., в 2007 году составил 6774823 р., в 2008 году составил 6771456 р., что также имеет тенденцию к снижению.

 

Таблица 2.2 – Анализ отчета о прибылях и убытках, главного информационного источника финансовых ресурсов, тыс. р.

 

2006

2007

2008

Абс. Отн Абс. Отн
Выручка от продажи 25678265 31822948 123,93 78364260 305,18
Себестоимость продукции 22959379 28232720 122,97 65316924 284,49
Валовая прибыль 2718886 3590228 132,05 13047336 479,88
Коммерческие расходы 245459 262836 107,08 542448 220,99
Управленческие расходы 1079243 1315228 121,87 2715444 251,61
Прибыль от продаж 1394184 2012164 144,33 9789444 702,16
Прочие операционные доходы 7907614 14876760 188,13 37854348 478,71
Прочие операционные расходы 7950602 15510628 195,09 38476768 483,95
Внереализационные доходы 616443 322368 52,29 1731756 280,93
Внереализационные расходы 528245 508700 96,30 1098952 208,04
Прибыль до налогообложения 1122286 792068 70,58 8911476 794,05
Чистая прибыль 805043 448244 55,68 6786760 843,03

 

Анализ тенденции изменения выручки от реализации продукции, себестоимости продукции и валовой прибыли выглядит следующим образом (рисунок 2.1):

На основе анализа отчета о прибылях и убытках видно, что предприятие имеет довольно прогрессирующую кривую развития, и похоже не собирается сдавать свои позиции.


Рисунок 2.1 – Анализ тенденции изменения выручки от реализации продукции, себестоимости продукции и валовой прибыли

 

На рисунке 2.2 отражен анализ тенденции изменения коммерческих расходов, управленческих расходов и прибыли от продаж

 

Рисунок 2.2 – Анализ тенденции изменения коммерческих расходов, управленческих расходов и прибыли от продаж

 

Анализ тенденции изменения прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли указан на рисунке 2.3.

 


Рисунок 2.3 – Анализ тенденции изменения прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли

 

А теперь рассмотрим, куда предприятие распределяет свои финансовые ресурсы, и проследим динамику изменения внеоборотных активов, оборотных активов и капитала, показанную на рисунке 2.4

 

Рисунок 2.4 – Динамика изменения внеоборотных активов, оборотных активов и капитала

 


Таблица 2.3 – Анализ тенденции изменения внеоборотных активов оборотных активов и капитала в абсолютных и относительных величинах

 

2006 год

2007 год

2008 год

Абс. Относ. Абс. Относ.
Внеоборотные активы 7118331 8423225 118,33 9167204 128,78
Оборотные активы 5725279 8164515 142,60 11047428 192,96
Капитал 3316041 4121084 124,28 4233145 127,66

 

Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что предприятие свои финансовые ресурсы в большей степени направляет в оборотные активы, а точнее в сырьевые запасы (2006 год – 35%, 2007 год – 39%, 2008 год – 45%), затем вкладывает во внеоборотные активы, а точнее в основные средства (2006 год – 44%, 2007 год – 41%, 2008 год – 37%) остатки финансовых ресурсов ЗАО «Атлант» вкладывает в увеличение капитала (2006 год – 21%, 2007 год – 20%, 2008 год – 18%).

Отсюда следует, что ЗАО «Атлант» своими целями преследует получение прибыли в большей степени из увеличения объёмов производства, в меньшей степени вкладывая в увеличение производственной базы, и увеличение капитала предприятия. Что в конечной степени даст о себе знать, так как, не вкладывая в расширение производства и увеличение собственного капитала, рано или поздно производственные мощности устареют и морально и физически, а резервов капитала не хватит для его обновления и восстановления. Хотя на сегодняшний день предприятие имеет достаточно новое и современное оборудование, и хочется надеяться, что ЗАО «Атлант» успеет своевременно сориентироваться с заменой и ремонтом оборудования для своих производственных нужд и рыночных потребностей.

Воспроизводственные процессы весьма сложны. Это в полной мере относится к основным фондам предприятия. Если коэффициент обновления больше коэффициента выбытия, то происходит расширенное воспроизводство основных фондов.

Источником финансирования простого воспроизводства основных фондов должен быть амортизационный фонд − накопленные амортизационные отчисления за период функционирования объекта.

Однако при нестабильной экономике, в частности, в периоды кризисов и депрессий, сопровождающиеся высокими темпами инфляции, когда индексация не успевает за ростом цен на средства производства, а, значит, не покрывает удорожание их стоимости, амортизационный фонд недостаточен даже для простого воспроизводства выбывающих фондов. Поэтому в этих условиях на предприятии обязательно должны быть привлечены и другие источники финансирования – прибыль, кредиты банков.

Проблема интенсивного воспроизводства основных фондов особо остро стоит перед предприятием «Атлант» по причине высокой степени их физического и морального износа.

Все резервы повышения эффективности использования основных фондов можно свести к двум группам резервов – интенсивным и экстенсивным в соответствии с показателями аналогичного характера.

На уровень и динамику эффективности использования основных фондов влияют многочисленные факторы. Однако для предприятия «Атлант» наиболее важным и определяющим относятся такие факторы, как сырьевой, научно-технический прогресс, формы организации производства, размещение, организационно-экономический механизм функционирования предприятий отрасли.

Факторы и резервы повышения эффективности производства определяют и конкретные пути их реализации.

В условиях рынка при наличии стабильного спроса на продукцию отрасли и сырьевых ресурсов на их производство пути улучшения использования основных фондов определяются необходимостью реализации резервов наиболее полной загрузки оборудования.

Уровень рентабельности производства ТП в 2008 году составил 20,58%, по сравнению с 2007 годом рентабельность снизилась на 16,29% (2007 г. – 36,87%).

Анализ производственно-финансовой деятельности МЗХ за 2008 год.

Для оценки финансового состояния предприятия используется ряд показателей, наиболее важными и показательными из которых являются ликвидность и платежеспособность баланса предприятия. Именно эти показатели помогают оценить реальную способность организации своевременно и в полном объеме погашать все свои краткосрочные обязательства без ущерба для процесса производства.

В процессе анализа все статьи бухгалтерского баланса условно подразделяют на группы по степени ликвидности (таблица 2.4).

 

Таблица 2.4 – Анализ ликвидности баланса, млн. р.

 

Как показывают данные таблицы 2.4, структура баланса за 2008 год является более чем удовлетворительной. Наиболее ликвидные и быстрореализуемые активы в сумме превышают размер краткосрочных обязательств в три с половиной раза, что говорит о высокой платежеспособности предприятия, о наличии достаточного объема свободных ресурсов для погашения обязательств. В том числе и долгосрочных.

Анализируя данные баланса в динамике за год, заметно значительное перераспределение сумм в первых двух группах, что свидетельствует о сокращении денег на расчетных счетах и увеличении дебиторской задолженности к концу истекшего года. Данная ситуация не является благоприятной для предприятия в случае долгосрочной перспективы. Но в условиях анализируемого периода она не влечет за собой значительного снижения платежеспособности, о чем говорит и приведенная ниже система коэффициентов.

 

Таблица 2.5 – Коэффициенты, характеризующие финансовое состояния МЗХ за 2008 год

 

Из-за перераспределения средств по статьям актива баланса в 2008 году произошло падение маневренности функционирующего капитала, что повлекло за собой снижение коэффициента абсолютной ликвидности. Данный коэффициент, наиболее жестко характеризующий работу предприятия, и показывает, какую долю краткосрочных обязательств организация может погасить немедленно. Как видно из таблицы 2.5, на конец года данная способность предприятия снизилась примерно на 30%, но, тем не менее, даже такое значение коэффициента существенно превышает критический уровень.

В сложившихся рыночных условиях платежи, как и денежные поступления предприятия, растянуты во времени и не требуют немедленного погашения. Поэтому достаточно показательными являются коэффициенты промежуточной и текущей ликвидности, отражающие способность организации гасить долги с учетом будущих поступлений за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, а также за счет всех оборотных активов предприятия. Данные коэффициенты имеют положительный прирост за истекший период и имеют значения, значительно превышающие нормативный минимум, что показывает устойчивое финансовое положение предприятия.

Таким образом, подводя итог вышесказанному можно отметить, что в последнее время платежеспособность предприятия неуклонно растет и, несмотря на колебания структуры активов, остается на достаточно высоком уровне. На конец 2008 года коэффициент платежеспособности составил 3,55, что выше прошлогоднего значения на 0,36 пункта и выше обязательного нижнего порога в 3,5 раза.

Наращивание объемов выпуска и реализации продукции повлекло за собой естественное увеличение размера оборотных активов. Это можно объяснить, прежде всего, вводом в действие нового оборудования, что дало прирост и по внеоборотным активам, сохранив практически равновесие в валюте баланса.

Положительно характеризует финансовую стратегию предприятия коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами. К концу анализируемого периода он достиг величины 0,74. Столь высокое значение показывает возможность организации достаточно легко, не используя заемные средства, обеспечить бесперебойную работу предприятия.

Однако не все показатели, характеризующие состояние оборотных средств имеют положительную окраску. Значительно возросла сумма дебиторской задолженности. Ее превышение над кредиторской к концу года составило 59 108 млн. р. На фоне незначительного прироста кредиторской задолженности сложившаяся ситуация говорит о существенном перетекании абсолютно ликвидных оборотных средств на расчетных счетах в дебиторскую задолженность. Что, фактически, свидетельствует о временном извлечении из текущего хозяйственного оборота значительной доли оборотных средств и предоставлении предприятиям-должникам беспроцентного коммерческого кредита. Однако данная ситуация является допустимой для предприятия.

Анализируя состояние оборотных средств нельзя обойти вниманием такой важный критерий оценки эффективности использования оборотных активов, как их оборачиваемость (таблица 2.6).

Продолжительность оборота составила 14 дней.

 

Таблица 2.6 – Оборачиваемость оборотных средств

Наименование показателя 2007 год 2008 год
Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала 3,8 3,2
Продолжительность оборота, дни 94 113
Продолжительность оборота запасов 34 38
В том числе:    
сырье, материалы 29 33
Готовой продукции 9 13
Продолжительность оборота налогов по приобретенным ценностям 5 7
Продолжительность оборота дебиторской задолженности 17 39
Продолжительность оборота денежных средств 28 14

 

Как видно из приведенной выше таблицы 2.6, в 2008 году произошло падение оборачиваемости оборотного капитала. В следствии этого сумма дополнительно вовлеченных в оборот средств в 2008 году составила 40573 млн. р. Замедление оборачиваемости произошло по причине увеличения рассрочки платежа потребителям за отгруженную продукцию, что дало значительный прирост дебиторской задолженности и увеличило срок оборота всех оборотных активов.

Подводя итог, можно отметить, что не смотря на небольшие трудности с оборачиваемостью оборотных активов, на начало 2008 года МЗХ является стабильным, платежеспособным предприятием. Состояние его финансовых ресурсов, их распределение и использование обеспечивает бесперебойную работу, развитие предприятия, а так же его финансовую устойчивость, независимо от внешних источников финансирования.

На начало 2008 года 49,3% в имуществе предприятия составляли основные фонды (коэффициент реальной стоимости имущества). За истекший период доля основных фондов в активах баланса увеличилась на 6,3%, а ее стоимостное выражение увеличилось на 25,7% (81 185 млн. р.). Данный рост связан, главным образом, с закупкой и вводом в эксплуатацию нового производственного оборудования. Линия окраски корпусных деталей холодильников, линия изготовления и теплоизоляции шкафов холодильников, комплекс оборудования по изготовлению листо-трубных и проволочно-трубных испарителей и др.

 

Таблица 2.7 – Основные средства предприятия, млн. р.

 

За 2008 год структура основных средств не претерпела существенных изменений. Однако, не смотря на ввод в эксплуатацию значительного количества нового оборудования, за счет выбытия большого объема активной части основных средств (92, 6% от всех выбывших основных средств) произошло небольшое, 2%, снижение его доли в общем объеме производственного потенциала предприятия. В долгосрочной перспективе снижение этого показателя расценивается как неблагоприятная тенденция.

По сравнению с прошлым годом, за анализируемый период произошло падение рентабельности основных средств. С 53,7% за 2007 год до 31,9% за 2008. Что объясняется сложившейся экономической ситуацией, повлекшей за собой увеличение себестоимости продукции, и ценовой политикой, ориентированной на снижение цен в целях повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции.

На предприятии ведется работа по постепенной замене устаревшего оборудование на новое. И с каждым годом доля обновленного оборудования неуклонно растет.

Эффективность функционирования предприятия зависит не только от состояния его основных фондов, платежеспособности и ликвидности. Одной из наиболее важных и показательных характеристик работы предприятия является размер получаемой прибыли. Структуру этого показателя отражает таблица 2.8:

 

Таблица 2.8 – Прибыль от реализации продукции, работ, услуг, млн. р.

Показатель 2007 год 2008 год Отклонение Темп роста, %
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг 169465 126634 –42831 74,7
Сальдо внереализационных доходов и расходов 275 4672 4397 1698,9
Сальдо операционных доходов и расходов –14673 –21446 –6773 146,2
Налоги и сборы из прибыли 31506 26757 –4749 84,9
Чистая прибыль 123561 83103 –40458 67,3
Льготированная прибыль 70082 53547 –16535 76,4
Нераспределенная прибыль 53479 29556 –23923 55,3

 

Как показывает таблица 2.8 за истекший год наблюдается значительное падение общей массы прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности МЗХ. Ее объем снизился на 42831 млн. р., и составил 126634 млн. р., что ниже прошлогоднего уровня на 25,3%. В результате этого падения, снизились объемы как чистой, так и нераспределенной прибыли. Таким образом, за истекший период предприятие получило на 40458 млн. р. или 32,7% меньше чистой прибыли, чем в прошлом году.

Главной причиной сложившейся негативной ситуации явился опережающий рост затрат (118,6%) над темпом роста выручки (109,6%). Виной такого соотношения явились, с одной стороны, рост цен на основные материалы, рост амортизационных отчислений после ввода в действие большого количества дорогостоящих основных фондов, рост заработной платы. Все эти причины повлекли за собой существенное увеличение себестоимости выпускаемой продукции. В свою очередь, с другой стороны, снижение покупательского спроса, переход на новую систему налогообложения, мероприятия по увеличение конкурентоспособности продукции привели к значительному снижению цен (преимущественно в регионы Российской Федерации), что снизило объем полученной предприятием выручки.

Таким образом, ввиду вышеперечисленных причин, произошло падение прибыльности работы предприятия и, как следствие, снижение показателей рентабельности.

Рентабельность реализованной продукции: отражает размер прибыли на 1 р. затрат на производства и сбыт. На конец 2008 года рентабельность по реализованной продукции составила 20,9%, в то время как прошлогодний уровень достигал 33,1%.

Рентабельность продаж: определяет размер прибыли на рубль реализации. В 2007 году она составляла 24,3%, в 2008 году 16,7%.

Рентабельность капитала: определяет эффективность имущества и составляет в 2007 году 28,8%, в 2008 году 16,3%

Рентабельность собственного капитала: отражает размер прибыли, приходящийся на 1 рубль собственного капитала. В 2007 году 33,0%, 2008 году 18,1%.

Дебиторская задолженность увеличилась на 45 922 млн. р. или на 183,3%. Ее удельный вес в валюте баланса увеличился с 8,63 до 14,18%. Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств остался большой, она составляет на начало года 24,38% на конец года 41,1%. Рост дебиторской задолженности явление нежелательное для предприятия, так как завод предоставляет беспроцентный товарный кредит потребителям своей продукции, изымаются из оборота свободные денежные средства.

На 01.01.2007 года дебиторская задолженность превышает кредиторскую на 59 141 млн. р. Финансовая устойчивость предприятия зависит от коэффициента соотношения кредиторской и дебиторской задолженности. Соотношение кредиторской и дебиторской задолженности составляет на начало года 72,63% на конец года 41,47%. Принимая во внимание то, что средняя продолжительность погашения дебиторской задолженности в 2008 году составляет 37,1 дней, а продолжительность использования кредиторской задолженности 19,5 дней можно отметить, что МЗХ потребовалось дополнительного вовлечения в оборот денежных средств, что негативно оценивается для предприятия и потребовало вовлечения в оборот дополнительных средств в сумме 36 789 млн. р. Увеличение дебиторской задолженности произошло за счет изменения условий расчетов за готовую продукцию, и вступления с 01.01.2008 года Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской федерации «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, оказании услуг». Задолженность бюджета по НДС на 01.01.2007 года составила 18 447 млн. р.

Дебиторская задолженность на 01.01.2007 года составила 101 052 млн. р. В том числе по поставщикам задолженность 8 815,6 млн. р., по подрядчикам 15 532,7 млн. р. Задолженность по отгруженной продукции и прочей реализации 41 815,2 млн. р., из нее просроченной 174,7 млн. р., в том числе по готовой продукции и запасным частям 144,7 млн. р.: это г. Мядель ЧТУП УП «Мядельский промторг» 12,2 млн. р., г. Витебск ГКУП ООБ «Культторг» 18,3 млн. р., г. Брест КУОРП «Культбытхозторг» 19,8 млн. р., г. Круглое ОО БелОИ ППУП «Электротехтовары» 9,7 млн. р., г. Тихорец предприниматель Семенко Ю.Г. 22,9 млн. р., г. Брест РУП «Рембыттехника» 5,3 млн. р., г. Минск РУП «Фирменная торговля Минпрома» 8,7 млн. р., г. Молодечно ЧУП «Кооппромторг» 10,2 млн. р. По прочей реализации имеется просроченная задолженность по г. Минску ООО «Рудмакс» 20 млн. р., г. Минск БПНТО «Старт» 10 млн. р. Прочая дебиторская задолженность1 708,3 млн. р. в том числе: ООО «Шапчицы-Агро» 456 млн. р.

Кредиторская задолженность на 01.01.2007 составила 41 911 млн. р., из нее имеется просроченная задолженность свыше трех месяцев за материалы 112,2 млн. р., за готовую продукцию и запасные части 111,1 млн. р.

В соответствии с приказом Министерства от 13.04.2008 г. №195 предприятию было доведено задание по сокращению просроченной кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2007 года 15% против 01.01.2008 года, фактическое сокращение просроченной кредиторской задолженности составило 37%.

В 2008 году расчеты с бюджетом МЗХ производились своевременно и в полном объеме. Начислено налогов в бюджет и внебюджетные фонды 137 885 млн. р., что составляет 16,26 к выручке. В 2008 году было начислено 207 639 млн. р., что составило 24,8% к выручке. Перечислено налогов в бюджет и внебюджетные фонды в 2008 году (за минусом вычетов по НДС) 38 557 млн. р.

Отпускные цены на продукцию МЗХ ЗАО «Атлант» для реализации на внутренний рынок формируются на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей, прибыли, с учетом качества и конъюнктуры рынка в соответствии с «Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов», утвержденным Минэкономики Республики Беларусь от 22.04.99 г. №43 с последующими изменениями и дополнениями.

Увеличение цен на внутреннем рынке связано с ростом цен на импортируемые материалы из стран дальнего зарубежья и от российских поставщиков (как минимум на 18% из-за изменения принципа взимания НДС).

Индекс роста потребительских цен в 2008 году был определен на уровне 0,6–0,8% в среднем за месяц. По всем реализуемым моделям холодильников и морозильников на территории Республики Беларусь этот уровень был соблюден.

Индекс роста цен на производимую продукцию за 2008 год ниже индекса роста цен за 2007 год, это обусловлено выполнением задания по обеспечению прогнозного показателя прироста потребительских цен, доведенного вышестоящими государственными органами.

При формировании цен на продукцию МЗХ ЗАО «Атлант», поставляемую в страны СНГ и дальнего зарубежья, учитываются два предела:

– нижний предел – отпускная цена завода с требуемой рентабельностью;

– верхний предел – реальный уровень розничных цен, по которым может реализовываться продукция завода.

Нижний предел определяется отделом планирования и экономического анализа исходя из затрат и норм рентабельности. При определении верхнего предела розничной цены учитываются факторы:

− уровень цен конкурирующих марок;

− уровень качества сопоставляемой продукции;

− размеры рынков, объемы продаж, платежеспособность покупателей;

− сезонные и другие факторы.

На основании анализа этих факторов планируется по регионам верхний предел розничных цен, система оплаты, условия поставки и т.д., позволяющие реализовать всю программу выпуска.




2020-02-03 244 Обсуждений (0)
Анализ технико-экономических показателей работы предприятия за 2006–2008 гг. ЗАО «Атлант» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ технико-экономических показателей работы предприятия за 2006–2008 гг. ЗАО «Атлант»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)