Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лабораторная работа № 2



2020-02-03 803 Обсуждений (0)
Лабораторная работа № 2 0.00 из 5.00 0 оценок




Разработка программы мотивации на основе анализа

Потребностей и мотивационного потенциала

 

Цель лабораторной работы: овладение навыками разработки средств мотивации членов трудового коллектива.

Общие положения.

В общем виде мотивация к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определённых действий. В основе этих движущих сил лежат потребности человека. Потребность – это внутреннее побуждение человека, вследствие, физиологического или психологического недостатка чего-либо.

Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определённым действиям, путём пробуждения в нём определённых мотивов. Роль рычагов воздействия, вызывающих действие определённых мотивов, выполняют стимулы. В качестве последних могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия, или что он желал бы получить в результате определённых действий.

Стимулирование – это процесс использования различных стимулов для мотивирования людей. Формы стимулирования:

- моральное стимулирование: предмет потребности – престиж, авторитет;

- материальное стимулирование (денежное или не денежное): предмет потребности – набор жизненно важных для объекта материальных благ;

- стимулирование временем: предмет потребности – творческие элементы в труде, возможность участия в управлении, перспективы продвижения по службе и т.п.


Потребности са-                                                               

мовыражения                                                                                                

                                                                                        вторичные

потребности при-                                             (приобретённые)

знания                                                                         потребности

 

социальные потре-

бности

 

потребности безо-

пасности                                                                     первичные

                                                                                     (врождённые)

физиологические пот-                                        потребности

ребности

 

Рис. 3.1  «Пирамида потребностей» А.Маслоу [17]

Содержание и порядок выполнения работы

Задание 1

1. В ходе выполнения работы необходимо выявить главные потребности членов учебной группы и разработать способы мотивации, соответствующие индивидуальным потребностям каждого человека.

2. Заполнение бланка ответов (определение главных потребностей на основе тестирования). В процессе тестирования каждый студент индивидуально проводит попарное сравнение приведённых ниже утверждений и заполняет «Бланк для ответов». Для его заполнения сначала сравните первое утверждение со вторым, затем с третьим и так далее, и результаты сравнения впишите в первую колонку таблицы. Например, если при сравнении первого утверждения со вторым предпочтительным для Вас является второе, то в начальную клетку первой колонки вносите цифру 2, если первое – цифру 1.

Затем переходите ко второму утверждению, сравнивая его с третьим, четвертым и т.д., а результаты внесите во вторую колонку.

Подобным образом проработайте со всеми 15-ю утверждениями и заполните бланк ответов. Рекомендуется перед каждым утверждением произнести: «Я хочу …»

Утверждения:

  1. Добиться признания и уважения.
  2. Иметь тёплые отношения с людьми.
  3. Обеспечить себе будущее.
  4. Зарабатывать на жизнь.
  5. Иметь хороших собеседников.
  6. Упрочить своё положение.
  7. Развивать свои силы и способности.
  8. Обеспечить себе материальный комфорт.
  9. Повышать уровень мастерства и компетентности.
  10. Избегать неприятностей.
  11. Стремиться к новому и неизведанному.
  12. Обеспечить себе положение и влияние.
  13. Покупать хорошие вещи.
  14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.
  15. Быть понятым другими.

 

3. Подсчитайте количество выборов, выпавших на каждое утверждение (т.е. подсчитайте в бланке для ответа, сколько раз встречается число 1, 2 и т.д. до числа 15). Выберите пять утверждений, получивших наибольшее число выборов, и расположите их в порядке убывания. Это и будут Ваши главные потребности.

4. Выявление степени удовлетворённости потребностей по А. Маслоу. При выборе способов мотивации поведения целесообразно установить, какие из потребностей являются неудовлетворёнными. Подсчитайте суммы выборов по пяти секциям:

- материальные потребности: 4 + 8 + 13 (т.е. сложите количество числа 4, числа 8, числа 13);

- потребности в безопасности: 3 + 6 + 10;

- потребности в контактах с людьми: 2 + 5 + 15;

- потребности в признании: 1 + 9 + 12;

- потребности в самореализации: 7 + 11 + 14.

 

Бланк для ответов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
                           

 

                           
                       

 

                     

 

                   

 

                 

 

               

 

             

 

           

 

         

 

       

 

     

 

   

 

   

 

5. Подсчитав суммы баллов по каждой из пяти секций, отложите эти значения по вертикали соответственно числам 1, 2, 3, 4, 5 (т.е. по пяти основным потребностям). Числа 14, 28 и 42 означают сумму баллов по вертикали и соответствуют определенным зонам удовлетворенности потребностей: зона неудовлетворённости, зона частичной неудовлетворённости, зона удовлетворённости.

6. Для потребностей, которые неудовлетворенны или удовлетворены частично, необходимо разработать индивидуальные для каждого из Вас способы стимулирования, позволяющие в наибольшей степени мотивировать Вас к эффективной деятельности. Результаты отразите в табл.3.3.

Таблица 3.3

Потребности Способы стимулирования
1. 1. 2. 3.
2.   и т.д. 1. 2. 3.

Задание 2. Оценка мотивационной ориентации

Оцените себя: на удовлетворение каких потребностей работников ориентирована Ваша практика управления? (табл. 4.4).

Методические указания: по каждому утверждению (вопросу) обведите кружком цифру, отражающую степень Вашего согласия с ним, с соответствии с приведенной шкалой:

+3 – совершенно согласен;

+ 2 – в основном согласен;

+ 1 – скорее согласен, чем не согласен;

0 – не могу сказать, согласен или нет;

- 1 – скорее не согласен, чем согласен;

- 2 – в основном не согласен;

- 3 – совершенно не согласен.

Проанализировав полученные результаты, Вы увидите, какой удельный вес в процессе руководства подчиненными Вы приписываете каждой из потребностей в иерархии А. Маслоу. Может быть, Вы слишком большой упор делаете на какую-то одну категория потребностей, недооценивая другие.

Задание 3

Для того чтобы увидеть, как могут влиять на мотивацию организация работы и ее содержание, проанализируйте собственную работу (учебу) с точки зрения ее мотивационного потенциала, к характеристикам которого относят: разнообразие, целостность, значимость, самостоятельность, обратную связь.

1) Для характеристик выберите оценку, наиболее полно отражающую Ваше мнение, и обведите ее кружком.

1. Разнообразие работы (учебы). Насколько разнообразна Ваша работа (учеба)? В какой мере она связана с выполнением различных функций и требует от Вас разнообразных навыков и способностей?

1----------- 2----------3 ------------- 4---------- 5 ------------ 6---------7

Мало разнообразна. Работа заключается в выполнении одних и тех же рутинных операций Умеренно разнообразна Очень разнообразна. Работа вынуждает меня выполнять много разных дел с использованием ряда навыков и способностей

 

2. Целостность, законченность работы (учебы). Насколько целостной и законченной является Ваша работа или учеба? Другими словами, является ли Ваша работа определенным результатом или составляет лишь небольшую часть общего объема и завершается другими людьми или машинами?

1----------- 2----------3 ------------- 4---------- 5 ------------ 6---------7

Моя работа – лишь малая часть общего объема работ, и результат моей деятельности сложно или нельзя выделить в конечном продукте или услуге Моя работа - довольно весомый блок в общем объеме работ, и мой вклад можно увидеть в конечном продукте Я обязан выполнять все задание целиком – от начала до конца. Результаты моей деятельности легко просматриваются в конечном продукте или услуге.

 

3. Значимость работы (учебы) Насколько важна Ваша работа (учеба)? Могут ли результаты Вашей работы или учебы существенно повлиять на жизнь или благополучие других людей?

1----------- 2----------3 ------------- 4---------- 5 ------------ 6---------7

Не очень важна. Результаты моей работы вряд ли окажут влияние на других людей Относительно важна Очень важна. Ее результаты могут весьма серьезно повлиять на других людей

 

4. Самостоятельность в работе (учебе). Насколько Вы самостоятельны в процессе выполнения работы? В какой мере работа позволяет Вам самостоятельно решать, как ее выполнять?

1----------- 2----------3 ------------- 4---------- 5 ------------ 6---------7

Мало самостоятелен. Работа почти не дает мне права принятия решений, когда и как ее выполнять     Достаточно самостоятелен. Многие элементы находятся вне моего контроля, но некоторые решения я могу принимать самостоятельно Очень самостоятелен. Я могу принимать решения, когда и как выполнять работу.

        

5. Обратная связь в работе (учебе). В какой степени сама работа (учеба) предоставляет вам информацию об эффективности вашей трудовой деятельности? Дает ли работа (учеба) информацию о том, насколько она Вам удается, независимо от обратной связи со стороны коллег и руководства?

1----------- 2----------3 ------------- 4---------- 5 ------------ 6---------7

В очень малой степени. Работа организована так, что я могу работать долго, не зная, как идут у меня дела В достаточной степени. Иногда выполнение работы дает мне обратную связь, иногда нет. В ходе работы я почти всегда имею сведения о том, как идут дела.

 

2) Чтобы получить представление о мотивационном потенциале Вашей работы (учебы), подставьте выставленные для каждой характеристики баллы в приведенную ниже формулу:

 

                   Р + Ц + З

МП = ----------------- * С * О,

                 3

где Р – разнообразие работы,

Ц – целостность работы,

З - значимость работы,

С – самостоятельность работы,

О – обратная связь в работе.

 

3) Получив значение Вашего мотивационного потенциала, сделайте выводы, используя следующую информацию. Например, для США значение усредненного потенциала для разных видов работ составляет 130 единиц.

4) Изобразите графически мотивационный потенциал своей работы. Для этого используйте полученные Вами результаты при оценке потенциала. На графике указаны средние по США показатели соответствующих характеристик работы разных профессий. Сравните свой график с приведенным (рис. 3.2). Если получены низкие результаты, то это свидетельствует о низкой мотивации, но это не связано с организацией труда; необходимо задуматься о возможности обогащения работы.

5) Ответьте на следующие вопросы.

Какие выводы можно сделать из выявленных отличий в мотивационном потенциале усредненных и личных профилей оценки работы (учебы)? Что необходимо сделать для повышения уровня своей мотивации к выполнению работы? Какие способы самомотивации Вы используете для выполнения работы (4 – 5 способов)?

Содержание отчёта по лабораторной работе:

а) название и цель лабораторной работы;

б) перечень утверждений м заполненный «Бланк ответов»;

в) вывод о составе главных потребностей и степени удовлетворённости потребностей;

 

7     6  
6       5,2
5            4,2 4,8   5
4        
3        
2        
1        

0

Р                Ц                     З                     С                 О

Рис. 3.2 График мотивационного потенциала

 

г) перечень способов стимулирования, обеспечивающих наибольшую мотивированность студента;

д) оценка Вашей мотивационной ориентации в процессе руководства людьми;

е) анализ мотивационного о;

ж) сравнение результатов заданий 1-3;

з) общий вывод по лабораторной работе.




2020-02-03 803 Обсуждений (0)
Лабораторная работа № 2 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лабораторная работа № 2

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (803)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)