Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классного руководителя



2020-02-03 225 Обсуждений (0)
Классного руководителя 0.00 из 5.00 0 оценок




Организация работы

                                

 

Система учреждений профессионального образования осуществляет подготовку к определенным видам труда в экономической и социальной сферах общества, не только обеспечивает общественное производство квалифицированными кадрами, но и создает условия для дальнейшего продвижения личности в системе образования.

Для всех уровней современного образования характерно наличие проблем, связанных с их воспитательными функциями. Одна из них - проблема воспитания, его качественного определения и целенаправленного развития. Для средних профессиональных учебных заведений воспитание можно определить как целена­правленный процесс формирования социально ценных свойств личности, а цель воспитания - как формирование социально цен­ных свойств личности, необходимых для жизни в обществе. Качество учебно-воспитательного процесса является повседневной заботой педагогов всех уровней.

Наличие в образовательном учреждении воспитательной системы, выполняющей консолидирующую роль, дает возможность более качественно заниматься вопросами, связан­ными с подготовкой специалистов, и быть более конкурентоспо­собным в сфере образовательных услуг.

 

            Методические рекомендации по организации

   воспитательной работы в образовательном учреждении

 

Воспитательная система образовательного учреждения охватыва­ет учебный процесс, внеурочную жизнь студентов, их деятельность и обще­ние за пределами учреждения, направленные на обеспечение возможно более полного всестороннего развития личности, фор­мирования его самостоятельности и ответственности, гражданского ста­новления.

Мы рассматриваем воспитание как процесс:

ü целенаправленного формиро­вания личности, в современном понимании - процесс эффективного взаимодействия воспитателей и воспитанников, направлен­ный на достижение заданной цели;

ü  где проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы;

ü обусловленный ди­намичностью, изменчивостью, длительностью;

ü непре­рывного, систематического взаимодействия воспитате­лей и воспитанников;

ü комплексный: единство целей, задач, содержания, форм и методов подчиненных идее целост­ности формирования личности;

ü имеющий двусторонний характер: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от вос­питанника к воспитателю (обратная связь).

 

Состав организаторов воспитательного процесса:

· заместители директоров по воспитательной работе,

· классные руководители,

· кураторы групп,

· педагоги-организаторы,

· педагоги-психологи,

· социальные педа­гоги,

· педагоги дополнительного образования,

· воспитатель в общежитии.

В практике современных образовательных учреждений сложилось несколько концепций классного руководства: традиционный класс­ный руководитель, освобожденный классный руководи­тель, куратор параллели.

        Функционально педагогическое руководство осуществ­ляется:

ü в первичном коллективе (группе) - классным руково­дителем;

ü в курсовых параллелях - организатором деятельности ступени;

ü  в объединениях - педагогом дополнитель­ного образования, руководителем объединения.

ü общее руководство осуществляет заместитель директора по вопросам воспитания.

Воспитательные функции призва­ны выполнять все педагогические работники.

Непосредственно организация учебно-воспитательного процесса воз­лагается на классного руководителя (куратора).

Классный руководитель - центральное лицо воспитательного процесса. Он ставит те же воспитательные цели, что и все педагоги - формирование личности, способной строить жизнь, дос­тойную человека. Но основой его работы является индивидуальное фор­мирование каждого воспитанника как личности, способной строить свою жизнь. Классный руководитель, в отличие от всех педагогов, озабочен духовным обогащением и взращиванием личности, другие педагоги имеют цели частные и тактические, так как все, что они делают как профессионалы, касается оснащения учащегося средствами жизни - умениями, знаниями, навыками, привычками, предметными способностями. Классное руководство слагается из работы по орга­низации жизнедеятельности студентов, наполненной постоянным реше­нием проблем жизни человека и личных проблем воспитанников.

Воспитательная работа классного руководителя - работа творче­ская. Успех ее зависит от педагогического мастерства воспитателя, от знания им индивидуальных особенностей своих воспитанников, от воспи­тательных и педагогических задач коллектива.

Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, пла­нируемая деятельность, строится на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, пози­тивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода, с учетом актуальных задач, стоящих пе­ред педагогическим коллективом, и ситуации в кол­лективе группы, этнических, межконфессиональных отношений. Принимается во внимание уровень воспитанности обу­чающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфика семейных обстоятельств. Классное руководство слагается из работы по орга­низации жизнедеятельности учащихся, наполненной постоянным реше­нием проблем жизни человека и личных проблем воспитанников. Классный руководитель необходим в сложном коллективе студентов или на ступенях 1 и 2 курсов. Кураторство целесообразно в выпуск­ных курсах или ситуации хорошо развитого и достаточно зрелого коллектива.

 

                        Принципы деятельности классного руководителя:

Ø Принцип коллегиальности: участие в организации воспитательного процесса самих воспитанников, их родителей, педагогов.

Ø Принцип системности: взаимодействие всех участников воспита­тельного процесса в системе

Ø Принцип целесообразности: выбор кон­кретных форм деятельности с учетом возрастных и индивидуаль­ных особенностей воспитанников, ценностных и целевых ориента­ций, уровня развития коллектива.

Ø Принцип гуманистической направленности: в центре внимания классного руко­водителя - личность каждого воспитанника, принимаемая за наивыс­шую ценность (личностно ориентированный подход к воспитанию).

 

                           Основные задачи классного руководителя

1. Изучение личности воспитанника, его склонностей, интересов, сфер дарований, особенностей характера с целью оказания ему помощи в саморазвитии, самоопределении и самореализации;

2. Осуществление непосредственного наблюдения за индивиду­альным развитием каждого обучающегося и необходимых педа­гогических корректив в системе его воспитания;

3. Создание оптимальных условий для формирования каждой лич­ности, способствующих свободному и полному раскрытию всех ее способностей;

4. Организация всех видов индивидуальной, групповой и коллек­тивной деятельности, вовлекающей студентов в общественно-ценностные отношения;

5. Обеспечение соблюдения прав и свобод студентов, охраны их жизни, здоровья и безопасности в период образовательного процесса;

6. Координация усилий педагогов, влияющих на становление личности воспитанников;

7. Форми­рование коллектива группы как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого его участника:

- формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров;

- организация социально-ценных отношений и переживаний воспитанников в групповом сообществе;

- организация творческой, личностно и общественно-значимой деятельности группы;

- организация системы самоуправления;

-  создание психолого-педагогических условий для развития личности студента в группе;

- формирование на­выков самовоспитания обучающихся;

- выявление неповторимой индивидуальности классного общества.

 

Назначение классного руководителя оформляется приказом по образовательному учреждению и ознакомлением его с функциональ­ными обязанностями. Дифференцированный подход к обязанностям классного руководите­ля определяется:

Ø спецификой образовательного учреждения и его вос­питательной системы;

Ø уровнем воспитанности студентов, сформированностью коллектива группы, качеством предшествующей воспитательной работы.

 

Права и обязанности классного руководителя:

Классный руководитель имеет право:

· участвовать в управлении учебным заведением;

· создавать собственные воспитательные системы и программы, не нарушающие основные принципы и подходы к организации воспитывающей деятельности в образовательном учреждении;

· вести опытно-экспериментальную и методическую работу по раз­личным проблемам воспитания;

· выносить на рассмотрение администрации, педсовета предложения, согласованные с коллективом группы;

· вносить на заседания педагогических советов, методических объединений классных руководителей свои предложения и замечания, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса;

· представлять интересы студентов на заседаниях стипендиальной комиссии, при распределении молодых специалистов;

· контролировать посещаемость учебных занятий студентами его группы;

· контролировать учебные успехи каждого студента, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;

· координировать работу предметников, проводить пе­дагогические консилиумы, «малые» педсоветы и другие формы коррекции;

· получать своевременную методическую и организационно-педагоги­ческую помощь от руководства учреждения, от объединений, рабо­тающих в нем;

· получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье воспитанников;

· вносить предложения о поощрении воспитанников за успехи и высокие результаты в учебе и общественно-полезном труде;

· разрабатывать программы индивидуальной работы с воспитанниками и их родителями;

· приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение по вопросам обучения и воспитания их детей;

· определять свободно-индивидуальный режим работы с воспитанниками;

· определять форму плана воспитательной работы с группой;

· присутствовать на учебных занятиях, экзаменах, защите студентами курсовых и дипломных проектов;

· оценивать поведение студентов группы;

· ходатайствовать о наказании студентов за нарушение правил внутреннего распорядка.

· отказываться от несвойственных ему, не входящих в его функ­циональные обязанности поручений;

· защищать собственную честь и достоинство в случае несогласия с оценкой его воспитательной работы.

                                  Классный руководитель не имеет права:

· унижать личные достоинства воспитанника, оскорблять его сло­вом или действием;

· злоупотреблять доверием обучающегося, нарушать данное ему слово или обещание, сознательно вводить его в заблуждение; использовать семью (родителей или родственников) для его наказа­ния;

· подрывать авторитет педагогического коллектива;

· вторгаться в личную жизнь семей воспитанников.

                                Классный руководитель обязан:

· организовывать учебно-воспитательный процесс в группе;

· во­влекать студентов в систематическую деятельность коллектива;

· изучать воспитанников, условия их жизнедеятельности в учебном заведении и в семье;

· систематически анализировать состояние их успеваемости и дина­мику общего развития;

· фиксировать отклонения в развитии и поведении студентов, осуществлять необходимую психологически и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных случаях информировать об этом администрацию;

· оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем;

· содействовать их социальной и правовой защите;

· вовлекать в воспитательную деятельность педагогов, работающих в группе, родителей студентов, специалистов различных областей науки, искусства, спорта;

· пропагандировать здоровый образ жизни;

· информировать родителей (лиц, их заменяющих) об успехах или неуспехах обучающихся, собирать плановые и, в исключительных случаях, внеплановые родительские собрания, заседания роди­тельского комитета;

· осуществлять диагностику воспитанности студентов, эффективно­сти своих воспитательных воздействий;

· планировать свою деятельность по классному руководству в со­ответствии с алгоритмами планирования, установленными в уч­реждении;

· вести личные дела студентов, журналы учебных занятий и классного руководителя и документацию, требуемую администрацией учреждения: планы, отчеты, справки, карты изучения личности учащегося, папки с разработками воспитательных мероприятий и т.д.;

· обязан предъявлять по требованию администрации в различной форме (пись­менный отчет, устное собеседование, анкетирование учащихся и т.д.) отчеты о проделанной работе;

· должен принимать активное участие в ра­боте методических объединений классных руководителей;

· повышать свой квалификационный уровень по вопросам педаго­гики, психологии, теории и практики воспитания в стенах обра­зовательного учреждения и за его пределами.

 

                                  Режим работы классного руководителя

 

1. Общие правила организации работы педагогического коллекти­ва вытекают из Кодекса законов о труде (КЗоТ) РФ (ст. 130) и Устава образовательного учреждения;

2. Рабочее время классного руководителя определяется ставкой классного руководителя;

3. Час классного руководителя (классный час) может проводиться один раз в неделю в различной форме: тематический классный час, собрание группы, подготовка к экскурсии, подведение итогов экскурсии, подготовка к мероприятию в группе, мероприятие творческого характера и т.д.;

4. Количество воспитательных мероприятий - не менее двух дел в месяц;

5. Количество родительских собраний - не менее двух в семестр.

6. Организация консультации для родителей, дни открытых дверей, привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу – по воспитательному плану или по мере необходимости;

7. В каникулярное время классный руководитель работает по спе­циальному плану и режиму, согласно его нагрузке.

 

Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий для студентов, содействия их разностороннего развития, духовному становлению:       

   1.Аналитическая:

- изучение индивидуальных особенностей студентов, сформировавшихся под влиянием (или без влияния) семьи;

- выявление специфики и определение динамики развития коллектива группы;

- изучение и анализ состояния и условий семейного вос­питания каждого воспитанника;

- изучение и анализ воспитательных воз­можностей окружающей среды для обучающихся, воспитатель­ных возможностей педагогического коллектива.

2. Прогностическая:

- прогнозирование уровней индивидуального развития обучающихся и этапов формирования коллектива группы;

- предвидение результата намеченного дела; 

- построение модели воспитательной педсистемы, соответствующей воспитательной системе учреждения в целом;

- определение перспектив жизни и деятельности учащихся, группы;

- предвидение последствий складывающихся в коллективе отношений.

3. Организационно-координирующая:

- организация и стимулирова­ние деятельности воспитанников;

- помощь и сотрудничество в планировании общественно значимой деятельности студентов, в органи­зации деятельности органов самоуправления;

- установление связей семьи, образовательного учреждения, социума;

- содействие воспитанникам в по­лучении дополнительного образования;

- защита прав и свобод студентов;

- индивидуальная работа с воспитанниками;

- участие в работе педсоветов, административных и методических со­вещаниях;

- ведение документации;

- участие в создании оптимальных материально-бытовых условий для внеучебной деятельности;

- ответ­ственность за жизнь и здоровье студентов во время проводимых ме­роприятий;

- формирование коллектива группы.

4. Коммуникативная:

- развитие и регулирование межличностных отношений между воспитанниками;

- помощь в адаптации каждого члена группы в коллективе;

- содействие общему благоприят­ному психологическому климату в коллективе в целом и для каждо­го отдельного воспитанника;

- помощь учащимся в установлении от­ношений с социумом.

ü Итак, классный руководитель, получая и обрабатывая информацию о каждом из своих воспитанников, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах организует, анализирует, контролирует, объединяет участников целостного воспитательного процесса, координирует учебную деятельность отдельных студентов, всего коллектива группы, способствует развитию его творческого потенциала.

Классный руководитель взаимодействует со всеми специали­стами в образовательном учреждении.

Взаимодействие классного руководителя

· с педагогами-предметниками:

- совместно вырабатываются об­щие педагогические требования и подходы к учащимся в учебно-воспитатель­ном процессе на основе целей образовательного учреждения;

- классный руководитель представляет интересы своих воспитанников в педагогическом совете;

- привлекает педагогов к работе с родителями;

- способствует включению обучающихся в систему работы по специальным и общеобразовательным предметам: предметные кружки, факультативы, вы­пуск газет, тематические программы, конкурсы, проекты и другие мероприятия.

· с педагогом-организатором:

- классный руководитель согласует деятельность педагога-организатора с планом своей воспитательной работы;

- привлекает педагога-организатора к проведению ме­роприятий внутри группы, организуя участие обучающихся;

- активное взаимодействие сторон по вопросам организации досуговых и каникулярных мероприятиях;

- при поддержке педагога-организатора классный руководитель привлекает к своей работе представителей культуры, спорта, общественность.

· с социальным педагогом:

- социальный педагог - посредник между личностью воспитанника и всеми социальными институтами в разрешении личностного кризиса обу­чающегося;

- классный руководитель участвует в организуемой социальным педагогом деятельности молодежи, направленной на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.

· с педагогом-психологом:

- классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро - и макросоциум;

- координирует связь пе­дагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку;

- анализирует развитие коллектива группы, определяя познавательные, твор­ческие способности и возможности воспитанников;

- координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности коллектива студентов, как со своей стороны, так и со стороны других участ­ников воспитательного процесса.

· с педагогами дополнительного образования:

- взаимо­действие помогает использовать все многообразие системы допол­нительного образования для расширения познавательных, творчес­ких способностей воспитанников, в получении профессиональных дополнительных знаний и навыков;

- классный ру­ководитель способствует включению воспитанников в различные творчес­кие объединения по интересам (секции, клубы), действующие как в образовательном учреждении, так и в учреждениях дополни­тельного образования.

· с библиотекарем:

- классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся,

- способствует формированию у них отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.

· с меди­цинскими работниками образовательного учреждения:

- классный руководитель заботится о здоро­вье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медработников.

· с семьей:

- работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах воспитанника;

- формирование общих под­ходов к воспитанию;

- совместное изучение личности студента, его психо­физиологических особенностей;

-  организация помощи в обучении, физическом и духовном развитии само­стоятельного гражданина.

- привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учрежде­нии, что способствует созданию психо­логического и эмоционального комфорта обучающегося в стенах этого учреж­дения и за его пределами;

- координирует усилия по образованию и самообразованию воспитанника, изучая информацию об его наклонностях, материально-бытовых условиях, психологическом климате в се­мье, требований родителей к обучению и воспитанию;

- организует работу по повышению педагогической и психологической куль­туры родителей.

 

                                   Родительское собрание

1. Собрание организуется 1 раз в семестр или в зависимо­сти от текущих проблем.

2. В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время собраний и огласить и согласовать примерную тематику.

3. Для взаимодействия большое значение имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях. Монолог на собрании должен быть реже, чем диалог с родителями.

4. Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, чтобы оно проходило при активном участии родителей.

5. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи их детей в учебе.

6.  Собрание должно носить как теоретический, так и практиче­ский характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии.

7. Классный руководитель и педагоги не должны заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся и их воспитанием в конкретных семьях.

8. Вопросы, касающиеся личности отдельных учащихся на этих встречах не затрагиваются. Они могут обсуждаться только в личной беседе педагога с родителями.

9. Собрание может проходить в виде лектория, тематической конференции, чте­ний, семинара, посвященных отдельным проблемам воспи­тания и обучения. На него могут быть приглашены специалисты: психологи, медики, социологи, работники правовых структур и другие.

10. Необходимо наладить дружеские, партнерские отношения с родителями.

11. Педагоги должны рассказать, что было сделано в группе за прошедший период, что пройдено по каждому учебному и специальному предмету, с какими проблемами или трудностями встретились учащиеся и чем ро­дители могут помочь своим детям.

12. Классный руководитель и педагоги должны знать условия жизни студента, характер взаи­моотношений в его семье для правильного построения диалога с родителями.

13. На собрании следует сообщить, что будет изучаться в ближайшее время, какие мероприятия наме­чены, и какое участие в их проведении могут принять обучающиеся.

14. Особое корректное внимание уделять семьям неблагополучным  и педагогически ослабленным.



2020-02-03 225 Обсуждений (0)
Классного руководителя 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классного руководителя

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)