Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Материалов диагностики в работе классного руководителя



2020-02-03 205 Обсуждений (0)
Материалов диагностики в работе классного руководителя 0.00 из 5.00 0 оценок




              Диагностики могут быть использованы в комплексе для:

- определения воспитательных задач и индивидуальной работы с воспитанниками;

- удобства сравнения всех изучаемых показателей;

- целенаправленной поста­новки и решения воспитательных задач;

- учета отклонений в возрасте;

- обобщения социальной структуры семей, привлечения роди­телей к воспитательной работе;

- создания учебного режима и регулирования нагрузок студентов;

- оказания индивидуальной помощи в обучении воспитанникам, организации дополнительных занятий;

- организации контактов со студентами в целях взаимообогаще­ния положительным опытом, закрепления достоинств личности;

- индивидуального подхода в обучении и воспитании;

- помощи учащимся в преодолении негативного воздействия социума;

- создания условий развития дарований, организации полез­ных контактов;

- вовлечения во внеучебную деятельность, во взаимную пе­редачу умений;

- сплочения коллектива группы.

 

            Заместитель директора по воспитательной работе

 

Заместитель директора по ВР - это специалист, ведущий главную линию воспи­тания в образовательном процессе, чей статус обязывает строить свою воспитательную систему и обеспечивать развитие этой сис­темы на практике качественно и профессионально. Административные функции зама по ВР важны как подкрепление его основных - организаторских и методических обязанностей:

· способность целостного видения картины воспитательной работы в учебном заведении и деятельности заместителя директо­ра по воспитательной работе как

особой научно-практической работы;

· умение диагностировать состояние воспитательной системы и ее элементов;

· способность определять приоритетные направления деятель­ности;

· умение обеспечить системный анализ, коррекцию и контроль деятельности  

   при безусловном уважении к личности; 

· способность создавать качество педагогических условий;

· умение видеть людей и ситуацию, успешно влиять на подчи­ненных и регулировать 

· их психологическое состояние;

· умение создавать атмосферу учебы в команде;

· умение добиваться сознательной дисциплины на основе ра­зумного сочетания педагогических и административных требо­ваний.

Заместитель руководителя образовательного учреждения по ВР осуществляет контроль за деятельностью классного руководителя. Успех воспитательной работы в немалой степени зависит от их взаимодействия. Работа с классными руководителями, как для опытных, так и для начи­нающих заместителей директора представляет большие трудности. Слабая работа классных руководителей объясняется множе­ством причин, главная из которых

- отсутствие в высших педа­гогических учебных заведениях серьезной подготовки практиче­ской воспитательной работы;

- отсутствие методического обеспечения воспитательного процесса.

Заместитель руководителя образовательного учреждения по ВР должен:

ü познакомить всех сотрудников с документами нормативно-правового характера (Закон Российской Федерации «Об образовании», Положение о классном руководителе и т.д.);

ü  обеспечить их доступность для классных руководителей;

ü совме­стно с директором и заместителем директора по УР четко определить должностные обя­занности классных руководителей и довести их до сведения педа­гогов, взаимодействующих с ними;

ü вместе с админист­рацией обеспечить единство требований к деятельности классных руководителей.

Позиция организатора воспита­тельной работы значительно отличается от позиции других адми­нистраторов - директора, зама по УР, заведующего отделением, у ко­торых иные задачи. Управленческая деятельность организатора строится не столько на требовании, сколько на личных отноше­ниях и контактах и исключает голос администрирования. Успех в воспитательной работе зависит от личности педагога, его статуса в учебном заве­дении, с одной стороны, и от понимания этого принципиального положения директором и другими членами админи­страции. Воспитательная работа невозможна без вдох­новения, эмоционального подъема, хорошего настроения. Соз­дать в учебном заведении условия ком­фортности взаимоотношений педагога и студентов - первосте­пенная задача заместителя директора по воспитательной работе.

Очень часто в учебных заведениях единство учебно-воспитательного процесса понимается как тождественность составляющих его частей, в то время как каждый из процессов имеет свою логику и специфику. В результате в средних профессиональных заведениях учебной и воспитательной работой занимается один человек - заместитель по УР. На самом же деле, формы, методы ра­боты, межличностные отношения, определенные учебным процес­сом, механически переносятся на воспитательный процесс, что приводит к множеству негативных явлений.

 Для реализации воспитательных задач администрация образо­вательного учреждения обязана создать необ­ходимые условия: материально-техническое и методическое обеспечение организуемого воспитательного процесса, поддержку и помощь в сис­тематическом научно-теоретическом осмыслении классного руководства как проблемы, повышение квалификации и профессионального мастер­ства в стенах образовательного учреждения и в системе институтов повышения квалификации по воспитательным вопросам.

Приоритетные направления деятельности заместителя директора по воспита­тельной работе:

ü изучение результатов научных исследований проблем воспи­тания и образования с последующим творческим применением их в своей работе;

ü знакомство членов педагогического коллектива с достиже­ниями научной мысли;

ü методическое обеспечение воспитательной работы в целом и воспитательной системы в частности;

ü организация психологического обеспечения образовательного процесса;

ü диагностика, анализ и контроль воспитательной работы.

Большое значение имеет конструктивное сотрудничество и взаимодействие организатора и заместителя директора по УР. Они должны понимать и осуществлять единство учебно-воспитательного процесса, правильно организовывать взаимодействие в ра­боте структурных подразделений. Оба субъекта этого процесса взаимосвязаны и структурно, и функционально: заместитель ди­ректора по воспитательной работе может успешно решать свои - вопросы, если хорошо знает учебный процесс, а заместитель директора по УР должен по­нимать цели, задачи и принципы воспитательной работы.

Один из главных помощников организатора - воспитатель в общежитии, которому он должен обеспечить квалифицирован­ную - педагогическую, методическую, ад­министративную помощь и поддержку. Организатор заботится об укреплении авторитета воспитателя среди студен­тов, помогает наладить контакт с педколлективом, организовать совместно с ним работу студенческого совета в общежитии.

Заместитель директора по воспитательной работе обеспечива­ет взаимодействие между воспитателем и заведующим общежити­ем (комендантом). Успешная деятельность воспитателя в общежитии - это вклад в об­щий успех образовательного процесса и необходимое условие нормальной жизни всего коллектива.

  Постоянное внимание и поддержка заместителя директора по воспитательной работе нужны руководителям самодеятельных коллективов и студий. Воспитательные мероприятия в учебных заведени­ях для многих студентов - доступная единственная форма досуга, создающая благоприятный фон, помогающая объединить коллектив.

  Качественная подготовка массовых меро­приятий должна стать одним из приоритетных направлений в деятельности заместителя директора по воспитательной работе. В процессе своей деятельности заместитель директора по вос­питательной работе вступает в деловые отношения с сотрудниками, студентами, общественными организациями.

                  Планирование воспитательного процесса

 

Анализ педагогической практики свидетельствует о том, что во многих образовательных учреждениях педагоги испытывают трудности в планировании воспитательной работы. Планирование воспитательного процесса может осущест­вляться примерно в следующем порядке:

1. анализ имеющихся воспитательных результатов учреждения и определение перспектив воспитательного процес­са, выбор приоритетов на следующий учебный год;

2. ана­лиз должен быть проведен в конце учебного года (май) в форме педсовета, организационно-деятельностной игры, «круглого стола» и т.д;

3. общественное педагогическое целеполагание и пла­нирование (август, сентябрь);

4. коллективное педагогическое планирование в первич­ных коллективах и студенческих объединениях на учебный год;

5. индивидуальное планирование работы классного руко­водителя, воспитателя общежития, организатора, заместителя ди­ректора, педагогов дополнительного образования (сентябрь);

6. составление плана воспитательной работы учебного заведения на год (конец сентября);

7. педагогическое (по семестрам) индивидуальное и кол­лективное планирование воспитательной работы и деятельности студенческих коллективов, где должны быть уч­тены следующие принципы:

- добровольность участия воспитанников в соответствии с их интересами и способностями;

- систематичность в организации;

- личностно-ориентированный подход в развитии и формировании личности воспитуемого;

- создание условий для проявления творческих воз­можностей, взглядов, мнения, свободы мысли;

- сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы;

- сочетание романтики и игры с опорой на духовные ценности: добро, истина, красота;

- диагностика воспитанности личности, коллектива.

 

Планирование и ведение документации классным руководителем

 

При планировании воспитательной работы классный руководи­тель должен исходить из следующих положений:

ü предусмотреть разнообразные мероприятия и виды работ, которые

       способствовали бы всестороннему развитию воспитанников,

ü включать воспитанников в деятельность (познавательную, патрио­тическую, трудовую, художественно-эстетическую, спортивно-оздо­ровительную);

ü система внеклассной воспитательной работы должна быть подчинена организации, воспитанию и развитию ученического кол­лектива;

ü  выделить ту или иную ведущую воспитательную задачу и наметить

      меры по ее решению;

ü план должен содержать положения, направленные на согласован­ность воспитательных усилий классного руководителя, педагогов, работающих в группе, и родителей

 

               Классный руководитель ведет следующую до­кументацию:

1. Журналы учебных занятий и классного руководителя.

2. Планы воспитательной работы с группой.

3. Личные дела студентов.

4. Карты развития личности воспитанника.

5. Протоколы родительских собраний.

6. Картотеку воспитанников.

7. Папки с разработками воспитательных мероприятий, с итогами со­циально-психологических исследований и т.д.

 

                       Содержание журнала классного руководителя

 

1. Список студентов группы с телефонами, цепочка учащихся для срочного оповещения.

2. Сведения о студентах и их родителях.

3. Сведения о здоровье у студентов.

4. Организация работы актива группы.

5. Паспорт группы.

6. Расписание учебных занятий.

7. Сведения о занятиях студентов во внеучебное время (факультати­вы, дополнительные занятия, консультации, студии, секции)

8.  Сведения об участии группы в дежурстве, в генеральных уборках.

9. Работа с родителями.

10.  Работа с педагогами, работающими в группе.

11. Посещение занятий в своей группе.

12. График учебного процесса по семестрам.

13. План воспитательной работы в группе.

14. График мероприятий по учебному заведению.

15. Сетевое планирование воспитательной работы в группе.

16. Индивидуальная работа со студентами.

17. Собрания в группе.

18. Работа по общежитию.

19. Характеристики студентов.

20. Ведомость посещаемости студентами занятий.

21. Ведомость успеваемости студентов.

22. Раздел проверки и анализа работы классного руководителя.

23. Рабочие записи.

 

План - важнейший документ классного руководителя, должен быть глубоким по смыслу, кратким и конкретным по содержанию. Воспитательная работа - работа творческая. Успех ее во многом зависит от педагогического мастерства воспи­тателя, от знания им индивидуальных особенностей своих воспитанников, наконец, от воспитательных и педагоги­ческих задач коллектива. План - это средство повышения качества воспитательной работы классного руководителя (куратора).

Главная цель деятельности - в соответствии с планом оказать оперативную помощь воспитанникам в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии социальных правил, с эффективной деловой и межличностной коммуникацией, с жизненным, карьерным, этическим выбором.

План воспитательной работы, являясь программой действий участников педагогического процесса, - основа деятельности учебного заведения. За его составление и выполнение педагог лю­бого уровня (воспитатель, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе) несет персональную ответ­ственность. План предшествует практической деятельности и должен от­разить:

ü результаты и оценку достигнутого;

ü цели, стратегические ориентиры будущей деятельности;

ü программу действий коллектива, направленных на достиже­ние поставленных целей;

ü реальные сроки реализации намеченного;

ü ответственных за выполнение конкретных дел.

 

Положения, которыми должны руководствоваться при планировании воспи­тательной работы сотрудники учебного заведения:

ü системность работы, единство учебно-воспитательного про­цесса, когда воспитание и обучение тесно связаны и взаимно обо­гащают друг друга;

ü педагог и студент - главные субъекты воспитательного про­цесса;

ü выразительность, яркость, красочность каждого воспита­тельного мероприятия, его связь с учебной и профессиональной деятельностью;

ü утверждение самоценности человеческой личности, его жиз­ни, формирование негативного отношения к насилию;

ü создание здоровой и гуманной среды воспитания.

При составлении планов определяются требования, следование которым обеспечивает качество планирования.

 

 

                    Критерии планов вос­питательной работы

1. Соответствие содержания плана положениям основных норма­тивных документов(закон Российской Федерации «Об образова­нии», государственные образовательные стандарты, Устав учеб­ного заведения и т.д.).

2. Актуальность планапредусматривает отражение в нем важных событий в жизни государства и общества, реакцию на сущест­вующие сегодня острые проблемы. План должен учитывать такие наиболее важные проблемы.

3. Развитость направлений и форм планапредполагает, что в него включены основные направления содержания воспитания и при составлении предусмотрено разумное соотношение словесных и практических дел.

4. Целесообразность планапредлагает педагогическую обосно­ванность всех проводимых мероприятий: для чего, ради чего и для кого проводится тоили иное дело, как учтены особенности разви­тия коллектива, еготрадиции.

5. Конкретность планаозначает, что в него включены практиче­ские дела, за которые персональную ответственность несут те или иные лица и которые проводятся в строго определенные сроки.

6. Реальность планапредусматривает правильный отбор и рав­номерное по времени распределение дел, необходимых и доста­точных для решения воспитательных задач.

7. Календарнаяпоследовательность плана предусматривает, что все воспитательные мероприятия должны планироваться в хроно­логической последовательности.

8. Оформление плана- один из показателей культуры труда педа­гога. Записи следует вести грамотно, аккуратно.

Все эти требования предполагают использование в воспитательной работе широкого круга факторов, формирующих лич­ность студента. Составляя годовой план, педагог определяет, как будут привлечены к учебно-воспитательному процессу студенты, родители студентов, педагоги, а также как будут использоваться культурно-просветительные учреждения города. Только при та­ком подходе план становится важным условием успеха педагоги­ческой деятельности.

Работа над планом начинается с определения основных задач вос­питательного процесса; он составляется с учетом особенности группы и отражает различные направления деятельности классного руководителя.

                                Этапы планирования работы:

1. Определить уровень воспитанности и развития группы. Обратить внимание на снижение дисциплины, ухудшение межличностных отношений, разобщенность коллектива на отдельные группировки и т.д. Каждый из этих недочетов может стать предметом воспитательной задачи, решение которой так­же необходимо спланировать.

2. Разработка видов работы по всестороннему разви­тию и воспитанию студентов (беседы на различные темы, тематика классных собраний, экскурсии, участие в благоустройстве территории, тематика собраний, сове­щания с активом, литературные вечера, участие в спортивных сорев­нованиях, диспуты, выставки, проекты, тематические обзоры газет и т.д.).

3. Разработка предложений по решению ведущей воспитательной задачи.

4. Оформление плана воспитательной работы на семестр, на год с указанием сроков проведения. Составленный план следует обсудить со студентами, познакомить их с ведущей задачей, на которую они должны обратить особое внимание. Учесть все предложения учащихся.

Перспективный планна год включает в себя краткую характеристику группы и отдельных учащихся, цель и задачи воспитательной работы и перечень основных дел по направ­лениям воспитания (экономическое, политическое, нравственное, пра­вовое, эстетическое и т.д.). Указываются сроки, ответственные, участ­ники дел. Для повседневной работы такой план неудобен: уследить за всем трудно. Поэтому в практике воспитательной работы используется кален­дарный план-сетка. Он удобен для повседневной работы. Все дела, запланированные классным руководителем, вписыва­ются в перспективный календарь-сетку. Причем отдаленные по времени дела можно писать карандашом (это дает возможность перенести меро­приятия). В конце года проведите педагогический анализ.

 

                                       План работы на семестр

               (Строго обязателен для каждого классного руководителя)

1. План-сетка заполняется на листах, специально подготовленных руководством учреждения или в журнале классного руководителя.

2. В план не следует вносить дела, совещания, не свя­занные с классным руководством.

3. Общие дела учреждения необходимо выделять одним цветом - красным, дела группы - синим, а всю остальную повседневную работу - черным.

4. В план-сетку в течение семестра можно постоянно вписывать пла­нируемые дела, индивидуальную работу, посещение занятий, бесе­ды и т.п.

 



2020-02-03 205 Обсуждений (0)
Материалов диагностики в работе классного руководителя 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Материалов диагностики в работе классного руководителя

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)