Материалов диагностики в работе классного руководителя
Диагностики могут быть использованы в комплексе для: - определения воспитательных задач и индивидуальной работы с воспитанниками; - удобства сравнения всех изучаемых показателей; - целенаправленной постановки и решения воспитательных задач; - учета отклонений в возрасте; - обобщения социальной структуры семей, привлечения родителей к воспитательной работе; - создания учебного режима и регулирования нагрузок студентов; - оказания индивидуальной помощи в обучении воспитанникам, организации дополнительных занятий; - организации контактов со студентами в целях взаимообогащения положительным опытом, закрепления достоинств личности; - индивидуального подхода в обучении и воспитании; - помощи учащимся в преодолении негативного воздействия социума; - создания условий развития дарований, организации полезных контактов; - вовлечения во внеучебную деятельность, во взаимную передачу умений; - сплочения коллектива группы.
Заместитель директора по воспитательной работе
Заместитель директора по ВР - это специалист, ведущий главную линию воспитания в образовательном процессе, чей статус обязывает строить свою воспитательную систему и обеспечивать развитие этой системы на практике качественно и профессионально. Административные функции зама по ВР важны как подкрепление его основных - организаторских и методических обязанностей: · способность целостного видения картины воспитательной работы в учебном заведении и деятельности заместителя директора по воспитательной работе как особой научно-практической работы; · умение диагностировать состояние воспитательной системы и ее элементов; · способность определять приоритетные направления деятельности; · умение обеспечить системный анализ, коррекцию и контроль деятельности при безусловном уважении к личности; · способность создавать качество педагогических условий; · умение видеть людей и ситуацию, успешно влиять на подчиненных и регулировать · их психологическое состояние; · умение создавать атмосферу учебы в команде; · умение добиваться сознательной дисциплины на основе разумного сочетания педагогических и административных требований. Заместитель руководителя образовательного учреждения по ВР осуществляет контроль за деятельностью классного руководителя. Успех воспитательной работы в немалой степени зависит от их взаимодействия. Работа с классными руководителями, как для опытных, так и для начинающих заместителей директора представляет большие трудности. Слабая работа классных руководителей объясняется множеством причин, главная из которых - отсутствие в высших педагогических учебных заведениях серьезной подготовки практической воспитательной работы; - отсутствие методического обеспечения воспитательного процесса. Заместитель руководителя образовательного учреждения по ВР должен: ü познакомить всех сотрудников с документами нормативно-правового характера (Закон Российской Федерации «Об образовании», Положение о классном руководителе и т.д.); ü обеспечить их доступность для классных руководителей; ü совместно с директором и заместителем директора по УР четко определить должностные обязанности классных руководителей и довести их до сведения педагогов, взаимодействующих с ними; ü вместе с администрацией обеспечить единство требований к деятельности классных руководителей. Позиция организатора воспитательной работы значительно отличается от позиции других администраторов - директора, зама по УР, заведующего отделением, у которых иные задачи. Управленческая деятельность организатора строится не столько на требовании, сколько на личных отношениях и контактах и исключает голос администрирования. Успех в воспитательной работе зависит от личности педагога, его статуса в учебном заведении, с одной стороны, и от понимания этого принципиального положения директором и другими членами администрации. Воспитательная работа невозможна без вдохновения, эмоционального подъема, хорошего настроения. Создать в учебном заведении условия комфортности взаимоотношений педагога и студентов - первостепенная задача заместителя директора по воспитательной работе. Очень часто в учебных заведениях единство учебно-воспитательного процесса понимается как тождественность составляющих его частей, в то время как каждый из процессов имеет свою логику и специфику. В результате в средних профессиональных заведениях учебной и воспитательной работой занимается один человек - заместитель по УР. На самом же деле, формы, методы работы, межличностные отношения, определенные учебным процессом, механически переносятся на воспитательный процесс, что приводит к множеству негативных явлений. Для реализации воспитательных задач администрация образовательного учреждения обязана создать необходимые условия: материально-техническое и методическое обеспечение организуемого воспитательного процесса, поддержку и помощь в систематическом научно-теоретическом осмыслении классного руководства как проблемы, повышение квалификации и профессионального мастерства в стенах образовательного учреждения и в системе институтов повышения квалификации по воспитательным вопросам. Приоритетные направления деятельности заместителя директора по воспитательной работе: ü изучение результатов научных исследований проблем воспитания и образования с последующим творческим применением их в своей работе; ü знакомство членов педагогического коллектива с достижениями научной мысли; ü методическое обеспечение воспитательной работы в целом и воспитательной системы в частности; ü организация психологического обеспечения образовательного процесса; ü диагностика, анализ и контроль воспитательной работы. Большое значение имеет конструктивное сотрудничество и взаимодействие организатора и заместителя директора по УР. Они должны понимать и осуществлять единство учебно-воспитательного процесса, правильно организовывать взаимодействие в работе структурных подразделений. Оба субъекта этого процесса взаимосвязаны и структурно, и функционально: заместитель директора по воспитательной работе может успешно решать свои - вопросы, если хорошо знает учебный процесс, а заместитель директора по УР должен понимать цели, задачи и принципы воспитательной работы. Один из главных помощников организатора - воспитатель в общежитии, которому он должен обеспечить квалифицированную - педагогическую, методическую, административную помощь и поддержку. Организатор заботится об укреплении авторитета воспитателя среди студентов, помогает наладить контакт с педколлективом, организовать совместно с ним работу студенческого совета в общежитии. Заместитель директора по воспитательной работе обеспечивает взаимодействие между воспитателем и заведующим общежитием (комендантом). Успешная деятельность воспитателя в общежитии - это вклад в общий успех образовательного процесса и необходимое условие нормальной жизни всего коллектива. Постоянное внимание и поддержка заместителя директора по воспитательной работе нужны руководителям самодеятельных коллективов и студий. Воспитательные мероприятия в учебных заведениях для многих студентов - доступная единственная форма досуга, создающая благоприятный фон, помогающая объединить коллектив. Качественная подготовка массовых мероприятий должна стать одним из приоритетных направлений в деятельности заместителя директора по воспитательной работе. В процессе своей деятельности заместитель директора по воспитательной работе вступает в деловые отношения с сотрудниками, студентами, общественными организациями. Планирование воспитательного процесса
Анализ педагогической практики свидетельствует о том, что во многих образовательных учреждениях педагоги испытывают трудности в планировании воспитательной работы. Планирование воспитательного процесса может осуществляться примерно в следующем порядке: 1. анализ имеющихся воспитательных результатов учреждения и определение перспектив воспитательного процесса, выбор приоритетов на следующий учебный год; 2. анализ должен быть проведен в конце учебного года (май) в форме педсовета, организационно-деятельностной игры, «круглого стола» и т.д; 3. общественное педагогическое целеполагание и планирование (август, сентябрь); 4. коллективное педагогическое планирование в первичных коллективах и студенческих объединениях на учебный год; 5. индивидуальное планирование работы классного руководителя, воспитателя общежития, организатора, заместителя директора, педагогов дополнительного образования (сентябрь); 6. составление плана воспитательной работы учебного заведения на год (конец сентября); 7. педагогическое (по семестрам) индивидуальное и коллективное планирование воспитательной работы и деятельности студенческих коллективов, где должны быть учтены следующие принципы: - добровольность участия воспитанников в соответствии с их интересами и способностями; - систематичность в организации; - личностно-ориентированный подход в развитии и формировании личности воспитуемого; - создание условий для проявления творческих возможностей, взглядов, мнения, свободы мысли; - сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы; - сочетание романтики и игры с опорой на духовные ценности: добро, истина, красота; - диагностика воспитанности личности, коллектива.
Планирование и ведение документации классным руководителем
При планировании воспитательной работы классный руководитель должен исходить из следующих положений: ü предусмотреть разнообразные мероприятия и виды работ, которые способствовали бы всестороннему развитию воспитанников, ü включать воспитанников в деятельность (познавательную, патриотическую, трудовую, художественно-эстетическую, спортивно-оздоровительную); ü система внеклассной воспитательной работы должна быть подчинена организации, воспитанию и развитию ученического коллектива; ü выделить ту или иную ведущую воспитательную задачу и наметить меры по ее решению; ü план должен содержать положения, направленные на согласованность воспитательных усилий классного руководителя, педагогов, работающих в группе, и родителей
Классный руководитель ведет следующую документацию: 1. Журналы учебных занятий и классного руководителя. 2. Планы воспитательной работы с группой. 3. Личные дела студентов. 4. Карты развития личности воспитанника. 5. Протоколы родительских собраний. 6. Картотеку воспитанников. 7. Папки с разработками воспитательных мероприятий, с итогами социально-психологических исследований и т.д.
Содержание журнала классного руководителя
1. Список студентов группы с телефонами, цепочка учащихся для срочного оповещения. 2. Сведения о студентах и их родителях. 3. Сведения о здоровье у студентов. 4. Организация работы актива группы. 5. Паспорт группы. 6. Расписание учебных занятий. 7. Сведения о занятиях студентов во внеучебное время (факультативы, дополнительные занятия, консультации, студии, секции) 8. Сведения об участии группы в дежурстве, в генеральных уборках. 9. Работа с родителями. 10. Работа с педагогами, работающими в группе. 11. Посещение занятий в своей группе. 12. График учебного процесса по семестрам. 13. План воспитательной работы в группе. 14. График мероприятий по учебному заведению. 15. Сетевое планирование воспитательной работы в группе. 16. Индивидуальная работа со студентами. 17. Собрания в группе. 18. Работа по общежитию. 19. Характеристики студентов. 20. Ведомость посещаемости студентами занятий. 21. Ведомость успеваемости студентов. 22. Раздел проверки и анализа работы классного руководителя. 23. Рабочие записи.
План - важнейший документ классного руководителя, должен быть глубоким по смыслу, кратким и конкретным по содержанию. Воспитательная работа - работа творческая. Успех ее во многом зависит от педагогического мастерства воспитателя, от знания им индивидуальных особенностей своих воспитанников, наконец, от воспитательных и педагогических задач коллектива. План - это средство повышения качества воспитательной работы классного руководителя (куратора). Главная цель деятельности - в соответствии с планом оказать оперативную помощь воспитанникам в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии социальных правил, с эффективной деловой и межличностной коммуникацией, с жизненным, карьерным, этическим выбором. План воспитательной работы, являясь программой действий участников педагогического процесса, - основа деятельности учебного заведения. За его составление и выполнение педагог любого уровня (воспитатель, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе) несет персональную ответственность. План предшествует практической деятельности и должен отразить: ü результаты и оценку достигнутого; ü цели, стратегические ориентиры будущей деятельности; ü программу действий коллектива, направленных на достижение поставленных целей; ü реальные сроки реализации намеченного; ü ответственных за выполнение конкретных дел.
Положения, которыми должны руководствоваться при планировании воспитательной работы сотрудники учебного заведения: ü системность работы, единство учебно-воспитательного процесса, когда воспитание и обучение тесно связаны и взаимно обогащают друг друга; ü педагог и студент - главные субъекты воспитательного процесса; ü выразительность, яркость, красочность каждого воспитательного мероприятия, его связь с учебной и профессиональной деятельностью; ü утверждение самоценности человеческой личности, его жизни, формирование негативного отношения к насилию; ü создание здоровой и гуманной среды воспитания. При составлении планов определяются требования, следование которым обеспечивает качество планирования.
Критерии планов воспитательной работы 1. Соответствие содержания плана положениям основных нормативных документов(закон Российской Федерации «Об образовании», государственные образовательные стандарты, Устав учебного заведения и т.д.). 2. Актуальность планапредусматривает отражение в нем важных событий в жизни государства и общества, реакцию на существующие сегодня острые проблемы. План должен учитывать такие наиболее важные проблемы. 3. Развитость направлений и форм планапредполагает, что в него включены основные направления содержания воспитания и при составлении предусмотрено разумное соотношение словесных и практических дел. 4. Целесообразность планапредлагает педагогическую обоснованность всех проводимых мероприятий: для чего, ради чего и для кого проводится тоили иное дело, как учтены особенности развития коллектива, еготрадиции. 5. Конкретность планаозначает, что в него включены практические дела, за которые персональную ответственность несут те или иные лица и которые проводятся в строго определенные сроки. 6. Реальность планапредусматривает правильный отбор и равномерное по времени распределение дел, необходимых и достаточных для решения воспитательных задач. 7. Календарнаяпоследовательность плана предусматривает, что все воспитательные мероприятия должны планироваться в хронологической последовательности. 8. Оформление плана- один из показателей культуры труда педагога. Записи следует вести грамотно, аккуратно. Все эти требования предполагают использование в воспитательной работе широкого круга факторов, формирующих личность студента. Составляя годовой план, педагог определяет, как будут привлечены к учебно-воспитательному процессу студенты, родители студентов, педагоги, а также как будут использоваться культурно-просветительные учреждения города. Только при таком подходе план становится важным условием успеха педагогической деятельности. Работа над планом начинается с определения основных задач воспитательного процесса; он составляется с учетом особенности группы и отражает различные направления деятельности классного руководителя. Этапы планирования работы: 1. Определить уровень воспитанности и развития группы. Обратить внимание на снижение дисциплины, ухудшение межличностных отношений, разобщенность коллектива на отдельные группировки и т.д. Каждый из этих недочетов может стать предметом воспитательной задачи, решение которой также необходимо спланировать. 2. Разработка видов работы по всестороннему развитию и воспитанию студентов (беседы на различные темы, тематика классных собраний, экскурсии, участие в благоустройстве территории, тематика собраний, совещания с активом, литературные вечера, участие в спортивных соревнованиях, диспуты, выставки, проекты, тематические обзоры газет и т.д.). 3. Разработка предложений по решению ведущей воспитательной задачи. 4. Оформление плана воспитательной работы на семестр, на год с указанием сроков проведения. Составленный план следует обсудить со студентами, познакомить их с ведущей задачей, на которую они должны обратить особое внимание. Учесть все предложения учащихся. Перспективный планна год включает в себя краткую характеристику группы и отдельных учащихся, цель и задачи воспитательной работы и перечень основных дел по направлениям воспитания (экономическое, политическое, нравственное, правовое, эстетическое и т.д.). Указываются сроки, ответственные, участники дел. Для повседневной работы такой план неудобен: уследить за всем трудно. Поэтому в практике воспитательной работы используется календарный план-сетка. Он удобен для повседневной работы. Все дела, запланированные классным руководителем, вписываются в перспективный календарь-сетку. Причем отдаленные по времени дела можно писать карандашом (это дает возможность перенести мероприятия). В конце года проведите педагогический анализ.
План работы на семестр (Строго обязателен для каждого классного руководителя) 1. План-сетка заполняется на листах, специально подготовленных руководством учреждения или в журнале классного руководителя. 2. В план не следует вносить дела, совещания, не связанные с классным руководством. 3. Общие дела учреждения необходимо выделять одним цветом - красным, дела группы - синим, а всю остальную повседневную работу - черным. 4. В план-сетку в течение семестра можно постоянно вписывать планируемые дела, индивидуальную работу, посещение занятий, беседы и т.п.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |