Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правила чтения транслитерации 5 страница



2020-02-03 231 Обсуждений (0)
Правила чтения транслитерации 5 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




      Царь забирает Уашптаха обратно во дворец. Он посылает за жрецами-чтецами и докторами и велит им проконсультироваться с книгами по медицине и магии. В литературе жрецы-чтецы зачастую творят чудеса. В реальности их силы были более скромными. Жрецы-чтецы объявляют, что они ничего не могут сделать для Уашптаха. Царь выражает горе и уважение, заказав сделать для своего вазира уникальный гроб из эбенового дерева.

     Первое упоминание жрецов бога Хека датируется приблизительно этим периодом. Как первобытное божество, Хека почитали в Гелиополе, Мемфисе и Эсне, однако главенствующим божеством он ни в одном из этих городов не был. В течение III и в начале II тсчл-ий до н.э. большинство жрецов имели лишь частичную занятость. Они проводили в храмах один месяц из четырёх, а в остальное время занимались другими делами. Некоторые из жрецов Хека были по совместительству докторами. Хекау было общим термином для всех лиц, занимавшихся магией, однако "хекау Дома Жизни" предположительно специализировались на ритуальной магии. Люди, работавшие в Доме Жизни, были, очевидно, жрецами на постоянной основе.

     В Фестивальном Зале царя Осоркона II (874-850 до н.э.) в Бубастисе три мага (хекау) со свитками в руках изображены среди процессии образованных людей из египетского Дома Жизни (Илл. 24). Ветхозаветные сцены, в которых фараон окружён магами (Исход, главы VII-XI), скорее отражают положение дел в начале I-го тсчл-ия до н.э., чем во времена самого исхода несколькими веками ранее.

     Другая группа храмового персонала, связанная с магией, представляет жрецов богини Сехмет (Илл. 25). Эти жрецы, по-видимому, зачастую специализировались в медицине. Сама Сехмет насылала чуму и болезни, так что обязанностью её клира было умиротворять гневную богиню. Для этого могли производиться широкомасштабные ритуалы. Огромное количество статуй Сехмет, датирующихся правлением царя Аменхотепа III (1390-1352 гг. до н.э.), видимо, являются остатками таких ритуалов (Илл. 75; см. Главу X). Магико-медицинские тексты часто утверждают, что их может использовать "любой врач или любой жрец Сехмет". Нам известна одна личность, бывшая одновременно Начальником магов, Начальником жрецов Сехмет и Главой царских врачей.

     Египетское слово суну, обычно переводимое как "врач" или "доктор", относилось к людям, занимавшимся как практической медициной, так и магическими средствами лечения. Для египтян эти две категории не являлись оппозитными друг к другу. Методы выбранной терапии основывались преимущественно на диагнозе окончательной причины недомогания (см. Главу X). Из числа божеств почитались за суну  Тот, Исида и Хор. То же самое слово относилось к классу жрецов, руководивших жертвоприношениями животных в храмах.

     В III-ем тсчл-ии до н.э. доктора, похоже, занимали весьма привилегированное социальное положение. Некоторые из них служили при дворе и могли позволить себе великолепные гробницы, что являлось главным показателем успеха в древнем Египте. Многие из них имели свой штат жрецов-временщиков. В течение этого периода мы находим и немногочисленные примеры докторов-женщин. Позже титул суну применяется только по отношению к мужскому полу. Со II тсчл-ия до н.э. мы имеем многочисленные свидетельства существования докторов более низкого социального статуса.     

 

 

[Илл. 24. Линейная прорисовка рельефа из Фестивального Зала Осоркона II в Бубастисе, 9-ый в. до н.э. Маги (нижний ряд) показаны среди обученных людей из Домов Жизни, сопровождавших царя на его праздник юбилея.]

 

 

[Илл. 25. Базальтовая статуя жреца Хорнебхасета, 6-ой век до н.э. Он был начальником жрецов Сехмет, как и его отец. Жрецы Сехмет имели отношение к медицине и магии.]

 

     Сохранившиеся записи из Дэйр эль-Медины показывают, что некоторые мастера платили сверх нормы за медицинское обслуживание или же в свободные от работы часы сами готовили лекарства. Должность сельского доктора, по-видимому, передавалась по наследству в определённых семьях. Предоставляемое ими лечение содержало элементы, которые мы можем классифицировать как магические.

     Другим занятием, тоже имевшим частичную занятость, была профессия укротителя скорпионов. Титул хереп Серкет, "тот, кто имеет власть над скорпионьей богиней", иногда имели доктора и жрецы-чтецы. Некоторые люди называли себя "заклинателями скорпионов Владыки Двух Земель". Это могло означать, что они скорее несли государственную службу, нежели лично защищали царя. Некоторые художники и работники поселения Дэйр эль-Медина также были укротителями скорпионов (Илл. 26).

 

 

[Илл. 26. Известняковая стела, посвящённая богу Птаху группой лиц, живших в Дэйр эль-Медине, 13-ый век до н.э. Один из них, Аменмос (нижний ряд, второй слева), имеет титул Заклинателя c корпионов Владыки Двух Земель. Сохранилась часть заклинания, написанного им.]

 

     Те же навыки применялись и против змей. Роль укротителя скорпионов подразумевала предотвращение и лечение всех видов жалящих укусов. Многие сохранившиеся заклинания относимы к этой проблеме (см. далее Главу X). В некоторых случаях титул мог просто указывать, что его носитель имеет общее магическое знание.

     В египетской религии змеи и скорпионы могут символизировать силы хаоса, однако и без этого они представляли немалую опасность в повседневной жизни. Змеи были особенной проблемой на полях во время жатвы. Скорпионы, ползающие под камнями, угрожали камнерезам и строителям. В экспедиции, которые снаряжались из Египта к бирюзовым копям на Синае, в число участников входили и заклинатели скорпионов. В современном Египте и по сей день прибегают к услугам семейств укротителей скорпионов для очистки местности от ядовитых рептилий и членистоногих.

      Экспедиции на Синай начала II-ого тсчл-ия до н.э. могли также иметь в своём составе людей с титулом сау. Это слово образовано от египетского глагола са "защищать". "Сау Царя Нижнего Египта" входили в процессии мудрых людей Бубастиса. Сау могли практиковать медицину, но такие лица первоначально были составителями защитных чар. Термин иногда переводят как "человек-с-амулетами". Сюда входят как те, кто изготавливали защитные объекты, такие как амулеты/обереги, так и те, кто использовали вербальные или письменные чары. "Амулетные люди Серкет" предположительно специализировались в противоядных чарах.

     Такие титулы, как "маг"[37], "укротитель скорпионов", "жрец Сехмет" и "амулетных дел мастер" часто могут быть взаимозаменяемы. Один человек может иметь сразу несколько из вышеперечисленных званий.  

     Сау выделяется среди них тем, что может быть применим как к женщинам, так и мужчинам. Акушерки и медсёстры "создавали защиту" для рожениц и грудничков. Деревянная фигурка, найденная в гробнице 17-го столетия до н.э., возможно, изображает женщину-сау. На ней надета маска львиного демона, а в руках она держит змеиные жезлы (Илл. 27; см. Главу IX).

     Сохранившиеся тексты древнего Египта были написаны в целом для мужской элиты руками мужчин. Информацию по женской магии раздобыть намного сложнее. В некоторых личных письмах позднего II-ого тсчл-ия до н.э. сохранились упоминания о женщинах, названных рэхэт – "знающая". С этими мудрыми женщинами советовались как с провидицами, могущими контактировать с умершими. Магический текст конца I-го тсчл-ия до н.э. содержит образ мудрой женщины, способной диагностировать, что не в порядке с заболевшим ребёнком (см. Главу X). По-видимому, здесь сокрыта идея, что женщина способна чувствовать, какой злой дух или божество ответственно за причинённый ущерб. Эти мудрые женщины могли принимать роль "провидиц" после того, как прошли отметку возраста деторождения.

     По-видимому, в некоторых храмах имелась равноценная должность. В храме Кусэ (Мэйр) богиня Хатхор почиталась в своей семеричной форме. По поверьям, Семь Хатхор навещали каждого новорождённого на седьмую ночь после рождения, дабы объявить ожидавшую его судьбу. В одном тексте упоминается семь старух, служащих в этом храме. Возможно, что с ними совещались как с видящими, могущими предсказать чью-либо судьбу.

     Нам очень мало известно до сих пор о том, были ли жрицы, участвовавшие в ритуалах храмовой магии. Одним из препятствий для этого была грамотность, гораздо менее распространённая среди женщин, чем среди мужчин. Другим было требование ритуальной чистоты. Сексуальный акт с женщиной понимался как преграда для позволившего себе это к выполнению храмовой службы, а женщины в период менструации вообще рассматривались как "нечистые". Однако остаётся возможным, что некоторые женщины исполняли роль богинь в храмовых магических ритуалах. Известно, что в конце I-го тсчл-ия до н.э. пара молодых близняшек играла роли сестёр-богинь Исиды и Нефтиды во время сложных погребальных обрядов священного быка-Аписа в Мемфисе. Эта роль требовала от них знания и исполнения длинных речетатитов или песен.

 

    

 

[Илл. 27. Женская фигурка с подвижными руками, в которых зажаты металлические змейки, 1700-ые гг. до н.э. Она изображает львиноголовую демоницу Бэсет, или же женщину, играющую её роль в магическом обряде. Фигурка была найдена в тайнике с магическими объектами и папирусами в гробнице под Рамессеумом, в Фивах. Ныне: музей Манчестера, №1790.]

 

     Умершим женского пола в особенности приписывалось обладание опасными магическими способностями; защитные заклинания, в свой черёд, выдают страх египтян перед магией чужеземных женщин, в частности, нубиек. Чужеземные волшебники также были весомой угрозой, однако в пределах самого Египта доказательства веры в злокозненных ведьм примечательно малы. Ближайшими их эквивалентами были обладатели Дурного Глаза. Эта сила людей-"злобоглазов" обычно приписывалась лицам со скверным или завистливым характером. "Да не повстречаешься ты с Дурным Глазом" стало стандартным приветствием в конце периода греческого правления.

     Содержание магических папирусов Римского Египта позволяет предполагать, что в этот период предположительно существовали профессиональные маги, не имевшие каких-либо связей с храмами. Эти люди осуществляли любой вид магических операций за плату, включая проклятия, заклинания для расторжения брака и смертельные чары. Ритуальные маги, обученные в Домах Жизни, были уважаемыми членами общества, однако светских магов, похоже, боялись и не любили. Римское право запрещало большую часть их занятий, так что сама эта профессия принуждена была стать в известной степени секретной.

     Обычные египтяне, по-видимому, всегда проявляли амбивалентные чувства к людям, обладавшим магической силой. Хотя доктора, заклинатели скорпионов и амулетники в сохранившихся источниках выступают как совершенно положительные персонажи, однако египетская литература предоставляет нам и более тревожный взгляд на некоторые типы магов. Защитные надписи на гробницах показывают, что жрецы-чтецы, как считалось, обладали знанием фатальных проклятий. Не похоже, чтобы подобные люди никогда не злоупотребляли своим положением для персонального дохода или просто ради наслаждения превосходством, данным им над их сородичами.

 

 

[Квадратный амулет из числа тех, что использовались магами Римского периода. Изображённая на нём фигура (крайняя слева) – либо Анубис, либо Сет, так как оба эти бога почитались за могущественных защитников от злых сил. На трёх других сторонах этого амулета из стеатита изображены бог-младенец Харпократ, змея и слово силы, основанное на имени бога евреев ( IAO ). Музей археологии Келси, Энн Эрбор, CBd -1260.]

 

     Писец по имени Кенхерхепшеф, в чьи обязанности входило административное управление в Дэйр эль-Медине в конце 13-го – начале 12-го вв. до н.э., имел книгу толкования снов, в которой были защитные заклинания для помощи после пробуждения от кошмара. Среди других его вещей были рукописная чара от демонов и подголовник, декорированный фигурами магических защитников (Илл. 21). Жители деревни, по-видимому, не столь любили его и не столь доверяли Кенхерхепшефу, как другим писцам. Дело ли тут в эзотерическом знании, сделавшим его непопулярным, сказать сложно, но Кенхерхепшеф являет нам отличный пример человека, применявшего магию в частном порядке.

     Любое образованное лицо с претензиями на учёность, похоже, могло обладать магическими текстами в своей библиотеке. На данном этапе интеллектуального развития все ветви образования были тесно переплетены[38]. Магия вместе с архитектурой и инженерией была одним из ключевых навыков, знание которых можно было ожидать от любого лидера. Местные номархи и официалы, возглавлявшие экспедиции, иной раз хвастаются в надписях своим умениям исцелять людей.

 

 

[Илл. 29. Линейная прорисовка окрашенного рельефа из гробничной часовни номарха Сенби в Мэйре, 20-ый в. до н.э. В дальнем левом углу человек совершает магический жест, чтобы защитить новорождённого телёнка. Пастухам в некоторых египетских текстах также приписывается магическое знание.]

 

     Гробничные рельефы с 24-ый по 19-ый вв. до н.э. изображают сельскохозяйственные работы, за которыми надзирают старшие десятники; иногда они делают магические жесты защиты по отношению к работникам или животным (Илл. 29). В прикреплённые к этим сценам диалоги могут входить простые чары для защиты домашнего скота и людей на земле или в воде (см. Главу IX). В истории, которая восходит к началу II-го тсчл-ия до н.э., группа пастухов занята выпасом своего стада на заливных лугах, когда их вождь видит вдруг нечто в озёрных водах, что он принимает за демона женского пола. Он хочет вернуться домой, однако другие пастухи аргументируют, что их знание "водяных чар" защитит их.

     По некоторым предположениям, даже эти десятники и пастухи могли быть жрецами-временщиками, получивших своё "знание вещей" из храмовых книг. Как бы то ни было, манера, в которой они изображаются на гробничных рельефах (Илл. 29), не позволяет нам заключить, что они имели достаточный статус, чтобы претендовать хотя бы на самые низшие чины в жреческой иерархии. Такой вид базовой магии мог передаваться изустно, возможно, внутри определённых семей.           

     Большая часть древних египтян состояла из необразованных фермеров, но это не обязательно означает, что их верования были столь же простыми, как плуг. Изучение деревенской жизни сельского Египта, сделанное в начале XX столетия антропологом Уинифред Сьюзан Блэкман[39], доказывает, что феллахин (крестьяне) имеют весьма сложную систему верований. Крестьяне тратят удивительно высокий процент своих скудных доходов на заклинания, амулеты и ритуалы, которые они приобретают у мужчин и женщин, специализирующихся в магическом ремесле. В древнем Египте всё было точно так же, каждая община непременно имела кого-то, знакомого с устной традицией магии.

     Намного меньшая группа лиц могла иметь доступ к более престижной традиции записанной магии. Большинство из них имело жреческий титул, однако это не было существенным условием. Маги и жрецы, очевидно, пересекались между собой, как из-за того, что образованность была ключевым фактором, так и из-за связей между храмом и частной магической практикой. Число же тех, кто пользовался или имел в своём распоряжении записанную магию, по-видимому, значительно возросло в I-ом тсчл-ии до н.э., так как к этому времени жречество превратилось в династическую касту. Ясно и то, что в то время, как многие категории людей применяли магию, сами маги не являлись отдельным классом вплоть до позднейшего этапа династического Египта. На этом наш обзор магического персонала, божеств, духов, демонов и волшебников закончен, а в следующей главе мы рассмотрим, как непосредственно работала магия. 

 

ДОП. ЧТЕНИЕ

===================

А. М. Гардинер. Профессиональные маги в древнем Египте. // Статьи Общества Библейской Археологии, №39, 1917.

П. Галиунги. Врачи Династического Египта. Каир/Майнц, 1983.

М. Лихтхейм. Древнеегипетская Литература. ТТ[40]. Беркли, 1980.

С. Сонерон. Мир египетских волшебников. // Le monde du sorcier, Sources Orientales №7, Paris, 1966.

С. Сонерон (перевод: А. Моррисет). Жрецы Древнего Египта. Нью-Йорк, 1960.

 

V

Записанная магия

––––––––<||>–––––––

   Согласно Клименту Александрийскому, у египтян было 42 тайных книги мудрости, хранящихся в храмах и написанных самим Гермесом (Тотом). Сюда входили собрания законов, гимны и ритуалы, книги о богах и инструкции по обучению жрецов, а также работы по астрологии, космологии, географии и медицине. Не подлежит сомнению, что в начале I-го тсчл-ия до н.э. в Египте циркулировали манускрипты, якобы написанные самим Тотом (см. Главу XII). Поздние приверженцы оккультных наук настаивали, что содержание подобных книг передавалось сквозь века в зашифрованной форме. Были ли в древнем Египте на самом деле тайные книги по магии? Какой вид записанной магии тогда существовал?

     Египетские заклинания сохранились до наших дней в большом контекстном разнообразии. Они писались на стенах гробниц, саркофагах и различных типах погребального инвентаря; на статуях божеств, царей и простых людей; на мебели, сосудах и амулетах; на клочках папируса, глиняных черепках и каменных осколках; наконец, на длинных рулонах кожи или папируса. Некоторые, но только некоторые из этой последней категории могут быть названы книгами по магии.

     Одна из историй о Сатни Хаэмуасе сосредоточена именно на подобной книге. Сатни проникает в древнюю гробницу, чтобы заполучить книгу магии. Он сталкивается с призраками хозяина гробницы, царевича Нанеферкаптаха (чьим прототипом мог быть царевич Харджедеф) и его жены Ахуры. Последняя рассказывает непрошеному гостю историю книги, в которой, в частности, содержатся два заклинания, написанных лично рукою Тота. Началось всё с того, что некий жрец Птаха поведал Нанеферкаптаху, что искомая им книга сокрыта в семи ларцах на дне Нила близ Коптоса.

     Нанеферкаптах с семьёй отправляются в Коптос; там он сотворяет магическую лодку с гребцами, с помощью которых узнаёт местонахождение книги. Далее чародей пробивает себе путь сквозь шесть миль[41] змей и скорпионов, прежде чем добирается до ларцов с книгой[42]. Нанеферкаптах вместе с женой читают содержимое книги. Первое заклинание позволяет им зачаровать каждую часть космоса и каждое существо в нём. Второе заклинание позволяет им видеть истинные формы богов и тайны подземного мира. Говоря иначе, книга даёт обладателю знание истинной природы мироздания и вещей в нём, что было базисом для магической силы.

     Тот весьма недоволен воровством своего манускрипта. С разрешения Ра, он посылает вестника, дабы убить жену и сына Нанеферкаптаха. После этого незадачливый царевич-чародей решает покончить с собой и тонет вместе с книгой в Ниле. Его хоронят, привязав к груди царевича Книгу Тота. Как бы то ни было, сия горестная история не способна отвратить Сатни от выполнения задуманного. Лишь после того, как он переживает неприятную и смущающую галлюцинацию, посланную Нанеферкаптахом, Сатни возвращает запрещённую книгу на полагающееся ей место в гробнице.

     История отражает интеллектуальную полемику о должной роли магии. С одной стороны, магия была частью гнозиса, знания о высших вещах, ведущего к освобождению. С другой, ритуальной магией, возможно, широко злоупотребляли в коммерческих целях. В одном позднем корпусе текстов, известном как Герметика, Тот говорит, что его слова могут быть переписаны, но что их не следует показывать никому, кроме инициированных адептов, достойных этого с позиции морали и интеллекта.

     Эмфаза на секретность, очевидно, была сделана из-за страха преследований. Император Август (30 г. до н.э. – 14 г. н.э.) приказал уничтожить тысячи магических писаний, однако это были работы по дивинации и пророчествам, в которых могли содержаться политически опасные вещи. Идея, что магическое знание предназначено лишь избранному меньшинству, имеет очень древнее происхождение. Цикл историй Папируса Весткар содержит сюжет, в котором царь Хуфу просит у мага Джеди сообщить ему точное число тайных комнат храма Тота для копирования их в его гробнице. Джеди сообщает, что знает, как получить нужную информацию, но отказывается рассказать об этом царю, который предстает в данном цикле историй не в лучшем свете.

     Текст, сочинённый примерно в то же время, что и Папирус Весткар, описывает условия социальной жизни Египта в эпоху гражданской войны и смуты. В нём содержится список отклонений от естественного порядка вещей: например, что знатные женщины принуждены носить отрепья, что слуги меняются ролями со своими хозяевами, и что голодающие семьи отказываются от своих новорождённых. Фрагмент, относящийся к магии, гласит:

 

     "Смотри же, вот тайные покои, разграблены книги в них. Их секреты раскрыты. Смотри, раскрыты магические заклинания. Гимны огрубели из-за частого повторения." (Речения Ипувера)    

 

     "Огрубление" может означать и "обессмысливание", и "привлечение опасности".

     Этот фрагмент продолжается рассуждениями о разрушении государственных и юридических записей. Очевидно, что магические книги понимались столь же жизненно важными для общества, как и прочие виды документов. Упомянутые в Речениях Ипувера книги, скорее всего, относились к ритуальной магии, защищавшей космос, государство и царя. Жалоба, по-видимому, аппелирует к тому, что тайные писания, став доступными широкому кругу лиц для частного пользования, были тем самым принижены.

     Секретность также обладала достоинством сама по себе, потому как наделяла адепта аурой таинственности. Эта таинственность привлекалась различными способами. Использовавшимся в магии ингредиентам должны были даваться странные названия, которые бы звучали внушительно и предотвращали профанов от понимания и копирования заклинания. Даже вполне скромные повседневные заклинания часто имели претенциозные отсылки к их древности и уникальности. Собрание заклинаний и лечебных средств по гинекологии (1900-1800-ые гг. до н.э.; Илл. 72) якобы удивительным образом появились в храме во времена царя Хуфу (26-ой век до н.э.), забравшего их в свою сокровищницу. Во введении к другому заклинанию заявляется, что оригинал его был обнаружен в древнем ларце под статуей Анубиса ещё в начале III-его тсчл-ия до н.э. Прочие заклинания будто бы принадлежали или использовались знаменитыми царями и придворными дамами.

     Персональные заклинания и собрания магических рецептов приписывались самим богам или же древним мудрецам, таким как Имхотеп и Харджедеф. В некоторых заклинаниях настаивается, что они являют собой тайны Дома Жизни, не должные быть раскрытыми простым людям. Нам не следует принимать всерьёз большинство из этих клятвенных заверений. Некоторые египетские тексты утверждают, что любого, кто посмел прочесть книги по храмовой магии без должного и авторитетного позволения, ждала смерть. Несмотря на это, большая часть погребальной и ежедневной магии была адаптирована из этих книг.

     Некоторые Дома Жизни в особенности славились своими библиотеками. В нескольких египетских историях жрецы-чтецы или писцы отправляются из столицы, дабы проконсультироваться с древними хрониками Гермополя, культового центра бога Тота. До нас дошёл редкий пример сохранившейся магической книги из храмовой библиотеки Абидоса, священного города Осириса (Илл. 30). Другие папирусы предположительно могли быть скопированы с храмовых книг из Карнака в Фивах (Илл. 45) и из храма Ра в Гелиополе (Бруклинский Магический Папирус). Великий храм Птаха Мемфисского также обладал обширной библиотекой. В I-ом тсчл-ии до н.э. были особенно знамениты Дома Жизни Бубастиса и Саиса.

     В надписи на статуе врача 6-го века до н.э. из Саиса описано, как персидский царь Дарий приказал ему восстановить все Дома Жизни в Саисе и повсюду в Египте. Этот врач, Уджахоррэснэ, постановил благородным мужам изучать искусство

 

     "делания всех больных живущими и делания имён всех богов, их храмов, их подношений и их празднеств живущими в вечности".

 

 

 

[Илл. 30. Часть папируса из храмовой библиотеки, 4-3 вв. до н.э. На иллюстрации изображена магическая защита Дома Жизни в Абидосе (слева), а также ритуальное уничтожение врагов Порядка[43], показанных через бога Сета и чужеземных пленников (справа).]

 

     Связь между медициной и храмовыми ритуалами состояла в том, что и то, и другое было направлено на сохранение здорового существования мироздания и его обитателей. Магия также была частью этой задачи, которая описывалась в религиозных терминах как "поддержание маат".

     Основной функцией царя было поддержание маат, так что нет ничего удивительного в том, что в царских библиотеках имелись магические папирусы. История о папирусе, взятом из храма в сокровищницу Хуфу отражает тот факт, что храмовые скриптории производили манускрипты для царского пользования, точно так же, как храмовые мастерские поставляли царю статуи и изделия из металла. Юридические документы, повествующие о судебном процессе над придворными, обвиняемыми в заговоре против царя Рамсеса III (1184-1153 гг. до н.э.) сообщают нам о том, что один из конспираторов советовался с тайными магическими книгами из царской библиотеки (см. Главу VII). Такие библиотеки, как представляется, могли быть эквивалентны храмовым Домам Жизни.

     Одна из иллюстраций к магическому папирусу из Абидоса даёт схематический план идеального Дома Жизни (Илл. 30). Книги, как говорится в папирусе, есть не что иное, как эманации солнечного бога Ра, жрецы же, в свою очередь, соотносятся с богом воздуха Шу. Другие тексты говорят о богах, как об "обитателях Дома Жизни". Одним из основных предназначений храмовых культов было заставить божества манифестировать себя в посвящённых им статуях. Похоже на то, что божества могли воплощаться и в священных книгах Дома Жизни.

     В списке на стенах небольшого помещения, использовавшегося под библиотеку, внутри храма в Эдфу (2-ой век до н.э.) упоминаются книги для защиты храма и царя. Работы по защитной магии являются, по-видимому, наиболее известными продуктами храмовых скрипториев, но отнюдь не единственными. Список из Эдфу включает также храмовый инвентарь, работы по мифологии, астрологии и географии, а также книгу, касающуюся храмовых планов и декоративных схем. Весь этот спектр продукции библиотеки Дома Жизни мог быть даже шире, чем непосредственно использовавшийся в храме.

     Значительное количество папирусных фрагментов сохранилось из библиотеки храма в Тебтюнисе, в Файюме. Эти фрагменты вмещают достаточно широкое разнообразие текстов, созданных между 800-ыми гг. до н.э. и 300-ыми н.э. Написанные в нескольких разных стилях и на нескольких языках, сюда входят тексты по ритуальной магии, гимны, мифы, календари праздников, списки геолокаций, работы по астрологии и медицине, книги сновидений, гербариумы, исторические романы, истории с привидениями и наставления мудрых. У нас нет уверенности, что ранние храмовые библиотеки были подобны этой, но кажется возможным, что всё же были. Магия была просто одной из множества взаимосвязанных категорий образования.

     Единичные случаи сохранившихся книжных коллекций предполагают схожий тематический разброс. Библиотека писца Кенхерхепшефа (13-ый век до н.э.) уже упоминалась выше. Эти тексты, доставшиеся в наследство его вдове, включают поэзию, литературу, историю, календари счастливых и несчастливых дней, книги сновидений и магические заклинания. Более ранняя по времени библиотека принадлежит неизвестному обитателю гробницы конца 18-го – начала 17-го столетий до н.э., расположенной под фиванским Рамессеумом. В это собрание входят наставления, гимны, царские ритуалы, тексты по медицине и магии, а также некоторое количество магических объектов (см. далее Главу IX). Не вполне очевидно, тот ли это случай, что и в истории про Нанеферкаптаха, когда книги и вещи чародея хоронили вместе с ним, или же эти манускрипты хранились в доступной для живых части гробницы. Хранение документов в семейном склепе было общераспространённой практикой. Множество сохранившихся магических папирусов I-го тсчл-ия н.э., по-видимому, происходят из одной и той же фиванской гробницы.



2020-02-03 231 Обсуждений (0)
Правила чтения транслитерации 5 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правила чтения транслитерации 5 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)