Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Магические фигурки и статуи



2020-02-03 390 Обсуждений (0)
Магические фигурки и статуи 0.00 из 5.00 0 оценок




––––––––<|>––––––––

     Среди наиболее зловещих объектов древнего мира выделяются антропоморфные статуэтки, которые использовались для наведения заклятий на изображаемых ими лиц. Такие объекты сохранялись лишь в тех случаях, когда их погребали в ходе ритуала, обыкновенно в окрестностях кладбищ. В Британском музее хранится сделанная из тёмного воска фигурка, датирующаяся периодом Римского Египта (Илл. 46, 47). В пупок этой фигурки вставлены пряди человеческих волос, а в спину – обрывок папируса. Волосы передают жизненную эссенцию того или иного человека его символическому изображению. Ритуалы, проводимые над фигуркой, могут, таким образом, затрагивать владельца волос. В некоторых проклятиях из ГЕМП рекомендуется смешивать волосы предполагаемой жертвы с волосами мертвеца. Обрывки папируса, содержащие записанные компоненты заклинания, сейчас не доступны к прочтению, так что истинное назначение этих восковых фигурок остаётся неизвестным.

     Более мрачная фигурка, хранящаяся ныне в парижском Лувре, имеет форму женщины со связанными за спиной руками (Илл. 48). В глиняное тело фигурки глубоко загнаны гвозди. С учётом параллелей из средневекового колдовства или карибского вуду, нам представляется очевидным предположить, что такая фигурка была создана с целью убийства либо причинения серьёзных болей изображаемой ею женщине. Как бы то ни было, письменные источники доказывают, что в египетской магии фигурки могли использоваться множеством различных способов. Объекты, найденные вместе с луврской фигуркой, проясняют нам, что в намерения мага не входило причинение физического вреда.

     Парижскую фигурку захоронили внутри глиняного горшка вместе со свинцовой ламеллой, содержащей любовную чару на греческом. В чаре призывается Тот, Анубис, Антиной (любовник императора Адриана, обожествлённый после того, как утонул в Ниле) и духи мёртвых. Несколько заклинаний из ГЕМП для стяжания любви мужчины или женщины в точности описывают данный тип процедуры. Магический папирус из Лувра наставляет мага либо будущего любовника, как вылепить фигурку коленопреклонённой женщины со связанными за спиной руками. На конечностях фигурки должны быть выписаны имена могущественных демонов. Возможно, что внутри парижской статуэтки скрыт обрывок папируса с подобными именами. Затем любовник протыкает тело фигурки тринадцатью иглами либо гвоздями, каждый раз говоря: "Я протыкаю желудок или горло или… такой-то, чтобы она не могла думать ни о ком, кроме меня".

[Илл. 46 и 47. Передняя и задняя части магической фигурки, сделанной из тёмного воска, ~100-200-ые гг. н.э. В пуп фигурки вставлены человеческие (?) волосы. В спину фигурки вставлен обрывок папируса, содержащий письменную часть заклинания. Британский музей.]

 

     Инвокации к божествам, демонам и духам должны быть выписаны на свинцовой пластине и привязаны к фигурке скрученным в узелки шнуром, либо же погребены рядом с ней в пределах кладбища. При возможности эти объекты должны быть погребены в могиле кого-либо, умершего молодым либо погибшего насильственной смертью. Такие духи должны были иметь сильную привязку к земле и выказывать неприязнь к живущим, что делало их полезными орудиями для магических манипуляций. Протыкание иглами в данном примере вызывало лишь муки любви. Маг стремился сделать свою жертву одержимой от желания.

     Из группы луврских свинцовых табличек мы узнаём, что они были изготовлены женщиной для преследования мужчины, однако пол фигурки не был изменён. Восковая фигурка из Британского музея также может быть любовной чарой. Как печально известно, между любовью и ненавистью зазор не слишком велик. В некоторых заклинаниях из ГЕМП жертве угрожает безумие либо же смерть, если она не начнёт испытывать любовь к клиенту чародея. Такие фигурки могут быть отнесены уже к примерам агрессивной магии.

     Подобный тип магии не был просто продуктом иностранного влияния. Использование фигурок расценивалось античными и раннехристианскими авторами как характеристика именно египетской магии. Роман об Александре, написанный примерно в 3-ем веке н.э. описывает магические подвиги фараона Нектанеба. Эта легендарная фигура, по-видимому, основана на двух царях-тёзках из XXX династии, правивших в 4-ом веке до н.э. Нектанеб II был последним урождённым правителем древнего Египта (Илл. 11). Легендарный Нектанеб, как говорится, отразил вражеские вторжения, сделав восковые модели своих кораблей вместе с их экипажами и соответственно – для противников. После того, как он поместил их в чашу с водой, Нектанеб взмахнул своим эбонитовым жезлом и призвал богов и демонов, чтобы они оживили восковые модели и потопили вражеские суда. Это привело к тому, что реальный вражеский флот пошёл ко дну и находился там вплоть до того дня, когда боги объявили, что его царствие приходит к концу, и Нектанеб был вынужден бежать в Македонию.

         

 

[Илл. 48. Терракотовая модель женщины, проткнутая железными гвоздями, ~200-300-ые гг. н.э. Эта фигурка была найдена в горшке вместе со свинцовой табличкой с записанной на ней любовной чарой.]

 

     Всё это похоже на живописное изобретение, однако данная фабула очень близко соотносится с тем, что известно нам о тайных ритуалах, проводимых в храмах. В Книге Повержения Апопа восковые модели делались как для извечных сил хаоса, так и для актуальных врагов страны. Этих врагов идентифицировали через использование их имён, после чего уничтожали рядом способов. Нам известны схожие ритуалы из других мест, например, из храма богини Мут в Гелиополе или из храма Осириса в Абидосе (Илл. 30). Магию подобного рода можно отследить до конца III-го тсчл-ия до н.э.

     Одно из заклинаний Текстов Саркофагов направлено на разбивание горшков и фигурок. Археологами найдены остатки подобных обрядов на царских кладбищах Гизы, Саккары и Лишта, а также в нескольких египетских фортах Нубии. На разбитых горшках и глиняных либо каменных фигурках выписаны в иератике списки врагов Египта. Тело самой фигурки может быть уплощено в форму таблички, чтобы освободить больше места для письма. Руки в отдельности или вместе с ногами связаны за спиной. В более детальных примерах головы фигурок имеют чужеземные черты и причёски.

     Надписи на них известны нам как Тексты Проклятий. Иногда эти тексты угрожают смертью конкретным людям. В более общих случаях они просто содержат имя, возраст и титул врага. Для успешного наведения проклятия в течение посвятительного обряда следовало также произнести нужные слова и выполнить конкретные действия. Тексты Проклятий предназначались по большому счёту вражеским правителям, народам и племенам Нубии, Ливии и Сиро-Палестины. Упоминаются также и немногочисленные египетские предатели, для них в Текстах создана всеобъемлющая клаузула - “против любого мужчины, женщины или евнуха в Египте, кто может замышлять восстание”. Упомянутые предатели в основном были сановниками, прислуживающими царским дамам, так что они могли быть вовлечены в гаремные конспирации. Обряд проклятия иногда мог выполняться после экзекуции преступника. Через уничтожение имени врага, бывшего интегрированной частью личности, этот обряд был призван продлить наказание в посмертное существование.  

     Тексты Проклятий предоставляют ценную информацию о чужеземных врагах Египта, однако уже сравнительно рано списки становятся фиксированными. Имена повторяются раз за разом, иногда в приукрашенной форме, спустя долгое время после того, как враг перестал быть физической угрозой. Возможно, что в представлениях египтян духи поверженных врагов или казнённых преступников продолжали оказывать сверхъестественную угрозу, которую необходимо было отразить магически. Некоторые из Текстов Проклятий заканчиваются подразделом, в котором перечисляются "каждое злое слово, мысль, замысел или сновидение". Формулировка здесь схожа с современными Текстам Проклятий папирусными заклинаниями, обещающими защиту против злобы демонов и призраков. Египтяне, упоминаемые в Текстах Проклятий, называются не иначе как мут, тем же словом, которое употреблялось по отношению к зловредным неупокоённым мёртвецам в защитных заклинаниях для частных лиц.

     Затем в ходе ритуала красные горшки с нанесёнными на них текстами проклятий разбивались, что являлось частью соответствующей церемонии и, по замыслу, должно было сокрушить силу врага. Ров неподалёку от египетского форта Миргисса в Нубии заполнен сотнями таких черепков, не считая ещё около 350 фигурок. Залежи фигурок находят снаружи различных фортов, усыпальниц и погребальных храмов. Фигурки из глины обжигали в печи, а затем хоронили, либо прибивали к внешним стенам, подобно тому, как это иногда делалось с телами казнённых преступников и чужеземных врагов.

     Глиняные фигурки связанных людей в чужеземных одеждах и без надписей, по-видимому, являются реликтами схожих церемоний (см. Илл. 49). Эти чужеземцы связаны схожим образом с врагами Ра в Книгах Подземного мира. В нескольких Текстах Проклятий враги специально отождествляются с Апопом либо с Сетом. У фигурки из Лувра руки также связаны за спиной (Илл. 48). Некоторые любовные чары из ГЕМП угрожают женщине, что отождествят её с космическими врагами, если только она не подчинится похоти мага. Этот тип любовных чар представляет другой тип храмового ритуала, адаптированного для частного использования.

     Более искусно выполненные фигурки врагов могут быть стреножены подобно жертвенным животным перед закланием. У некоторых фигурок перерезано горло, причём тем же способом, какой применяли для заклания жертвенных животных. Храмовые тексты идентифицируют таких животных, в особенности связанных с пустынной охотой, с силами хаоса. Расчленённое тело нубийца и кремневый жертвенный нож были найдены неподалёку от рва форта Миргисса. Некоторые египтологи полагают, что ритуалы проклятия стандартно сопровождались человеческими жертвоприношениями, другие же аргументируют, что фигурки являлись естественными заменителями подобных жертв.

         

 

[Илл. 49. Четыре терракотовые фигурки связанных нубийцев, 20-19-ые вв. до н.э. Возможно, они использовались в ритуалах проклятия.]

 

     Существовали разнообразные магические техники для ослабления изображённых этими фигурками врагов. Некоторые такие фигурки для проклятий, грубо сделанные из речного ила и происходящие с кладбища в Лиште, были найдены положенными в модели саркофагов (внешних гробов). В Каирском музее имеется несколько ящиков с глиняными "пленными". В Книге Повержения Апопа также упоминается погребение фигурок, либо же их изображений на папирусе, в ящиках. Предположительно, это действие совершали в пределах территории храма, где боги могли охранять ящики с фигурками. Самый яркий ритуал сопровождался сжиганием восковых фигурок в специальных печах. Следы расплавленного воска нашли рядом с черепом принесённого в жертву нубийца в форте Миргисса, в некоторых же магических папирусах изображены сцены сжигания врагов в печах либо котлах (Илл. 30).

     С египетской точки зрения, исполнитель подобных ритуалов находился в весьма могущественной позиции. Когда он делал фигурки с записанными на них врагами государственности, он мог добавить в список и своих личных недругов. Один пример подобного частного извращения магической процедуры сохранился в хрониках процедуры судебного процесса над группой солдат и придворных, повинных в т. н. гаремном заговоре с целью убийства царя Рамсеса III (1184-1153 гг. до н.э.). Одному из конспираторов, в порядке составной части плана, удалось заполучить тайную книгу по магии из царского архива. С помощью полученных знаний он сделал восковые фигурки с записанными на них именами, которые должны были вывести из строя фараоновых гвардейцев (см. Папирус Ли). Заговорщики также изготавливали восковые фигурки богов, по-видимому, чтобы призвать враждебные божественные манифестации против царя (см. Папирус Роллири).                

     Тайная книга, очевидно, была той самой Книгой Повержения Апопа или чем-то подобным. Имена некоторых подсудимых, упоминающиеся в процессуальных хрониках, были явно изменены. Теофорные элементы их имён были заменены именами либо эпитетами сил хаоса и зла. Один из заговорщиков имеет эпитет Апопа, другого зовут "Ра ненавидит его". Это был первый шаг в идентификации этих политических врагов фараона с врагами Ра и всем космическим циклом, с точностью так же, как делалось в магическом ритуале. Конспираторы были либо казнены, либо принуждены к суициду.

     В сохранившихся записях само преступление описано не полностью, но можно заключить, что Рамсес был умерщвлён либо с применением физической силы, либо ядом. В легенде о Нектанебе  царский маг сражается с врагами преимущественно с помощью магии. В реальности же египетская магия была скорее дополнением к более конкретным формам атаки и защиты. Многие египтяне могли верить, что ритуал был более эффективен, чем простые человеческие действия, так как в ритуале задействуются божественные силы, однако они не полагались на него всецело. В Нубии были также найдены Тексты Проклятий, датирующиеся периодом, когда египтяне строили и укомплектовывали массивные крепости в тех местах. Захоронения "пленных фигурок" или тексты проклятий, записанные на горшках, были частью церемоний закладки фундамента в этих фортах.

     В египетском обществе практика магии, по-видимому, редко препятствовала более практичным действиям. Это видно как в государственной, так и в частной магии, однако данный фактор не всегда принимается во внимание позднейшими комментаторами Египта. На этих комментаторов, очевидно, сильно повлияла египетская литературная традиция. В литературе магические методы получают первостепенную важность: истории с магией смотрелись гораздо более живописно, чем без неё. Цикл о Сатни содержит несколько примеров использования магических фигурок. В первой части цикла царевич Нанеферкаптах делает модель лодки и экипажа, предположительно из воска. Он даёт фигуркам "дыхание жизни" путём произнесения над ними заклинаний. Эта лодка позволяет ему достичь места, где была скрыта Книга Тота; прибыв на место, он кидает за борт песок, дабы разделить воды Нила. Восковая ладья, возможно, представляет Солнечную барку и её небесную команду.

     В этом эпизоде фигурки выступают просто как помощники, которые доставляют мага в нужное место, как если бы он был самим солнечным богом. В другой части цикла о Сатни они используются более агрессивно. У Сатни и его жены появляется сын по имени Са-Осирис, который, даже будучи ребёнком, отличается удивительными магическими способностями. Нубийский генерал прибывает ко двору Рамсеса II и третирует египетских мудрецов, требуя от них прочесть запечатанное письмо, не открывая его. Только гениальный Са-Осирис способен совершить требуемое.

     В письме повествуется о том, как многие столетия назад нубийский колдун насылал магию на египетского фараона Са-Амона. Чародей изготовил носилки и четырёх слуг из воска и произнёс заклинания, чтобы вдохнуть в них жизнь. Носильщики отправились в Египет и забрали спящего Са-Амона из постели. Они унесли его в Нубию и нанесли ему пятьсот палочных ударов прямо перед царём нубийским. Когда Са-Амон был возвращён в свой дворец, то призвал своих мудрецов и магов. Писец Дома Жизни по имени Хор произнёс защитные заклинания над фараоном и одел ему на шею амулет. Затем Хор отправился в храм бога Хнума и попросил у него наставления. Этой ночью Хор спал в храме и Хнум явился к нему во сне[58]. Бог рассказал Хору о магической книге, спрятанной в сундуке, в свою очередь спрятанном в запечатанной комнате храмовой библиотеки. Когда Хор скопировал заклинание из этой книги, он получил силу, чтобы оживить носилки и прислужников, сделанных из чистого воска. Разумеется, он отправил их в Нубию, чтобы те принесли в Египет нубийского царя и поколотили его.

     Эти анимированные фигурки ведут себя подобно бау и другим вестникам божеств, которые поражали тех, на кого их насылали. Весь эпизод целиком также напоминает многочисленные заклинания из ГЕМП, в которых призываются боги и демоны, дабы наслать с их помощью кошмары на врага заказчика. В одном таком заклинании для сотворения недобрых сновидений призывается Сет, одновременно через слова и лепку фигурки гиппопотама из красного воска. В целом, приведённая выше история соответствует увеличению доли агрессивной магии в греко-римский период. Как бы то ни было, агрессивное использование фигурок зафиксировано в гораздо более ранних магических историях.

     Датирующийся поздним 6-ым – ранним 5-ым вв. до н.э. фрагментарный папирус (Папирус Вандье) содержит историю о молодом маге по имени Мерира. Истории о Мерира были известны ещё с 13-го века до н.э. В Папирусе Вандье Мерира спускается в подземный мир, чтобы спасти больного фараона Сасобека путём выигрыша у Осириса дополнительного времени жизни. Другие царские маги завидуют Мерира. Пока молодой маг заточён в подземном мире, негодяи подстёгивают фараона завладеть женой Мерира и убить их маленького сына. Узнав об этом, Мерира мстит на расстоянии, изготовив "глиняного человека" и послав его в мир живых[59]. Глиняный человек приказывает фараону сжечь завистливых магов в печи богини Гелиополя Мут. Сасобек не решается идти наперекор зловещему сверхъестественному посланцу. Он казнит магов, а их тела сжигает. Это придаёт истории дополнительный колорит в том факте, что маги пережили ту же судьбу, которую они сами насылали на фигурки или настоящих пленников в ходе проклинающих ритуалов.  

      Ещё более ранний Папирус Весткар (17-ый век до н.э.) включает историю верховного жреца-чтеца Убаунера и его незадачливой жены. Убаунер узнаёт у слуги, что его жена встречается со своим любовником-простолюдином в садовом павильоне близ озера. Верховный жрец-чтец посылает за шкатулкой из золота и эбонита, в которой хранились либо его магические свитки, либо ингредиенты, необходимые для заклинаний. Он делает крокодила из воска и даёт ему своему слуге с определёнными инструкциями. Когда Убаунер уходит, дабы сопровождать царя Небка, его жена приглашает своего любовника к себе и назначает ему встречу в павильоне. Позже, когда любовник купается в озере перед уходом домой, слуга подкидывает в воду воскового крокодила. Фигурка вырастает в настоящее животное семи кубитов длиной (около трёх с половиной метров). Крокодил хватает простолюдина и утягивает его под воду.

      После семи дней пребывания во дворце Убаунер приглашает царя Небка отправиться к нему в гости, дабы созерцать чудо. Он подводит Небка к краю озера и зовёт крокодила. Тот появляется из бездн, держа утопленника.

     Царь столь сильно напуган видом огромного крокодила, что Убаунер превращает монстра обратно в восковую модель. Верховный жрец-чтец рассказывает, как его предала жена, и Небка приказывает, чтобы любовник был отдан обратно в пасть крокодилу. Восковая модель вновь становится гигантской рептилией и утаскивает несчастного в подземный мир.

     Царь Небка и царь Хуфу в обрамляющей истории – оба одобряют этот акт магического возмездия. Не вполне ясно, что же по замыслу автора должны были почерпнуть читатели из этого одобрения. Эта история напоминает гробничные проклятия позднего III-го и раннего II-го тсчл-ий до н.э., которые угрожают нарушителям "крокодилом в воде и змеёй на земле". В этих проклятиях хозяин гробницы направляет требование к усилению угроз на рассмотрение божественного трибунала, однако Убаунер действует сам как бог, судя живых и ссылая их в подземный мир. Позже в том же цикле историй сельский маг Джеди отказывается применять свои силы над жизнью и смертью к людям для развлечения царя. В Папирусе Вандье Мерира получает, по-видимому, строгий выговор от Осириса за "глиняного человека".

     Любопытное эхо истории Убаунера мы находим в одном заклинании из ГЕМП, "как удержать жену кого-либо от прелюбодеяния". Маг должен слепить глиняного крокодила и положить его в свинцовый ящик. Далее он должен написать на ящике имя власти и имя своей жены. Внушающий страх крокодил должен был отвращать любого воздыхателя от близости с чужой женой. В другом месте ГЕМП восковые модели используются для инвокации различных божеств в той же манере, что и нарисованные образы. Например, заклинание для призыва Тота включает изготовление восковой модельки бабуина.

     Животные, сделанные из воска и других материалов, фигурируют в заклинаниях II-го тсчл-ия до н.э., но в каждодневной магии они редко действуют в роли анимированных агентов чародея. Один возможный пример мы имеем в противоядном заклинании, в рецепт которого входит изготовление скорпиона из глины и бирюзы, чтобы тот бился "ртом против рта, зубом против зуба". Но далее по тексту этот скорпион должен быть "положен" на пациента, так что мы скорее классифицируем его как амулет, нежели фигурку.     

     Оживлённые магические фигурки были обычным явлением для погребальной сферы. Фигурки и статуэтки слуг, находимые в погребениях возрастом от 2500 до 1500 гг. до н.э., несут ту же функцию, что стенные росписи и рельефы. Они могут быть оживлены заклинаниями, чтобы обеспечить служение усопшему/-ей в загробной жизни. Слуги с личными именами иногда находятся среди гробничных рельефов или же представлены фигурками. Это могло означать, что через инвокацию имени призывалось ка того или иного слуги для обеспечения нужд хозяина гробницы.

     Хозяин гробницы репрезентируется отдельным типом погребальных фигурок, известным как шабти/ушебти [60]. Самые ранние примеры, датирующиеся 21-ым веком до н.э., сделаны из воска, ила или теста (Илл. 50). Использование этого магического сырья наводит на мысль, что ушебти данного периода были очень тесно связаны с персоной хозяина гробницы. Ранние примеры шабти представляют собой сделанные в достаточно грубой форме обнажённые тела, завёрнутые в лён и положенные в миниатюрный гроб. Над таким суррогатным телом следовало произнести заклинание, чтобы отождествить его с владельцем гробницы.

     В течение 18-го века до н.э. ушебти обыкновенно делались из камня или дерева, а их функционал получил большую специализацию. В заклинании из Текстов Саркофагов, выписанном на мумиеобразном туловище шабти, описывается, как эта вещь будет действовать в качестве заменителя, если умершего в загробной жизни вдруг призовут к обязательным общественным работам в агрикультурных либо ирригационных проектах (Илл. 34). В реальной жизни, без сомнения, для зажиточных было нормой избегать таких публичных работ, они просто платили сменщикам, чтобы те трудились за них. После того, как произнесено имя усопшего, особый акцент сделан на ответе фигурки-ушебти, так что вновь мы имеем сильную связь между магическими фигурками и концепцией силы личного имени.

 

[Илл. 50. Одна из самых ранних фигурок-ушебти. Место находки: Дейр эль-Бахри. Ушебти принадлежит придворной даме 21-го века до н.э.]

 

     Другие фигурки из гробниц, судя по всему, выступали магическими защитниками усопшего. Фигурки четырёх сыновей Хора несли специфическую функцию защиты печени, лёгких, желудка и внутренностей покойного[61]. В период, когда эти органы клались обратно в тело после мумификации, в него также помещались и восковые фигурки четырёх сыновей Хора. Пугающих демонов со звериными головами, изготовленных из воска либо дерева и покрытых битумом, помещали в царские усыпальницы (Илл. 51).

 

 

[Илл. 51. Деревянная фигурка демона-гиппопотама, покрытого чёрной смолой, 1295-ый г. до н.э. Может происходить из гробницы царя Хоремхеба в Долине царей.]

 

     Предположительно, их роль заключалась в защите царя от им же подобных в посмертье. Некоторые из этих демонов имели двойников на апотропаических жезлах (Илл. 20). Также обстоит дело и для большинства фигурок животных, находимых среди погребального инвентаря первой половины II-го тсчл-ия до н.э. Сюда относятся гиппопотамы, крокодилы, кошки и львы. Над такими фигурками, по-видимому, произносились заклинания, чтобы оживить их в роли "бойцов" на стороне усопших.

     В погребальной магии доминируют защитные заклинания, однако модели для повседневной жизни могут иметь другие функции. В заклинании против скорпионьего укуса требуется изготовить воскового кота (Илл. 52). Кошки почитались в древнем Египте как истребители змей, и вполне могли так же хорошо применяться против скорпионов. В погребальной литературе Ра и Хатхор принимают форму кошек, чтобы изрубить змея хаоса на куски (Илл. 8). В сложном противоядном заклинании, выписанном на статуе середины I-го тсчл-ия до н.э., прямо говорится о кошке. Возможно, яд переносился на священную кошку, способную превозмочь эту злобную силу.

     Принцип переноса иногда упоминается в инструкциях к заклинаниям. Заклинание из папируса конца II-го тсчл-ия до н.э. для облегчения боли в желудке должно быть произнесено над статуей "глиняной женщины". Далее в рецепте сказано, что заболевание следует перенести на "статую Исиды". Керамические фигурки Исиды на тот период, каким датируется этот папирус, нам неизвестны. Это может происходить из-за того, что такие фигурки уничтожались сразу же после того, как на них переносили страдание, однако кажется более правдоподобным, что фигурки богини жертвовали в храм после обряда либо закапывали.

 

[Илл. 52. Заклинание для изгнания яда, 13-ый век до н.э. В нём предписывается изготовить воскового кота и человеческую фигуру из теста.]

 

     Возможно, что это заклинание ссылается на тот тип обнажённых женских фигурок, который применяли в качестве чар плодородия (см. Илл. 65). Эти фертильные фигурки находят в погребениях, во внешних частях гробниц, в домашних святилищах и в храмах божеств, связанных с плодородием. Их задачей было гарантировать успешную половую жизнь, кульминирующую в рождении здорового потомства (см. далее Главу IX). Заклинания для облегчения желудочных колик и родовых схваток иногда сгруппированы вместе в магико-медицинских папирусах. Наложение руки на живот рекомендовано в обоих случаях, так что объекты, относимые к деторождению, могут с тем же успехом появиться в заклинании против обычного несварения. Женская фигурка Исиды также упоминается в противоядном заклинании. Укус скорпиона иногда используется как метафора для всевозможных неожиданных и мистических недугов раннего детства, потому может быть отнесён к сфере плодовитости.

     Некоторые используемые в магии фигурки или статуэтки более точно репрезентируют божеств. К примеру, одно противоядное заклинание должно быть произнесено над деревянной статуэткой божественного сокола. Эту фигурку следует поместить рядом со страдальцем и предложить ей хлеб и благовония. Здесь маг обращается с фигуркой сокола, как если бы она была образом божества в храме. Таким изображениям воздавали подношения еды, питья, косметики и благовоний, чтобы склонить божество манифестировать себя в храмовом пространстве. После этого статуя бога становилась источником силы. Античные авторы ссылаются на эту способность оживлять божественные образы как на нечто уникально-египетское.

     В инструкции к другому противоядному заклинанию оговаривается, чтобы оно было произнесено над деревянной статуей Хора, держащего змей и попирающего крокодила и скорпиона. Деревянные объекты, соответствующие данному описанию, сравнительно редки, однако сохранилось множество их каменных аналогов (Илл. 7, 77). Они всегда имеют форму стел с вырезанными в них трёхмерными фигурками Хора. Последний изображается на них обнажённым ребёнком, попирающим одного или нескольких крокодилов и удерживающим змей, скорпионов и иногда пустынных животных, таких как львы и антилопы-ориксы. Над фигурой Хора часто появляется голова Бэса, также на стеле могут быть выгравированы различные божества-защитники (см. Илл. 7).

     Такие объекты известны как циппи Хора, либо как стелы "Хора-на -крокодилах". Они ранжируются по времени от ~13-го века до н.э. до 2-го века н.э. Некоторые из них ставились в храмах. Другие происходят из домов или гробниц. Отдельно взятый циппус [62] обычно содержит несколько противоядных заклинаний. Дуальное значение таких статуй-стел заключалось в отпугивании потенциально ядовитых рептилий или опасных животных и в исцелении пострадавших от их укусов (см. Главу X). Также они действовали в общем смысле против сверхъестественных сущностей, принимавших обличья животных или рептилий. 

     Собрания схожих или идентичных заклинаний иногда наносили на статуи божеств, царей, высокопоставленных жрецов и сановников. Такие статуи часто совмещены с циппи (Илл. 53). Божественные статуи этого типа чаще всего воплощают Исиду, иногда с Хором, сидящим на её коленях либо стоящим рядом. В других примерах мы встречаем Нейт, чьи храмы в Саисе были знамениты своим медиками. В конце I тсчл-ия до н.э. статуи-циппи устанавливали в храмовых санаториях. Это были отдельные помещения внутри храмовых стен, куда люди приходили для инкубации сновидений и исцеления через питьё или купание в священной воде.

 

 

[Илл. 53. Миниатюрная статуя-стела конца I тсчл-ия до н.э. На ней показаны: Исида, держащая младенца-Хора (справа); голова Беса (вверху, слева), и Хор, торжествующий над опасными животными и рептилиями (низ, слева).]

 

     В египетских храмах II тсчл-ия до н.э. самыми важными статуями были царские. Некоторые из этих царских статуй специально помещались во внешних пределах храма, чтобы действовать как своего рода концентраторы народного почитания. Статуи Рамсеса II, “слышащего молитвы”, изображались и на частных стелах. Общей практикой было использование живых или мёртвых царей в качестве посредников при обращении к богам. Царь играл важную роль в популярной религии, но, за исключением применения царских имён в качестве амулетов, цари не часто упоминались в повседневной магии.

     Интересное исключение из этого правила представляет группа деформированных статуй из часовни в восточной пустыне близ Гелиополя. Статуи изображают царя Рамсеса III (1184-1153 гг. до н.э.), сидящего рядом с царевной либо богиней. Очевидно, что богиней выступает Исида. Можно ожидать, что Рамсес здесь играет роль её сына Хора, однако в надписях он описывается как божество рассвета Хепри. Троны, на которых сидит божественная пара, представляют собой компендиумы заклинаний против опасных животных и рептилий. Судя по всему, они были перекопированы с коллекции магических текстов, хранящейся в храмовой библиотеке, возможно, из того же Дома Жизни в Гелиополе. Одно из заклинаний, проклятие Апопа, врага Ра, практически идентично отрывку из Книги Повержения Апопа, входящей в состав Папируса Бремнер-Ринд (4-ый век до н.э.).

     Эта групповая статуя была установлена на одном из пустынных маршрутов, предназначенных для горнодобывающих экспедиций. Такие экспедиции иногда укомплектовывались укротителями скорпионов (см. Главу IV). Судя по текстам со статуи Рамсеса III, основной опасностью восточных пустынь были рогатые гадюки[63]. Члены экспедиций, возможно, сперва посещали часовню с царской статуей, прежде чем отправиться в опасное путешествие через пустыню. Их иногда мог сопровождать писец, способный читать тексты вслух, однако стандартной практикой, по-видимому, была абсорбация магической силы статуи путём прикосновения к ней или через питьё воды, пролитой на неё. В одной надписи царь описывается как лев, который прогоняет всех (враждебных) богов и духов прочь. Монумент в целом должен был акцентировать мысль, что именно от царя исходит вся магическая поддержка его рабочей силы, и от него же исходит защита всех городов Египта от злоумышлений пустынных тварей.

     Храмовые статуи жрецов и официалов также предоставляли публичные услуги. Установить собственную статую в египетском храме было привилегией, позволенной лишь храмовому персоналу или же дарованной важным сановникам в качестве знака царского расположения. Древние египтяне считали, что такие статуи предоставляют альтернативное тело для ка их владельца. Ка становилось резидентом храма и могло разделять приношения, даруемые богам. Храмовые статуи первой половины II тсчл-ия до н.э. часто покрыты надписями, адресованными членам храмового персонала, которые обещают хорошую судьбу для них и их потомков, если те сделают подношения владельцу монумента. Схожие надписи обнаружены и во внешних частях гробниц; они основываются на вере, что мёртвые могут помогать живым, в частности – на суде Осириса (см. Главу XI).

     Позже, во II тсчл-ии до н.э. произошёл сдвиг акцента на силе мёртвых в сторону силы богов. Для мирян стало более привычным посещать внешние пределы храмов для молитв и принесения богам жертв. Надписи на некоторых храмовых статуях этого периода адресованы каждому визитёру, богатому или бедному, мужчине или женщине, без разбора. В обмен на приношения хозяин статуи соглашался передать молитвы и ходатайства от посетителя к главному божеству храма. Часть этих "статуй-посредников" за прошедшие столетия стёрлась в пыль от прикосновений тысяч исполненных надежды рук.[64]

     Некоторые храмовые статуи I тсчл-ия до н.э. предлагают посетителям другой вид услуг, в частности, магическое исцеление. Эти лечебные статуи изображены стоящими, коленопреклонёнными либо сидящими на корточках людьми. Владелец статуи часто держит циппус Хора, в подобных случаях скульптуры часто снабжены бассейном у основания. Такие статуи обычно покрыты надписями, включающими молитвы к их владельцам и противоядные заклинания. Прототипы к некоторым из этих инвокаций можно найти в ещё Текстах Пирамид, однако сложные нарративные заклинания были разработаны сравнительно позже, в течение I тсчл-ия до н.э.

     Циппи и целительные статуи работали через физический контакт с пациентом. Головы Бэса, имеющиеся на многих из этих стел, также несут следы полировки. В ходе ритуала также могли прикасаться к руке лечебной статуи. Вдоль кисти и всей руки статуи человека по имени Джедхор выписано заклинание, обещающее страждущему, что Рука Атума изгонит яд Апопа и дарует жизнь, благополучие и здоровье. Магическое лечение предположительно дополняло чисто медицинские средства (см. Главу X), но если пациент выздоравливал, он должен был также совершить подношения духу человека, установившего эти циппус или статую. 

     Противоядные заклинания кажутся более специализированными, но надо отметить, что они имели дело с обычной угрозой, которой подвергались, в частности, дети. Здоровый взрослый человек вряд ли умирал от укуса скорпиона, но ребёнок вполне мог, а древние египтяне были очень сердобольными в вопросе детского благополучия. Змеи и скорпионы могли также выступать как общие символы сил хаоса, угрожавших защищённой и упорядоченной жизни, которой надеялось насладиться большинство египтян. Отсюда мы находим эти заклинания повсюду, начиная с храмовых порталов и заканчивая миниатюрными циппи (Илл. 77), созданными, чтобы храниться в домах или носиться как амулеты.       

      

 

 

ДОП. ЧТЕНИЕ

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

А. Клазенс. База магической статуи ( Socle Behague ) из Музея античности в Лейдене. Лейден, 1952.

Г. Познер. Папирус Вандье. Каир, 1985.

К. Сил. Хор на крокодилах. // Журнал исследований Ближнего Восток



2020-02-03 390 Обсуждений (0)
Магические фигурки и статуи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Магические фигурки и статуи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (390)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)